Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Михаил Конаровский

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, в.н.с. Института международных исследований МГИМО МИД России, член РСМД

Встречи глав государств — членов ШОС последних лет становятся все более заметным явлением не только в региональном, но и общемировом масштабе, что свидетельствует о растущем потенциале и авторитете этой организации. В условиях быстро меняющейся глобальной обстановки и появляющихся новых вызовов и угроз скоординированные позиции Шанхайской организации по ключевым проблемам безопасности и международного развития становятся все более востребованными не только для ее собственной деятельности, но и в рамках всего евразийского пространства.

Встречи глав государств — членов ШОС последних лет становятся все более заметным явлением не только в региональном, но и общемировом масштабе, что свидетельствует о растущем потенциале и авторитете этой организации. В условиях быстро меняющейся глобальной обстановки и появляющихся новых вызовов и угроз скоординированные позиции Шанхайской организации по ключевым проблемам безопасности и международного развития становятся все более востребованными не только для ее собственной деятельности, но и в рамках всего евразийского пространства.

Не стал исключением и только что завершившийся в Ташкенте юбилейный саммит пятнадцатилетия создания «шестерки». Помимо руководителей государств — членов ШОС, в нем принимали участие главы и высокие представители стран-наблюдателей, а также президент Туркменистана в качестве гостя председательствующей стороны. Международный сегмент был представлен заместителем Генсекретаря ООН, Исполнительным секретарем СНГ, Генеральными секретарями ОДКБ и АСЕАН, Исполнительным директором Секретариата СВМДА.

Предоставив главам государств возможность подвести итоги прошедшего периода, в своей Декларации саммит констатировал укрепление Организации в качестве значимого и влиятельного игрока на международной арене. Безусловно, этого удалось достичь прежде всего благодаря скрупулезной, не всегда простой, совместной работе по обеспечению эффективного функционирования структурных органов и по созданию за годы существования ШОС солидных договорно-правовых основ ее деятельности. Среди столпов взаимоотношений государств в рамках «шестерки» — Договор о дружбе и сотрудничестве, конкретные соглашения и договоренности по основным направлениям взаимодействия в области политики, безопасности, экономики, противодействия деструктивным вызовам нового поколения и т.д.

Повышение в ближайшей перспективе статуса Дели и Исламабада в ШОС дополнительно увеличит потенциал Организации и придаст новый импульс дальнейшему укреплению ее роли на международной и региональной арене.

Знаковым событием стало подписание в Ташкенте Меморандумов об обязательствах Индии и Пакистана в целях получения статуса государства — члена ШОС, что запустило финальную стадию их присоединения к Организации. Тем самым было подтверждено сохранение «шестеркой» позитивной динамики своего развития, достигнутой на последних саммитах, особенно Душанбинским и Уфимском 2014 и 2015 гг. Затягивание процесса было бы чревато для Организации значительными имиджевыми, а также политическим издержкам. При благоприятных раскладах, на следующей встрече в Астане, возможно, речь пойдет о преобразовании «шестерки» в «восьмерку».

Повышение в ближайшей перспективе статуса Дели и Исламабада в ШОС дополнительно увеличит потенциал Организации и придаст новый импульс дальнейшему укреплению ее роли на международной и региональной арене, прежде всего в решении актуальных проблем безопасности и устойчивого развития. Вместе с тем приобретающая конкретные очертания эволюция «Шанхайской шестерки» станет для нее не только важнейшим рубежом развития, но и серьезным вызовом. В первую очередь это будет касаться обеспечения в обновленных условиях не только сохранения, но и повышения эффективности всех ее (а это почти три десятка) механизмов сотрудничества в области политики, безопасности, экономики, гуманитарного измерения и т.д. На целесообразность уже сейчас вплотную заниматься встраиванием Индии и Пакистана в механизмы рабочего взаимодействия ШОС прямо указывал в своем выступлении в Ташкенте В.В. Путин. На очереди — заявки на членство в ШОС Ирана и Афганистана. И хотя президенты вновь подчеркнули открытость Организации для присоединения к ней заинтересованных государств, оба соискателя пока продолжают оставаться на листе ожиданий. В контексте вопросов расширения состава Организации новый смысл приобретает и подтверждение намерения всемерно развивать международные связи ШОС, совершенствуя уже существующие и инициируя новые контакты.

Новые тенденции последних лет в мировом и региональном хозяйствовании, а также масштабные инициативы в части геоэкономического измерения евразийского пространства, такие как ЕАЭС и ЭПШП, все более предметно ставят перед ШОС задачу поиска своей политической и экономической ниши в этих процессах.

Весьма примечательной для ближайшего будущего Организации представляется констатация наличия уже сегодня всех предпосылок для ее выведения на новый уровень взаимодействия, прежде всего в части достижения качественных показателей сотрудничества. Практически значимым в этом контексте стало утверждение первого пятилетнего Плана действий по реализации принятой в прошлом году в Уфе Стратегии развития ШОС до 2025 года. Особое внимание к этому аспекту деятельности в ближайшей перспективе приобретает также немаловажное дополнительное значение и в свете предстоящего присоединения к Организации Индии и Пакистана. Предметность и эффективность политического взаимодействия государств — членов в предстоящей новой конфигурации «шестерки» должно будет пройти экзамен на зрелость, в частности, и на примере политических усилий по решению застарелого афганского вопроса на основе консолидированной позиции членов ШОС в поддержку национального примирения в ИРА, осуществляемого самими афганцами и под их руководством. Скорейшее достижение мира и стабильности принципиально важно для обеспечения укрепления стабильности не только в этой турбулентной стране, но и во всем регионе.

В свете незыблемости базовых приоритетов Организации — противодействие терроризму, сепаратизму, экстремизму, а также распространению наркотиков — главы государств констатировали твердое намерение наращивать тесное взаимодействие на данном направлении. В области безопасности еще предстоит утверждение Антинаркотической стратегии на предстоящее пятилетие, выработка Конвенции по борьбе с экстремизмом, осуществление масштабных мероприятий по реализации очередной Программы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016–2018 гг., а также утверждение очередного Плана мероприятий по совместной борьбе с преступностью.

Учитывая долговременный характер новых вызовов и угроз международной и региональной стабильности, проблематика безопасности будет сохранять для Организации бесспорную значимость.

Отдельного внимания заслуживает экономическая составляющая саммита, которая, как известно, до последнего времени значительно отставала от первой дорожки. Новые тенденции последних лет в мировом и региональном хозяйствовании, а также масштабные инициативы в части геоэкономического измерения евразийского пространства, такие как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), все более предметно ставят перед ШОС задачу поиска своей политической и экономической ниши в этих процессах. Тем более что они непосредственно затрагивают коренные интересы каждого из государств — членов Организации. Многообещающими в этой связи могут стать и инициативы В. Путина на недавнем Петербургском международном экономическом форуме о большом Евразийском партнерстве с участием ЕАЭС, Китая, Индии, Пакистана и Ирана.

Главы государств ШОС вновь подтвердили поддержку инициативы ЭПШП, а также значение прошлогодних межправительственных договоренностей об активном использовании потенциала экономических наработок самой Организации. Они касаются инфраструктурного и промышленного строительства, транспортно-коммуникационных проектов, а также подготовки мероприятий по развитию и финансированию совместной проектной деятельности. Одновременно было выделено намерение добиваться сопряжения национальных стратегий развития и укрепления координации торгово-экономических программ стран-участниц. Характерной особенностью саммитов Шанхайской организации последних лет становится и проведение в их рамках двусторонних и трехсторонних встреч для сверки часов по нынешнему состоянию отношений партнеров и выработки новых конкретных предложений по их развитию. Помимо ставшей уже традицией встречи лидеров России, Китая и Монголии, в Ташкенте состоялись и другие полезные контакты.

После Ташкента годовое председательство в ШОС по алфавитной ротации перешло к Казахстану, который уже вскоре объявит о своих приоритетах на этот период. Учитывая долговременный характер новых вызовов и угроз международной и региональной стабильности, проблематика безопасности будет сохранять для Организации бесспорную значимость. Наряду с этим и с учетом набирающих обороты новых тенденций также и в мировом экономическом развитии, на ближайшую и более отдаленную перспективу все более выпуклой будет представляться и политэкономическая составляющая деятельности ШОС.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся