В последнее время в конфликте в Южно-Китайском море, в котором участвуют с одной стороны Китай, с другой – Филиппины, Вьетнам и Малайзия, произошли события, влияющие самым существенным образом на уровень напряженности в этом регионе и на всю политическую конфигурацию конфликта. Речь идет о решении Китая предоставить своим полицейским службам возможность осматривать в случае необходимости суда в той зоне Южно-Китайского моря, которую он объявил находящейся под своей юрисдикцией (примерно 80% всей акватории), и о действиях филиппинских властей, обратившихся в Международный трибунал ООН по морскому праву с просьбой разрешить территориальный спор с Пекином.
Филиппины ужесточают политику в отношении Китая
2 января 2013 г. министр иностранных дел Филиппин Альберт дель Росарио заявил о намерении «оспорить претензии Китая на спорные воды в Южно-Китайском море». «Филиппины практически полностью исчерпали все возможные политические и дипломатические средства мирного разрешения морского спора с Китаем, – подчеркнул министр. При этом он выразил убеждение в том, что именно арбитражные разбирательства, способны привести этот спор к долгосрочному решению.
Объясняя причины появления этого неожиданного заявления, которое угрожает подорвать всю переговорную систему в конфликте вокруг спорных островов, сложившуюся за предыдущие годы, Альберт дель Росарио отметил, что начиная с 1995 г. Филиппины ведут обмен мнениями с Китаем по мирному урегулированию этого спора, но к настоящему времени «переговоры зашли в тупик».
Первый вопрос, возникающий в связи с этим заявлением: почему оно было сделано не тогда, когда отношения Филиппин и Китая балансировали на грани «небольшой войны» (последний раз это было осенью 2012 г., когда на протяжении нескольких дней филиппинские и китайские сторожевые корабли стояли друг напротив друга, ожидая лишь приказа открыть огонь), а в намного более спокойной обстановке?
На первый взгляд, это эмоциональный ответ на непрерывное давление со стороны Китая. В ноябре 2012 г., когда происходило последнее обострение конфликта, филиппинские власти сочли, что недостаточно жестко отреагировали на действия китайских кораблей. Видимо, несколько месяцев спустя они захотели восполнить это упущение. Президент Филиппин Бенигно Акино-младший решил демонстрацией жесткой позиции укрепить электоральную поддержку, показав избирателям свою решительность и патриотизм. Возможно и другое объяснение: правительство Филиппин пожелало показать коллегам из АСЕАН, как нужно добиваться своих целей в противостоянии с Китаем. После скандальной неудачи на последнем саммите АСЕАН в Пномпене (Камбоджа), когда подготовленный Филиппинами проект резолюции не был поддержан участниками блока, филиппинское правительство, вероятно, решило действовать самостоятельно в расчете на то, что солидарность стран АСЕАН все же проявится, Манила получит поддержку и станет чуть ли не лидером всего объединения. Но пока этот расчет не оправдался. Своим решительным демаршем филиппинцы, как и можно было ожидать, так и не смогли привлечь на свою сторону вьетнамцев, малазийцев, брунейцев, которые также претендуют на острова в Южно-Китайском море. Коллеги по АСЕАН постарались отмолчаться, поскольку у них свои отношения с Китаем, которые не хочется ухудшать ради поддержки Манилы. Поэтому Филиппины пока остаются в одиночестве, и вряд ли кто-либо из партнеров по АСЕАН захочет их поддержать, если только не произойдут какие-то чрезвычайные события.
Филиппины не одиноки
На самом деле одиночество Филиппин весьма относительно. Манила, несомненно, получила поддержку США, которые уже давно стремятся перевести конфликт в Южно-Китайском море из двустороннего (Китай и его контрагенты) в многосторонний и международный. А Филиппины сейчас действуют как раз в этом направлении. Кроме того, в Вашингтоне заинтересованы в поддержании напряженности в Южно-Китайском море на высоком уровне. Ведь во многом благодаря этому и филиппино-американские отношения, и отношения многих других стран региона с США получили как бы «второе дыхание». Именно после событий на рифе Мисчиф филиппинцы вновь ощутили потребность в американской поддержке, а после обострения конфликта в 2008 г. прямо обратились к США за помощью, заявив о готовности принять корабли американских ВМС и разведывательные самолеты.
В настоящее время рассматриваются варианты размещения на филиппинской территории американских войск в дополнение к 600 военным советникам, которые с 2002 г. находятся на острове Минданао и помогают бороться с действующими на юге страны исламистами [1]. В мае 2012 г. появилось сообщение о том, что Вашингтон планирует увеличить в три раза военную помощь Маниле в целях укрепления связей между двумя странами и из-за обострения отношений с КНР. По данным американского посольства, с 2002 г. Манила получила от США почти 500 млн долл. в качестве военной помощи. Причем в эту сумму не была включена стоимость 20 восстановленных вертолетов и патрульных кораблей класса «Cyclone» и «Hamilton», переданных филиппинской стороне [1].
Вашингтон, по-видимому, решил показать новому руководству КНР, какие весомые козыри находятся в его руках, и сделал это посредством радикального шага своего филиппинского союзника. Более того, американцы сумели дать ассиметричный ответ на крайне чувствительное для них заявление Пекина о том, что с 1 января 2013 г. «полиция провинции Хайнань получает право высаживаться, осматривать и брать под свой контроль иностранные суда», которые «незаконно», по мнению властей КНР, вошли в китайские воды Южно-Китайского моря [2]. Это решение подверглось жесткой критике со стороны руководства АСЕАН. Так, генеральный секретарь АСЕАН Сурин Питсуван назвал обнародование китайского плана «серьезным поворотом событий… эскалацией существующих трений», способной стать «спусковым крючком для нового обострения конфликта» [2].
Оправдывая это решение, представитель МИД КНР Хонг Лей указал на то, что «все страны имеют право на свободу мореплавания в Южно-Китайском море в соответствии с международным правом». По его словам, «в настоящее время с этим нет никаких проблем» [2]. На самом деле заявление китайского представителя – это попытка скрыть принципиально иной характер вещей: до обнародования новых правил свобода мореплавания в Южно-Китайском море подразумевалась сама собой, теперь же она зависит от доброй воли китайских властей. Сегодня Пекин готов проявить добрую волю, но что будет завтра? Этот вопрос имеет принципиальное значение, потому что ставки крайне высоки. Через Малаккский пролив и Южно-Китайское море нефти проходит в 6 раз больше, чем через Суэцкий канал, и в 16 раз больше, чем через Панамский. Здесь проходят почти две трети энергетических поставок в Южную Корею, около 60% – в Японию и Тайвань. Огромный поток грузов идет и на западное побережье США, и на российский Дальний Восток. Эти акватории (по данным за 2006 год) ежедневно пересекали до 200 кораблей, а в год – 60 тыс. [3].
Следует также отметить, что в решительности и агрессивности Филиппин в их столкновениях с Китаем, как раньше, так и сегодня, можно найти и социокультурный аспект. Филиппины всегда были наиболее западной по духу страной Юго-Восточной Азии, которая в китайской культуре, в силу исторических обстоятельств, ничего существенного не заимствовала. Во многом из-за этого у филиппинцев никогда не было и сейчас нет особого пиетета к Китаю как к историческому и культурному полюсу всего восточноазиатского региона. Для Манилы ценность отношений с США в сферах политики, экономики и культуры неизмеримо выше, чем отношений с Китаем, которые лишены исторической глубины и исходят из чисто прагматических реалий.
Сложный выбор Вьетнама
В результате событий, произошедших в Южно-Китайском море, вьетнамское руководство оказалось перед серьезным выбором. С одной стороны, Китай попирает суверенные права Вьетнама на острова Южно-Китайского моря, фактически произвольно проведя там границу, в которую вошли 80% его акватории. С другой стороны, у Вьетнама давняя история отношений с Китаем – между двумя странами существуют экономические, политические, исторические и даже межпартийные связи и интересы. В Ханое, по-видимому, осознают взаимосвязь филиппинских действий с политикой США, вследствие чего Манила предстает как не совсем самостоятельный игрок в конфликте. Очевидная сдержанность Вьетнама в отношении американо-филиппинского проекта – это еще и важный сигнал Китаю о том, что руководство страны рассчитывает на продолжение переговорного процесса с «северным соседом». Другое дело, способен ли и захочет ли этот сосед правильно понять и интерпретировать этот сигнал. В случае продолжения политики ограничения вьетнамского рыболовства и хозяйственной деятельности в спорных районах и без того достаточно напряженная атмосфера во вьетнамо-китайских отношениях может еще более ухудшиться, и никакие особые отношения и межпартийные связи уже не помогут ее стабилизировать.
Таким образом, сложный выбор для Вьетнама заключается в том, чтобы, с одной стороны, не дать использовать себя в чужой игре, а с другой – постараться оставить двери открытыми для возможных контактов с новым руководством КНР. Нельзя отрицать, что, несмотря на противоречия и конфликты, Вьетнам заинтересован в развитии двусторонних отношений с Китаем, особенно в социально-экономической сфере, столь важной для устойчивого развития страны. Наиболее реальным способом добиться успеха может стать продолжение многовекторной внешнеполитической линии, провозглашенной еще в начале 1990-х годов и доказавшей свою эффективность. Данный курс позволяет Вьетнаму развивать равноправные отношения с Индией, Россией, США, Австралией и другими странами, поддерживая за счет этого определенный баланс и в отношениях с Китаем.
Выбор КНР
Что касается Китая, то и его руководство оказывается перед серьезным выбором. Китайцы уже продемонстрировали свое неприятие филиппинских действий. По словам представителя МИД КНР, это «осложнит вопрос». После определенной паузы позиция была ужесточена, и Китай заявил о незаконности международного суда и о нежелании прислушиваться к его решениям.
Дилемма, с которой сталкивается китайское руководство, заключается в том, чтобы наказать Манилу, но при этом не спровоцировать консолидацию участников АСЕАН на антикитайской платформе. Если активизировать военное давление, то это неизбежно подтолкнет страны АСЕАН, особенно Вьетнам и Филиппины, к объединению, как это уже было во время кризиса 2011 г., и к новым обращениям к США и международным структурам за поддержкой. Слишком мягкая реакция на действия Филиппин может создать у соседей Китая в Юго-Восточной Азии впечатление, что новое руководство не вполне уверено в своих силах. Пока же Пекин продолжает старый курс. Недавно было объявлено, что Бюро рыбного промысла Южно-Китайского моря приняло решение о патрулировании военных кораблей в зоне лова рыболовных судов в целях «защиты законных интересов китайских рыбаков».
Позиция США
Радикальный шаг Филиппин подчеркнул и сложную дилемму, которая сегодня стоит перед США. Смысл ее заключается в следующем: необходимо найти такой вариант действий, который позволил бы американцам использовать свою сильную позицию в Юго-Восточной Азии для того, чтобы вынудить Китай пойти на уступки в двусторонних отношениях и в сфере международной экономики и политики. Пока не будут решены важные для Соединенных Штатов вопросы, они будут крайне заинтересованы в том, чтобы ситуация в Южно-Китайском море не входила в относительно спокойную фазу. Вашингтон всячески подталкивает обеспокоенные ростом китайского влияния страны АСЕАН к формированию антикитайского геополитического пояса. При этом американцы демонстрируют на всех уровнях их поддержку и решимость, как записано в обнародованной 5 января 2012 г. новой военной доктрине США, сконцентрировать основные силы и ресурсы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Таким образом, дилемма американцев состоит в том, чтобы определить границы давления на Китай, не поставив его в такое положение, когда наиболее приемлемым выходом для Пекина останется перевод позиции в военную плоскость. Одновременно с этим США могут потерять возможность добиваться уступок со стороны Китая без угрозы серьезной войны.
* * *
Можно утверждать, что сложная борьба, развернувшаяся в Южно-Китайском море, вступила в новую фазу. Причем эта фаза представляет намного большую угрозу для международной безопасности, чем раньше. Теперь конфликт, и сразу же очень серьезный, может вспыхнуть не только после очередного задержания рыбаков или диверсий против нефтеразведчиков, но и в том случае, если китайская полиция остановит для проверки в Южно-Китайском море хотя бы одно судно. Тогда вопросы рыболовства и транспортировки нефти немедленно отойдут на второй план, а на первый выдвинется проблема свободы судоходства в этом ключевом для международной торговли регионе мира. Речь уже будет идти не о двустороннем и даже не о региональном конфликте, а о столкновении с глобальными последствиями для международной стабильности. Как поведут себя при таком варианте развития событий американцы, японцы, корейцы? Какой будет реакция России? И что будет делать Китай? От всего этого будет зависеть мир и безопасность на нашей планете.
1. Военное обозрение, 18.06.2012.
2. The Straits Times, 01.12.2012.
3. Asian Survey. 2006.Vol. XLVI. № 4. July/August.