Read in English
Оценить статью
(Голосов: 29, Рейтинг: 4.83)
 (29 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Куприянов

К.и.н., руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Премьер-министр Индии Нарендра Моди вновь едет в Россию — и эта встреча, судя по всему, будет существенно отличаться от всех предыдущих, потому что за последние два года российско-индийские отношения пережили трансформацию, которую еще пять лет назад сложно было представить. После начала СВО экономические связи с Западом начали рваться, и российская экономика экстренно переориентировалась на новые рынки — в том числе индийский. Товарооборот рос фантастическими темпами, за два года скакнув с 12 до 65 млрд долл. Хотя крупные холдинги стали локомотивом роста товарооборота, все большую роль в развитии торговли начал играть мелкий и средний бизнес. Постепенно — хоть и медленнее, чем хотелось бы — Индия начинает играть ту роль, в которой она особенно нужна сейчас России: поставщика технологий и готовых высокотехнологичных продуктов — либо западных, либо своих собственных, выстроенных в рамках западной архитектуры. В тактическом плане это даст российским производителям столь необходимую им замену западному высокотехнологичному импорту, в стратегическом — позволит российской экономике избежать технологической зависимости от Китая.

Российско-индийский товарооборот продолжает расти, но что важнее — в его структуре растет в абсолютных цифрах индийский экспорт в Россию. Теперь дело за следующей стадией — созданием производственных цепочек с участием российских и индийских компаний. Это необходимо как российским предприятиям, которые таким образом смогут вывести из-под санкций хотя бы часть производства, так и индийским — с учетом того, что надежды на стабильный декаплинг США и КНР, похоже, не оправдались, а объем западных инвестиций в индийскую экономику, резко выросший несколько лет назад на волне агрессивной риторики американских лидеров, уменьшается.

От конфликта на Украине Индия, с одной стороны, выигрывает: никогда еще в индийскую экономику не вливалось столько нефти по такой невысокой цене, да и российские предприниматели, стремясь избежать западных санкций, начинают осваивать индийский рынок, неся с собой знания, деньги и технологии. Минусы, однако, перевешивают плюсы: приходить на российский рынок сейчас рискованно, транзакции проводить сложно, да и необходимость постоянного политического маневра никуда не делась.

Однако то, что Москва ясно дала понять, что не ставит целью оккупацию и аннексию Украины, как и то, что Киев, несмотря на громкие лозунги о возврате к границам 1991 г., явно не сможет этого обеспечить, открывает перед Индией окно возможностей. Она получает реальный шанс сыграть роль арбитра и моральной сверхдержавы, выступив одним из посредников-примирителей. В этом смысле поездка замминистра иностранных дел Павана Капура в Женеву и визит Нарендры Моди в Москву вполне могут оказаться звеньями одной цепи. Сам факт приезда индийского премьера в российскую столицу достаточно показателен: до того обе стороны негласно предпочитали не дразнить западных гусей, ориентируясь на практический результат, а не на красивые жесты. Но сейчас поездка Моди в западных столицах будет воспринята явно куда теплее. Украинский конфликт затянулся, победы на поле боя Киев явно не добьется, от санкций страдает не только Россия, но и Запад. Все чаще звучат речи о перемирии и заморозке ситуации по линии разграничения — и у Моди есть шанс добавить себе политических очков, выступив посланцем мира. Особенно в ситуации, когда крепнущие связи России и КНР равно беспокоят и Индию, и Запад — хотя и по разным причинам.

Последний раз индийский премьер-министр Нарендра Моди приезжал в Россию для встречи с президентом Владимиром Путиным почти пять лет назад — в сентябре 2019 г. В следующем году началась пандемия, и ответный визит российский лидер нанес лишь в декабре 2021 г. Через несколько месяцев начался украинский кризис, и с тех пор ежегодные двусторонние саммиты на высшем уровне были неофициально поставлены на паузу. И вот наконец Моди вновь едет в Россию — и эта встреча, судя по всему, будет существенно отличаться от всех предыдущих, потому что за последние два года российско-индийские отношения пережили трансформацию, которую еще пять лет назад сложно было представить.

Все еще полицентричный мир

В предыдущие полтора десятилетия в российской и индийской политической и экспертной среде сформировались устойчивые нарративы, описывающие настоящее и будущее двусторонних отношений. Если российские эксперты ностальгически вспоминали славные времена советско-индийской дружбы и сокрушались по поводу стагнации товарооборота, то индийские смотрели на ситуацию более прагматично. Россия в их картине мира была важным балансиром, помогающим избежать излишнего крена индийской политики в сторону наиболее перспективного нерегионального партнера — США. Помимо этого, одним из основных рисков считалось дальнейшее ослабление Москвы, которое могло бы подтолкнуть ее к союзу с Пекином. В этом случае богатая ресурсами Россия превращалась бы в мультипликатор китайской мощи, что уже напрямую противоречило внешнеполитическим интересам Индии. Как следствие, развитие политического диалога с Россией и формирование нового полицентричного мира, в котором бы Москва в качестве одного из мировых центров была надежным партнером Дели, в полной мере отвечало индийским стратегическим целям.

Начало СВО стало шоком для индийского политикума. К тому моменту индийское руководство в целом сформулировало и начало реализовывать план масштабной перестройки национальной экономики, который бы обеспечил устойчивый рост в размере более 5% в год и постепенный выход Индии на третье место в мире по объему ВВП, что, в свою очередь, помогло бы снизить социальную напряженность в обществе. Для этого требовались сравнительно стабильная внешнеполитическая ситуация и продолжение американо-китайского декаплинга, который бы стимулировал бегство западного капитала из Китая и формирование альтернативных производственных цепочек в обход КНР и угрожаемых пограничных зон. Предполагалось, что Индия воспользуется этими процессами и сможет привлечь западный капитал, который принесет с собой современные технологии, обеспечив Индии экономический рывок. В этой ситуации США, Японии, Тайваню, Сингапуру, Израилю и европейским странам отводилась роль поставщиков капитала и технологий, богатым арабским странам Залива — роль инвесторов, Китаю — удобного противника, а России — балансира.

Вся эта схема рухнула после начала операции на Украине. Россия в одночасье перестала быть балансиром, отношения между западными партнерами Индии и Россией ухудшились, Москва начала экономический дрейф в сторону Пекина, при этом отношения Индии и КНР остались такими же плохими, как и до того. В этой ситуации Индия оказалась перед выбором: сломать всю систему поддержки своей стратегической автономии, которую она выстраивала десятилетиями, поддаться давлению Запада и примкнуть к антироссийскому лагерю, или следовать прежним курсом, надеясь на то, что украинский кризис завершится в обозримом будущем и ситуация более-менее выправится. Индийское руководство выбрало второй вариант, продемонстрировав при этом чудеса политической гибкости: автор этих строк неоднократно присутствовал на мероприятиях с участием главы МИД Индии Субраманьяма Джайшанкара, на которых министр искусно парировал все выпады западных политиков, экспертов и журналистов, демонстрируя, что Запад сам не торопится рвать выгодные для него торговые связи с Россией, понуждая к этому страны глобального Юга. Такая тактика принесла успех: к моменту, когда западный бизнес наконец ушел с российского рынка, политическое давление на Индию ощутимо снизилось.

Индии такой выбор дался проще, чем европейским странам: для индийских политиков украинский кризис — сравнительно малозначительный конфликт где-то на западной оконечности Евразии, куда менее важный для Индии, чем, например, афганский. К тому же Киев все предыдущие годы активно развивал сотрудничество с Исламабадом, поставляя Пакистану вооружения. Разумеется, людей, симпатизирующих в этом конфликте Украине, в Индии немало — особенно среди представителей среднего класса, черпающих информацию о происходящих в мире событиях в западных СМИ, но серьезного влияния на индийскую внутриполитическую повестку украинский кризис не оказывает. Можно вспомнить только два значимых эпизода: эвакуацию индийских студентов с Украины в самом начале конфликта и недавний скандал с записью индийцев на контракт в российскую армию и последующей публикацией жалобных роликов с просьбой забрать их из окопов. Первый эпизод в итоге правящая партия и Моди лично обернули в свою пользу, организовав образцово-показательную операцию по вывозу и возвращению студентов на родину; второй пока обсуждается в индийских СМИ, но внимание к нему после выборов ощутимо упало. Сейчас, когда выборы позади, настало время обсудить накопившиеся трудности в двусторонних отношениях.

Экономика: вперед и вверх

До начала СВО товарооборот России и Индии фактически стагнировал: с огромным трудом удалось преодолеть планку в 12 млрд долл., причем рост этот обеспечивался в немалой степени долларовой инфляций. Традиционно российско-индийское экономическое сотрудничество базировалось на трех столпах — ВТС, атом и космос; медленно увеличивался экспорт в Россию индийских продуктов питания и изделий легкой промышленности, постепенно отвоевывали себе нишу индийские лекарства. Но в силу взятого и российским, и индийским руководством курса на локализацию производства бизнес все больше предпочитал инвестировать и развивать производство на месте. Экономики обеих стран от этого выигрывали, но торговля особо не развивалась.

После начала операции экономические связи с Западом начали рваться, и российская экономика экстренно переориентировалась на новые рынки — в том числе индийский. Товарооборот рос фантастическими темпами, за два года скакнув с 12 до 65 млрд долл. Львиная доля его, правда, пришлась на нефть. Изначально западные страны пытались перерезать этот поток, но российский крупный бизнес продемонстрировал феноменальное умение уходить из-под санкций: в ход пошли и компании-однодневки в третьих странах, и теневые флоты, и прочие меры. Немалую помощь в налаживании обходных путей оказал индийский крупный бизнес. В результате такая стратегия дала плоды: политические и экономические элиты западных стран, осознав, что без российских энергоресурсов их экономики коллапсируют, в целом смирились с новой реальностью.

