25 мая 2023 г. контейнеровоз Crystal St Petersburg прибыл в порт Карачи, Пакистан. Больший вес событие получило в свете недавних соглашений Исламабада и Москвы: было достигнуто взаимопонимание по вопросам о сотрудничестве в таможенной и авиационной сферах, обновлено соглашение 2015 г., благодаря чему закрепилась идея «Пакистанского потока», а главное, были заключены договоренности о поставках СПГ и нефти.
Именно последний факт вызывает наибольший ажиотаж в мировом сообществе. Россия и ранее поставляла нефтепродукты в Пакистан, однако теперь речь идет о беспрецедентном объеме: планируется, что Москва закроет до 35% потребностей Исламабада в нефти. Достигнутое на текущий момент соглашение подразумевает единовременную поставку, но ожидается наращивание объемов вплоть до 100 тыс. барр. в сутки. Основной камень преткновения — валюта оплаты.
Хотя «пробная» сделка по поставке российской сырой нефти в Пакистан через Оман оплачивается именно в долларах, обе страны не готовы сохранять такую форму оплаты: Россия стремится уходить от доллара, а долларовые резервы Пакистана по последним данным составляют всего 4,46 млрд долл. и стремительно уменьшаются. У Пакистана также нет достаточной ликвидности рубля, юаня или дирхамов — валют, с которыми Россия готова работать и работает, в частности, с Индией.
Не так давно Пакистан пережил серьезный кризис власти, отголоски которого все еще не стихают. Инфляция, которая составила рекордные 28%, задирает цены на товары первой необходимости и топливо, в портах скапливаются грузы. Не самые грамотные меры привели к просадке национальной валюты до нового минимума. Ударом по стране стали и прошлогодние наводнения, ущерб от которых оценивается в 16 млрд долл.
В последние годы Пакистан заметно отставал от своих соседей по экономическим показателям и сейчас явно проигрывает в инвестиционной привлекательности Вьетнаму и даже Камбодже. В Пакистане наблюдается отсутствие роста производительности в несельскохозяйственных отраслях. Низкая степень индустриализации и недоинвестированность промышленности препятствуют наращиванию экспорта и не дают производителям из Пакистана успешно конкурировать на мировом рынке. Во многом проблемы с экспортом обусловлены жесткой тарифной политикой правительства, выступающей существенным торговым барьером, а также высокими налогами, «душащими» предприятия. Тарифы ложатся бременем как на экспорт, так и на импорт и ограничивают возможности участия в региональных и глобальных цепочках создания добавленной стоимости.
Единственный выход для исправления тяжелого экономического положения правительство Шехбаза Шарифа видит в предоставлении кредитной линии от МВФ, продолжающего выдвигать все новые требования по реформированию финансовой системы страны, выполнение которых уже нанесло удар по экономике. Тем не менее действующее правительство продолжает прислушиваться к фонду в надежде получить новый кредит, что свидетельствует о значительной степени отчаяния.
По сути, для оплаты российской нефти существуют две рабочие опции — это юань и доллар. Первый вариант представляется политически идеальным, однако недостижимым ввиду существенного торгового перекоса между Китаем и Пакистаном. В то же время не остается сомнений, что Запад не преминет указать Китаю на непривлекательность его стратегии «Пояса и пути» и, продолжая линию обвинения в создании «долговых ловушек», выпишет Исламабаду очередной чек от МВФ в долларах. Часть этих денег и пойдет на оплату поставок российской сырой нефти, которые, скорее всего, будут произведены в кредит. Таким образом, Пакистан в очередной раз осуществит знакомое ему перераспределение заемных средств для погашения предыдущих займов, клан Шарифов какое-то время продолжит балансировать во власти, а Запад в очередной раз оплатит оборонные расходы России на СВО.
25 мая 2023 г. контейнеровоз Crystal St Petersburg грузоподъемностью 1 740 в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) прибыл в порт Карачи, Пакистан. Прибытие судна, завершившего 22-дневный путь из порта Санкт-Петербурга, приветствовали генеральный консул РФ Андрей Федоров, председатель Karachi Port Trust Седаин Раза Заиди и министр по морским делам Пакистана Сайед Фейсал Сабзвари. Последний назвал событие «знаковым» для наращивания торговли между странами: теперь у пакистанских трейдеров появился прямой доступ на российский рынок. Больший вес событие получает в свете недавних соглашений Исламабада и Москвы: было достигнуто взаимопонимание по вопросам о сотрудничестве в таможенной и авиационной сферах, обновлено соглашение 2015 г., благодаря чему закрепилась идея «Пакистанского потока», а главное, были заключены договоренности о поставках СПГ и нефти.
