Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Матвеев

К.и.н., действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, доцент кафедры международного бизнеса Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

30 мая в Пекине состоялась юбилейная 10-я министерская встреча в рамках Форума сотрудничества Китая и арабских государств (China-Arab States Cooperation Forum, CASCF). Встреча под председательством министров иностранных дел КНР и Мавритании получилась представительной: в столицу КНР прибыли делегации всех 22 стран — членов ЛАГ. Тем самым китайская дипломатия сумела нивелировать, по сути, провальную ситуацию с арабским участием, которая сложилась на прошедшем 17–18 октября 2023 г. 3-м Форуме «Один пояс, один путь».

Неудивительно, что марафон переговоров на высшем уровне имел ощутимый пропагандистский эффект, позволив Си Цзиньпину заявить о прогрессе в движении к «новой эре» в китайско-арабских отношениях, построенной на общности будущего, о чем глава КНР говорил еще в ходе своего визита в Эр-Рияд в декабре 2022 г. Анонсируя готовность принять в Пекине Второй китайско-арабский саммит в 2026 г., Си Цзиньпин упомянул о стремительном развитии отношений Китая с арабским миром и продвижении парадигмы гармоничного сосуществования цивилизаций на благо «достойного управления миром», предложив учредить Китайско-Арабский центр в русле реализации продвигаемой руководством Коммунистической партии Китая (КПК) Глобальной цивилизационной инициативы.

Сегодня можно сделать вполне аргументированный вывод о наличии серьезных заделов и перспектив в плане развития разностороннего сотрудничества Китая с арабским миром, в связи с чем пропагандистский тезис Си Цзиньпина о «новой эре» в китайско-арабских отношениях, на наш взгляд, отчасти соответствует действительности. Вместе с тем наряду с возможностями на пути форсированного развития диалогов Пекина с отдельно взятыми арабскими странами были и сохраняются проблемы и вызовы.

30 мая в Пекине состоялась юбилейная 10-я министерская встреча в рамках Форума сотрудничества Китая и арабских государств (China-Arab States Cooperation Forum, CASCF). Нелишне в этой связи вспомнить, что Форум был учрежден в январе 2004 г. в ходе визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Египет, а первое его заседание состоялось в штаб-квартире Лиги арабских государств в Каире в сентябре того же года. За 20 лет своего существования Форум превратился в постоянный механизм арабо-китайского взаимодействия по широкому кругу вопросов, касающихся мировой политики и экономики, не исключая, конечно же, ближневосточную повестку.

Недавняя встреча под председательством министров иностранных дел КНР и Мавритании получилась представительной: в столицу КНР прибыли делегации всех 22 стран — членов ЛАГ. Тем самым китайская дипломатия сумела нивелировать, по сути, провальную ситуацию с арабским участием, которая сложилась на прошедшем 17–18 октября 2023 г. 3-м Форуме «Один пояс, один путь». Тогда, несмотря на участие 151-й страны и 41-й международной организации, в Пекин из-за начавшейся войны в Газе вместо глав государств ЛАГ приехали только премьер Египта Мустафа Мадбули и член Федерального верховного совета ОАЭ — правитель эмирата Рас-эль-Хайма Сауд бен Сакр Аль Касими. В последнем же мероприятии приняли участие главы МИД Алжира, Ирака, Йемена, Марокко, Саудовской Аравии, Сирии и Судана, госминистр по иностранным делам Катара, генеральный секретарь МИД Ливана и генеральный секретарь ЛАГ Ахмед Абуль Гейт.

Особенно значимым стало синхронное проведение на полях конференции целого ряда встреч председателя КНР Си Цзиньпина с арабскими лидерами: Королем Бахрейна Хамадом бен Исой Аль Халифа, президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси, президентом ОАЭ шейхом Мухаммедом бен Заидом Аль Нахаяном, президентом Туниса Каисом Саидом и премьер-министром Ливии Абдель Хамидом Дбейба. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд собирался, но не смог приехать из-за обострения болезни отца.

Неудивительно, что марафон переговоров на высшем уровне имел ощутимый пропагандистский эффект, позволив Си Цзиньпину заявить о прогрессе в движении к «новой эре» в китайско-арабских отношениях, построенной на общности будущего, о чем глава КНР говорил еще в ходе своего визита в Эр-Рияд в декабре 2022 г. Анонсируя готовность принять в Пекине Второй китайско-арабский саммит в 2026 г., Си Цзиньпин упомянул о стремительном развитии отношений Китая с арабским миром и продвижении парадигмы гармоничного сосуществования цивилизаций на благо «достойного управления миром», предложив учредить Китайско-Арабский центр в русле реализации продвигаемой руководством Коммунистической партии Китая (КПК) Глобальной цивилизационной инициативы.

Наряду с этим в Пекине акцентировали внимание арабских лидеров на инициативе по глобальной безопасности (Global Security Initiative), которая была выдвинута Си Цзиньпином на ежегодном Боаоском Азиатском форуме 21 апреля 2022 г. с прицелом на строительство эффективной и устойчивой архитектуры безопасности. Она должна быть основана на принципе неделимой безопасности, что в полной мере согласуется с принципом равной и неделимой безопасности в Евразии, отстаиваемым президентом РФ В. Путиным. Идя навстречу интересам арабов, китайцы в ходе 10-й конференции CASCF увязали данную инициативу с формулой «двух государств» в урегулировании израильско-палестинского конфликта, сославшись на собственный позитивный опыт запуска процесса нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией. В принятом на конференции Итоговом документе по палестинскому вопросу была также подтверждена их принципиальная позиция в пользу создания независимого палестинского государства, предоставления Палестине членства в ООН и призывы к прекращению огня в Газе.

Все это коррелируется с программными установками ЦК КПК по использованию неконфронтационных политических, экономических, культурных и гуманитарных приемов и инструментов в продвижении интересов Пекина ради укрепления китайского присутствия на глобальном Юге и наращивания потенциала национальной дипломатии в плане оказания посреднических услуг в решении конфликтных ситуаций в макрорегионе Ближнего Востока и Северной Африки.

Немаловажно и то, что в продолжение договоренностей, достигнутых в ходе визита в Саудовскую Аравию в 2022 г., председатель КНР подтвердил заинтересованность Пекина в формировании пяти контуров сотрудничества с арабскими партнерами. Имеется в виду повышение динамики кооперабельности в сфере инноваций, расширение повестки в области инвестиций и финансов, более диверсифицированные диалоги по энергетике, сбалансированная торговля (арабским компаниям предлагается активно участвовать в ярмарке «China International Import Expo», которая с 2018 г. проводится в Шанхае под патронажем Си Цзиньпина) и народная дипломатия. Среди конкретных проектов называлось совместное строительство 10 лабораторий по вопросам здравоохранения и обеспечения жизнедеятельности, искусственного интеллекта, зеленой и низкоуглеродной экономики, современного сельского хозяйства, освоения космического пространства и развития информационных технологий.

Си Цзиньпин особо приветствовал подключение арабских банков к Трансграничной межбанковской платежной системе (Cross-border Interbank Payment System), которая была запущена китайской стороной в 2015 г. в качестве альтернативы западной системе SWIFT. В отличие от последней она обеспечивает не только обмен информацией, но также клиринг и расчеты. Некоторые аравийские монархии уже начали использовать китайский юань в торговле с КНР. Речь идет, в частности, о заключенном ОАЭ на Шанхайской бирже в марте 2023 г. контракте на поставку сжиженного природного газа, в тестовом режиме проводятся транзакции в цифровых дирхамах ОАЭ с Народным банком Китая. Активно прорабатывается вопрос привязки в 2024–2025 гг. части транзакций, осуществляемых через эмиратскую трансграничную платежную систему «Buna», к китайской платежной системе «UnionPay».

По результатам работы 10-й конференции CASCF и саммитов на ее полях были подписаны следующие документы:

  • Пекинская декларация с призывом к ускоренному развитию китайско-арабского партнерства, а также с отражением общности позиций сторон по региональным кризисам, включая израильско-палестинский конфликт, императивами координации в борьбе с терроризмом, в сфере прав человека, глобальных изменений климата и искусственного интеллекта;

  • План действий на период 2024–2026 гг. в качестве практической платформы для интенсификации китайско-арабских связей в области политики и экономики, включая отраслевое сотрудничество (инфраструктура, авиация, культурные обмены, образование, здравоохранение и др.);
  • Соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между КНР и Бахрейном;
  • Соглашение о стратегическом партнерстве с Тунисом.

Примечательно, что, несмотря на привычную критику «авторитарного Китая», западные и лояльные Западу арабские обозреватели (в частности, бахрейнский аналитик Хасан аль-Хасан, представляющий лондонский Международный институт стратегических исследований) вынужденно признают достижения Пекина в имплементации стратегии на Ближнем Востоке. Эта стратегия направлена на формирование в условиях многополярного мира коалиций стран глобального Юга в качестве противовеса политике США и развитых государств Группы семи.

Более того, из того же Лондона на экспертном уровне звучит завуалированная критика в адрес Вашингтона, благодаря, а не вопреки которому китайцы дескать достигли впечатляющих экономических и внешнеполитических успехов на Ближнем Востоке. Среди причин указывают общую обеспокоенность КНР и арабов «вепонизацией» американцами торговли, финансов и технологической политики в противостоянии с Россией, двойные стандарты США применительно к кризисам на Украине и в Газе. В результате, как отмечает Х. аль-Хасан, растет интерес арабов к BRICS+ как формату с китайским лидерством.

***

Сегодня можно сделать вполне аргументированный вывод о наличии серьезных заделов и перспектив в плане развития разностороннего сотрудничества Китая с арабским миром, в связи с чем пропагандистский тезис Си Цзиньпина о «новой эре» в китайско-арабских отношениях, на наш взгляд, отчасти соответствует действительности. Вместе с тем наряду с возможностями на пути форсированного развития диалогов Пекина с отдельно взятыми арабскими странами были и сохраняются проблемы и вызовы.

Во-первых, невзирая на несколько преувеличенное утверждение западных экспертов о «нерешительности» китайцев в ближневосточных делах, по военному потенциалу Пекину в самом деле пока едва ли под силу тягаться с Вашингтоном, не говоря уже о союзных силах НАТО. Тот же Хасан аль-Хасан выдвигает весьма спорный тезис о том, что в отличие от экономики и дипломатии в области политики и безопасности на Ближнем Востоке китайцы не только не в состоянии, но и не желают конкурировать с американцами, у которых сохраняются «особые» отношения с рядом арабских стран в сфере обороны и безопасности (очевидно, имеются ввиду монархии ССАГПЗ, Египет и Иордания). В рейтинге военной мощи за 2024 г. (Military Strength Ranking) Китай занимает лишь третье место — после США и России; отставание Китая от США особенно заметно в категориях ВМФ и ВВС, которые, как известно, в наибольшей степени задействуются в боевых действиях на Ближнем Востоке. Думается, именно поэтому китайцы воздерживаются от вмешательства в конфликт между Западом и йеменскими хуситами в акватории Красного моря, несмотря на наличие военно-морской базы в соседнем Джибути, и предпочитают договариваться с хуситами же о ненападении на китайские суда.

Во-вторых, на фоне экономического спада в КНР, который, несмотря на закрытость местной статистики, практически единодушно признается российскими и зарубежными аналитиками (в 2023 году Citigroup понизил прогноз роста экономики Китая с 5,5% до 5%, Morgan Stanley — с 5,7% до 5%, а Goldman Sachs — с 6% до 5,4%), растущий интерес китайских торговцев и инвесторов к рынкам Ближнего Востока (например, маркетплейса «Alibaba», сервиса облачных вычислений «Tencent», компании по доставке еды «Meituan» к бизнес-проектам в Саудовской Аравии) не всегда встречает там понимание — зачастую вследствие жесткого давления США на «арабских друзей». В особенности это касается взаимодействия в высокотехнологичных отраслях, критически значимых для Пекина. Достаточно вспомнить неприятный для китайских партнеров эпизод с готовностью саудовской ИТ-компании «Алат» с капиталом в 100 млрд долл. отказаться от сотрудничества с Китаем в угоду Вашингтону или схожую историю с ведущей эмиратской ИТ-компанией «G42», которая согласилась свернуть технологический диалог с Китаем в обмен на 1,5 млрд долл. инвестиций корпорации «Microsoft».

В-третьих, несмотря на интерес арабов в подключении к китайской Глобальной цивилизационной инициативе, культурные барьеры между китайцами и арабами все же сохраняются. Здесь имеются ввиду глубокие различия в плоскости мировосприятия, философии и религии (конфуцианство, буддизм и даосизм — в Китае, ислам — в арабском мире), что экстраполируется на этику бизнеса, отношение к коррупции, неформальной экономике и многие другие аспекты общественно-политической и экономической жизни.

Тем не менее ситуация в условиях суверенизации внешней и внешнеэкономической политики государств глобального Юга на фоне исторического перехода от однополярного к многополярному миропорядку продолжает меняться. По прогнозам экспертов, к 2037 г. китайская экономика может обогнать американскую, став крупнейшей в мире. Отсюда нельзя исключать, что в среднесрочной перспективе (в течение трех-пяти лет) Пекин перейдет к более активным действиям, вытесняя США с Ближнего Востока. И тогда в самом деле наступит декларируемая Си Цзиньпином «новая эра» в китайско-арабском партнерстве.


(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju