Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 4.81)
 (21 голос)
Поделиться статьей
Наталья Вяхирева

К.полит.н., эксперт и программный менеджер РСМД

Еще до углубления кризиса в отношениях России и Запада существовали опасения, что чем он глубже и продолжительнее, тем больше вероятность, что военно-политическая обстановка в Арктическом регионе может измениться в худшую сторону, перекрыв возможности для дальнейшего взаимодействия. Не самый благоприятный сценарий получил практическое воплощение. Новая Национальная стратегия США для Арктического региона, принятая в конце 2022 г., еще раз подтверждает рост тенденций к соперничеству, а не к сотрудничеству в Арктике.

В обновленной Арктической стратегии, рассчитанной на десятилетний период до 2032 г., основная цель — наращивание присутствия США в регионе: военного, дипломатического, экономического. В Стратегии нашли отражение как «миролюбивые» приоритеты, обозначенные Б. Обамой, так и видение Арктики как поля для соперничества, сформировавшееся при Д. Трампе. Также в новой стратегии более пристальное внимание уделяется вопросам климатического кризиса и необходимости инвестиций в устойчивое развитие для повышения качества жизни коренных народов Аляски и Арктики.

Помимо Арктической стратегии, в конце 2022 г. США обнародовали Стратегию национальной безопасности, в соответствии с которой Арктика входит в число приоритетных региональных направлений американской политики. В документе отмечается возросшая открытость Арктики, рост экономических возможностей в регионе, но вместе с тем и рост конкуренции. Констатируются последовательное военное строительство России в Арктике и ее «агрессивные действия». Все это препятствует сотрудничеству и повышает риски непреднамеренных столкновений. В частности, сказано, что межгосударственное сотрудничество с Россией в Арктике не представляется возможным в обозримом будущем, однако оно может возобновиться при определенных условиях. В обоих документах отмечается рост влияния Китая в регионе и, по сути, задан курс на его сдерживание.

Россия с осторожностью относится к новой национальной стратегии США по развитию Арктического региона. Заявляется, что США будут поддерживать институты арктического сотрудничества и стремятся сохранить Арктический совет в качестве главного многостороннего форума для Арктики. Но будет ли Россия равноправным участником форума? В Стратегии об этом не говорится прямо, однако складывается впечатление, что США намерены продолжать сотрудничество в Арктическом совете и в Арктике без участия России, что не укладывается в логику международного арктического взаимодействия, но вписывается в современную логику развития событий. Постепенно исчезают многие диалоговые форматы, равноправными участниками которых были Россия и США, даже по направлениям и темам, которые стояли «особняком» в кризисные периоды отношений, и где взаимные интересы считались выше разногласий. До недавнего времени казалось, что «политика увязок» не затронет Арктику, однако, как показывает время, Арктический регион не стал исключением из общих складывающихся закономерностей и правил.

Еще до углубления кризиса в отношениях России и Запада, которым был ознаменован 2022 г., существовали опасения, что чем он глубже и продолжительнее, тем больше вероятность, что военно-политическая обстановка в Арктическом регионе может измениться в худшую сторону, перекрыв возможности для дальнейшего взаимодействия. Не самый благоприятный сценарий получил практическое воплощение. Новая Национальная стратегия США для Арктического региона (National Strategy for the Arctic region), принятая в конце 2022 г., еще раз подтверждает рост тенденций к соперничеству, а не к сотрудничеству в Арктике.

Данный документ пришел на смену прежней арктической стратегии, принятой в 2013 г. В центре внимания администрации Б. Обамы в то время оказались вопросы невоенной безопасности: в сфере энергетики, задачи по борьбе с последствиями стихийных бедствий и предотвращения катастроф, климатических и экологических изменений и угроз.

Президент Д. Трамп не оставил без внимания Арктику, но при нем акценты сместились с аспектов невоенной безопасности на военную, а также на вопросы соперничества в регионе. Соединенные Штаты стали рассматривать Арктику через призму соперничества великих держав, признавая усиление военного и экономического присутствия России и Китая и причисляя их к основным вызовам безопасности в регионе. Это видение было отражено в речи госсекретаря М. Помпео в Рованиеми на министерской встрече Арктического совета 2019 г., которую можно назвать публичным проявлением назревавших изменений на арктическом векторе политики США, а также в стратегических документах, принятых в 2019–2020 гг. несколькими американскими ведомствами (Министерством обороны, ВМС, ВВС, Министерством внутренней безопасности).

Тем не менее американские эксперты отмечали, что в течение продолжительного времени, несмотря на обеспокоенность Вашингтона деятельностью России и Китая в Арктике, нашедшую отражение в стратегических документах, на практике США не выражали готовности направлять дополнительные ресурсы на нужды Арктического региона. По их мнению, без наращивания физического присутствия в регионе США рисковали потерять экономические и военные позиции в Арктике.

В обновленной Арктической стратегии, рассчитанной на десятилетний период до 2032 г., основная цель — наращивание присутствия США в регионе: военного, дипломатического, экономического. В Стратегии нашли отражение как приоритеты, обозначенные Б. Обамой, так и видение Арктики, сформировавшееся при Д. Трампе.

В новой стратегии более пристальное внимание уделяется вопросам климатического кризиса и необходимости инвестиций в устойчивое развитие для повышения качества жизни коренных народов Аляски и Арктики.

В документе отмечается усиление напряженности в Арктическом регионе по сравнению с 2013 г., «спровоцированное» действиями России в отношении Украины. Констатируется, что, несмотря на рост напряженности, США стремятся к «сохранению мира, стабильности, сотрудничества и процветания» в Арктике.

Помимо Арктической стратегии, в конце 2022 г. США обнародовали Стратегию национальной безопасности (СНБ), в соответствии с которой Арктика входит в число приоритетных региональных направлений американской политики. В СНБ администрации Д. Трампа Арктика в числе приоритетов не упоминалась.

И в арктической стратегии, и в СНБ 2022 г. отмечается возросшая открытость Арктики, рост экономических возможностей в регионе, но вместе с тем и рост конкуренции. Констатируются последовательное военное строительство России в Арктике и ее «агрессивные действия». В соответствии с американскими стратегическими документами, все это препятствует сотрудничеству и повышает риски непреднамеренных столкновений. В частности, в арктической стратегии сказано, что межгосударственное сотрудничество с Россией в Арктике не представляется возможным в обозримом будущем, однако оно может возобновиться при определенных условиях. В обоих документах отмечается рост влияния Китая в регионе и, по сути, задан курс на его сдерживание.

Особая роль отводится союзникам и партнерам США, делается акцент на укреплении взаимодействия с ними. В арктической стратегии говорится, что действия России в отношении Украины способствовали укреплению единства НАТО, а также арктических партнеров, о чем свидетельствует решение Финляндии и Швеции о вступлении в Альянс. Упоминается также укрепление сотрудничества с Канадой по вопросу модернизации NORAD (Командования воздушно-космической обороны Северной Америки). Целью программы выступает создание многоуровневой системы обороны над Дальнем Севере, которая будет защищать от стратегических бомбардировщиков, баллистических, крылатых и гиперзвуковые ракет.

Планы по модернизации NORAD освещались в Стратегии Канады по обороне еще в 2017 г. Практическая договоренность о модернизации системы и увеличении Канадой расходов на оборону была достигнута между президентом Дж. Байденом и Дж. Трюдо в начале 2021 г., однако до недавнего момента активных действий по данному направлению со стороны администрацией не было. Первые практические шаги в этом направлении стали предпринимаются в 2022 г.: Канады объявила о намерении направить 4,9 млрд долл. в течение следующих шести лет на модернизацию NORAD, и в целом Канадой взят курс увеличения расходов на оборону.

Россия с осторожностью относится к новой национальной стратегии США по развитию Арктического региона, так как, по оценкам МИД России, она ориентирована на противоборство, а не на конструктивное взаимодействие всех стран.

В американской арктической стратегии заявляется, что США будут поддерживать институты арктического сотрудничества и стремятся сохранить Арктический совет в качестве главного многостороннего форума для Арктики. Будет ли Россия равноправным участником форума? В Стратегии об этом не говорится прямо, однако складывается впечатление, что США в партнерстве с Канадой и европейскими государствами намерены продолжать сотрудничество в Арктическом совете и в Арктике без участия России, что не укладывается в логику международного арктического взаимодействия, но вписывается в современную логику развития событий. Постепенно исчезают многие диалоговые форматы, равноправными участниками которых были Россия и США, даже по направлениям и темам, которые стояли «особняком» в кризисные периоды отношений, и где взаимные интересы считались выше разногласий. До недавнего времени казалось, что «политика увязок» не затронет Арктику, однако, как показывает время, Арктический регион не стал исключением из общих складывающихся закономерностей и правил.


Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 4.81)
 (21 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся