Кризис доверия между Россией и Западом, апофеозом которого стал кризис внутри и вокруг Украины, привел к тому, что обе стороны тестируют уровень обороны друг друга, начинают сосуществовать в парадигме сдерживания. Ведется дискуссия о том, можно ли считать сложившийся кризис отношений новой вариацией холодной войны, даже обсуждается вероятность ее перерастания в войну горячую.
Действия России в Крыму и развитие ситуации на юго-востоке Украины коренным образом изменили повестку дня Североатлантического альянса. Аргументация российских политических кругов и части экспертного сообщества, согласно которой США и НАТО готовили захват Севастополя с целью его трансформации в военно-морскую базу НАТО, не воспринимается в странах Альянса как нечто серьезное и вызывает отторжение у большинства элит. Кризис доверия между Россией и Западом, апофеозом которого стал кризис внутри и вокруг Украины, привел к тому, что обе стороны тестируют уровень обороны друг друга, начинают сосуществовать в парадигме сдерживания. Ведется дискуссия о том, можно ли считать сложившийся кризис отношений новой вариацией холодной войны, даже обсуждается вероятность ее перерастания в войну горячую.
Подобное развитие событий привело к тому, что решения Уэльского саммита НАТО (сентябрь 2014 г.) послужили своего рода ответом на так называемый «российский вызов», хотя первоначально планировалось в основном обсуждать вопросы, связанные с выходом НАТО из Афганистана.
План готовности к действиям НАТО (Readiness Action Plan) и инициатива по созданию Объединенной оперативной группы повышенной готовности (Very High Readiness Joint Task Force), принятые на саммите Альянса в Уэльсе, свидетельствуют о том, что акцент в стратегическом планировании НАТО сместился от создания так называемого «экспедиционного корпуса», призванного действовать за пределами Евроатлантики, к реагированию на вызовы, исходящие из Европы, к возврату к концепции коллективной обороны. В итоговой декларации Уэльского саммита заявлено, что в евро-атлантической системе безопасности наступил поворотный момент, так как «агрессивные действия России против Украины стали вызовом нашему евро-атлантическому видению Европы – единой, свободной и мирной».
Не вызывает сомнения, что три решения – два вышеупомянутые со стороны НАТО и американская инициатива по укреплению гарантий Европы (European Reassurance Initiative), выдвинутая накануне саммита в Уэльсе, – направлены на сдерживание России. Россия, в свою очередь, через новую редакцию своей военной доктрины, укрепление и модернизацию всех видов вооруженных сил также демонстрирует готовность к сдерживанию. Таким образом, обе стороны через 25 лет после окончания холодной войны вновь тестируют оборону друг друга через многочисленные и крупномасштабные учения, вернулись к парадигме взаимного сдерживания и пока не проявляют готовности восстановить работу Совета Россия–НАТО.
Однако ни в коем случае нельзя игнорировать тот факт, что План готовности к действиям НАТО, вне всякого сомнения, учитывает вызовы и риски, исходящие с южного направления. Однако основное направление, на котором будут формироваться структуры и механизмы сдерживания – через постоянное присутствие военно-воздушных, военно-морских и сухопутных сил на ротационной основе – восточное. Страны–члены НАТО из Центральной и Восточной Европы, учитывая их близость к России, заинтересованы в сдерживающей функции Альянса. Их исторический опыт и действия России на постсоветском пространстве обусловливают их активную позицию в рамках НАТО по развитию потенциала сдерживания в ущерб экспедиционных сил для использования их в регионах, далеких от национальных территорий стран ЦВЕ.
Так что же будет представлять собой Объединенная оперативная группа повышенной готовности или «острие копья», как ее образно назвали в НАТО?
Имеется в виду создание сухопутных сил в составе 5 маневренных батальонов, которые при поддержке ВВС, ВМС и сил специального назначения могут быть развернуты в зоне конфликта в течение 2–3 суток. Помимо этого предполагается создание многонациональной группы командования и контроля на территории Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Болгарии и Румынии. Эта новая структура будет постоянно действующей, а ее персонал предполагается формировать по принципу ротации. Планируется усиление постоянных соединений ВМС; повышение уровня потенциала штаба многонационального корпуса «Северо-Восток» (располагается в Щецине); создание пунктов складирования военных материалов и оборудования; совершенствование национальной инфраструктуры (порты, аэродромы) стран Восточной Европы – членов Альянса; наращивание числа учений как в рамках коллективной обороны, так и кризисного урегулирования.
Алармисты в России могут утверждать, что НАТО создает мощный военизированный кулак, представляющий военную угрозу для нашей страны. Однако при детальном анализе становится очевидным, что создается небольшое формирование оборонительного характера, направленное на демонстрацию намерений Альянса не допустить посягательств на свою территорию. Следует сразу же оговориться, что перцепции оказывают серьезное воздействие на международные отношения. Россия не собирается нападать на государства – члены НАТО, но воспринимается рядом из них как реальная военная угроза. НАТО не представляет угрозы для России, но, согласно последним социологическим опросам, расширение Альянса на Восток воспринимается 42% опрошенных как угроза безопасности нашей страны.
Реальные боевые возможности «острия копья» очень ограничены (на уровне бригады) и направлены на реализацию двух целей: во-первых, не допустить разрастания конфликта (в случае его возникновения) и способствовать его локализации еще до введения в действие сил реагирования НАТО; во-вторых, послать сигнал Москве, что в Брюсселе не намерены выходить из Основополагающего акта Россия–НАТО 1997 г., в котором страны-участницы Альянса подтвердили отсутствие намерения о размещении «существенных вооруженных сил» на территории восточноевропейских членов. Ротационная основа формирования объединенной оперативной группы также свидетельствует об отсутствии стремления превращать ее в мощный военный кулак – это скорее подтверждение союзнических обязательств и попытка обеспечить безопасность государств-членов.
Для снятия напряженности между Россией и НАТО необходимо:
- остановить информационную войну и перестать демонизировать друг друга;
- открыть (на площадке ОБСЕ) дискуссию с целью объективного анализа причин возникновения кризиса;
- восстановить работу Совета Россия–НАТО или хотя бы на первом этапе создать рабочую группу по определению направлений совместных действий по отражению новых угроз (ИГИЛ, кибербезопасность, антитеррористические операции и т.д.);
- неукоснительно выполнять Минские договоренности.