Хотя крупные холдинги стали локомотивом роста товарооборота, все большую роль в развитии торговли начинает играть мелкий и средний бизнес. Ему пришлось особенно нелегко: он пришел на незнакомый рынок со своеобразной корпоративной культурой, устоявшимися правилами и специфическим законодательством. Но постепенно — хоть и медленнее, чем хотелось бы — Индия начинает играть ту роль, в которой она особенно нужна сейчас России: поставщика технологий и готовых высокотехнологичных продуктов — либо западных, либо своих собственных, выстроенных в рамках западной архитектуры. В тактическом плане это даст российским производителям столь необходимую им замену западному высокотехнологичному импорту, в стратегическом — позволит российской экономике избежать технологической зависимости от Китая.

Таким образом, российско-индийский товарооборот продолжает расти, но что важнее — в его структуре растет в абсолютных цифрах индийский экспорт в Россию. Теперь дело за следующей стадией — созданием производственных цепочек с участием российских и индийских компаний. Это необходимо как российским предприятиям, которые таким образом смогут вывести из-под санкций хотя бы часть производства, так и индийским — с учетом того, что надежды на стабильный декаплинг США и КНР, похоже, не оправдались, а объем западных инвестиций в индийскую экономику, резко выросший несколько лет назад на волне агрессивной риторики американских лидеров, уменьшается.

Блаженны миротворцы

От конфликта на Украине Индия, с одной стороны, выигрывает: никогда еще в индийскую экономику не вливалось столько нефти по такой невысокой цене, да и российские предприниматели, стремясь избежать западных санкций, начинают осваивать индийский рынок, неся с собой знания, деньги и технологии. Минусы, однако, перевешивают плюсы: приходить на российский рынок сейчас рискованно, транзакции проводить сложно, да и необходимость постоянного политического маневра никуда не делась.

К тому же индийцам непонятно, куда вообще идет конфликт. Все войны и операции, которые Индия проводила с момента провозглашения независимости, были достаточно скоротечными и не подразумевали мобилизации населения и экономики. Последняя крупная война — Третья индо-пакистанская в 1971 г. — окончилась быстрой и решительной победой индийцев, продемонстрировав высокие качества советской техники и преимущества советского оперативного искусства. Пакистан тогда потерпел сокрушительное поражение и лишился восточных территорий, на которых было образовано независимое государство Бангладеш. Последний конфликт — в Каргиле в 1999 г. — также окончился для Индии в целом успешно. Менее чем за три месяца, действуя в сложных условиях, индийская пехота, авиация и артиллерия перемололи вторгшихся боевиков и поддерживавших их кадровых пакистанских военных, отбив все занятые ими высоты.

Многие в Индии ожидали, что российская армия повторит то, что индийцы устроили в 1971 г., и когда стало понятно, что блицкрига не будет, а российские войска ушли из-под Киева, из Харьковской области и с правобережья Днепра, маятник качнулся в другую сторону. Индийские эксперты ожидали, что блицкриг продемонстрирует украинская сторона в ходе широко разрекламированного наступления в 2023 г. — но результат оказался близким к нулевому. Тот вид, который конфликт приобрел сейчас, — с кровавыми боями за избушку лесника, ограниченными мобилизациями, дефицитом средств поражения, абсолютной прозрачностью неприятельских тылов и очевидным нежеланием переводить экономику и всю жизнь страны на военные рельсы — для Индии непонятен и непривычен.

Однако то, что Москва ясно дала понять, что не ставит целью оккупацию и аннексию Украины, как и то, что Киев, несмотря на громкие лозунги о возврате к границам 1991 г., явно не сможет этого обеспечить, открывает перед Индией окно возможностей. Она получает реальный шанс сыграть роль арбитра и моральной сверхдержавы, выступив одним из посредников-примирителей. В этом смысле поездка замминистра иностранных дел Павана Капура в Женеву и визит Нарендры Моди в Москву вполне могут оказаться звеньями одной цепи. Сам факт приезда индийского премьера в российскую столицу достаточно показателен: до того обе стороны негласно предпочитали не дразнить западных гусей, ориентируясь на практический результат, а не на красивые жесты. Но сейчас поездка Моди в западных столицах будет воспринята явно куда теплее. Украинский конфликт затянулся, победы на поле боя Киев явно не добьется, от санкций страдает не только Россия, но и Запад. Все чаще звучат речи о перемирии и заморозке ситуации по линии разграничения — и у Моди есть шанс добавить себе политических очков, выступив посланцем мира. Особенно в ситуации, когда крепнущие связи России и КНР равно беспокоят и Индию, и Запад — хотя и по разным причинам.


Оценить статью
(Голосов: 29, Рейтинг: 4.83)
 (29 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся