Оценить статью
(Голосов: 62, Рейтинг: 3.84)
 (62 голоса)
Поделиться статьей
Александр Королёв

К.полит.н, заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

Начало специальной военной операции России в Украине застало врасплох подавляющее большинство стран мира, в том числе и АСЕАН. Вовлеченные в той или иной степени в конфликт стороны имеют статус полномасштабных и стратегических партнеров Ассоциации, поэтому прямая критика в адрес того или иного участника конфликта или, наоборот, открытая поддержка дискредитировала бы асеаноцентричный формат сотрудничества.

Тот факт, что АСЕАН не единое объединение, а совокупность зачастую раскоординированных внешних и внутренних политик десяти суверенных государств — не более чем данность, с которой многие страны-члены давно уже смирились. Голосование по Украине на полях ГА ООН, а также официальная реакция внешнеполитических ведомств стран — очередное тому подтверждение.

Разрыв отношений с Западом может придать отношениям России и АСЕАН новый импульс, однако начало специальной военной операции и последующие «драконовские» санкции сузили и без того не самый широкий коридор возможностей российско-асеановского диалога, особенно в сфере экономики.

Важно провести ревизию торговых связей с Ассоциацией, постараться отыскать перспективные ниши на рынках Юго-Восточной Азии и направления взаимодействия. В новых условиях сотрудничество в сфере цифровой экономики и взаиморасчет в национальных валютах выглядят как никогда актуальными.

Начало специальной военной операции России в Украине застало врасплох подавляющее большинство стран мира, и нам еще предстоит узнать ее последствия. Нынешний конфликт по своей природе и содержанию настолько политизированный и болезненный, что обойти его стороной даже при всем желании просто невозможно. Не осталась в стороне от этого процесса и АСЕАН, которую многие уже успели обвинить в дипломатической трусости и лицемерии за попытки сгладить углы и «дешево» отделаться от проблемы.

Логично предположить, что разрыв отношений с Западом и окончательная переориентация российской внешней политики на Азию может придать российско-асеановским отношениям новый импульс. На деле начало специальной военной операции и последующие «драконовские» санкции сузили и без того не самый широкий коридор возможностей российско-асеановского диалога, особенно в сфере экономики.

АСЕАН и ее «дипломатические стулья»

В своем одностраничном заявлении от 3 марта 2022 г. министры иностранных дел стран — членов АСЕАН выразили глубокую обеспокоенность военными действиями и ухудшением гуманитарной ситуации в Украине и призвали к немедленному прекращению огня и продолжению политического диалога мирным путем.

Доля правды в критических оценках по поводу заявления представителей АСЕАН, безусловно, имеется, однако сама по себе «беззубая» и компромиссная позиция Ассоциации едва ли должна вызывать у кого-то удивление и уж тем более шок. Нельзя забывать, что при всей славной дипломатической традиции, праздновании красивых дат по типу нынешнего 55-летнего «юбилея», участии в институциональном строительстве в Азии АСЕАН представляет собой набор малых и средних держав, чей дипломатический вес, особенно в вопросах вооруженных конфликтов в далеких от ЮВА регионах, близок к нулевому.

За свою более чем полувековую историю АСЕАН выучила наизусть и отточила на практике несколько незыблемых для акторов подобного калибра правил:

  1. не кладите все яйца в одну корзину;
  2. воздерживайтесь от прямой критики;
  3. апеллируйте к мирному решению всех проблем, международному праву и основополагающим уставам, которые максимально широки в своих трактовках.

Вовлеченные в той или иной степени в конфликт стороны — Россия, США и ЕС — являются важными акторами на мировой арене и, что немаловажно, имеют статус полномасштабных и стратегических партнеров АСЕАН. По этой причине прямая критика в адрес того или иного участника конфликта, упоминание сторон или, наоборот, открытая поддержка дискредитируют асеаноцентричный формат сотрудничества в глазах отдельных партнеров АСЕАН и означают ненужное для «десятки» раскачивание лодки. Ассоциация прекрасно отдает себе отчет о потенциальных рисках подобных действий. Выбирая между обвинениями в стремлении усидеть на всех стульях и «прогибании» под кого-то конкретно, АСЕАН, очевидно, предпочитает первый вариант.

Поэтому и на этот раз не стоило было ожидать от Ассоциации более внятной реакции, тем более что ранее АСЕАН неоднократно проворачивала подобные маневры по ряду других чувствительных вопросов. Самые яркие примеры — американо-китайская торговая война или периодические обострения ситуации в Южно-Китайском море. Ни в одном документе по территориальной проблеме ЮКМ или официальном заявлении АСЕАН Китай прямым текстом не указан в качестве источника дестабилизации обстановки. Вместо этого — завуалированные выпады в адрес Пекина в духе «мы обеспокоены нарастающей напряженностью в акватории ЮКМ» и аккуратные обезличенные призывы воздерживаться от милитаризации и иных действий, способных еще больше эскалировать напряженность.

Более того, у АСЕАН и без того в настоящее время хватает головной боли, начиная от действующего военного и гуманитарного кризиса на территории одной из стран — участниц объединения — Мьянмы до борьбы с пандемией, о существовании которой уже успела позабыть большая часть исследователей и политических деятелей за последние три недели.

Наконец, несмотря на комплексный характер, сам по себе украинский кризис не занимает значимого места в повестке АСЕАН, а РФ по своему совокупному потенциалу в ЮВА уступает большинству стратегических партнеров Ассоциации. Характерно, что, по данным опроса авторитетного сингапурского исследовательского центра ISEAS в 2021 г., проведенного среди экспертов и госслужащих, Россия не попала в основной список ответов на вопрос «Какая страна / региональная организация обладает наибольшим политическим и стратегическим влиянием в ЮВА?» и была заменена на Австралию и Республику Корея, набравших на двоих менее 1%.

По этим причинам куда интереснее проследить реакцию отдельных стран — членов объединения. И здесь наблюдается пестрый букет настроений — от ярко-критического до умеренно-восторженного.

От печали до радости…

По злой иронии наиболее жесткий ответ поступил от страны, в которой еще четыре года назад произошло формирование стратегического партнерства России и АСЕАН. Речь идет о Сингапуре. Сингапурский МИД решительно осудил «неспровоцированное вторжение» России на Украину и заявил о необходимости уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности страны. Кроме того, среди всех стран — членов АСЕАН Сингапур и председательствующая в этом году в Ассоциации Камбоджа выступили соавторами резолюции ГА ООН, осуждающей «агрессию» России против Украины.

Более того, в отношении РФ Сингапур использовал почти беспрецедентный для себя инструмент давления — односторонние санкции, которые применялись страной ранее лишь единожды в 1978 г. после вторжения Вьетнама в Кампучию. Помимо приостановления рейсов и ограничений на финансовые операции с рядом российских банков и организаций Сингапур ввел экспортный контроль над предметами, которые могут быть непосредственно использованы «в качестве оружия или инструментов причинения вреда украинцам или их подчинения».

В схожей манере высказался ключевой союзник США в регионе — Филиппины. В ходе чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 февраля 2022 г. Манила открыто осудила «вторжение» в Украину и использовала недвусмысленную риторику по типу «нынешний туман лжи» и «продолжающаяся трагедия». При этом Филиппины воздержались от прямого упоминания России в рамках ООН или пресс-релизов своего МИДа, где основной акцент был сделан на необходимости экстренной эвакуации 181 гражданина Филиппин, находящихся на территории Украины. Позднее президент страны Родридо Дутерте заявил о полной поддержке США и готовности в рамках союзнических обязательств предоставить военную инфраструктуры Филиппин для размещения американских войск в случае прямого вовлечения Вашингтона в конфликт.

