Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Дмитрий Кику

К.полит.н.

25–27 сентября 2015 г. в Нью-Йорке в рамках юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи состоится Саммит ООН по устойчивому развитию, в ходе которого предстоит утвердить Глобальную повестку дня в области развития на период после 2015 г. Документ под названием «Меняя наш мир: Повестка дня устойчивого развития до 2030 года» содержит комплексный план действий по вопросам стратегии глобального развития и должен вступить в силу с 1 января 2016 г.

25–27 сентября 2015 г. в Нью-Йорке в рамках юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи состоится Саммит ООН по устойчивому развитию, в ходе которого предстоит утвердить Глобальную повестку дня в области развития на период после 2015 г. Документ под названием «Меняя наш мир: Повестка дня устойчивого развития до 2030 года» содержит комплексный план действий по вопросам стратегии глобального развития и должен вступить в силу с 1 января 2016 г.

Реализация Целей развития тысячелетия

Идея ООН об объединении усилий по разработке общих целей развития имеет глубокие исторические корни. Принятая в 1961 г. первая «Декада развития ООН» — так называемая программа международного экономического сотрудничества — была нацелена на содействие экономическому росту государств-членов Организации.

«Декады развития» послужили важной предпосылкой к принятию 8 сентября 2000 г. Декларации тысячелетия ООН в ходе Саммита Тысячелетия, в котором участвовали 185 глав государств и правительств, включая президента России В. Путина.

В 2001 г. была принята дорожная карта по выполнению Декларации тысячелетия ООН, которая содержала 8 целей, 18 задач и 48 индикаторов для измерения степени достижения целей, получивших название «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ). Они охватывают следующие направления:

  • ликвидация крайней нищеты и голода;
  • обеспечение всеобщего начального образования;
  • поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  • сокращение детской смертности;
  • улучшение охраны материнства;
  • борьба с ВИЧ/СПИД, малярией и другими заболеваниями;
  • обеспечение экологической устойчивости;
  • формирование глобального партнерства в целях развития.

Все цели сформулированы с учетом уровня развития по состоянию на 1990 г. в качестве отправной точки, а их достижение запланировано к концу 2015 г.

Значение ЦРТ обусловливается тем, что они стимулировали рост официальной помощи в целях развития (увеличение объема средств, выделяемых развитыми государствами для решения проблем развивающихся стран) и задали тон в сфере содействия международному развитию (СМР).

В конце 2014 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун представил доклад о ходе достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Согласно докладу, число людей во всем мире, живущих в условиях крайней нищеты, сократилось более чем наполовину — с 1,9 млрд в 1990 г. до 836 млн в 2015 г. При этом наибольший прогресс отмечается с 2000 г.

Число детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, во всем мире снизилось почти наполовину — со 100 млн в 2000 г. до предположительно 57 млн в 2015 г.

С начала 1990-х годов темпы снижения смертности среди детей в возрасте до пяти лет в мире выросли более чем в 3 раза.

С 1990 г. коэффициент материнской смертности во всем мире сократился на 45%, при этом основное сокращение наблюдается с 2000 г.

За период 2000–2014 гг. объем официальной помощи, предоставленной развитыми странами в целях развития, вырос в реальном выражении на 66% — до 135,2 млрд долл.

Тем не менее на протяжении последних лет выполнение ЦРТ подвергалось критике за упрощенный подход к процессам развития и cфокусированность исключительно на социальных аспектах этих процессов. Утверждалось, в частности, что процедура принятия ЦРТ не была открытой и представительной, а сама повестка целей представляет собой взгляд на развитие в основном с позиции доноров.

Новые горизонты устойчивого развития


8 Целей развития тысячелетия

Чтобы избежать новых обвинений в кулуарности, ООН предприняла ряд шагов, направленных на достижение наиболее репрезентативного консенсуса по программе действий в области развития на период после 2015 г. Так, в январе 2012 г. Пан Ги Мун учредил Целевую группу ООН, объединившую более 60 агентств и учреждений Организации. Группа была призвана обеспечить аналитическую, экспертную и информационно-просветительскую поддержку программы в области развития на период после 2015 г.

В ходе согласования текста Глобальной повестки дня российская делегация выступала за то, чтобы будущая стратегия была выдержана в духе Конференции ООН по устойчивому развитию («Рио+20»), состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 2012 г., и ее итогового документа «Будущее, которого мы хотим». В нем были подтверждены «ключевые многосторонние договоренности и взаимные обязательства стран в социальной, экономической и природоохранной сферах».

Одним из главных итогов «Рио+20» стало решение государств-членов разработать комплекс целей, которые будут способствовать адресным и согласованным действиям в области устойчивого развития (ЦУР). Согласно достигнутым в ходе «Рио+20» договоренностям, формулирование ЦУР и разработка программы действий в области развития на период после 2015 г. должны быть скоординированными. Выполнение работы было поручено Открытой рабочей группе по ЦУР. Представленные Группой рекомендации, закрепленные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 68/309 от 10 сентября 2014 г., были положены в основу текста Глобальной повестки дня в области развития на период после 2015 г. (ГПДР-2015).

Значение ЦРТ обусловливается тем, что они стимулировали рост официальной помощи в целях развития.

