Министерство обороны Италии выпускает ежегодно (обычно весной) программный документ, содержащий руководящие принципы обороны с трехлетним горизонтом планирования. В конце октября 2023 г. опубликован последний подобный документ на 2023–2025 гг. за подписью министра обороны Гуидо Крозетто. Для правительства Дж. Мелони, отработавшему год, это стало первым подобным утвержденным документом. Текст, в целом, продолжает логику итальянских стратегических документов в сфере внешней политики и обороны. Однако он не лишен «новых старых» элементов, переосмысленных итальянским кабмином реактивно вслед за изменениями геополитического контекста.
Де факто Г. Крозетто запускает оборонную реформу по разным направлениям [1], ключевыми тенденциями которой являются:
а) концентрация ВС на национальной территории, а не наоборот;
б) увеличение, а не сокращение общей численности личного состава ВС (уже принято решение об увеличении численности на 10 тыс. военнослужащих; ведутся дискуссии о прохождении обязательной военной подготовки);
в) незначительное увеличение военных расходов (Италия всё ещё далека от натовской цели и обязательству в 2%; по итогам 2024 г. прогнозируются расходы на оборону, соразмерные 1,3% ВВП страны).
Все это не отрицает активность вооруженных сил за пределами национальных границ для «гарантирования широкого периметра безопасности» в Евроатлантике и Евросредиземноморье, что является вторым по важности направлением деятельности ВС Итальянской республики. Кроме этого, третий приоритет отдается участию в операциях под эгидой НАТО, ЕС и ООН. В качестве четвертого приоритета выделяется участие Италии в «общественно-полезных мероприятиях» в поддержку других министерств страны, когда вооруженные силы используются, например, для ликвидаций чрезвычайных ситуаций.
С географической точки зрения основной источник вызовов и угроз для Италии исходит с Востока (Балканы, Украина) и региона Большого Средиземноморья. Если раньше в аналогичных прошлогодних документах говорилось, что на «восточном» направлении Италия придерживается гибкого подхода (“approccio a doppio binario”), который выражается в приверженности атлантическому партнерству в сочетании с готовностью идти на диалог, прежде всего с Россией, то сейчас такой подход устарел. Итальянский истеблишмент демонстрирует решительный атлантизм, стремясь получить наибольший кредит доверия со стороны США.
География угроз и принадлежность к «коллективному Западу» в полной мере коррелируется с внешнеполитическими приоритетами страны, характеризующиеся преемственностью, несмотря на частую смену кабинета министров. К основным внешнеполитическим константам Италии относятся: евроатлантическая солидарность, Европейский союз, Средиземноморье.
1. В 2023 г. соответствующими декретами правительства запущен процесс структурной и функциональной реорганизации министерства обороны.
Окончание холодной войны заставило многие страны задуматься об обновлении военно-стратегических основ и реформировании своих вооруженных сил; не стала исключением и Италия. В своё время триггером масштабного реформирования послужили террористические акты 11 сентября 2001 г. — события, произошедшие в другом полушарии мира, подтолкнули итальянский истеблишмент искать новые подходы обеспечения национальной безопасности, принимая во внимание новые вызовы и угрозы. Последним триггером явились события 24 февраля 2022 г., которые запустили на Апеннинах дискуссии о роли вооружённых сил (ВС) и адаптации к этому «системному шоку».
Министерство обороны Италии выпускает ежегодно (обычно весной) программный документ, содержащий руководящие принципы обороны с трехлетним горизонтом планирования. В конце октября 2023 г. опубликован последний подобный документ на 2023–2025 гг. за подписью министра обороны Гуидо Крозетто. Для правительства Дж. Мелони, отработавшему год, это стало первым подобным утвержденным документом. Структурно документ состоит из нескольких частей: национальный стратегический подход; развитие военного инструментария; оборонное планирование; бюджетирование. Текст, в целом, продолжает логику итальянских стратегических документов в сфере внешней политики и обороны. Однако он не лишен «новых старых» элементов, переосмысленных итальянским кабмином реактивно вслед за изменениями геополитического контекста.
Роскошь, которую Италия не может себе позволить
Почти в первых строках введения от имени министра Г. Крозетто говорится: «За последние 30 лет, благодаря преимуществам членства в НАТО, Италия смогла использовать свои военные инструменты, прежде всего, в операциях и миссиях по поддержанию мира и международной стабильности, а также, в случаях крайней необходимости и срочности, в совместных операциях с другими государствами. Это роскошь, которую сегодня, особенно в свете нынешней международной обстановки, Италия больше не может себе позволить». Так, в документе акцентируется первичная задача вооруженных сил — обеспечение безопасности государства, гарантирование его территориальной целостности и суверенитета. Другими словами, вооруженные силы должны стать главным инструментарием для обеспечения национальной безопасности и сдерживания угроз, ставящих под сомнение национальные интересы Италии. Де факто Г. Крозетто запускает оборонную реформу по разным направлениям [1], ключевыми тенденциями которой являются:
а) концентрация ВС на национальной территории, а не наоборот. В предыдущих аналогичных документах Министерства обороны Италии напротив говорилось об изменении соотношения между военнослужащими, привлеченными к службе на национальной территории и за ее границей — в пользу персонала, несущего службу за рубежами стран, при этом не за счет увеличения численности, а за счет сокращения военных, несущих службу на национальной территории; особенно в тех зонах, которые наиболее критичны для безопасности, экономических и энергетических интересов страны. Теперь же речь идет о том, что ВС должны охранять и находиться, прежде всего, на итальянской территории;
б) увеличение, а не сокращение общей численности личного состава ВС (уже принято решение об увеличении численности на 10 тыс. военнослужащих; ведутся дискуссии о прохождении обязательной военной подготовки);
в) незначительное увеличение военных расходов (Италия всё ещё далека от натовской цели и обязательству в 2%; по итогам 2024 г. прогнозируются расходы на оборону, соразмерные 1,3% ВВП страны).
Все это не отрицает активность вооруженных сил за пределами национальных границ для «гарантирования широкого периметра безопасности» в Евроатлантике и Евросредиземноморье, что является вторым по важности направлением деятельности ВС Итальянской республики. Кроме этого, третий приоритет отдается участию в операциях под эгидой НАТО, ЕС и ООН. В качестве четвертого приоритета выделяется участие Италии в «общественно-полезных мероприятиях» в поддержку других министерств страны, когда вооруженные силы используются, например, для ликвидаций чрезвычайных ситуаций.
География и типология вызовов и угроз
К основным вызовам и угрозам Италия относит в первую очередь такие как: терроризм, распространение оружия массового поражения, нелегальная миграция, внутриполитические радикальные движения, кибербезопасность и технологии (5G, искусственный интеллект). Особое внимание уделяется кибербезопасности в контексте обеспечения безопасности критически важной инфраструктуры и объектов, а также экономико-финансовой разведке (анализ международных финансовых потоков, финансирующих терроризм, незаконный вывоз капитала). Все большую важность приобретает вопрос защиты технологий и ноу-хау, которыми обладают итальянские компании. При этом, в то время, когда крупные итальянские компании имеют свою собственную систему безопасности, малые и средние предприятия, представляющие собой основу итальянской экономики, куда более уязвимы и не обладают собственными ресурсами обеспечения технологической безопасности. Космическое пространство все больше становится зоной противостояния и соперничества, при этом также получает все большее внимание со стороны итальянских стратегов, ввиду его важности для обеспечения безопасности на земле. Отмечается, что использование космических технологий сопряжено с рядом рисков и угроз, в первую очередь, речь идет об уязвимости к шпионажу.
С географической точки зрения основной источник вызовов и угроз для Италии исходит с Востока (Балканы, Украина) и региона Большого Средиземноморья. Если раньше в аналогичных прошлогодних документах говорилось, что на «восточном» направлении Италия придерживается гибкого подхода (“approccio a doppio binario”), который выражается в приверженности атлантическому партнерству в сочетании с готовностью идти на диалог, прежде всего с Россией, то сейчас такой подход устарел. Итальянский истеблишмент демонстрирует решительный атлантизм, стремясь получить наибольший кредит доверия со стороны США. Россия в документе представляется страной, «угрожающей международному порядку и международной стабильности»; «бросающей вызов глобальной системе безопасности»; «порождающей состояние нестабильности, выходящее из-под контроля». Южный фланг Средиземноморья вызывает повышенное беспокойство, являясь стратегическим перекрестком Европы, Ближнего Востока и Магриба и центром глобальной нестабильности. Средиземноморье традиционно рассматривается как зона, стабильность которой является жизненно важной потребностью для обеспечения безопасности Италии, и, соответственно, это зона, где необходимо обеспечить присутствие итальянских вооруженных сил.
География угроз и принадлежность к «коллективному Западу» в полной мере коррелируется с внешнеполитическими приоритетами страны, характеризующиеся преемственностью, несмотря на частую смену кабинета министров. К основным внешнеполитическим константам Италии относятся: евроатлантическая солидарность, Европейский союз, Средиземноморье.
Схематически итальянское Министерство обороны представляет систему вызова и ответа для безопасности страны как треугольник, сторонами которого являются три направления: 1) Восток; 2) Юг (Средиземноморье); 3) Запад. При этом, если раньше восточный фланг характеризовался преимущественно соперничеством государств, то теперь в глазах итальянского правительства содержит источник угроз и вызовов; существенные дестабилизирующие явления для национальной безопасности связаны с южным флангом и регионом Большого Средиземноморья; в то время как Западная сторона треугольника выступает единственно стабильным флангом — стороной альянсов и евроатлантической солидарности.
Гибридные угрозы
В оперативном контексте особенное внимание уделяется гибридным конфликтами и угрозам, характеризующимися использованием обычных и нетрадиционных тактик, реализуемых различными акторами — государственными и негосударственными, действующими через агентов или посредников (прокси) и в различных сферах одновременно. Как отмечается, гибридные угрозы носят сквозной характер, не предусматривают открытую агрессию, а их типы и масштабы будут только нарастать. В качестве примера гибридных угроз приводится в пример вмешательство в электоральные кампании и политические выборы, использование миграционных потоков для создания напряженности, проведение дезинформационных кампаний. Тут же в документе прямым текстом говорится о том, что Москва «стремится расколоть Запад изнутри». Проблема внешнего вмешательства вошла в информационную повестку средств массовой информации Италии, в частности, нередко можно услышать о «русском следе» и вмешательстве России во внутриполитические дела Италии; скандалы, связанные с шпионажем также становятся частью российско-итальянских отношений.
К новым характеристикам международной системы итальянское правительство относит непреходящую международную напряженность, говоря о «континуальной конкуренции», где классическая модель «мир — кризис — конфликт» эволюционировала в модель «конкуренция — кризис — конфликт».
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00723 «Вызовы вмешательства во внутренние дела в контексте междержавной конкуренции». Ряд положений, изложенных в настоящем материале, ранее были представлены в главе Маслова Е.А. Итальянская военная разведка // Военная разведка. Под ред. П.Робинсона и Р.Пухова. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2021. — 376 с.
1. В 2023 г. соответствующими декретами правительства запущен процесс структурной и функциональной реорганизации министерства обороны.