Избрание Жан-Клода Юнкера на пост председателя Еврокомиссии (ЕК), своего рода правительства Европейского союза, означает победу «партии технократов» в ЕС, как и победу принципа солидарности. Это европеист до мозга костей, для которого Евросоюз — не столько механизм европейской интеграции, сколько мировоззренческий проект, дело, можно сказать, всей его жизни.
Избрание Жан-Клода Юнкера на пост председателя Еврокомиссии (ЕК), своего рода правительства Европейского союза, означает победу «партии технократов» в ЕС, как и победу принципа солидарности. В первом случае речь идет о том, что ключевой пост в иерархии чиновников Евросоюза достался человеку с громадным опытом работы на государственной службе в качестве многолетнего премьер-министра Люксембурга —государства маленького по территории, но чрезвычайно влиятельного в финансовом мире, и в то же время функционеру ЕС в качестве многолетнего председателя Еврогруппы — комитета министров финансов стран-членов Еврозоны. Политик такого калибра, пожалуй, впервые приходит на пост президента Еврокомиссии. Его партия социал-христиан недавно потерпела поражение на выборах в Люксембурге, и Юнкер не связан амбициями национальной политики. Это европеист до мозга костей, для которого Евросоюз — не столько механизм европейской интеграции, сколько мировоззренческий проект, дело, можно сказать, всей его жизни.
В этом смысле он один из немногих еще действующих представителей старшего поколения европейских политиков, которые до сих пор всерьез воспринимают тезисы обнародованной в 1950 г. декларации министра иностранных дел Франции Робера Шумана. В то же время Юнкер — прагматик, знаток закулисных договоренностей и политических компромиссов.
Что касается принципа солидарности, то избрание Юнкера стало провалом политики Лондона по расколу ЕС на своего рода «реформаторов» и «консерваторов», точнее сторонников межгосударственного и коммунитарного подходов к решению проблем развития организации. Против избрания Юнкера вместе с Лондоном проголосовала только Венгрия; таким образом, счет 26:2 в пользу Юнкера. При его избрании впервые были задействованы новые процедуры, запущенные Лиссабонским договором 2009 г. Они включают «праймериз» при выдвижении кандидатов на пост президента ЕК от политических групп и альянсов Европарламента, их публичные дебаты и учет итогов евровыборов при рассмотрении Европейским советом — саммита глав государств и правительств стран-членов ЕС — приоритетной кандидатуры на пост председателя ЕК. Теперь без одобрения Европарламента утверждения такой кандидатуры невозможно. Учитывая угрожающие масштабы проблемы «демократического дефицита» в деятельности ЕС, такое усиление демократического начала при выборах президента ЕК евроэнтузиастам можно только приветствовать.
В то же время избрание Юнкера — предупреждение евроскептикам во главе с Британией, что подавляющее большинство стран-членов ЕС не хотят в евростроительстве делать шаг назад в пользу межгосударственных отношений за счет коллективных механизмов, наработанных в ходе борьбы с экономическим кризисом последних лет. Это также демонстрация того, что ЕС в целом готов следовать по пути «многоскоростной Европы», позволяющей странам «авангарда» сбросить со своих ног «гири» евроскептически настроенных стран. Одним словом, Лондону показали, что шантажировать ЕС выходом какой-либо страны из его состава, пусть даже одной из крупнейших, дело бесперспективное.
Для отношений России и ЕС избрание Юнкера представляется событием обнадеживающим. Юнкер — политик политически не ангажированный; он не принадлежит к политическим кругам прибалтийских и восточноевропейских стран; он не является представителем жесткого крыла евроатлантистов в лице «младоевропейцев», скандинавов или англосаксов. Юнкер относится к тем старожилам евроинтеграции, которые считают, что ЕС должен вести не только автономную экономическую и торговую, но валютную и внешнюю политику. Уверен, что будь Юнкер в последние месяцы на месте Баррозу, ЕК не заняла бы такой антироссийской позиции в ходе украинского кризиса и не следовала бы так слепо в фарватера политики США.
Юнкер, бесспорно, будет выступать за развитие Общей внешней политики и политики в области безопасности ЕС. Это не может не включать и нормализацию и последующий прогресс в отношениях Москвы и Брюсселя. Но повторюсь, что Юнкер прагматик, и он не будет делать ничего, что не пользовалось бы поддержкой большинства членов ЕС, особенно Германии, Франции и Италии. Так что считать его «пророссийски настроенным политиком» неверно. Просто с ним Москве может быть легче в том плане, что в его лице она получит более адекватного и независимо мыслящего политика, чем Баррозу. При этом надо сказать, что во многом Юнкер будет продолжать политику своего предшественника, ведь Баррозу в своих маневрированиях между «федералистами» и сторонниками «межгосударственного подхода» к функционированию ЕС всегда склонялся к первым.
Беседовала Наталья Евтихевич, программный менеджер РСМД