Военные конфликты XX века принесли многомиллионные жертвы, перекроили карту мира и создали мир таким, каким мы его знаем. Вторая мировая война стала мощным драйвером технического прогресса и не только в области вооружений. Эксперты РСМД рассказывают о технологическом наследии Второй мировой: ядерном оружии и атомной энергетике, реактивной авиации и космонавтике, подводном флоте и авианосцах.
Александр Ермаков, военный эксперт РСМД
Издревле войны были главным драйвером прогресса, в особенности технического. Необходимость истребления себе подобных всегда подстегивала человеческую изобретательность, ведь сколь бы это занятие ни было страшным — ничто так не подстегивает конкуренцию и не открывает дорогу свежим и смелым идеям.
XX век, к сожалению, был особенно богат на военные конфликты, в том числе и общемировые. Они принесли многомиллионные жертвы, радикально перекроили карту мира, разрушив существовавшие века империи и создали мир таким, каким мы его знаем. В том числе и в области технического прогресса и не только в области вооружений.
До Второй мировой войны сила, заключенная в атомном ядре, волновала в основном небольшую кучку физиков. Однако некоторым из них удалось убедить свои правительства в реальности своих заумных рассказов — наибольшего успеха достигла американо-английская команда ученых (пользовавшаяся и наработками французов), реализовавшая один из величайших научных проектов в истории. Вторая мировая война, самый темный период прошедшего века, закончился, вероятно, единственно возможным способом — двумя ослепительными вспышками рукотворных звезд. С тех пор ядерное оружие хранило мир от повторения глобальной войны, а та же разрушительная сила, прирученная в атомных электростанциях, освещает наши дома.
Вторая мировая война была глобальным конфликтом — такое случалось в человеческой истории не в первый раз (до Первой мировой можно с полным правом вспомнить эпоху Наполеона или Семилетнюю войну), но вместе с техническим прогрессом мир стремительно стал таким маленьким. Авиация доказала свою полезность еще в начале века, но Вторая мировая война превратила ее из винтомоторной в реактивную. Дальность и скорость полета позволили связать вместе континенты, и путешествие из Европы в Америку или Азию стало занимать не недели или дни, а несколько часов, которые, конечно, воспринимаются современными пилигримами как долгие мучения. И в грузоперевозках используются достижения логистики того времени — стандартные транспортные контейнеры, ставшие ответом на сложнейшую задачу снабжения на межконтинентальных расстояниях, а после войны превратились в современную систему универсальных контейнеров, сделавших перевозки товаров как никогда удобными.
Но достижением, которым, к сожалению, мы обязаны именно войне, и которое будет важным, даже когда Вторая мировая станет таким же далеким достоянием истории, как Столетняя война, является выход человечества за пределы своего домашнего мира. Хотя, как и в области авиационных реактивных двигателей и атомной энергии, небезуспешные изыскания осуществлялись и до войны, именно она подтолкнула развитие вперед, и через полтора десятилетия после ее окончания человек вышел за пределы своего родного мира. Мира, который он никогда не мог поделить с себе подобными.
Илья Крамник, руководитель отдела «Силовые структуры» Lenta.ru, эксперт РСМД
Учитывая уровень промышленного и научного развития Германии на момент Великой Отечественной войны, у нее было много новинок, которые отсутствовали не только в СССР, но и у наших партнеров по антигитлеровской коалиции. Конечно, мы немало позаимствовали у немцев.
Если говорить конкретно о флоте, то в первую очередь наследие войны касается развития подводных лодок и их вооружения. Технологии, примененные в немецких подлодках довоенной разработки, модернизированных во время войны (серии VII и IX), а так же новейших субмаринах серии XXI были использованы в создании советских подлодок послевоенных проектов 613 и 611. В Советском Союзе были и собственные проекты, которые разрабатывались во время войны, но они были очень сильно изменены с учетом немецкого влияния. Наши послевоенные подлодки — проекты 613 и 611 — получили значительно более мощные аккумуляторные батареи, у них выросла скорость подводного хода, была изменена их гидродинамика с учетом увеличения скорости. Было усовершенствовано и радиоэлектронное оборудование — как по составу, так и по своему качеству за счет применения новой элементной базы, и большей частью это было подсмотрено именно у немцев.
Немецкие технологии легли в основу первых советских разработок управляемых торпед для подводных лодок, и можно сказать, что немецкие трофеи во многом определили облик советского подводного флота в части дизельных подводных лодок и их вооружений в 1950-х гг. и позднее. Дальше, конечно, эти технологии совершенствовались, Россия разрабатывала собственные изделия, но роль полученных трофеев недооценивать нельзя.
Если говорить о конкретных изделиях, то можно вспомнить первую советскую самонаводящуюся торпеду САЭТ-50. Фактически это советское воспроизведение немецких технологий управляемой торпеды.
Что касается авианосцев — отечественный флот активно изучал практику эксплуатации авианосцев союзниками, как в Атлантике, в том числе в составе полярных конвоев и операциях против немецких баз в Норвегии, так и опыт боев на Средиземном море и в Тихом океане. Германия, как известно, авианосцы не использовала, поскольку так и не довела до боевой готовности свой «Граф Цеппелин». Он достался СССР по репарациям, но был потоплен в ходе учебных бомбометаний авиацией Балтийского флота. Таким образом, использовать мы его не стали. А опыт союзников оказал серьезное воздействие на советское вооружение во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. Это, наверное, стало главным наследием Великой отечественной войны, поскольку мы озаботились противодействием авианосцам как видам вооружений. До Второй мировой войны они всерьез не рассматривались в качестве ударной силы никем, кроме японцев, и, в меньшей мере, англичан. Именно успехи англичан в 1940 году и японцев в 1941–42 дали толчок серьезному развитию этого вида морских вооружений. Что касается влияния на советские разработки кораблей этого класса, то оно, скорее, осталось теоретическим, поскольку до реализации в железе ни один послевоенный советский проект авианосцев не дошел. Только со второй половины 1960-х гг. Советский Союз начинает строить авианесущие корабли, но это уже совсем другая история.
В советском надводном флоте видно продолжение еще довоенного влияния. Мы довольно много заимствовали у итальянцев, у которых купили немало технологий в области надводного военного кораблестроения в 1930-х гг. Кроме того, мы получили по разделу несколько кораблей итальянского флота и некоторую документацию. СССР развивал те проекты, которые в свое время создал на основе итальянских.
У немцев СССР заимствовал в основном радиоэлектронные вооружения: системы связи и радиолокаторы. Опять же, стоит отметить огромное влияние ленд-лиза. Очень хорошие радары были, например, у англичан, и они также оказали серьезное влияние на послевоенное развитие советской техники.
Материал подготовила Дарья Хаспекова, шеф-редактор сайта РСМД.