МИД Индонезии отметил, что страна обеспокоена эскалацией вооруженного конфликта и осуждает любые действия, которые представляют собой явное нарушение территориальной целостности и суверенитета государств. Однако, как и в случае с Филиппинами, индонезийский МИД напрямую не упомянул причастность Россию к этому конфликту. Более того, на правах председателя в G20 Индонезия отказалась включать украинский вопрос в повестку саммита, который запланирован на конец октября 2022 г.

Реакция индонезийского экспертного сообщества и пользователей социальных сетей контрастирует с официальной позицией руководства страны. Так, например, анекдот, ставший вирусным на китайском сайте Weibo, далее распространился среди индонезийских пользователей, которые в творческой форме выступили в поддержку российской спецоперации. По сюжету, бывшая жена со сложным характером (Украина), уйдя от мужа (Россия) и забрав их общих детей, связалась с дурной компанией (Запад — НАТО), которая, в свою очередь, начинает активно заигрывать со сбежавшей женой и заглядываться на имущество ее бывшего мужа и всячески его провоцировать.

Позиции Таиланда, Малайзии и Брунея оказались сдержанными. Страны выразили общую обеспокоенность обстановкой в Украине и призвали все стороны к мирным переговорам.

Любопытная ситуация сложилась в Мьянме. Военное руководство страны в лице официального представителя, генерала Зо Мин Туна открыто поддержало действия России, апеллируя к необходимости великой державы отстаивать собственный суверенитет и поддерживать баланс сил на мировой арене. Однако интересы Нейпьидо в ООН отстаивают не члены хунты, а Чжо Мо Тун, представитель сверженного в прошлом году в результате военного переворота в стране правительства Аун Сан Су Чжи, который поддержал резолюцию.

Наконец, Лаос и Вьетнам стали единственными странами — членами АСЕАН, которые воздержались от голосования по резолюции ГА ООН, осуждающей действия России в Украине, вызвав недопонимание со стороны других партнеров по объединению.

Таким образом, тот факт, что АСЕАН не единое объединение, а совокупность зачастую раскоординированных внешних и внутренних политик десяти суверенных государств — не более чем данность, с которой многие страны-члены давно уже смирились и продолжают жить в этих условиях. Голосование на полях ГА ООН, а также официальная реакция внешнеполитических ведомств — очередное яркое тому подтверждение.

Влияние на АСЕАН: имидж vs. деньги

На первый взгляд далекий для Юго-Восточной Азии российско-украинский вооруженный конфликт оказывает прямое и при этом негативное влияние на АСЕАН как в стратегическом, так и экономическом плане.

Как уже было сказано ранее, на протяжении большей части своей истории АСЕАН придерживалась буквы и духа международного права, прикрываясь им в самые непростые для себя периоды. Однако нынешний кризис заставил еще больше усомниться в последовательности асеановской позиции, поскольку на одной чаше весов конфликта встал вопрос территориальной целостности государства — члена ООН, на другой — принуждение к миру и введение ограничительных мер в обход СБ ООН.

В результате складывается неприятная с имиджевой точки зрения ситуация для АСЕАН. С одной стороны, конструктивное молчание и отказ в своих официальных заявлениях хоть как-то поднимать вопросы территориальной целостности контрастирует с образом «борца за независимость и суверенитет», который АСЕАН сама же себе создавала десятилетиями. С другой стороны, Ассоциация закрыла глаза на введение Сингапуром санкций без мандата СБ ООН в отношении своего стратегического партнера — России, хотя еще не так давно стороны выступали против односторонних мер и проявления любых форм дискриминации в политике или торговле.

В экономическом плане начало Россией специальной военной операции привело к шокам на мировых рынках и поставило государства АСЕАН в уязвимое положение. Это при том, что ни для одной из стран АСЕАН РФ не является ведущим торговым партнером.

Во-первых, большинство стран ЮВА являются нетто-импортерами нефти, цены на которую резко подскочили после начала конфликта, что вызвало негодование автомобилистов в ряде государств региона. Например, только за одну неделю после начала спецоперации литр бензина с октановым числом 95 в Сингапуре вырос на 32 сингапурских цента, бензин 92 марки — на 24. Кроме того, текущий кризис вынудил сингапурского производителя пальмового масла Wilmar International приостановить деятельность двух маслобойных заводов под Одессой из-за боевых действий в городе.

Похожая ситуация наблюдается и в ряде других стран ЮВА, включая Таиланд, где местное руководство опасается роста продовольственной инфляции и снижения ВВП в результате российско-украинского конфликта. В частности, по данным Министерства коммерции Таиланда, уровень инфляции в стране по итогам февраля достиг рекордного за последние 13 лет уровня — 5,28%, что значительно выше изначального прогноза.

Во-вторых, Россия, будучи одним из ведущих поставщиков удобрений и третьим после Канады и Китая экспортером этого товара в страны ЮВА, приостановила вывоз данной продукции за рубеж из-за отказа ряда крупных логистических компаний работать с российскими грузами. Предполагается, что данное решение носит временный характер, однако оно уже привело к повышению мировых цен на основные сельскохозяйственные культуры, пшеницу и кукурузу, и создало риски неурожая и продовольственной безопасности в странах Юго-Восточной Азии.

В-третьих, девальвация рубля и повышение мировых цен на авиаперевозки в результате введенных санкций рикошетом бьют по туристической отрасли стран Юго-Восточной Азии, для которых РФ является желанным партнером. Торговая палата Таиланда ожидает двукратного сокращения числа российских туристов в стране. При этом только c ноября 2021 г. по февраль 2022 г. 18% из всех прибывших в страну туристов пришлось на Россию — наибольший показатель за указанный период.

Тревогу бьют и курорты знаменитого индонезийского Бали, для которого российский турист уже стал практически родным. В 2020 г. райский остров посетили 68 тыс. россиян, что позволило вытеснить Австралию с первого места по этому показателю.

Суровые будни российско-асеановских экономических отношений

Нынешние ограничения по своему охвату и негативному влиянию в разы превышают меры, принятые США и ЕС в 2014 г., что приводит к повышению «токсичности» российской юрисдикции. В этой связи стоит ожидать и более пристального внимания к сделкам со стороны американских надзорных органов, и расширения списка подсанкционных компаний РФ по мере продолжения спецоперации.

В данной ситуации можно выделить два основных типа рисков для России и контрагентов из Юго-Восточной Азии:

  1. Техническая невозможность компаний и организаций из стран ЮВА осуществлять финансовые операции или заключать коммерческие сделки в долларах с подсанкционными банками и предприятиями России.
  2. Боязнь компаний и финансовых организаций из стран — членов АСЕАН попасть под огонь вторичных санкций США, что может привести к замедлению торгово-экономического сотрудничества и отпугнуть потенциальных инвесторов из Юго-Восточной Азии.

При этом в обоих случаях усиление санкционного давления на Россию потенциально затрагивает наиболее чувствительные сектора для российско-асеановской торговли — энергетику и ВПК. Например, возможным сценарием являются сбои в поставках или вовсе отказ судоходных компаний из стран — членов АСЕАН предоставлять танкеры для отгрузки российской нефти из-за боязни попасть под вторичные санкции или трудностей с проведением оплаты и роста трансакционных издержек. Особенно болезненно это может отразиться на российско-вьетнамском сотрудничестве в силу большего объема взаимных операций. Так, вьетнамская государственная нефтяная компания PetroVietnam имеет по два совместных предприятия с «Газпромом» и «Зарубежнефтью», что потенциально превращает двустороннее партнерство в мишень для ограничительных мер. «Зарубежнефть» уже столкнулась с проблемами по продаже иностранным партнерам шести партий нефти в рамках тендера из-за отсутствия потенциальных покупателей. Шансы на повторение «успеха» с Вьетнамом имеют место.

Кроме того, «Зарубежнефть» в партнерстве с бельгийским холдингом DEME планировала реализовать совместные проекты в сфере морской ветроэнергетики, включая строительство ветропарка во Вьетнаме мощностью 1 ГВт. Однако новая волна санкций неминуемо изменит планы российской компании, в результате чего запланированный проект может оказаться на гране переноса или вовсе срыва из-за необходимости поиска нового подрядчика. Аналогичным образом отключение ряда российских банков от SWIFT ставит под вопрос строительство вьетнамской ТЭС «Лонгфу — 1».

Похожая неопределенность возникает и в сфере военно-промышленного сотрудничества России со странами АСЕАН. Пикантность ситуации добавляет тот факт, что РФ является ведущим в мире поставщиком вооружений в ЮВА. В период с 1999 по 2018 гг., согласно данным SIPRI, Россия продала вооружений странам региона на общую сумму около 11 млрд долл., опередив по этому показателю США.

Ранее после введения антироссийских санкций в 2014 г. уже возникали сложности с заключением контрактов на поставки продукции ВПК в страны региона. Еще в 2018 г. руководство Индонезии договорилось с РФ о покупке 11 истребителей Су-35 на сумму свыше 1 млрд долл. в обмен на пальмовое масло и каучук в качестве «валюты» для оплаты контракта, однако применение Вашингтоном закона «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) расстроило изначальные планы, в результате чего на смену российским Су-35 пришли французские истребители Dassault Rafale и американские F-15 EX.

Сейчас же с учетом резкой деградации отношений России с Западом можно ожидать рост давления со стороны США в адрес партнеров РФ в ЮВА, желающих приобрести российскую технику. С подобным давлением могут столкнуться как союзники США — Таиланд и Филиппины, так и крупнейшие покупатели российских вооружений среди государств — членов Ассоциации — Вьетнам и Лаос. На Россию приходится 84% и 44% соответственно от совокупного импорта Ханоем и Вьетньяном продукции ВПК в денежном выражении в период с 1999 по 2018 гг.

Да будет свет!

Введение новых санкций логично вынуждает Москву в еще большей степени обратить свое внимание на азиатских партнеров, в особенности внеблоковых, к коим относится АСЕАН. Аналогичная картина наблюдалась в первой фазе украинского кризиса 2014 г., и сейчас стоит ожидать нового всплеска интереса России к ЮВА. Действительно, мы увидели активизацию институционального и военно-политического измерения российско-асеановского диалога после 2014 г. В 2016 г. вступило в силу первое соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом. В 2018 г. Россия и АСЕАН оформили отношения стратегического партнерства, а в 2021 г. провели первые совместные военно-морские учения.

Однако торгово-экономического и инвестиционного поворота России в ЮВА за восемь лет так и не произошло. Даже напротив, чисто статистически произошел откат. В данном случае не помогла ни увязка проектов евразийской интеграции с планами стран — членов Ассоциации, ни девальвация рубля, которая делает российский экспорт более конкурентоспособным, ни регулярная организация на площадках ПМЭФ и ВЭФ двустороннего бизнес-диалога.

Если в 2014 г. объем взаимной торговли составил 20,6 млрд долл., то по итогам допандемийного 2019 г. этот показатель опустился до 17,3 млрд долл., прежде всего за счет обвала российских экспортных поставок в ЮВА.

В качестве некого мерила ситуации служит реализация соглашения по ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом, которая пока что не в полной мере оправдала ожидания. Если смотреть на торговый оборот, то за 2015–2020 гг. он вырос в два раза — с 3,1 до 6,2 млрд долл. Это существенный рост за пять лет, но столь красивые показатели объясняются, прежде всего, эффектом низкой базы. Кроме того, основным «вкладчиком» была не Россия и / или другие члены ЕАЭС, а Вьетнам, на который приходится 72% двусторонней торговли.

Сейчас России важно провести ревизию торговых связей с АСЕАН и постараться в новых неблагоприятных для нее условиях отыскать перспективные ниши на рынках ЮВА и направления сотрудничества.

Например, позитивным проявлением уже упомянутой ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом стала диверсификация экспорта Союза во Вьетнам в основном усилиями России. Главным экспортным товаром стал каменный уголь (27% от общих поставок ЕАЭС во Вьетнам в 2020 г.), экспорт которого вырос в семь раз.

Вторым является горячекатанный прокат из нелегированной стали (17,5%), который в 2014–2015 гг. вообще не экспортировался во Вьетнам. В настоящее время Россия является восьмым крупнейшим экспортером угля и стали во Вьетнам. При условии восстановления цепочек добавленной стоимости, устранения сбоев с поставками, а также неналожения санкций на экспорт угля и стали у России сохраняются возможности дальнейшего увеличения поставок данного вида продукции во Вьетнам, Филиппины и другие страны — члены АСЕАН.

Еще одним направлением можем стать увеличение взаимных торговых операций со странами Ассоциации в национальных валютах. Дедолларизация постепенно набирает обороты в Юго-Восточной Азии и будет все чаще использоваться Россией во внешней торговле с зарубежными партнерами. Кроме того, этот механизм нашел отражение в Комплексном плане действий по реализации стратегического партнерства между РФ и АСЕАН (2021–2025 годы). План был принят в 2021 г. до масштабного ужесточения санкционного давления. В новых условиях продвижение сотрудничества в сфере цифровой экономики и взаиморасчетов в национальных валютах между Россией и странами АСЕАН выглядит как никогда актуальным.

Наконец, уже классическим инструментом диверсификации торгово-экономических связей является создание двусторонних зон свободной торговли. Применительно к российско-асеановскому треку речь может идти о заключении ЕАЭС временных (по аналогии с Ираном) или полноценных (по аналогии с Вьетнамом и Сингапуром) соглашений с отдельными странами — членами АСЕАН. Сам факт формирования сети ЗСТ еще не гарантирует автоматического увеличения объемов взаимной торговли, особенно на более длительной дистанции. Пример ЗСТ с Вьетнамом тому подтверждение.

Тем не менее подобные преференциальные сделки могут создать дополнительные возможности для диверсификации экспорта и замещения высокотехнологичных импортных поставок из стран ЕС, в которых Россия остро нуждается. Речь идет о полупроводниках, оборудовании для сельского хозяйства и добычи нефти и многих других критически важных товарах. Безусловно, реализация подобных сделок с условной Малайзией, которая является вторым после Вьетнама крупнейшим поставщиком электрических машин и оборудования в Россию среди стран ЮВА, не станет панацеей по целому ряду причин. Но она позволит хотя бы частично компенсировать потери по отдельным категориям товаров и снизить технологическую зависимость РФ от Китая, которая неизбежно возникнет уже в обозримом будущем.

Перефразируя Клаузевица, «туман войны» все сильнее сгущается и в российско-асеановском диалоге, особенно в его экономической составляющей. По состоянию на сегодняшний день, с учетом конкуренции со стороны более крупных партнеров Ассоциации, запуска ВРЭП и ужесточения антироссийских санкций, объективных предпосылок для устранения торгово-экономической и инвестиционной инерции между Россией и АСЕАН нет. Однако в более отдаленной перспективе положение может измениться. Многое будет зависеть от развития дальнейших санкционных сценариев в отношении РФ, способности России в «ручном режиме» подстроиться под партнеров из АСЕАН и с учетом новых условий конвертировать имеющиеся конкурентные преимущества в конкретные для себя выгоды, а также готовности самих стран ЮВА вкладываться в сотрудничество с Россией и брать на себя потенциальные риски.


Оценить статью
(Голосов: 62, Рейтинг: 3.84)
 (62 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju