Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 5)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Кирилл Семенов

Политолог, специалист по Ближнему Востоку, независимый эксперт в области ближневосточных конфликтов, деятельности исламских движений и террористических организаций

Антон Мардасов

Ведущий аналитик Центра народной дипломатии

Утверждение у власти в Сирии Переходного правительства, которое аккумулировало в себя сотни бывших мелких чиновников Асада на местах и во главе которого до марта 2025 г. встал теперь уже бывший глава Правительства спасения Мухаммед аль-Башир, для многих международных игроков остро поставило вопрос о будущей траектории развития новых властей. От того, позволит ли ХТШ провести в марте 2025 г. выборы и сформировать инклюзивное правительство или все-таки будет уклоняться от интеграции других оппозиционных политических структур и настаивать на превращении Сирии в некое подобие талибского Афганистана со строгой шариатской системой и временным правительством, которое стало постоянным, будут зависеть динамика внешних связей и перспективы снятия с Сирии санкций.

Однако, несмотря на некоторые очевидные сходства ситуации в Дамаске с кабульской историей, создание в Сирии исламского государства, которое установили талибы после прихода к власти, маловероятно: все-таки в Идлибе, где фракция ХТШ опробовала систему управления, которую теперь, вероятно, будет экстраполировать на всю территорию страны, шариатские нормы имели ограниченное применение и касались прежде всего сферы гражданского и семейного права. Так, в отличие от Афганистана, где талибы запретили женское образование, в университете Идлиба до 60% обучающихся составляли студентки.

Публичные заявления и заверения Ахмеда аш-Шараа подразумевают, что он отошел от идеологии салафитского джихадизма, которая сформировала его как командира группировки, и старается соответствовать традициям умеренных исламистских политических партий. В последние годы «изоляции» в Идлибе Ахмед аш-Шараа нередко и, прямо скажем, небезосновательно обвинялся местными активистами в монополизации власти и подавлении инакомыслия, однако Правительство спасения под его неформальным руководством гораздо больше фокусировалось на предоставлении ключевых госуслуг, чем на обеспечении соблюдения жесткой и строгой версии законов шариата. Да и борьба с конкурентами, возможно, была связана не только с его взглядами на организацию политической жизни в регионе, но с попытками удержать фронт и подготовить 11 бригад ХТШ к военному реваншу не на словах, а на деле.

Неудивительно, что теперь для своих сторонников аш-Шараа — проницательный стратег и тактик, который не только смог перехитрить и пережить лидеров двух крупнейших террористических организаций («халифа» ИГ Абу Бакра аль-Багдади и преемника бен Ладена посту лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири), но и помог освободить страну от многолетней диктатуры Асадов. Для недоброжелателей он — оппортунист, чьи идеологические маневры могут оказаться лишь прикрытием для установления авторитарного руководства, основанного на притеснении светских граждан и религиозных меньшинств. Ахмед аш-Шараа привык к многолетнему маневрированию в сложных условиях. Поэтому не исключено, что он продолжит балансирование и в будущем, выстраивая формальные и неформальные альянсы за спиной тех, кто прежде оказывал ему помощь. Это касается и Турции, отношения с которой у ХТШ никогда не были простыми, несмотря на поддержку, которые они оказывали друг другу в Идлибе и которую демонстрируют сейчас в новых условиях.

Первые шаги аш-Шараа по наведению порядка в Восточном Алеппо еще до падения Дамаска и последующие решения на пути строительства новых институтов в общенациональном масштабе говорят о том, что у него есть примерные сценарии, разработанные с опорой на прежнюю практику территориального управления. Этот опыт вряд ли стоит недооценивать, поскольку Ахмед аш-Шараа действительно смог многое сделать для того, чтобы сирийцы в целом перестали видеть во фракции ХТШ врага и не боялись разделить с ней свое будущее. Хотя группировка, которая прошла непростой путь внутренней трансформации от салафитско-джихадистской организации до фракции, транслирующей близкие к «Братьям-мусульманам» установки, очевидно, выступает за сохранение исламских основ сирийской государственности, она оставляет открытыми двери для всех сирийцев.

В последние годы в научных кругах много говорилось о крахе проекта политического ислама на Ближнем Востоке и таком явлении как «постисламизм», характеризующееся трансформацией исламистских движений, которые убирают из своих политических программ любые упоминания ислама и получают возможность интеграции и признания на политической арене. Феномен аш-Шараа заключается в том, что он сумел воспользоваться тем идеологическим вакуумом, который образовался с одной стороны между такими «исламскими демократами» и салафито-джихадистами с другой, и заполнить его, оказавшимся приемлемым выбором для многих сирийцев.

Очевидно, что аш-Шараа в процессе попыток легитимации ХТШ, а теперь и Переходного правительства, учитывает ошибки, сделанные талибами после прихода к власти, поскольку неоднократно делал ремарки в их сторону. Так, лидер ХТШ отмечал, что, несмотря на историю конфликтов в Афганистане, теперь руководство «Талибана» не только регулярно принимается в Катаре и координирует действия с США в соответствии с условиями Дохийского соглашения, заключенного при посредничестве Трампа, но и регулярно посещает в Москву, несмотря на сохраняющийся в России статус террористической организации.

Пока новые власти в принципе стараются подчеркивать «разнообразие сирийской культуры и наследия», однако остается непонятным, насколько в реальности будет обеспечено перманентное культурное и религиозное разнообразие в стране и будут ли меньшинства интегрированы в новый госаппарат. Стоит учитывать, что истинные намерения Ахмеда аш-Шараа должны пройти проверку временем, поскольку, заинтересованный в легитимации, он вполне может использовать шариатскую «лазейку» для демонстрации своей «благожелательности» в отношении меньшинств. Для Ахмеда аш-Шараа и переходного правительства защита прав меньшинств и обеспечение некоего религиозного плюрализма наряду с борьбой против ИГ — это те аргументы, которые способны перевесить претензии со стороны международных игроков по другим вопросам.

В 2017 г. авторы данной статьи писали о том, что после введения в Сирии зон деэскалиции в рамках размежевания оппозиции и продолжения антитеррористической борьбы логично было бы учитывать сложный процесс «сириизации» внутри «Хайат Тахрир аш-Шам»* (ХТШ). Было предложено, что неформальное деление группировки на две фракции («тяжелую», состоящую из иностранцев и сторонников идеологии «Аль-Каиды»*, и «легкую» — из местных сирийских групп, которые присоединились к структуре из-за военных соображений) позволит повысить эффективность контртеррористических операций и усилить координацию с Турцией, изначально незаинтересованную в обрушении всего повстанческого фронта и увеличения нового притока мигрантов в перенаселенной провинции.

Время подтвердило правильность прежних утверждений: процесс «сириизации», направленный на легитимацию группировки и сопровождавшийся отдалением руководства ХТШ от «Аль-Каиды», военными реформами, укреплением местных квазигосударственных структур и борьбой с ячейками ИГ*, «Хуррас ад-Дин»* и ряда других формирований, лидеры которых включены в списки Интерпола, привел к серьезной внутренней трансформации. С одной стороны, руководство ХТШ получило реальный опыт управления территориями с несколькими миллионами населения через свое «министерство» (Правительство спасения), с другой — укрепило не только свои силовые структуры, но и повысило эффективность инструментов «мягкой силы» за счет реконструкции инфраструктуры, организации образовательного процесса, проведения переговоров с меньшинствами и созыва конференций с племенными лидерами.

В итоге операция ХТШ, начатая 27 ноября, сопровождалась не только стремительным натиском на позиции САА на линии боевого соприкосновения, но и агентурной работой в тылу войск Асада и оперативным развертыванием служб безопасности на захваченных территориях, в первую очередь в Восточном Алеппо. Последующий быстрый и во многом неожиданный даже для оппозиции коллапс режима в некотором роде подтвердил репутацию институтов ХТШ среди аппарата сирийских чиновников: по некоторым данным, вопреки желанию «южной оппозиции», опирающейся на поддержку Иордании и ОАЭ и первой добравшейся до столицы, первыми взять власть в Дамаске, премьер-министр Мухаммед Гази аль-Джалали предпочел сотрудничество с Абу Мухаммадом аль-Джулани (Ахмедом аш-Шараа) и передачу власти связанному с ХТШ Правительству спасения.

Сложный вопрос доверия

Утверждение у власти в Сирии Переходного правительства, которое аккумулировало в себя сотни бывших мелких чиновников Асада на местах и во главе которого до марта 2025 г. встал теперь уже бывший глава Правительства спасения Мухаммед аль-Башир, для многих международных игроков остро поставило вопрос о будущей траектории развития новых властей. От того, позволит ли ХТШ провести в марте 2025 г. выборы и сформировать инклюзивное правительство или все-таки будет уклоняться от интеграции других оппозиционных политических структур и настаивать на превращении Сирии в некое подобие талибского* Афганистана со строгой шариатской системой и временным правительством, которое стало постоянным, будут зависеть динамика внешних связей и перспективы снятия с Сирии санкций.

Однако, несмотря на некоторые очевидные сходства ситуации в Дамаске с кабульской историей, создание в Сирии исламского государства, которое установили талибы после прихода к власти, маловероятно: все-таки в Идлибе, где фракция ХТШ опробовала систему управления, которую теперь, вероятно, будет экстраполировать на всю территорию страны, шариатские нормы имели ограниченное применение и касались прежде всего сферы гражданского и семейного права. Так, в отличие от Афганистана, где талибы запретили женское образование, в университете Идлиба до 60% обучающихся составляли студентки.

Публичные заявления и заверения Ахмеда аш-Шараа подразумевают, что он отошел от идеологии салафитского джихадизма, которая сформировала его как командира группировки, и старается соответствовать традициям умеренных исламистских политических партий. В последние годы «изоляции» в Идлибе Ахмед аш-Шараа нередко и, прямо скажем, небезосновательно обвинялся местными активистами в монополизации власти и подавлении инакомыслия, однако Правительство спасения под его неформальным руководством гораздо больше фокусировалось на предоставлении ключевых госуслуг, чем на обеспечении соблюдения жесткой и строгой версии законов шариата. Да и борьба с конкурентами, возможно, была связана не только с его взглядами на организацию политической жизни в регионе, но с попытками удержать фронт и подготовить 11 бригад ХТШ к военному реваншу не на словах, а на деле.

Неудивительно, что теперь для своих сторонников аш-Шараа — проницательный стратег и тактик, который не только смог перехитрить и пережить лидеров двух крупнейших террористических организаций («халифа» ИГ Абу Бакра аль-Багдади и преемника бен Ладена посту лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири), но и помог освободить страну от многолетней диктатуры Асадов. Для недоброжелателей он — оппортунист, чьи идеологические маневры могут оказаться лишь прикрытием для установления авторитарного руководства, основанного на притеснении светских граждан и религиозных меньшинств.

В свое время главный помощник аль-Багдади Абу Али аль-Анбари и спикер ИГ Абу Мухаммад аль-Аднани в ходе поездок в Сирию и оценки ситуации на местах давали нелицеприятную характеристику аш-Шараа, называя его «двуличным» и «готовым пожертвовать кровью солдат, чтобы сделать имя в СМИ». Конечно, безусловно ориентироваться на слова этих радикалов, уничтоженных в разное время в 2016 г., не стоит, учитывая разные факторы, включая личную неприязнь и конкуренцию, тем не менее аш-Шараа привык к многолетнему маневрированию в сложных условиях. Поэтому не исключено, что он продолжит балансирование и в будущем, выстраивая формальные и неформальные альянсы за спиной тех, кто прежде оказывал ему помощь. Это касается и Турции, отношения с которой у ХТШ никогда не были простыми, несмотря на поддержку, которые они оказывали друг другу в Идлибе и которую демонстрируют сейчас в новых условиях.

В составе ХТШ по-прежнему присутствуют члены различных группировок с радикальными взглядами на устройство жизни в Сирии, в том числе и русскоязычные. Они продолжают составлять весомую часть в структуре электората ХТШ, для которых то или иное решение внутри организации всегда объясняли временной политической целесообразностью и обосновывали шариатским предписанием. Не исключено, что они еще способны оказывать влияния на близких к аш-Шараа людей и способствовать ужесточению тех решений, которые были объявлены Переходным правительством в рамках нынешней «оттепели».

Во власти аш-Шараа постепенно ослабить эти группы через процедуру разоружения и фильтрации в созданных Центрах идентификации и примирения, которая была в первую очередь объявлена для представителей экс-спецслужб Асада, получающих там временные удостоверения личности. Однако пока неясно, насколько анонсированный роспуск всех так называемых революционных группировок с интеграцией их в единую структуру под эгидой Минобороны касается именно костяка ХТШ, а не других фракций, власть над которыми хотело бы получить Переходное правительство во избежание мятежа.

Первые шаги аш-Шараа по наведению порядка в Восточном Алеппо еще до падения Дамаска и последующие решения на пути строительства новых институтов в общенациональном масштабе говорят о том, что у него есть примерные сценарии, разработанные с опорой на прежнюю практику территориального управления. Этот опыт вряд ли стоит недооценивать, поскольку Ахмед аш-Шараа действительно смог многое сделать для того, чтобы сирийцы в целом перестали видеть во фракции ХТШ врага и не боялись разделить с ней свое будущее. Хотя группировка, которая прошла непростой путь внутренней трансформации от салафитско-джихадистской организации до фракции, транслирующей близкие к «Братьям-мусульманам»* установки, очевидно, выступает за сохранение исламских основ сирийской государственности, она оставляет открытыми двери для всех сирийцев.

Реальность трансформации

Было бы упрощением объяснять осознанно выбранный аш-Шараа «срединный путь» лишь мастерством мимикрии и хорошим ориентированием в сирийской действительности.

В последние годы в научных кругах много говорилось о крахе проекта политического ислама на Ближнем Востоке и таком явлении как «постисламизм», характеризующееся трансформацией исламистских движений, которые убирают из своих политических программ любые упоминания ислама и получают возможность интеграции и признания на политической арене. Феномен аш-Шараа заключается в том, что он сумел воспользоваться тем идеологическим вакуумом, который образовался с одной стороны между такими «исламскими демократами» и салафито-джихадистами с другой, и заполнить его, оказавшимся приемлемым выбором для многих сирийцев. Произошло это следующим образом.

Первый серьезный ребрендинг структуры аш-Шараа в 2016 г. — из «Джебхат ан-Нусры»* в «Джебхат Фатх аш-Шам»* — хотя и был во многом мотивирован не только наметившимся антитеррористическим сотрудничеством России и США в то время, однако обосновывался осмысленным отказом от концепции «боевого авангарда» в пользу местного широкого оппозиционного движения, способного укорениться и управлять частью страны на постоянной основе.

Концепция «боевого авангарда» была созвучна с установками Сайида Кутба, которые развил современный идеолог джихадизма Абу Мухамммад аль-Макдиси. Он считал, что задачи «джихада» должны взять на себя «избранные» представители исламской уммы, поскольку все остальные мусульмане, с точки зрения аль-Макдиси, «погрязли в грехах» и не разделяют «правильных взглядов». А пока они не стали на «истинный путь», задачи вооруженной борьбы возлагаются на «элиту», «боевой авангард». Эта доктрина или концепция, которую еще называют «джихадом элиты», с определенными оговорками была принята «Аль-Каидой» и на нее на раннем этапе опирались боевики «Джебхат ан-Нусры», привлекая в свои ряды убежденных джихадистов, прошедших проверку на соответствие их религиозных воззрений салафитско-джихадистсткой идеологии, опирающейся в свою очередь на ваххабитские трактовки ислама. То есть мусульмане-суфии, шафииты-ашариты или ханафиты-матуридиты не могли войти в ряды ранней «ан-Нусры», не изменив своих религиозных взглядов и не пройдя соответствующую проверку на «искренность» убеждений.

В 2016 г. «Джебхат Фатх аш-Шам» отходит от концепции «джихада элиты» в версии аль-Макдиси и начинает опираться на иную доктрину — «джихад уммы», выразителем которой стал другой идеологом джихадизма Абу Катада аль-Филистини. Она подразумевает вовлечение в вооруженную борьбу всех мусульман-суннитов, чьи воззрения и «праведность» вписываются в гораздо более широкие рамки, чем в случае «джихада элиты», и, соответственно, — отказ от каких-либо проверок при пополнении рядов организации. Кроме того, эта доктрина допускает возможность ограничения вооруженной борьбы на отдельной территории, после «освобождения» которой нет необходимости распространения «джихада» за рубеж.

Переход структуры аш-Шараа от салафитского джихадизма к технократическому салафизму, с одной стороны, позволил убедить внешние заинтересованные стороны, что фракция представляет угрозу только режиму Асада и никому больше. С другой — сделать возможным присоединение к структуре, которая всегда отличалась своей боеспособностью, других сирийских оппозиционных групп, многие из которых стояли на гораздо более умеренных позициях. Такая идеологическая реструктуризация окончательно завершилась в 2017 г. в результате последнего ребрендинга, в ходе которого фракция «Джебхат Фатх аш-Шам» стала «Хайат Тахрир аш-Шам», и привела к окончательному разрыву сирийских исламистов с «Аль-Каидой» и Аль-Макдиси. Вышедшие из ХТШ сторонники «Аль-Каиды» образовали собственную группировку ««Хуррас ад-Дин», которая к 2020 г. была практически полностью уничтожена службой безопасности аш-Шараа.

Однако в 2019–2021 гг. идеология фракции ХТШ вновь стала претерпевать изменения по мере дрейфа ее руководства в сторону исламизма. Определенную роль в этом сыграл пример «Талибана», пришедшего к власти в Афганистане, однако люди аш-Шараа вместо утверждения на управляемой ими территории наиболее жестких форм шариата стали работать над легитимацией структуры, позиционировать ее как важного и незаменимого игрока, борющегося с радикальными и токсичными для международного сообщества джихадистскими ячейками. Успехи в борьбе со сторонниками «Аль-Каиды», а также группами ИГ и его руководящим составом в Идлибе позволили аш-Шараа заставить Турцию учитывать интересы ХТШ, тем более что это происходило на контрасте с неудачными попытками Анкары выстроить из Сирийской национальной армии на севере страны боеспособную структуру, способную на более-менее самостоятельные операции. В купе это затормозило процесс установления шариатского законодательства в Идлибе, который так и остался не реализован.

Новая идеология

Ряд исследователей называют новую идеологию ХТШ «салафизмом-шами» (с акцентом на аш-Шам, то есть Левант), которая отличается терпимостью к другим направлениям суннизма, включая суфизм, и контрастирует с салафитским джихадизмом, опирающемся на недждийскую догматику (зародившейся в Неджде во времена Первого Саудовского государства), то есть ваххабизм. Согласно такой классификации, «салафизм-шами» сформировался под влиянием различных «реформистских» исламских ученых, таких как Али аль-Тантави, Мухаммад Бахджат аль-Битар и Иссам аль-Аттар, то есть — идеологии «Братьев-мусульман». Так, аль-Аттар, который в свое время возглавлял группу «Братьев-мусульман» в Сирии, по словам исследователя Рами Далати, хотя и является салафитом, но его политическая программа была, по сути, «ихванской» (связанной с «Братьями-мусульманами»).

«Салафизм-шами» призывает к постепенным изменениям, отвергаемым «Аль-Каидой» и ваххабитами, и применению шариата «снизу вверх» и только тогда, когда «общество созрело до этого». Поэтому важным отличием «салафизма-шами» от ваххабизма и салафитского-джихадизма является «мораторий» на наказания против религии (худуд). Если террористы ИГ как можно скорее старались организовывать на подконтрольных территориях показательные казни вероотступников и ввести наказания (побивание камнями прелюбодеев, отсечение рук ворам и пр.), то представители «салафизма-шами» отказались от наказаний.

Очевидно, что аш-Шараа в процессе попыток легитимации ХТШ, а теперь и Переходного правительства, учитывает ошибки, сделанные талибами после прихода к власти, поскольку неоднократно делал ремарки в их сторону. Так, лидер ХТШ отмечал, что, несмотря на историю конфликтов в Афганистане, теперь руководство «Талибана» не только регулярно принимается в Катаре и координирует действия с США в соответствии с условиями Дохийского соглашения, заключенного при посредничестве Трампа, но и регулярно посещает в Москву, несмотря на сохраняющийся в России статус террористической организации.

Впрочем, рискнем предположить, что после падения Дамаска в заявлениях и действиях ХТШ прослеживается теперь отход и от «салафизма-шами». Это касается, например, продажи алкоголя, что недопустимо в рамках «салафизма-шами», но не запрещено в рамках идеологии ихванов, которые говорят, что лишь общественный консенсус должен позволять вводить те или иные шариатские ограничения, и что они не могут насаждаться силой в один момент.

Учет всех голосов

Отношения новых властей Сирии с меньшинствами находятся под пристальным вниманием мирового сообщества. В декабре 2024 г. Ахмед аш-Шараа выпустил ряд заявлений для предотвращения гонений на христиан, алавитов, друзов, шиитов, исмаилитов и т.д., а сотрудники служб безопасности — пресекать угрозы в их адрес и не допускать проявления соответствующей пропаганды. Например, в Дамаске со стекол автомобилей принудительно убирают наклейки с антихристианскими лозунгами. Однако случаи стихийных расправ в Хомсе и Латакии все же были. Впрочем, в этих печальных эпизодах участвовали не столько группы ХТШ, сколько местные жители, сводившие счеты с бывшими функционерами режима Асада — прежде всего сотрудниками спецслужб (мухабарат) и так называемой «шабихи».

Пока новые власти в принципе стараются подчеркивать «разнообразие сирийской культуры и наследия», однако остается непонятным, насколько в реальности будет обеспечено перманентное культурное и религиозное разнообразие в стране и будут ли меньшинства интегрированы в новый госаппарат.

В Идлибе аш-Шараа неоднократно посещал христианские и друзские поселения, исправляя ошибки некоторых иностранных командиров «ан-Нусры», которые были замечены в угнетении меньшинств. Так, в июне 2022 г. он участвовал в церемонии открытия колодца в друзском Джабаль ас-Суммак (Идлиб), обещая местным старейшинам расширить водопроводную сеть, улучшить ситуацию с медуслугами и инвестировать в территории через компанию Al-Raqi и разработку каменоломен. В июле 2022 г. он посетил христианские деревни Аль-Кунья, Аль-Якубийя и Аль-Джадида в сельской местности региона Джиср-эш-Шугура, после чего в деревне Аль-Якубийя была открыта после реставрации Церковь Святой Анны, а христианам региона было беспрепятственно отпраздновать праздник Святой Анны.

Однако стоит учитывать, что истинные намерения Ахмеда аш-Шараа должны пройти проверку временем, поскольку, заинтересованный в легитимации, он вполне может использовать шариатскую «лазейку» для демонстрации своей «благожелательности» в отношении меньшинств. Их общинам в Идлибе был предоставлен статус мустаминов, то есть чужеземцев, находящихся на мусульманской земле для ведения бизнеса или торговли в течение длительного периода на основании амана (обещания безопасности), который во многом подчинен и основан на принятии правления и господства мусульман-суннитов. С одной стороны, это позволяет переходному правительству демонстрировать привилегированный статус меньшинств, защищать их и освободить от ряда налогов. С другой — временный статус пребывания не исключает сценария, что власти могут потребовать мустаминов покинуть территорию или потребовать от них обращения в ислам.

Это создает проблемы с правом этих общин на собственность и строительство религиозных объектов, поскольку для них, арендаторов, предусмотрены запреты и ограничения на сделки по купле-продаже или владению недвижимым имуществом и сельскохозяйственными угодьями. Правительство спасения в 2023 г. обещало рассмотреть ряд запросов христиан и друзов, связанных с куплей-продажей недвижимости, однако о дальнейшей реакции на эти запросы не сообщалось. Тем не менее для Ахмеда аш-Шараа и переходного правительства защита прав меньшинств и обеспечение некоего религиозного плюрализма наряду с борьбой против ИГ — это те аргументы, которые способны перевесить претензии со стороны международных игроков по другим вопросам.

* Признаны террористическими организациями и запрещены в РФ.


Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 5)
 (18 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju