Уход из жизни Фиделя Кастро не способен кардинально изменить ни внутреннюю ситуацию на Кубе, ни тем более ее внешнюю политику. После отхода от практической деятельности Ф. Кастро продолжал оказывать определенное влияние на положение в стране, но взятый Кубой курс на развитие рыночных отношений, некоторую демократизацию политической системы и продвижение современных научно-технических достижений остановить невозможно. В 2018 г. с политической арены должен уйти Рауль Кастро, и кардинальные перемены очень вероятны.
Первые шаги Ф. Кастро и выход на международную арену
Фидель Кастро, пришедший к власти на Кубе в 1959 г. в результате свержения режима Батисты, первоначально черпал свое политическое вдохновение в идеалах основателя Партии кубинского народа — антимарксиста Эдуардо Чибаса. Создав «Движение 26 июля», Ф. Кастро решил придать своему будущему режиму социалистическую направленность. В то же время его брат Рауль Кастро, нынешний президент Кубы, и его правая рука аргентинец Эрнесто Че Гевара позиционировали себя марксистами. К марксизму стал склоняться и Фидель Кастро, хотя этот переход не был гладким. Пользовавшаяся поддержкой Москвы кубинская Компартия, которая называла себя Народно-социалистической партией (НСП), рассматривала союз с Фиделем Кастро и «Движением 26 июля» как тактический ход, чем в свое время являлась поддержка режима Ф. Батисты. Компартия Кубы перестала существовать после того, как Фидель Кастро провел радикальную чистку среди старого руководства партии, а в марте 1962 г. объявил о ее роспуске и создании новой Коммунистической партии Кубы, ставшей единственной партией в стране. Ф. Кастро стал ее генеральным секретарем.
В самом начале своей карьеры Ф. Кастро стал ярым антиимпериалистом, а точнее, антиамериканистом. Немалую роль в этом сыграли сами американцы, а именно — президент США, в тот период Д. Эйзенхауэр. Боевой генерал, герой Второй мировой войны не смог или не захотел принять Ф. Кастро в Вашингтоне, чем нанес амбициозному кубинцу серьезную обиду, которую тот помнил до конца своих дней. После этого инцидента американский посол на Кубе пытался более двадцати раз попасть на прием к Ф. Кастро, но ему каждый раз отказывали в аудиенции под разными предлогами.
С конца 1959 г. началось активное сближение между руководством Советского Союза и Ф. Кастро. Первоначально Москва поддерживала в Латинской Америке исключительно «классические», идейно правильные коммунистические партии, но успехи Ф. Кастро в захвате и, главное, удержании власти побудили руководителей СССР переориентироваться на «национально-освободительные» движения, которые пользовались более широкой поддержкой масс. Ф. Кастро, благодаря своему романтическому облику бородатого Давида в военной форме, зажатого на своем острове Голиафом — американским империализмом, приобрел симпатии не только Кремля, но и молодых западных радикалов в развивающихся странах. Весной 1963 г. Ф. Кастро в очередной раз посетил СССР, где ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С момента прихода к власти Ф. Кастро на Кубе начались серьезные преобразования в здравоохранении: введены система «семейного врача», всеобщее бесплатное образование, а главное — был искоренен бандитизм, терзавший страну долгие годы. Одновременно усилились репрессии против инакомыслящих, верующих различных конфессий. Число политических заключенных многократно превысило их количество при режиме Батисты.
Как ни парадоксально, США (и прежде всего ЦРУ) внесли «посильный» вклад в поддержание героического облика Ф. Кастро, замыслив серию самых невероятных, но так и не состоявшихся покушений на его жизнь.
Кто кому должен?
Резкое понижение уровня российско-кубинских экономических связей в конце XX в. стало серьезным испытанием для Кубы, однако и Россия понесла немалые потери, в том числе репутационные, — в странах Латинской Америки возникли сомнения в ее надежности как делового партнера. Кардинальные перемены в экономической жизни России и Кубы в последние годы создали серьезные предпосылки для развития и расширения двусторонних отношений.
Экономические отношения между Россией (СССР) и Кубой после прихода Ф. Кастро пережили несколько этапов. В период 1960–1987 гг. российско-кубинские связи основывались на идеологических принципах и носили патерналистский характер помощи «старшего брата» (СССР) «младшему» (Кубе). В результате у Кубы образовался многомиллиардный долларовый долг. Российско-кубинские отношения после «застоя» 1990-х гг. постепенно восстанавливаются и развиваются. В 2013 г. обе страны пришли к соглашению об урегулировании задолженности Кубы перед Россией по советским кредитам на сумму, превышающую 30 млрд долл.
Проблема долга омрачала российско-кубинские отношения в течение длительного периода. Каждая сторона считала единственно верной собственную позицию. Кубинцы, не отрицая наличия проблемы, утверждали, что в результате свертывания торгово-экономических связей с Россией страна оказалась в кризисной ситуации. Из Кубы в 1990-х гг. выехали практически все российские специалисты, полностью прекратилось снабжение объектов, строившихся при содействии СССР. В результате были остановлены работы на АЭС Хурагуа, металлургическом заводе им. Хосе Марти, на ТЭС в Гаване и ряде других объектов. В период 1989–1993 гг. ВВП на Кубе снизился на 34,7%, а дефицит бюджета достиг 33% ВВП [1]. Для решения совместных претензий была создана совместная «долговая» комиссия, которая попыталась учесть интересы обеих сторон. Во внимание была принята и «упущенная прибыль» кубинской стороной в результате недопоставок или недостроенных объектов на Кубе. В 2004 г. комиссия рекомендовала решать вопросы по задолженности перед Россией, которая является правопреемником СССР по выданным кредитам.
В результате в стране начались политические репрессии, ухудшение экономической ситуации, и особенно это сказалось на среднем (довольно многочисленном) классе кубинского общества. Тотальная экспроприация сначала американской собственности, а потом и той, что принадлежала кубинцам, привело к тому, что люди стали «голосовать ногами», массово эмигрировать в страны Латинской Америки, США, Испанию, Израиль. Страну покинули, по разным оценкам, от 1,1 млн до 1,3 млн жителей. Процесс продолжался практически до 2013 г., когда в рамках либерализации кубинцам был разрешен выезд за рубеж.
Социализм с кубинским лицом
В отличие от восточно-европейских стран «народной демократии», кубинцы и прежде всего Ф. Кастро (а без его ведома такие вещи были невозможны) иногда проявляли определенную строптивость в отношениях с Москвой. Первый серьезный инцидент произошел во время Карибского ракетного кризиса в октябре 1962 г., когда советские ракеты с ядерными боеголовками были доставлены на Кубу, разумеется, с согласия Ф. Кастро, а вот убрали их тайно, не поставив его в известность. Ф. Кастро был очень недоволен таким поведением «советских товарищей», и это было одним из первых, но далеко не последним «холодком» в советско-кубинских отношениях. Более того, Ф. Кастро выражал сожаление, что не был нанесен удар по «цитадели империализма».
Ф. Кастро, гордый тем, что ему удалось захватить власть, спустившись с гор Сьерра-Маестра в Гавану, считал, что его собственный вооруженный путь (víaarmada), а не мирный путь (víapacifica), который предпочитает Москва, приведет к победе революции в Латинской Америке и во всем мире. Ключи к национальной независимости и к победе над империализмом надо искать не в Москве, а в Гаване.
В 1966 г., выступая на XXIII съезде КПСС, кубинцы критиковали КПСС за недостаточную помощь Вьетнаму. Тогда же Ф. Кастро заявил, что благодаря его борьбе с бюрократией и материальной заинтересованностью Куба быстрее продвигается к коммунизму, чем СССР. Куба построит настоящий коммунизм раньше, чем Советский Союз — это приходилось не раз слышать из уст кубинцев.
В январе 1968 г. в советско-кубинских отношениях произошел очередной кризис, когда состоялся суд над членами так называемой просоветской «микрофракции», которых приговорили к длительным срокам тюремного заключения за «подпольную пропаганду, направленную против линии партии», и другие идеологические преступления.
Перестройка и развал СССР, приход к власти М. Горбачева положили конец «особым» отношениям между Россией и Кубой, длившимся около 30 лет. Ф. Кастро крайне скептически относился к реформам М. Горбачева, а прекращение российской помощи вызвало его крайне негативную реакцию. По указанию Ф. Кастро на Кубе был объявлен «особый период в мирное время». Пытаясь преодолеть надвигающуюся катастрофу, Ф. Кастро пошел на некоторую либерализацию экономической жизни. Была расширена сфера частного предпринимательства, ослаблены валютные ограничения. Несмотря на эмбарго, товарооборот между США и Кубой стал серьезно расти. Так, если за весь 2012 г. объем товарооборота между Кубой и США составил 464,5 млн долл., то только за четыре месяца 2013 г. он достиг 177,1 млн долл.
Что дальше?
VII съезд Компартии Кубы, состоявшийся в апреле 2016 г., ввел возрастные ограничения — 60 и 70 лет для руководящих кадров, что, безусловно, разожжет карьерные аппетиты молодых партийцев. Начнется острая борьба за власть. Это серьезное испытание, которое в ближайшее время ожидает Кубу. С другой стороны, Куба становится все более привлекательным объектом для иностранных инвестиций, что способствует усилению позиций рыночных отношений на острове. Другое дело, что нынешние власти Кубы по инерции стремятся канализировать иностранные инвестиции в госсектор, что не всегда устраивает инвесторов. Тем не менее уже около 30% самодеятельного населения страны заняты именно в частном секторе.
Темп развития американо-кубинских связей при президенте Д. Трампе, возможно, будет несколько сбавлен. Д. Трамп неоднократно заявлял о необходимости более тесной увязки экономических контактов США с Кубой с внутриполитической ситуацией на острове, прежде всего с проблемой политзаключенных, более широким доступом населения к современным средствам связи и т.д. В конце ноября 2016 г. Д. Трамп пообещал отменить ранние договоренности, «если власти Кубы не проявят стремления улучшить жизнь своего народа, не изменят отношения к кубинцам в США и Соединенным Штатам в целом». Однако резкие заявления Д. Трампа вряд ли будут реализованы на практике. Ведь проводимый Б. Обамой курс на нормализацию отношений с Кубой был одобрен законодательно Конгрессом. Те же шаги по нормализации, в частности отмена эмбарго, которую Конгресс не утвердил, — не были осуществлены, так что в данном случае наблюдалось определенное единство между законодателями и президентом. Захочет ли Д. Трамп нарушить сложившийся консенсус?
Генри Киссинджер утверждал, что существует «американская приверженность принципам вне связи с каким-либо конкретным интересом, который лежал бы на поверхности». Один из основополагающих принципов, которого придерживаются американцы, — «соблюдение прав и свобод человека», но лишь там, где они считают это нужным [2]. Таким образом, ни смерть Ф. Кастро, ни избрание Д. Трампа существенно не повлияют на развитие отношений между Кубой и США, так как внешняя политика Соединенных Штатов не меняет свои фундаментальные векторы в зависимости от перемен в Белом доме. Российско-кубинские связи, особенно в случае потепления российско-американских отношений, будут развиваться на прагматичной и взаимовыгодной основе.
На Кубе присутствуют довольно влиятельные силы, которые выступают против происходящих перемен, но исторический процесс декоммунизации носит объективный характер. Как показывает опыт большинства постсоциалистических стран, остановить его невозможно.
1. Россия и Куба в контексте экономической глобализации. М.: ИЛА РАН, 2005. С. 496.
2. Киссинджер Г. Дипломатия. — М.: Ладомир, 1997. С.384.