20 августа 2014 г. высшее политическое руководство Германии после непродолжительных закрытых консультаций приняло весьма спорное решение о поставке оружия курдским пешмерга, вовлечённым в вооружённый конфликт с исламскими террористами. Данное исключение из существующего запрета может стать прецедентом, способным поменять существующую германскую доктрину невмешательства в военные конфликты.
20 августа 2014 г. высшее политическое руководство Германии (канцлерин Ангела Меркель, министр обороны Урсула фон дер Ляйен, министр финансов Вольфганг Шойбле (все члены ХДС), вице-канцлер министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ)) после непродолжительных закрытых консультаций приняло весьма спорное решение о поставке оружия курдским пешмерга, вовлечённым в вооружённый конфликт с исламскими террористами. Данное исключение из существующего запрета [1] может стать прецедентом, способным поменять существующую германскую доктрину невмешательства в военные конфликты.
Данное решение следует рассматривать в контексте реформирования бундесвера, начало которому было положено ещё в 90-е годы прошлого века и которое изначально предполагало участие Германии в зарубежных миссиях. Одновременно происходили изменения в сфере контроля над экспортом вооружения. За прошедшие два десятилетия страна серьёзно продвинулась на этом пути, выдвинув в качестве стратегической цели расширение международной ответственности ФРГ и необходимость соблюдения принципа приоритета союзнических обязательств в НАТО, а также многостороннее сотрудничество, как в рамках этого альянса, так и Евросоюза. Кстати, политические принципы, лежащие в основе принятия решений об участии бундесвера в акциях за пределами немецкого государства, до сих пор не регламентированы. Предполагается, что приоритетны упомянутые обязательства, в первую очередь, перед США, которые постоянно настаивают на более энергичном вовлечении союзников в мероприятия по обеспечению международной безопасности [2].
Новая правительственная коалиция выступает за более активное участие страны в разрешении международных конфликтов, в т.ч. военным путем. Примечательны семь тезисов Ф.-В. Штайнмайера, высказанные им в ходе традиционной Мюнхенской конференции по безопасности 2014 г. Среди прочего, в них говорится о необходимости более решительных и субстанциональных внешнеполитических шагов, конкретной ответственности Германии в области внешней, оборонной политики и политики безопасности, в первую очередь европейской. Но особенно интересен четвёртый тезис, где министр указывает на то, что нынешняя культура (военной) сдержанности (Kultur der Zurückhaltung) не должна становиться культурой неучастия/отстранённости (Kultur des Heraushaltens) и что Германия слишком велика, чтобы только комментировать происходящее в мире. Поэтому она должна интенсивно и креативно думать с другими акторами о том, «как использовать ящик с дипломатическими инструментами для реализации разумных инициатив». Тем самым был обозначен вектор перехода к новой внешнеполитической парадигме, в основе которой лежит культура ответственности, предполагающей существенный рост самостоятельности ФРГ в принятии внешнеполитических решений. Именно в этом контексте следует рассматривать принятое решение о военных поставках в кризисный регион.
Важное место в таких вопросах в ФРГ занимает внутриполитический фактор, который традиционно играет сдерживающую роль для действий и решений правительства. Это относится и к общественному мнению, и к требованиям жёсткого парламентского контроля над любым экспортом вооружения. В полной мере это учитывается партиями нынешней правительственной коалиции, настойчиво подчеркивающими в своих документах верховенство Основного закона и положений международного права при принятии ими соответствующих постановлений. При правительстве существует Федеральный совет по безопасности (Bundessicherheitsrat - создан в 1955 г.), на заседании которого обсуждаются вопросы экспорта вооружений. Они проходят в закрытом режиме. Бундестаг получает информацию пост-фактум один раз в год в виде правительственного отчёта, когда что-либо изменить уже невозможно. К тому же у него нет возможностей прямого влияния на этот орган.
Важными гарантами соблюдения существующих правовых норм выступают оппозиционные партии. «Зелёные» и «Левые» и в этот раз первыми выступили против кулуарного обсуждения и принятого решения в отношении военной поддержки курдов. Их поддержали представители фракций правящих партий, особенно ХСС - их министр не был приглашен на обсуждение 20 августа, что вызвало понятное возмущение в их партийных рядах. Оппозиция выступила за срочное проведение внеочередного собрания нижней палаты парламента [3] для обсуждения правительственного решения, включая рекомендуемый коалицией список вооружения (вопрос должен обсуждаться в правительстве в среду 27 августа). 22 августа фракции приняли решение провести его 1 сентября. На нём с правительственным заявлением выступит канцлерин А. Меркель [4].
Правительство указывает на то, что в отношении курдов поставки будут осуществляться со складов бундесвера, т.е. в экспорте не будут задействованы конкретные компании-производители, являющиеся объектом контроля. Наряду со средствами защиты (бронежилеты, каски и пр.) речь также идёт о гранатомётах и противотанковых реактивных снарядах, использование которых предполагает наличие инструкторов. Общественность указывает на высокие риски такого подхода - среди прочего, немецкое вооружение может попасть к третьим лицам (в т.ч. исламским террористам), и курды будут впоследствии использовать его для борьбы за свою независимость.
А. Меркель по-прежнему исключает возможность непосредственного участия бундесвера в военных конфликтах. К тому же правительство в коалиционном договоре высказало готовность изменить сроки предоставления отчёта об экспорте вооружений - теперь депутаты бундестага будут получать его до летних каникул. Одновременно будет делаться промежуточный доклад и предоставляться актуальная информация о решениях Федерального совета (не позже двух недель с даты их принятия).
Нынешнее решение о поставках вооружений подтверждает тезис о переходе Германии в своей внешнеполитической концепции от культуры сдержанности к культуре ответственности, что предполагает в будущем более активное участие страны и более высокую степень самостоятельности в решении различного рода конфликтов, в том числе военных. Такое участие будет согласовываться с союзниками по НАТО и ЕС, но ФРГ во многих случаях будет выступать инициатором конкретных шагов. В обозримой перспективе речь будет идти о поставках вооружений. Затем на повестку дня будет поставлен вопрос об участии войск бундесвера (сначала в рамках войск ООН, затем вне их рамок). Одновременно правительство будет вынуждено пойти навстречу бундестагу и согласиться на введение более эффективного парламентского контроля, необходимость которого активно обсуждается в течение последних лет. Кроме того, партии правительственной коалиции будут вынуждены обращать внимание на поведение и реакцию своего электората, в целом негативно относящегося к более активному участии страны, особенно бундесвера, в решении зарубежных вооруженных конфликтов.
1. Существующее положение об экспорте вооружений допускает исключения в том случае, когда этого требуют "особые внешнеполитические интересы и интересы безопасности Федеративной Республики Германия с учётом союзнических интересов". До сих пор правительство воспользовалось таким исключением только один раз - речь шла о поставках вооружений Израилю, перед которым Германия несёт особую историческую ответственность.
2. См. также: Германия. 2012 / (под ред. В.Б. Белова). Часть 2. - М. : Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, ДИЕ № 295. С. 70-83; Германия. 2013 / (под ред. В.Б. Белова) - М. : Ин-т Европы РАН , 2014. ДИЕ № 304. С. 86-97 (эти публикации также есть в свободном доступе на http://www.ieras.ru/reports.htm).
3. Всего с 1949 г. было проведено 50 таких заседаний (Sondersitzung).
4. Руководитель фракции "Левых" Грегор Гизи настаивает на внесении изменений в Закон об экспорте вооружений, введении запрета на их поставки в определённые страны и необходимость парламентского одобрения такого экспорта в другие государства. А. Меркель категорически отвергает такие требования.