Успех протестов был настолько головокружительным, что породил немало теорий заговора. Авторитет Пашиняна в последние недели достиг небывалых высот. Несмотря на уход от власти Саргсяна, Республиканская партия может попытаться взять реванш, если сумеет избежать раскола. В ближайшее время Армению ожидает ожесточенная политическая борьба. Пашинян будет стремиться довести дело до внеочередных парламентских выборов, чтобы закрепить одержанную победу.
Что касается внешней политики, Пашинян отмечал, что Армения не собирается предпринимать резких движений на международном уровне. Сегодня самой серьезной проблемой внешней политики Армении является карабахское урегулирование. В последние годы ситуация зашла в тупик, и у Пашиняна есть шанс перезапустить мирный процесс, одновременно укрепив позиции армянской стороны. При этом ожидать каких-то кардинальных прорывов в карабахском урегулировании не стоит. Если сторонам удастся избежать новых серьезных инцидентов и возобновить переговорный процесс, это уже будет значительным достижением.
Итак, 8 мая 2018 г. Национальное собрание проголосовало за лидера протестного движения Никола Пашиняна, и он стал «варчапетом», т. е. премьер-министром, Армении. 31 марта, когда Пашинян начинал свою акцию «сделай шаг» с центральной площади города Гюмри, практически никто не ожидал такого исхода. Поэтому сегодня и армянскую общественность, и всех, кто следит за ситуацией в Армении, занимают два вопроса: в чем секрет победы Н. Пашиняна и каких действий можно ожидать от него на посту премьер-министра.
Успех протестов был настолько головокружительным, что породил немало теорий заговора. Кто-то считал, что Н. Пашинян действовал в сговоре с некими внешними силами, кто-то объяснял его успех содействием влиятельных фигур из властной или бизнес-элиты. Однако при всей их неожиданности события в Армении вполне поддаются объяснению в рамках обычного политологического анализа. Как известно политологам, транзит власти — это слабое место многих гибридных режимов (т.е. режимов, сочетающих элементы демократии и авторитаризма). Как показали события в Армении, это так, даже если речь идет о транзите власти самому себе. Когда Серж Саргсян сложил с себя полномочия президента 9 апреля, в большинстве городов Армении было спокойно, а Н. Пашинян с несколькими десятками сторонников ходил по горным дорогам и общался с местными жителями. Когда 17 апреля Сержа Саргсяна избрали премьером на заседании парламента, на улицах Еревана уже стояли десятки тысяч человек.
Таким образом, оппозиция в полной мере воспользовалась создавшейся возможностью. За те несколько дней, когда Саргсян уже не был президентом, но еще не стал премьером, протесты настолько разрослись, что подавить их без масштабного применения силы было уже невозможно. В итоге власть оказалась перед типичной для подобных ситуаций дилеммой — игнорировать протесты дальше было невозможно, уступки были бы восприняты как проявление слабости, а применение силы могло вызвать обратный эффект, тем более что протесты носили подчеркнуто мирный и ненасильственный характер. Результатом стала отставка Саргсяна 23 апреля.
После отставки Саргсяна у Республиканцев еще оставались некоторые иллюзии по поводу того, что им удастся сохранить власть. Последней попыткой Республиканцев остаться у власти, хоть и без Саргсяна, или по крайней мере «выторговать» сохранение каких-то позиций было голосование против Пашиняна на выборах премьер-министра в парламенте 1 мая 2018. Но оно произвело обратный эффект. На следующий день с раннего утра вся Армения оказалась парализованной акциями протеста, которые дали недвусмысленный ответ на вопрос «кто здесь власть?». Пожалуй, самым очевидным свидетельством этого было даже не то, что люди выходили на акции протеста, а то, что они готовы были прекратить их по первому слову Пашиняна. Достаточно было статуса Пашиняна в «Фейсбуке», чтобы работники ереванского аэропорта Звартноц, присоединившиеся к забастовке, возобновили работу. К вечеру 2 мая даже у Республиканцев не осталось сомнений: реальный центр власти в стране переместился из резиденции премьера на Площадь Республики, где находились Пашинян и его сторонники.
Проголосовав за Пашиняна 8 мая, Республиканцы фактически признали поражение и в этом раунде. Но, судя по тому сопротивлению, которое оказала и продолжает оказывать РПА Пашиняну, Республиканцы считают, что проиграли сражение, но не войну. В этом отношении, хотя накал событий немного спадет, внутриполитическая жизнь в Армении нескоро придет в состояние равновесия. В стране создалась крайне неустойчивая конфигурация, при которой Пашинян, возглавляя правительство и имея поддержку на улицах, не обладает большинством в парламенте. Если Республиканская партия сумеет избежать раскола, то уже в ближайшем будущем она может попробовать взять реванш, не говоря о том, что на разных уровнях власти все еще остается достаточно много Республиканцев. Так что Армению ожидает ожесточенная политическая борьба. Пашинян будет стремиться довести дело до внеочередных парламентских выборов, чтобы закрепить одержанную победу. Кроме того, до выборов ему необходимо провести обещанную им реформу избирательного кодекса, причем очевидно, что Республиканцы собираются ему мешать.
Нелегкие задачи стоят перед Пашиняном и во внешней политике. Для внешнеполитических партнеров Армении, в первую очередь России, ЕС и США, Пашинян во многом остается «темной лошадкой». Правда, практически во всех заявлениях после отставки Саргсяна Пашинян отмечал, что Армения не собирается предпринимать резких движений во внешней политике. 8 мая состоялся телефонный разговор Пашиняна с В. Путиным, который был первым иностранным лидером, поздравившим Пашиняна с избранием премьером. Ожидается, что первая встреча Путина и Пашиняна состоится 14 мая в Сочи, во время саммита ЕАЭС. Позвонила Пашиняну и Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини, которая пригласила его в Брюссель, хотя даты визита пока не сообщаются. Поздравили Пашиняна и США, правда не на таком высоком уровне — поздравление озвучила представитель Государственного департамента Хизер Науэрт.
Пожалуй, самая серьезная проблема внешней политики Армении, которой предстоит заниматься Пашиняну, — это карабахское урегулирование. Уже 9 мая, на следующий день после избрания премьером, он посетил Арцах (так после референдума 2017 г. называется Нагорно-Карабахская Республика). Визит в Степанакерт был важен для Пашиняна и по внешнеполитическим, и по внутриполитическим причинам. Так, поездка Пашиняна и его заявления во время пресс-конференции были адресованы, с одной стороны, Азербайджану и участникам мирного процесса. Но одновременно он хотел показать, что обвинения, прозвучавшие в парламенте от Республиканцев, в том, что у Пашиняна чересчур уступчивая позиция по карабахской проблеме, не соответствуют действительности. Более того, учитывая, что два предыдущих президента были родом из Нагорного Карабаха, ему было важно показать, что он может и будет работать с властями Степанакерта.
В целом поездка в Степанакерт и сделанные там заявления были призваны показать, что Пашинян владеет инициативой — и в том, что касается внутриполитических процессов, и в карабахском урегулировании. Насколько приход Пашиняна к власти позитивно отразится на карабахском мирном процессе, пока сказать трудно. Ясно одно — в последние годы ситуация зашла в тупик, и в этом отношении у Пашиняна есть шанс перезапустить мирный процесс, одновременно укрепив позиции армянской стороны. Так, он уже заявил, что сам он в переговорах может представлять только позицию Еревана, а мнение Арцаха должны выражать его официальные представители, на что до сих пор не соглашался Баку. Вообще эта точка зрения всегда высказывалась Ереваном, но, поскольку предшественники Пашиняна были родом из Нагорного Карабаха, это звучало не очень убедительно для партнеров по переговорам, так как Баку в принципе отвергал возможность сесть за стол переговоров с властями непризнанной республики. Теперь, после смены власти в Армении аргумент о необходимости прямого участия Степанакерта в мирном процессе звучит более убедительно. Как бы то ни было, ожидать каких-то кардинальных прорывов в карабахском урегулировании не стоит. Если сторонам удастся избежать новых серьезных инцидентов и возобновить переговорный процесс, это уже будет значительным достижением.