Именно последний факт вызывает наибольший ажиотаж в мировом сообществе: спустя долгое время Пакистан наконец покупает российскую нефть, пускай и транзитом через Оман. Россия и ранее поставляла нефтепродукты в Пакистан. Так, за 2021 г. объем поставок составил 11 600 т. Однако теперь речь идет о беспрецедентном объеме: планируется, что Москва закроет до 35% потребностей Исламабада в нефти. До недавнего времени основными поставщиками выступали Саудовская Аравия и ОАЭ (порядка 60 млн барр. в год в совокупности), но непростая экономическая ситуация подталкивает Пакистан к поиску более выгодных сделок.
Если стоимость сортов Dubai и Arab Light составляет 74 долл. и 78 долл. за баррель (по данным на 6 июня 2023 г.), соответственно, то российская нефть с момента введения санкций и эмбарго вынуждена торговаться с сильным дисконтом, и ее стоимость сейчас оценивается в диапазоне 50–60 долл. за баррель. По этой причине Пакистан еще в 2022 г. выразил сильную заинтересованность в приобретении именно российских энергоносителей.
В то же время потенциал сделки оставался сомнительным для России: неясной выглядела способность Пакистана заключить долгосрочную сделку. Достигнутое на текущий момент соглашение подразумевает единовременную поставку, но ожидается наращивание объемов вплоть до 100 тыс. барр. в сутки. Основной камень преткновения — валюта оплаты.
На сегодняшний день Кремлем взят курс на уход от «токсичных» валют и создание системы взаиморасчетов с дружественными странами в национальных валютах. Однако наиболее оптимистичное соглашение с Индией о механизме оплаты рубль–рупия уже показало негативную тенденцию на короткой дистанции ввиду существенного торгового дисбаланса: России, проще говоря, нечего делать с накопившимся объемом индийской рупии. В случае с Пакистаном возможны следующие валютные опции: доллар США, пакистанская рупия, китайский юань и дирхамы ОАЭ.
Хотя «пробная» сделка по поставке российской сырой нефти в Пакистан через Оман оплачивается именно в долларах, обе страны не готовы сохранять такую форму оплаты при дальнейшем сотрудничестве: Россия стремится уходить от доллара, а долларовые резервы Пакистана по последним данным составляют всего 4,46 млрд долл. и стремительно уменьшаются. У Пакистана также нет достаточной ликвидности рубля, юаня или дирхамов — валют, с которыми Россия готова работать и работает, в частности, с Индией. Взаиморасчеты в нацвалюте Пакистана являются и вовсе абсурдными — России не нужен очередной балласт на востро-счетах. Все это создает серьезное затруднение для укрепления дальнейшего сотрудничества и ставит серьезную задачу перед ЦБ РФ и Госбанком Пакистана.
Как так вышло?
Не так давно Пакистан пережил серьезный кризис власти, отголоски которого все еще не стихают. Гораздо большей угрозой для клана Шарифов, чем политический «полтергейст» в лице экс-премьера, является стремительно разрушающаяся экономика. Инфляция, которая составила рекордные 28%, задирает цены на товары первой необходимости и топливо, в портах скапливаются грузы. Не самая грамотная экономическая политика регулятора под давлением МВФ привела к просадке национальной валюты до нового минимума (на данный момент курс составляет около 287 рупий за доллар). Ударом по стране стали и прошлогодние наводнения, ущерб от которых оценивается в 16 млрд долл.
Кризис платежного баланса уничтожает экономику страны на глазах и вынуждает регулятор все больше сокращать запасы доллара, в результате чего стоимость пакистанской рупии продолжает падать. Так, дефицит торгового баланса за 2022 г. по данным Госбанка Пакистана составил 17,5 млн долл., поскольку экспорт составляет только 45% от импорта.
В последние годы Пакистан заметно отставал от своих соседей по экономическим показателям и сейчас явно проигрывает в инвестиционной привлекательности Вьетнаму и даже Камбодже. Согласно отчету Всемирного банка, в Пакистане наблюдается отсутствие роста производительности в несельскохозяйственных отраслях. Низкая степень индустриализации и недоинвестированность промышленности препятствуют наращиванию экспорта и не дают производителям из Пакистана успешно конкурировать на мировом рынке. Во многом неспособность пакистанского производителя выйти на мировой рынок обусловлена жесткой тарифной политикой правительства, выступающей существенным торговым барьером, а также высокими налогами, «душащими» предприятия, в частности, это непопулярный налог в размере 10% для производителей текстиля, стали и цемента. Тарифы ложатся бременем как на экспорт, так и на импорт и ограничивают возможности участия в региональных и глобальных цепочках создания добавленной стоимости. Они заставляют пакистанских производителей ориентироваться только на внутренний рынок, где они в отсутствие иностранных конкурентов ввиду высоких импортных пошлин остаются защищенными от серьезной конкуренции, что также снижает стимулы к развитию.
Единственный выход для исправления тяжелого экономического положения правительство Шехбаза Шарифа видит в предоставлении кредитной линии от МВФ. Ранее фонд уже предоставлял финансовую помощь стране в совокупном объеме 4,2 млрд долл., однако на текущий момент предоставление нового пакета в размере 6 млрд долл. отложено. МВФ продолжает выдвигать все новые и новые требования по реформированию финансовой системы страны, выполнение которых уже нанесло удар по экономике: именно по рекомендации МВФ Исламабад отказался от поддержки нацвалюты, что и привело к падению ее курса. Тем не менее действующее правительство продолжает прислушиваться к фонду в надежде получить кредитную линию, что свидетельствует о значительной степени отчаяния. Напомним, что не так давно другая страна в Южной Азии была вынуждена объявить дефолт: Шри-Ланка годами получала кредитную поддержку от МВФ, игнорируя реальные проблемы в экономике. Одним из основных кредиторов Шри-Ланки также выступает Китай.
Долговой капкан или рука помощи?
КНР давно продвигает свою стратегию «Один пояс — один путь», в рамках которой в 2015 г. был инициирован совместный с Пакистаном проект Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК). Страну в тот момент возглавлял Наваз Шариф. Для Пакистана это означало получение инвестиций в транспортный и энергетический секторы в размере 46 млрд долл. Объявленная модель сотрудничества «1+4» охватывала следующие отрасли: развитие порта Гвадар, развитие энергетики страны, инвестиции в транспортную инфраструктуру и укрепление промышленного сотрудничества. Однако, несмотря на создание Пакистано-китайского профессионально-технического института (10 млн долл.), развитие портовой инфраструктуры Гвадара и создание свободной экономической зоны за 300 млн долл., КПЭК столкнулся с рядом сложностей и увяз в самом себе. Коррупция, инертность пакистанских подрядчиков и высокая стоимость импортируемого из Китая оборудования, как и вытеснение пакистанских компаний из общего дела в 2018 г., не раз становились объектом жалоб правительства Имран Хана. И хотя обвинение в прокитайской коррупции в адрес Наваза Шарифа — это скорее часть внутриполитического дискурса, в них есть зерно истины. Схожая ситуация наблюдалась на Шри-Ланке: точно так же, как Китай опирался на клан Раджапаксов, он использовал алчность и недальновидность Шарифов для интеграции китайских элит в экономику страны и фактическое присваивание ее инфраструктуры, конечной целью которого стало приобретение новых звеньев «жемчужной нити» — порта Хамбантота и порта Гвадар. Колоссальная задолженность перед Китаем стала еще одной причиной для обращения за финансовой помощью к МВФ.
Не следует забывать о том, что КНР удерживает доминирующую позицию в пакистанском ВПК, курируя такие проекты, как истребитель-бомбардировщик JF-17 Thunder (Chengdu FC-1 Xiaolong) и танк Al-Khalid (MBT-2000). Китай выступает основным поставщиков вооружений для Пакистана: в период с 2017 по 2021 гг. Китай обеспечил до 72% потребности Пакистана в вооружениях.
Кроме того, Китай выступает одним из ключевых торговых партнеров Пакистана: в 2022 г. Пекин экспортировал товаров на 23 млрд долл. В этой связи в 2018 г. было достигнуто соглашение о создании системы взаиморасчетов в юане; в 2022 г. регуляторы обеих стран подтвердили намерение укреплять торговлю в юане — соответствующий меморандум о взаимопонимании был подписан в ходе двухдневного визита Шехбаза Шарифа в КНР. Однако между странами сохраняется существенный дисбаланс более 15 млрд долл., что не позволяет Исламабаду аккумулировать значительный объем юаня.
Что дальше?
На сегодняшний момент лед тронулся: нефтяной сделке между Исламабадом и Москвой быть, но как долго? Пакистану в его отчаянном положении действительно выгодна российская нефть, но все упирается в оплату. По сути, существуют две рабочие опции — это юань и доллар. Первый вариант представляется политически идеальным, однако недостижимым ввиду существенного торгового перекоса между Китаем и Пакистаном: у Исламабада попросту нет достаточного количества юаней, чтобы поддерживать долгосрочные торговые отношения с Россией. То же касается и дирхамов ОАЭ: торговый баланс пары Пакистан — ОАЭ существенно отличается от пары Индия — ОАЭ.
В то же время не остается сомнений, что Запад не преминет указать Китаю на непривлекательность его стратегии «Пояса и пути» и, продолжая линию обвинения в создании «долговых ловушек», выпишет Исламабаду очередной чек от МВФ в долларах. Ожидаемо, что часть этих денег и пойдет на оплату поставок российской сырой нефти, которые, скорее всего, будут произведены в кредит. Таким образом, Пакистан в очередной раз осуществит знакомое ему перераспределение заемных средств для погашения предыдущих займов, клан Шарифов какое-то время продолжит балансировать во власти, а Запад в очередной раз оплатит оборонные расходы России на СВО.