Read in English
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

Европейский союз ввёл одиннадцатый пакет санкций в отношении России. Главной интригой пакета были ограничительные меры в отношении зарубежных стран и организаций, которые с Россией взаимодействуют. Речь шла о сотрудничестве в тех областях, которые так или иначе находятся под санкциями ЕС. Вопрос в том, как именно Европейский союз будет добиваться продвижения за рубежом своих норм экспортного контроля и иных санкций в отношении России?

Очевидно, что, разрабатывая новые механизмы, ЕС ориентировался на богатый опыт США. Американцы уже долгое время используют три инструмента — вторичные санкции, расширение экспортных ограничений и меры уголовного и административного преследования. В первом случае Минфин США попросту вводит блокирующие санкции в отношении физических и юридических лиц, которые подозреваются в обходе санкций. Такие меры широко применялись в отношении контрагентов России за рубежом во всех крупных пакетах американских санкций в 2023 году.

В ЕС данные меры лишь получают своё оформление в виде правовых механизмов и правоприменительной практики. Ещё в прошлом году в статье 3 Регламента 269/2014 появились дополнительные основания для введения блокирующих санкций. Пункт h относит к ним содействие в обходе ограничительных мер в отношении России. В новом одиннадцатом пакете санкций зафиксирован первый случай применения данного правового механизма. Под блокирующие санкции попало непубличное акционерное общество «Научно-производственный центр “Специализированные приборы и системы”». Пока это лишь первый случай, но не исключено, что ЕС будет ориентироваться в будущем на американские объёмы. Причём относиться это может к обходу как экспортного контроля, так и финансовых санкций. Кроме того, власти ЕС уже сейчас расширяют практику уголовного и административного преследования за обход санкций.

Другой новеллой одиннадцатого пакета стали торговые санкции ЕС в отношении отдельных юридических лиц в третьих странах, сотрудничающих с российским ОПК. Среди таких лиц — компании из Армении, ОАЭ, Ирана, Сирии, Узбекистана, КНР. Появление компаний из третьих стран в Приложении IV мало что меняет в режиме санкций. Однако лица в юрисдикции ЕС получают ясный сигнал о том, что в отношении поименованных лиц поставки оборонных товаров и товаров двойного назначения могут иметь правовые последствия.

Ещё одна мера, появившаяся в одиннадцатом пакете, — санкции в отношении стран, которые задействованы в обходе санкций. Механизм пока находится лишь в начальной стадии своего развития. Власти ЕС проявляют большую осторожность, опасаясь испортить политические отношения с дружественными России странами. В качестве предельной меры возможны экспортные ограничения по поставкам в данные страны тех товаров, которые запрещены к экспорту в России, но которые попадают в неё через данные третьи страны. Вряд ли Брюссель будет активно применять новый инструмент, но само его наличие даёт Еврокомиссии дополнительные правовые основания для целенаправленной работы с правительствами дружественных Москве стран.

Европейский союз ввёл одиннадцатый пакет санкций в отношении России. Главной интригой пакета были ограничительные меры в отношении зарубежных стран и организаций, которые с Россией взаимодействуют. Речь шла о сотрудничестве в тех областях, которые так или иначе находятся под санкциями ЕС. Вопрос в том, как именно Европейский союз будет добиваться продвижения за рубежом своих норм экспортного контроля и иных санкций в отношении России?

Экспортный контроль ЕС на российском направлении представляет собой широкий набор ограничений, которые зафиксированы в Регламенте Совета ЕС 833/2014 года. Их можно разделить на несколько категорий. Прежде всего речь о товарах военного и двойного назначения. Практически все они запрещены к поставке в Россию. Это многочисленные товары, многие из которых применяются в гражданских областях — электроника, лазеры, сенсоры и тому подобное. Их список есть в Регламенте Совета ЕС 2021/821 и дополняется списком из Приложения VII Регламента 833/2014. Следующая группа — «товары роскоши», куда входит набор бытовых и иных товаров выше определённого ценового порога. Ещё одна важная группа — промышленные товары, которые могут содействовать развитию России. Здесь сотни наименований промышленных товаров — от электротехники и подшипников до бумаги и стекла. Любым лицам в юрисдикции ЕС поставки данных товаров в Россию без разрешения профильных ведомств в отдельных странах Союза запрещены. Но что делать в отношении лиц вне юрисдикции ЕС, а также отдельных стран, которые могут закрывать глаза и даже прямо содействовать таким поставкам?

Очевидно, что, разрабатывая новые механизмы, ЕС ориентировался на богатый опыт США. Американцы уже долгое время используют три инструмента — вторичные санкции, расширение экспортных ограничений и меры уголовного и административного преследования. В первом случае Минфин США попросту вводит блокирующие санкции в отношении физических и юридических лиц, которые подозреваются в обходе санкций. Такие меры широко применялись в отношении контрагентов России за рубежом во всех крупных пакетах американских санкций в 2023 году.

Под вторичные санкции попадали граждане и компании из Индии, Китая, ОАЭ, Швейцарии, Лихтенштейна, с Кипра, Мальты и других стран. В каждом таком случае проблем с официальными властями данных стран у американцев не возникало. По умолчанию подразумевается, что данные лица действовали на свой страх и риск, а не по заказу правительства в своей юрисдикции. Во втором случае Минторг США обычно включает подозрительные компании в «список лиц» (Entity List), запрещая с ними отдельные операции. Наконец, Минюст, Минфин, Минторг и Госдепартамент США давно отработали механизмы выявления схем обхода санкций и преследования их участников в уголовном или административном порядке.

В ЕС данные меры лишь получают своё оформление в виде правовых механизмов и правоприменительной практики. Ещё в прошлом году в статье 3 Регламента 269/2014 появились дополнительные основания для введения блокирующих санкций. Пункт h относит к ним содействие в обходе ограничительных мер в отношении России. В новом одиннадцатом пакете санкций зафиксирован первый случай применения данного правового механизма. Под блокирующие санкции попало непубличное акционерное общество «Научно-производственный центр “Специализированные приборы и системы”». В мотивировочной части указывается, что компания была вовлечена в обход ограничений ЕС через партнёрство с нидерландской компанией Woerd-Tech BV. Пока это лишь первый случай, но не исключено, что ЕС будет ориентироваться в будущем на американские объёмы. Причём относиться это может к обходу как экспортного контроля, так и финансовых санкций. Кроме того, власти ЕС уже сейчас расширяют практику уголовного и административного преследования за обход санкций.

Другой новеллой одиннадцатого пакета стали торговые санкции ЕС в отношении отдельных юридических лиц в третьих странах, сотрудничающих с российским ОПК. Среди таких лиц — компании из Армении, ОАЭ, Ирана, Сирии, Узбекистана, КНР. Данные компании помещены в Приложение IV Регламента 833/2014. Теперь в Регламенте будет пояснение о том, что поименованные компании имеют коммерческие связи или иным образом содействуют российскому оборонному сектору. Вместе с тем их включение в список не означает санкций против правительств стран, в которых зарегистрированы данные лица. Кроме того, сам список предполагает весьма специфические ограничения. В отношении поименованных компаний не действуют исключения из ограничительных мер, связанных с военными товарами и товарами двойного назначения. Включение в данный список российских компаний было понятным — выделялись те, в отношении которых, например, нельзя было получить гуманитарные исключения. Но действие этой нормы в отношении компаний в третьих странах вызывает вопросы о том, как именно будет применяться данная мера. В любом случае — появление компаний из третьих стран в Приложении IV мало что меняет в режиме санкций. Однако лица в юрисдикции ЕС получают ясный сигнал о том, что в отношении поименованных лиц поставки оборонных товаров и товаров двойного назначения могут иметь правовые последствия.

Ещё одна мера, появившаяся в одиннадцатом пакете, — санкции в отношении стран, которые задействованы в обходе санкций. Механизм пока находится лишь в начальной стадии своего развития. Власти ЕС проявляют большую осторожность, опасаясь испортить политические отношения с дружественными России странами. В качестве предельной меры возможны экспортные ограничения по поставкам в данные страны тех товаров, которые запрещены к экспорту в России, но которые попадают в неё через данные третьи страны. До использования такой предельной меры власти ЕС должны вести переговоры и консультации с правительством данной страны с целью пресечения поставок в Россию. Вряд ли Брюссель будет активно применять новый инструмент, но само его наличие даёт Еврокомиссии дополнительные правовые основания для целенаправленной работы с правительствами дружественных Москве стран.

Иван Тимофеев, Денис Примаков, Ярослав Солдаткин:
Сужающееся санкционное пространство

В остальном одиннадцатый пакет можно считать движением по накатанной колее. Расширен список граждан и организаций России, которые попадают под блокирующие финансовые санкции. Теперь в нём 244 юридических и 1572 физических лица. Заблокировано вещание ряда российских СМИ. Запреты на импорт продукции чёрной металлургии расширяются на поставки через третьи страны. В списке запрещённого российского импорта также появились новые категории. Расширен экспортный контроль по товарам двойного назначения. То же касается «товаров роскоши» — по примеру США под запрет попали, в частности, некоторые категории бытовой электроники. Значительно расширились экспортные ограничения по промышленным товарам. Дополнены транспортные ограничения, в том числе в отношении доступа автотранспорта из России в дорожную сеть ЕС. Ужесточаются ограничения в отношении морских судов, нарушающих требования ценового порога по перевозке российской нефти и нефтепродуктов, а также иным способом обходящих санкции ЕС в данной области. В частности, им будет закрыт доступ в порты стран ЕС. Сняты исключения по поставкам нефти по трубопроводу «Дружба». Вместе с тем новые ограничения так или иначе были прогнозируемы и практически не меняют логику своего применения. Курс на экономическую блокаду России продолжается. Сама же Россия продолжает политику адаптации к новым мерам.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju