Норвежские исследования в Арктике
Тромсё – ворота в Арктику
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
(1 голос) |
Начальник отдела международных проектов, аспирант кафедры всеобщей истории САФУ имени М.В. Ломоносова
Согласно Стратегии исследований северных регионов, к 2020 году Норвегия должна стать ведущим государством в области арктических исследований, получить мировое признание в вопросах управления природными ресурсами, а Северная Норвегия должна превратиться в сильный регион с развитой инновационной экономикой.
Анализ российского и зарубежного информационного пространства позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день общие вопросы политики ведущих государств в Арктическом регионе в значительной степени изучены. Интерес к региону обозначен всеми крупнейшими странами, нормативно закреплены приоритетные направления развития, в целом определен порядок реализации арктических стратегий. В данной работе предмет исследования ограничивается сферой научной деятельности, и анализируется организация арктических исследований в Норвегии – страны, которая, по мнению многих экспертов, проводит на сегодняшний день самую последовательную и продуманную политику в регионе. Под арктическими исследованиями понимается как организация комплексного изучения региона, так и политика развития науки в северных регионах Норвегии (Nordområdene – области Финнмарк, Тромс и Нурланн).
Стратегия северных исследований
Развитию норвежских арктических исследований, как и политике развития северных регионов в целом, уделяется внимание на самом высоком уровне. Роль науки как основного приоритета арктической стратегии Норвегии закреплена в главном и самом актуальном документе, определяющем политику Осло на Севере и в Арктике. На сегодняшний день это послание правительства в стортинг «Северные регионы: видение и средства» (Nordområdene: Visjon og virkemidler, далее – «Стратегия развития Северных регионов») [1], принятое в 2011 году (1). Важно отметить, что в «Стратегии развития Северных регионов» именно наука и образование называется первой из пятнадцати приоритетных областей арктической политики Норвегии.
В «Стратегии развития Северных регионов» именно наука и образование называется первой из пятнадцати приоритетных областей арктической политики Норвегии.
Более подробно норвежская исследовательская стратегия в Арктике изложена в отдельных документах: «Стратегия исследований в северных регионах 2006-2011» (Forskning.nord 2006-2011) [2] и «Стратегия исследований в северных регионах 2. 2011-2016» (Forskning.nord 2 2011-2016) [3]. Именно они составляют юридическую основу норвежских исследований на Севере, определяют приоритетные области исследований, финансирование и организацию научно-исследовательской деятельности и подробно изучены в рамках данной работы.
Дополнительными организационными документами по развитию научного потенциала на Севере являются «Политика полярных исследований» (Polarforskningpolicy Norsk polarforskning. Forskningsrådets policy for 2010 – 2013 [4]), «Климат для исследований» (Klima for forskning [5], 2008) и «Новая и устойчивая Норвегия» (Et nyskapende og bærekraftig Norge [6], 2008).
В «Стратегии исследований в северных регионах 2006-2011» обосновывается законное право Норвегии отстаивать свои интересы, а также нести ответственность за устойчивое развитие Арктики в связи с тем, что большая часть территории и национальных вод страны находятся на Севере. Кроме того, подчеркивается, что на севере Норвегии проживает наибольшая по сравнению с другими государствами доля населения и наиболее активно ведется экономическая деятельность. Также выделяется и особая роль Норвегии в защите интересов коренных народов, окружающей и культурной среды Арктики ([2], с.8).
Потребность в развитии норвежских арктических исследований на государственном уровне была обозначена в середине 2000-х годов – времени формирования политики правительства в регионе. К этому моменту развитие науки в северных регионах оценивалось на достаточно низком уровне, и были идентифицированы следующие проблемы в этой области ([2], с.11]):
- В 2003 г. расходы на науку в расчете на одного жителя северной Норвегии составляли 59 % от среднего значения по стране;
- Финансирование научных разработок бизнесом в областях Нурланн и Тромс составили 35 и 39% от среднего уровня по стране соответственно, в Финнмарке – 5%. Например Университет Тромсе привлек в 12 раз больше государственных, чем частных средств. Для Университета Бергена эта пропорция составила 5:1, для Норвежского университета естественных и технических наук (Трондхейм) – 3:1.
Потребность в развитии норвежских арктических исследований на государственном уровне была обозначена в середине 2000-х годов – времени формирования политики правительства в регионе.
«Стратегия исследований в северных регионах 2. 2011-2016» разработана в 2011 году по итогам реализации первой стратегии с учетом изменившихся по сравнению с 2006 г. условий, как на национальном, так и на международном уровне ([3], с.3). Важным отличием новой стратегии стало большее внимание к международному сотрудничеству в регионе. Суть раскрыта в последующих предложениях. Международному научному сотрудничеству в Арктике как инструменту привлечения знаний и технологий, повышения квалификации норвежских ученых, решения государственных задач на Севере посвящен отдельный раздел в документе. Кроме того, идеи развития научной кооперации в регионе прослеживаются практически во всех приоритетных направлениях, выделенных в документе. Отдельно обозначена необходимость научного сотрудничества с Россией как через европейскую исследовательскую сеть, так и через организацию совместных программ и конкурсов с российскими финансирующими организациями.
Констатируя растущую потребность в международном сотрудничестве в регионе, авторы документа отмечают ([3], с.7]) такие факторы, как соглашение с РФ о границах в Баренцевом море, экономическое развитие России, успешный опыт проведения Международного полярного года (2007), усиление роли Арктического совета в решении проблем в регионе, рост внимания к Арктике со стороны ведущих государств мира.
Согласно Стратегии исследований северных регионов, к 2020 году Норвегия должна стать ведущим государством в области арктических исследований, получить мировое признание в вопросах управления природными ресурсами, а Северная Норвегия должна превратиться в сильный регион с развитой инновационной экономикой.
Приоритеты исследовательской политики Норвегии
Согласно Стратегии исследований северных регионов, к 2020 году Норвегия должна стать ведущим государством в области арктических исследований, получить мировое признание в вопросах управления природными ресурсами, а Северная Норвегия должна превратиться в сильный регион с развитой инновационной экономикой.
В документе определены шесть приоритетных областей арктической исследовательской политики, которые привязаны к потребностям страны и населения Северной Норвегии ([3], с.12):
- Международное и арктическое измерение (изучение широкого спектра проблем, связанных с международными отношениями в Арктике и общественно-политическим развитием арктических государств)
- Окружающая среда и морские биоресурсы.
- Энергетика, нефтегазовая промышленность и минеральные ресурсы.
- Общественное развитие в северных регионах
- Развитие экономики знаний (через интеграцию бизнеса, науки и образования в северных областях Норвегии).
- Уникальные исследовательские возможности в Арктике (например, исследования ледового покрова и циркуляции водных масс в Северном ледовитом океане и их влияние на изменение климата, развитие научной инфраструктуры на Шпицбергене как уникальной площадки для проведения исследований и международного сотрудничества).
Организация норвежских научных исследований в Арктике
В Стратегии обозначены три основных направления работы для решения поставленных задач:
- Привлечение лучших мировых знаний и компетенций для управления, общественного и экономического развития севера
- Развитие международного научного сотрудничества в Арктике, в том числе для анализа и решения проблем, связанных со столкновением интересов в регионе
- Развитие в Северной Норвегии инновационной экономики, основанной на знаниях. Установление и расширение контактов между бизнесом, исследовательскими институтами и ведущими норвежскими и мировыми экспертами, коммерциализация разработок.
Главную роль в разработке и реализации исследовательской политики Норвегии играет Норвежский исследовательский совет (НИС, Norges Forskningsrådet). Другими его функциями являются продвижение норвежской науки, в том числе за рубежом, консультирование правительства по вопросам исследовательской политики, управление денежными средствами, выделенными на исследования, распределение грантов, интернационализация норвежской науки [7]. Также НИС выступает в качестве площадки взаимодействия между учеными и заказчиками исследований.
Организация норвежских научных исследований в Арктике реализуется НИС через достаточно большое количество тематических программ и источников финансирования. С десятью наиболее значимыми программами можно ознакомиться в Приложении 1 в конце статьи.
В целом Норвежским исследовательским советом отмечается успешность крупных комплексных программ (всего семь, среди них PETROMAKS, NORKLIMA, NANO2021) [8], направленных на развитие ключевых направлений норвежских исследований, с широким спектром участников: университеты, университетские колледжи, научные учреждения и бизнес.
В финансировании норвежских арктических исследований, как и науки в целом, преобладает доля государства. Главным образом речь идет о конкурсном финансировании в рамках программ.
Финансирование научной деятельности Норвегии в Арктике
В финансировании норвежских арктических исследований, как и науки в целом, преобладает доля государства. Главным образом речь идет о конкурсном финансировании в рамках вышеперечисленных программ. Согласно данным, размещенным на статистическом портале НИС [9], финансирование распределяется между министерствами, причем значительная доля приходится на министерство образования и науки (36%), министерство промышленности и торговли (13%), министерство нефтегазовой промышленности и энергетики (9%) 2.
С 2006 г. Норвежский исследовательский совет учитывает финансирование всех исследовательских проектов, относящихся тематически и географически к северным регионам и Арктике. Согласно отчету НИС за 2011 год, в 2006 году эта цифра составила 440 млн норвежских крон [10]. В 2007 году она выросла до 617 млн крон, причем половину роста обеспечили средства, выделенные в рамках проведения Международного полярного года, а половину – новые инициативы Норвежского исследовательского совета, в частности в нефтегазовой отрасли. В 2007–2010 гг. финансирование исследований, имеющих отношение к Северу, колебалось между 616 и 636 млн норвежских крон в год, причем значительный рост был отмечен в естественных науках (исследования климата, окружающей среды), для которых был создан ряд программ НИС. Тем не менее, в 2011 и 2012 гг. отмечается спад финансирования (до 571 и 553 млн крон соответственно) [11], основными причинами которого называются:
- Завершение проектов, реализуемых в рамках Международного полярного года (27 % снижения);
- Завершение проектов в рамках программы PETROMAKS, связанных с изучением добычи и транспортировки углеводородов в северных регионах, тогда как новые проекты в большей степени сосредоточены в изучении шельфа Северного моря (31 % снижения);
- Завершение проектов в рамках программы NORKLIMA, большая часть которых посвящена исследованиям климата полярных регионов. Новых проекты NORKLIMA, как правило, реже включают в себя изучение исключительно арктического региона (18% снижения).
Также интересно отметить, что в 2012 году около 40% от общей суммы финансирования арктических исследований приходилось на организации из северных регионов. Преобладающая часть получена областью Тромс – 75% (Нурланн – 15%, Шпицберген – 6%, Финнмарк – 3%). Остальные 60% суммы получены организациями из других регионов страны.
Арктические исследования в России
Краткий анализ организации арктических исследований Норвегии показывает, что им, как и северным регионам Норвегии в целом, уже почти десять лет уделяется повышенное внимание на государственном уровне. Достаточно вероятно, что этот регион останется приоритетным для норвежского правительства в ближайшие годы. В целом представляется возможным оценить организацию норвежских исследований в Арктике как соответствующую национальным интересам страны, приоритетным направлениям развития северных областей и общемировым тенденциям развития науки.
Оценивая ситуацию с проведением арктических исследований в России, безусловно, нельзя не отметить большую работу, проводимую структурными подразделениями РАН (Кольский научный центр, Уральское отделение, Сибирское отделение), Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом и другими учреждениями по комплексному изучению российского сектора Арктики. Важным шагом в усилении научного потенциала и подготовке научных кадров для региона является создание в 2010 году Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова в Архангельске.
Лишь с принятием в 2013 году «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» развитие науки и технологий стало одним из приоритетных направлений политики нашей страны в регионе.
Тем не менее, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день у России отсутствует целостная продуманная организация исследований в Арктике, хотя эта тема периодически поднимается органами власти, в академических кругах и средствах массовой информации. Еще в 2010 году на совместном заседании Совета РАН по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров РАН и Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики было принято решение о необходимости «скорейшего определения совместными усилиями Правительства РФ, регионов и РАН приоритетов арктических исследований…» [12]. Лишь с принятием в 2013 году «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» развитие науки и технологий стало одним из приоритетных направлений политики нашей страны в регионе.
Но на данный момент обозначены только основные мероприятия в этой сфере, не подкрепленные реальным финансированием. Федеральная целевая программа по развитию Арктической зоны РФ находится лишь в стадии разработки [13].
В этой связи представляется полезным изучить и использовать с учетом специфики организации науки в нашей стране следующий опыт Норвегии:
- Создание продуманной нормативно-правовой базы с определением приоритетных направлений развития арктических исследований, а также развития науки в арктической зоне РФ. Тем не менее, необходимо избежать усложнения правовой базы, подобно норвежской, в которой существует достаточно большое количество документов одного уровня;
- Создание специальной научной программы (или ряда программ) по приоритетным направлениям развития арктических исследований, а также развития науки в арктической зоне РФ;
- Поощрение совместных проектов научно-образовательных учреждений и бизнеса, в том числе направленных на развитие экономики и улучшение условий жизни населения в арктической зоне РФ;
- Создание единой открытой базы данных в отношении реализации существующих научных программ, отчетности и информации о финансировании (кроме оборонных исследований);
- Поощрение международного научного сотрудничества в Арктике через совместное финансирование научной инфраструктуры, поддержку академической мобильности обучающихся и ученых, финансирование совместных исследований. Стоит отметить, что в этом направлении уже делаются определенные шаги. Например, в 2013 году открыты совместные международные конкурсы исследовательских проектов РГНФ и РФФИ с НИС.
Приложение 1. Общие программы НИС, в рамках которых реализуются исследования, связанные с Арктическим регионом
PETROMAKS (Stort program for petroleumsforskning) [14] | Крупная программа исследований в области нефти и газа, реализуемая с 2004 г. Программа получила высокую оценку Министерства энергетики Норвегии, сделав страну«одним из мировых лидеров в исследованиях в сфере нефти и газа». Помимо реализации широкого спектра исследовательских проектов (от методики разведки месторождений до разработки эффективных решений в сфере охраны труда), программа поддерживает создание и развитие инновационной научной инфраструктуры (Centres of Excellence, Centres for Research-based Innovation). Также программа обеспечила финансирование более 430 стипендий докторского и постдокторского уровня. Общий объем финансирования программы со стороны правительства Норвегии составил около двух миллиардов норвежских крон (10 млрд рублей) с аналогичным объемом софинансирования коммерческими организациями. |
NORKLIMA (Klimaendringer og konsekvenser for Norge) [15] | Программа, посвященная изучению климата, и влияния его изменений на ландшафт, живые системы и общество. Программа реализуется с 2004 по 2013 год (запланировано продолжение) с ежегодным бюджетом 70-110 миллионов крон. |
BIOTEK2021 (Bioteknologi for verdiskaping) [16] | Программа, посвященная развитию биотехнологий. До 2013 г. существовала аналогичная программа под названием FUGE (Funksjonell genomforskning), в частности, поддерживавшая проекты по биоинформационному анализу и использованию биоресурсов Баренцева моря. |
ROMFORSKNING [17] | Программа развития норвежских космических технологий, в которой мониторинг полярных регионов является одним из важных направлений. |
VRI (Virkemidler for regional FoU og innovasjon) [18] | Программа поддержки инновационного развития в регионах Норвегии. На данный момент в рамках программы поддержано 55 проектов разного уровня, 11 из которых реализуются в северных регионах страны. |
MAROFF (Maritim virksomhet og offshore operasjoner) [19] | Программа развития инновационных, безопасных и экологически чистых технологий в сфере морского транспорта. Программа реализуется с 2002 года, поддерживая ряд проектов в области технологий и безопасности судоходства в северных водах. |
Специальные программы, посвященные арктическим исследованиям | |
BARENTS 2020 | Фонд Министерства иностранных дел Норвегии, поддерживающий с 2006 года научные и образовательные проекты по арктической тематике. В качестве примера можно привести программу NORRUS (Russland og nordområdene/Arktis), поддерживающую исследования, связанные с изучением российского общества, политики, бизнеса и международных отношений в Арктике [20]. Кроме того, из фонда Barents 2020 и других средств МИДа Норвегии финансируется академическая мобильность по направлениям, связанным с Арктикой, приглашение ведущих профессоров в норвежские исследовательские институты. Barents2020 поддерживает создание совместных образовательных продуктов с зарубежными вузами по тематике (например, англоязычная программа уровня магистратуры «Технология освоения морских нефтегазовых месторождений», созданная в сотрудничестве между РГУНиГ им. И.М. Губкина и Университетом Ставангера). Кроме того, фондом финансируется развитие научной инфраструктуры: система мониторинга морских территорий BarentsWatch, интегрированная система космического мониторинга на Шпицбергене SIOS (Svalbard Integrated Arctic Earth ObservingSystem). В 2010 году при поддержке программы в Тромсе был основан FRAM – центр междисциплинарных исследований в сфере климата и окружающей среды, в деятельности которого участвуют более 500 ученых из 20 научно-исследовательских учреждений. |
POLARPROG (Polarforskningsprogrammet) [21] | Программа поддержки широкого спектра исследований в Арктике и Антарктике. Приоритет отдается проектам, связанным со Шпицбергеном как международной исследовательской площадкой. Программа реализуется с 2011 года с ежегодным бюджетом в 45 миллионов крон. |
NORDSATS (ForskningsløftiNord) [22] | Программа, финансирующая исследования, проводимые организациями из Северной Норвегии, с целью укрепления связей между бизнесом и научно-исследовательскими учреждениями региона. По состоянию на 2013 год поддержку получили пять крупных исследовательских проектов в различных сферах: материалы и технологии строительства в условиях холодного климата, развитие туризма в северных регионах, спутниковое наблюдение за Арктикой и другие. |
ARKTEK [23] | Программа развития инфраструктуры для нефтегазовой промышленности на Севере с вовлечением как научных организаций, так и бизнес-структур. В рамках программы поддержано шесть проектов. |
1. Послание правительства в стортинг (парламент) является, как правило, отчетом о проделанной работе или предложением в отношении государственной политики в определенной области (в данном случае – арктической политики)
2. От общих средств администрируемых НИС с 2005 по 2011 гг.
Список литературы и источников
1. Meld. St. 7 (2011–2012). Melding til Stortinget. Nordområdene: Visjon og virkemidler : утв. 18 ноября 2011 г. URL: http://www.regjeringen.no/nb/dep/ud/dok/regpubl/stmeld/2011-2012/meld-st-7-20112012.html?id=663433 (дата обращения 26.08.2013).
2. Forskning.nord. Forskningsstrategi for nordområdene. // The Research Council of Norway [официальный сайт]. P. 8. URL: http://www.forskningsradet.no/no/Publikasjon/forskningnord/1156181576037?lang=no (дата обращения 26.08.2013).
3. Forskning.nord.to. Revidert strategi for nordområdeforskning 2011–2016. // The Research Council of Norway [официальный сайт]. P. 10. URL: http://www.forskningsradet.no/no/Publikasjon/forskningnordto/1253967574173?lang=no (дата обращения 26.08.2013).
4. Norsk polarforskning. Forskningsrådets policy for 2010 – 2013. // The Research Council of Norway [официальный сайт]. P. 11. URL: http://www.forskningsradet.no/prognett-polarforskning/Sentrale_dokumenter/1231229969404 (дата обращения 26.08.2013).
5. St.meld. nr. 30 (2008-2009). Klima for forskning: утв. 24 апреля 2009 г. URL: http://www.regjeringen.no/nb/dep/kd/dok/regpubl/stmeld/2008-2009/stmeld-nr-30-2008-2009-.html?id=556563 (дата обращения 26.08.2013).
6. St.meld. nr. 7 (2008-2009). Et nyskapende og bærekraftig Norge: утв. 5 декабря 2008 г. URL: http://www.regjeringen.no/nb/dep/nhd/dok/regpubl/stmeld/2008-2009/stmeld-nr-7-2008-2009-.html?id=538010 (дата обращения 26.08.2013).
7. Samfunnsoppdrag, mandat og visjon // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/no/Visjon_og_mandat/1138785796497 (дата обращения 26.08.2013).
8. Store program // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/no/Store_programmer/1185261838744 (дата обращения 26.08.2013).
9. Статистическая база НИС. URL: http://statistikkbank.forskningsradet.no/ (дата обращения 26.08.2013).
10. Norges forskningsråd. Årsrapport 2011 // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/no/Arsrapportar_og_arsmeldingar/1138785797246 (дата обращения 26.08.2013).
11. Norges forskningsråd. Årsrapport 2012 // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/no/Arsrapportar_og_arsmeldingar/1138785797246 (дата обращения 26.08.2013).
12. Решение Совместного выездного заседания Совета РАН по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров РАН и Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики // Российская академия наук [официальный сайт]. URL: http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?id=3c2dfe9f-4787-4912-b6f8-c4670571ba1d (дата обращения 26.08.2013).
13. Развитие Арктики получило стратегическую подпись // Коммерсантъ, №32 (5063), 21 февраля 2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc-rss/2131966 (дата обращения 26.08.2013).
14. Optimal Management of Petroleum Resources (PETROMAKS) // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/prognett-petromaks/Home_page/1226993690920 (дата обращения 26.08.2013).
15. Klimaendringer og konsekvenser for Norge (NORKLIMA) // The Research Council of Norway [официальный сайт]. http://www.forskningsradet.no/prognett-norklima/Forside/1226993599863 (дата обращения 26.08.2013).
16. Bioteknologi for verdiskaping (BIOTEK2021) // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/servlet/Satellite?c=Page&pagename=biotek2021%2FHovedsidemal&cid=1253970728155 (дата обращения 26.08.2013).
17. Romforskning // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/prognett-romforsk/Forside/1228296488592 (дата обращения 26.08.2013).
18. Virkemidler for regional FoU og innovasjon (VRI) // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/servlet/Satellite?c=Page&pagename=vri%2FHovedsidemal&cid=1224529235249 (дата обращения 26.08.2013).
19. Maritim virksomhet og offshore operasjoner (MAROFF) // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/prognett-maroff/Forside/1228296528786 (дата обращения 26.08.2013).
20. Russland og nordområdene/Arktis (NORRUSS) // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/prognett-geopolitikk-nord/Forside/1226994122323 (дата обращения 26.08.2013).
21. Polarforskningsprogrammet (POLARPROG) // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/prognett-polarforskning/Forside/1231229969369 (дата обращения 26.08.2013).
22. Forskningsløft i nord (NORDSATSING) // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/prognett-nordsatsing/Forside/1228296261486 (дата обращения 26.08.2013).
23. Millioner til arktisk forskning // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http://www.forskningsradet.no/no/Nyheter/Millioner+til+arktisk+forskning/1251210025572 (дата обращения 26.08.2013).
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
(1 голос) |