В эти дни в бразильском городе Марика проходит Генеральная ассамблея Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+. В пригороде Рио-де-Жанейро собираются представители из более чем 10 стран и 30 городов, муниципальных округов, общественных организаций, связанных с различными аспектами городского и муниципального развития. Нам предстоит подготовить предложения для включения в повестку лидеров стран БРИКС, которые приедут в июле на свой очередной саммит.
Конечно же, важно не само по себе участие в международных форумах, а конкретные результаты, улучшающие жизнь граждан. На муниципальном уровне результаты или их отсутствие особенно заметны — ведь именно муниципальные власти создают среду, с которой ежедневно соприкасаются жители городов. Перед городами всего мира сегодня стоят общие вызовы, решение которых требует постоянного диалога и полноценного включения в глобальную повестку развития.
При этом вызовы, с которыми сталкиваются именно города стран мирового большинства, особенно остры. Например, урбанизация. К 2050 г. по оценке ООН более 70% мирового населения будет жить в городах — а это более 5 миллиардов человек. Быстрый рост городского населения в странах БРИКС+ приводит к резкому увеличению спроса на жилье. По данным ООН, более 30% горожан в развивающихся странах живут в трущобах, где отсутствуют базовые услуги, такие как чистая вода и санитария.
Города БРИКС+ часто не успевают за ростом населения и в развитии инфраструктуры. Неразвитость транспортных систем, энергоснабжения и водоснабжения существенно тормозят экономическое развитие. Например, в ЮАР и Нигерии перегруженность дорог и частые отключения электричества стали одним из основных ограничителей роста. Помимо всего этого, города БРИКС+ часто расположены в зонах повышенного природного риска. Прибрежные мегаполисы, например, Мумбаи и Шанхай сталкиваются с угрозой подъема уровня моря, а африканские города — с засухами. По оценкам ООН, 90% крупных городов мира уязвимы к климатическим катастрофам. Им вряд ли подойдут нередко навязывавшиеся рецепты по борьбе с изменениями климата, предлагавшие ограничить экономический рост и принять такие экологические стандарты, которые скорее всего сделали бы их экономику заведомо неконкурентоспособной. Нужны новые решения, основанные на заинтересованном, открытом и равноправном диалоге.
Жизнеспособность любой организации зависит от заинтересованности в ней ее участников. Наши бразильские друзья, к которым перешло председательство в БРИКС, не только поддержали инициативы, озвученные в Казани, но и предложили значительно расширить нашу повестку. Так, в Марике будет обсуждаться включение муниципалитетов в глобальные цепочки финансирования инфраструктурных и логистических проектов. Банк развития, одним из инициаторов создания которого была Россия, и который сегодня возглавляет бывшая президент Бразилии Дилма Русеф, уже финансирует передовые проекты в городах БРИКС. Рассчитываем, что наши предложения будут включены в программу предстоящего саммита БРИКС и представлены лидерам стран, которые соберутся в начале июля в Рио-де-Жанейро.
В эти дни в бразильском городе Марика проходит Генеральная ассамблея Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+. В пригороде Рио-де-Жанейро собираются представители из более чем 10 стран и 30 городов, муниципальных округов, общественных организаций, связанных с различными аспектами городского и муниципального развития. Нам предстоит подготовить предложения для включения в повестку лидеров стран БРИКС, которые приедут в июле на свой очередной саммит.
Казань традиционно находится в центре международного муниципального сотрудничества. В столице Татарстана с 2006 года работает Евразийское региональное отделение Всемирной организации «Объединенные города и местные власти», а в 2024 году мы принимали саммит стран БРИКС. Именно на полях этого форума мы договорились о создании Ассоциации, которую мне выпала честь возглавить. За год к ней присоединились представители более чем 20 стран. Наша главная цель — наполнить городскую дипломатию практическим смыслом, помочь мэрам городов, руководителям муниципалитетов, главным архитекторам и всем причастным к созданию благоприятной городской среды получить доступ к самому передовому опыту городского управления. На равных, в формате открытости и сотрудничества, участвовать в формулировании глобальной повестки городского развития.
Конечно же, важно не само по себе участие в международных форумах, а конкретные результаты, улучшающие жизнь граждан. На муниципальном уровне результаты или их отсутствие особенно заметны — ведь именно муниципальные власти создают среду, с которой ежедневно соприкасаются жители городов. Перед городами всего мира сегодня стоят общие вызовы, решение которых требует постоянного диалога и полноценного включения в глобальную повестку развития.
При этом вызовы, с которыми сталкиваются именно города стран мирового большинства, особенно остры. Например, урбанизация. К 2050 г. по оценке ООН более 70% мирового населения будет жить в городах — а это более 5 миллиардов человек. Быстрый рост городского населения в странах БРИКС+ приводит к резкому увеличению спроса на жилье. По данным ООН, более 30% горожан в развивающихся странах живут в трущобах, где отсутствуют базовые услуги, такие как чистая вода и санитария.
Города БРИКС+ часто не успевают за ростом населения и в развитии инфраструктуры. Неразвитость транспортных систем, энергоснабжения и водоснабжения существенно тормозят экономическое развитие. Например, в ЮАР и Нигерии перегруженность дорог и частые отключения электричества стали одним из основных ограничителей роста. Помимо всего этого, города БРИКС+ часто расположены в зонах повышенного природного риска. Прибрежные мегаполисы, например, Мумбаи и Шанхай сталкиваются с угрозой подъема уровня моря, а африканские города — с засухами. По оценкам ООН, 90% крупных городов мира уязвимы к климатическим катастрофам. Им вряд ли подойдут нередко навязывавшиеся рецепты по борьбе с изменениями климата, предлагавшие ограничить экономический рост и принять такие экологические стандарты, которые скорее всего сделали бы их экономику заведомо неконкурентоспособной. Нужны новые решения, основанные на заинтересованном, открытом и равноправном диалоге.
Не сомневаюсь, что каждом городе есть накопленный годами опыт решения конкретных проблем, выстроены связи с экспертами, университетами, которые в этой работе помогают. Много сил, времени и средств мы сэкономим, если сделаем механизм консультаций по наиболее актуальным вопросам муниципального управления более эффективным, если сможем обмениваться нашими наработками, получать практическую помощь в режиме реального времени, а не формулировать рецепты с чистого листа.
Между многими городами уже установлены связи — где-то побратимским отношениям несколько десятилетий, где-то общение началось только недавно. Особенно активно в последние годы развиваются связи между городами БРИКС+, которые сегодня больше всего нуждаются в нейтральных площадках для обмена опытом. На мой взгляд, именно эту роль и призвана играть созданная во время российского председательства и по инициативе нашей страны Ассоциация городов и муниципалитетов.
Под эгидой Ассоциации уже работает платформа Shared Сity, на которой собраны конкретные кейсы по решению самых острых городских проблем в сфере экологии, транспортной инфраструктуры, цифровизации и многих других. На прошедшем в Казани архитектурно-строительном форуме «Казаныш», собравшем более 11 тысяч участников из 23 стран, прошли сессии с мэрами и главными архитекторами ряда крупнейших городов мира. Они обменялись опытом, договорились о расширении сотрудничества, а особое внимание было уделено проектам по устойчивому использованию водных ресурсов. Мы также активно прорабатываем идею создания в рамках Ассоциации Международного координационного центра по вопросам муниципального управления БРИКС+. Он должен стать как «командой быстрого реагирования», так и центром экспертизы и лучших практик для решения наиболее актуальных и общих для нас проблем городского развития.
Жизнеспособность любой организации зависит от заинтересованности в ней ее участников. Наши бразильские друзья, к которым перешло председательство в БРИКС, не только поддержали инициативы, озвученные в Казани, но и предложили значительно расширить нашу повестку. Так, в Марике будет обсуждаться включение муниципалитетов в глобальные цепочки финансирования инфраструктурных и логистических проектов. Банк развития, одним из инициаторов создания которого была Россия, и который сегодня возглавляет бывшая президент Бразилии Дилма Русеф, уже финансирует передовые проекты в городах БРИКС. Рассчитываем, что наши предложения будут включены в программу предстоящего саммита БРИКС и представлены лидерам стран, которые соберутся в начале июля в Рио-де-Жанейро.
Мы находимся только в начале пути по созданию действенного механизма межмуниципального сотрудничества внутри БРИКС+. Нам удается находить общий язык с мэрами со всего мира прежде всего за счет нашей нацеленности на практическое решении общих и наиболее актуальных городских проблем. В условиях все более урбанизирующегося мира значение дипломатии городов будет только возрастать, и я хотел бы призвать всех — управленцев, академическое и экспертное сообщества, жителей наших городов — активно включаться в наш диалог и всем вместе создавать комфортную, устойчивую и безопасную городскую среду.