В июле 2012 г. Генеральный секретарь ООН сформировал Группу высокого уровня по разработке ГПДР-2015, которая внесла заметный вклад в подготовку Глобальной повестки дня. Подтверждением весомого российского участия в реализации ЦРТ стало вхождение в состав Группы Э. Набиуллиной, занимавшей в то время должность помощника президента России.

Российская сторона исходила из того, что Глобальная повестка дня должна подтверждать центральную роль ООН как единственной универсальной платформы для выработки взаимоприемлемых решений общемировых проблем и продвижения концепции устойчивого развития. Данная концепция направлена на формирование «стабильной, безопасной, справедливой, демократической системы международных отношений, учитывающей равное партнерство между государствами с соблюдением принципов и целей Устава ООН».

По итогам переговорного процесса, продолжавшегося два года, государства-члены согласовали проект ГПДР-2015, принятие которой ожидается в ходе предстоящего 25–27 сентября 2015 г. Саммита ООН по устойчивому развитию. В документе предусматривается достижение 17 новых целей и решение 169 задач в области устойчивого развития. Они касаются ликвидации нищеты, охраны здоровья, обеспечения гендерного равноправия, борьбы с изменением климата, стимулирования экономического роста и создания рабочих мест, улучшения доступа к современным источникам энергии, расширения услуг в области водоснабжения и санитарии, обеспечения безопасности городов и других населенных пунктов к 2030 г.

«Сегодня мы начинаем новую эру», — заявил Пан Ги Мун в своем выступлении на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 1 сентября 2015 г., в ходе которого он официально представил согласованный документ.

Ранее Пан Ги Мун отмечал, что процесс оказания финансовой поддержки осуществления Глобальной повестки может быть осложнен медленными темпами восстановления мировой экономики, что обусловлено новыми вызовами, в том числе «геополитическими конфликтами» в различных частях мира. Согласно экспертным оценкам, для реализации задачи перехода к устойчивому развитию необходимо 17 трлн. долл.

Российское участие в достижении ЦУР

Россия вносит заметный вклад в содействие в целях развития. Российское финансовое участие заметно выросло — со 100 млн долл. в 2004 г. до более 700 млн долл. в 2013 г. В принятой в июне 2007 г. Концепции участия России в содействии международному развитию было подтверждено, что «политика Российской Федерации в области СМР будет основываться на Целях развития тысячелетия ООН, зафиксированных в Декларации ООН 2000 года».

Процедура принятия ЦРТ не была открытой и представительной, а сама повестка целей представляет собой взгляд на развитие в основном с позиции доноров.

Принятая в апреле 2014 г. Концепция государственной политики участия России в сфере содействия международному развитию призвана адаптировать участие России в достижении ЦУР.

В январе 2015 г. между российским правительством и Программой развития ООН (ПРООН) было подписано Рамочное соглашение о партнерстве. В нем зафиксировано завершение перехода России в категорию доноров программ международной помощи.

За последнее десятилетие Россия предоставила гуманитарную помощь 110 странам. В соответствии с принятыми на саммите «Группы восьми» в 2005 г. в Глениглсе обязательствами Россия списала долг африканских стран в размере 11,3 млрд долл., в том числе 2,2 млрд долл. в рамках инициатив для беднейших стран с высоким уровнем внешней задолженности. Кроме того, 552 млн долл. были списаны по схеме «долг в обмен на развитие» («debt-for-development swaps»). В сентябре 2012 г. Россия объявила о списании 11 млрд долл. долга КНДР и почти 500 млн долл. долга Кыргызстана.

В целом председательство России в «Группе восьми» в 2006 г., в «Группе двадцати» в 2013 г. и саммит БРИКС, состоявшийся в июле 2015 г. в Уфе, дали нашей стране уникальную возможность не только активизировать свое участие в СМР, но и оказывать заметное влияние на формирование глобальной повестки дня в данной области.

Так, в декларации Санкт-Петербургского саммита глав государств и правительств «Группы двадцати» содержится информация о выполнении этим объединением обязательств в области развития, а также стратегия развития, включающая основные приоритеты, новые инициативы и текущие обязательства.

В Уфимской декларации VII саммита БРИКС подтверждена приверженность стран-участниц повестке дня в области развития на период после 2015 г. В документе содержится призыв к развитым странам полностью и вовремя выполнять свои обязательства в рамках СМР.

Новый банк развития БРИКС, одним из партнеров-учредителей которого выступила Россия, — яркий пример инновационного источника финансирования для развития, призванного способствовать достижению ЦУР и национальных повесток дня в области развития. Банк может стать весомым двигателем развития как в странах БРИКС, так и в развивающемся мире в целом.

Основной фокус российских донорских усилий по содействию международному развитию приходится на страны СНГ и, в частности, на государства Центральной Азии. Речь идет об укреплении национальных систем инфекционного контроля в этих странах, о комплексных поставках диагностических лабораторий, повышении квалификации соответствующих специалистов в рамках реализации 6-й ЦРТ («Борьба с ВИЧ/СПИД, малярией и другими заболеваниями»).

В контексте принятия Глобальной повестки дня России, как представляется, необходимо укреплять лидерские позиции в СНГ в качестве финансового, интеллектуального и логистического центра помощи. В целом эффективное участие России в содействии международному развитию послужит неоценимой поддержкой усилий по устранению очагов напряженности и конфликтов в мире, источников незаконного оборота наркотиков, международного терроризма и преступности, прежде всего, в прилегающих к российским границам регионах.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся