Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Андрей Загорский

К.и.н., заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России, член РСМД

Сегодня на фоне украинского кризиса ОБСЕ переживает свой очередной период ренессанса. С ней связываются перспективы урегулирования конфликта в Украине и вокруг нее, хотя государства-участники строго дозируют тот объем инструментов регулирования кризисов, которые они позволяют организации использовать. Долго ли продлится этот период ренессанса? Если государства-участники и дальше будут придерживаться в своей политике линии на сохранение статус-кво, нынешний период активизации ОБСЕ останется в ее истории как еще один неиспользованный шанс для укрепления общеевропейских институтов, а саму организацию ждет дальнейшая маргинализация в системе европейской безопасности и сотрудничества.

За сорок лет, прошедших с момента подписания хельсинкского Заключительного акта, нынешняя ОБСЕ, выросшая из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), знала и взлеты, и падения – как в период холодной войны, так и после ее завершения.

Моменты успеха, к которым, безусловно, можно отнести и подписание Заключительного акта в 1975 г., и принятие парижской Хартии для новой Европы в 1990 г., неизменно сменялись трудными временами, когда порой казалось, что ресурс Совещания / Организации исчерпан и у нее больше нет будущего.

Так было сразу после хельсинкского саммита – на общеевропейской встрече в Белграде 1977-1978 гг., на мадридской встрече в 1980-1983 гг., когда советское руководство поначалу всерьез допускало, что эта встреча будет последней, если на ней, как в Белграде, продолжится полемика вокруг прав человека. Так было в 1986 г., когда в Вашингтоне обсуждался вопрос о прекращении участия США в хельсинкском процессе, не приносившем, с их точки зрения, тех результатов (прежде всего в области прав человека), на которые они рассчитывали.

Немало трудных периодов и разочарований можно насчитать и в истории современной ОБСЕ. Тем не менее каждый раз, когда то на Западе, то на Востоке поднимался вопрос о том, нужна ли эта организация и если да, то зачем, ответ на него давался всегда утвердительный, хотя и после долгих споров и сомнений. И чем сложнее складывалась обстановка в отношениях между Западом и Востоком, тем более востребованной была ОБСЕ, которая временами оставалась одной из немногих действующих площадок для поддержания политического диалога, тогда как другие площадки закрывались.

Так было в первой половине 1980-х гг., когда в ответ на начало развертывания американских ракет в Европе СССР вышел из переговоров по ограничению и сокращению ядерного оружия, но «остался» на начавшейся в 1983 г. стокгольмской Конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе, созванной по решению мадридской встречи СБСЕ. Нечто подобное мы видим и сегодня, когда в условиях украинского кризиса и развернувшегося на его фоне кризиса в отношениях России с Западом ОБСЕ оказалась единственной многосторонней площадкой, на которой возможны коллективные решения по урегулированию кризиса, поддерживаемые всеми – и Россией, и Украиной, и США, и странами-членами ЕС, и НАТО.

Если рассуждать о том, в какой период времени ОБСЕ (так она называется с 1995 г.) была наиболее востребована в европейской политике, то, конечно, – это бóльшая часть 1990-х гг. Тогда казалось, что на смену расколу Европы идет ее объединение на основе приверженности общим ценностям, закрепленным в парижской Хартии – демократии, основанной на правах человека, процветанию через экономическую свободу и социальную справедливость и равной безопасности для всех. Началось формирование общеевропейских структур и институтов, составивших костяк современных исполнительных структур ОБСЕ. Организация принимала активное участие в урегулировании вооруженных конфликтов – прежде всего в бывшей Югославии, добилась политического урегулирования глубочайшего кризиса в Албании в 1997 г., грозившего закончиться расколом страны.

Причины, по которым с началом «нулевых» годов ОБСЕ заняла более скромное место в европейской «архитектуре безопасности», много, и вряд ли можно выделить среди них одну главную.

Начавшееся в конце 1990-х гг. расширение НАТО и ЕС, безусловно, снижало значимость ОБСЕ для их новых членов. Но дело даже не столько в самом расширении, в результате которого более половины 57 государств-участников ОБСЕ интегрировались в евроатлантические структуры.

Менялись сами евроатлантические организации и прежде всего Европейский союз, который с формированием инструментов Общей внешней политики ЕС, политики в области безопасности и обороны освоил практически все компетенции, включая деятельность по регулированию кризисов, которые в 1990-е гг. считались исключительным конкурентным преимуществом ОБСЕ. В результате с начала «нулевых» ЕС все больше (хотя и не полностью, как показал украинский кризис) «замещает» ОБСЕ в том, что касается регулирования конфликтов в Юго-восточной Европе.

С началом расширения евроатлантических организаций менялась и политика России. С середины 1990-х гг. основной акцент ею был перенесен с укрепления ОБСЕ на институционализацию стратегического партнерства с ЕС и НАТО – во многом в ущерб общеевропейской организации.

С «нулевых» годов нарастало сопротивление прежде всего постсоветских государств попыткам (так и оставшимся безуспешными) перенести центр тяжести с оперативной деятельности Организации на постсоветское пространство. ОБСЕ вступила в полосу бесконечных дискуссий относительно целесообразных путей ее реформирования. За последнее десятилетие ясно обозначился и углубился раскол внутри организации – между новыми Западом и Востоком. Предпринимавшиеся в последние годы попытки вывести ОБСЕ из этого состояния – обсуждения российского предложения о Договоре о европейской безопасности на неформальных встречах министров иностранных дел в 2008-2010 гг., «процесс Корфу» в 2010 г., саммит ОБСЕ 2010 г., обсуждения в формате «Хельсинки + 40» не привели к желаемому результату, а украинский кризис фактически парализовал обсуждение перспектив совершенствования архитектуры европейской безопасности не только в ОБСЕ, но и на других площадках.

В сложные периоды международных осложнений политики любят упрекать международные организации в бездействии, неповоротливости и медлительности в том, что касается адаптации к новым реалиям. Но международные организации не суверенные субъекты международных от отношений. Если они в чем–то недорабатывают, то чаще всего – это не их вина, а вина их государств-членов. Чем больше в периоды кризисов и взаимного недоверия падает договороспособность входящих в них государств, тем больше сокращается дееспособность созданных ими институтов.

EPA/ MAXIM SHIPENKOV/ Vostock Photo
Максим Сучков:
Будущее ОБСЕ: новое время, прежние
вызовы

Это общее положение в полной мере применимо к ОБСЕ. Принимая решения о формировании и укреплении общеевропейских исполнительных структур, государства-участники ОБСЕ с самого начала создавали «слабые» структуры, отводя им роль исполнителей их коллективной воли. При условии, разумеется, наличия консенсуса внутри организации. Отсутствие же консенсуса парализует ОБСЕ, не позволяет реализовать имеющийся у нее потенциал – неизмеримо больший, чем тот, которым она обладала в 1990-е годы.

Современная ОБСЕ – это, во-первых, наработанная за 40 лет обширная нормативная база – принципы, закрепленные в хельсинкском Заключительном акте 1975 г., другие обязательства, принятые государствами-участниками в различных документах СБСЕ—ОБСЕ, конкретные договоренности, которые они обязались выполнять.

Споры и дискуссии о выполнении (или нарушении) этих принципов и обязательств ведутся в организации на протяжении всех сорока лет ее существования. Данное обстоятельство не умаляет, а подтверждает их неизменную значимость. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что все государства неизменно апеллируют к принципам и обязательствам, закрепленным в разные годы в документах СБСЕ—ОБСЕ. За прошедшие десятилетия эта нормативная база стала неотъемлемым фундаментом общеевропейской безопасности и сотрудничества. Этот фундамент можно наращивать, «дописывать», но отказаться от этого свода правил и предложить вместо него что-то другое – задача, обреченная на провал.

Во-вторых, ОБСЕ – это площадка для ведения политического диалога по самому широкому кругу вопросов прежде всего европейской безопасности и сотрудничества. То, как этими возможностями пользуются государства – лучше или хуже – это вопрос, который следует адресовать не организации, а ее участникам.

Наконец, в-третьих, ОБСЕ располагает широким набором инструментов не только для регулирования кризисов и урегулирования конфликтов, но и для осуществления иной оперативной деятельности в трех основных областях: в том, что касается вопросов безопасности (включая урегулирование конфликтов), сотрудничества в сфере экономики и охраны окружающей среды, в области человеческого измерения.

OSCE/Evgeniy Maloletka
Олег Голишников:
ОБСЕ в меняющемся мире: стратегия
SMART

Значительный и еще практически не использованный потенциал организации заключается в поиске совместных ответов на новые трансграничные вызовы для безопасности – международный терроризм, безопасное использование информационно-коммуникационных технологий, противодействие международной организованной преступной деятельности, торговле людьми, незаконному обороту наркотиков и др. То, в какой мере государства используют и совершенствуют инструменты ОБСЕ на соответствующих направлениях, зависит прежде всего от них самих, поскольку в отсутствие согласия (консенсуса) ее участников у ОБСЕ фактически связаны руки.

Сегодня на фоне украинского кризиса ОБСЕ переживает свой очередной период ренессанса. С ней связываются перспективы урегулирования конфликта в Украине и вокруг нее, хотя государства-участники строго дозируют тот объем инструментов регулирования кризисов, которые они позволяют организации использовать.

Долго ли продлится этот период ренессанса? Если государства-участники и дальше будут придерживаться в своей политике линии на сохранение статус-кво в организации – а они продолжают придерживаться именно такой линии – и если они не проявят готовности наделить саму ОБСЕ статусом и полномочиями полноценной региональной организации, а ее «исполнительные» структуры – более широкой самостоятельностью, нынешний период активизации ОБСЕ останется в ее истории как еще один неиспользованный шанс для укрепления общеевропейских институтов, а саму организацию ждет дальнейшая маргинализация в системе европейской безопасности и сотрудничества.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju