Read in English
Оценить статью
(Голосов: 44, Рейтинг: 4.41)
 (44 голоса)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Госдепартамент и Агентство по оборонному сотрудничеству США (Defense Security Cooperation Agency, DSCA) в июле 2022 г. одобрили сделку по продаже ФРГ истребителей-бомбардировщиков F-35A Lightning II. Так подходит к кульминации затяжная и местами трагикомичная история с приобретением для Люфтваффе нового носителя ядерного оружия для «совместных ядерных миссий НАТО».

Немецкое правительство сумело выйти из затруднительной для себя ситуации, оперативно воспользовавшись изменением геополитической обстановки. Благодаря сделке по приобретению F-35 оно сделало все от себя зависящее для сохранения желаемого статуса-кво в отношении американского ядерного оружия. Люфтваффе получит малозаметный истребитель пятого поколения, используемый многими союзниками по НАТО. Опыт его эксплуатации может оказаться полезным для программы создания перспективного европейского истребителя FCAS. С другой стороны, закупка F-35 снижает потребность в FCAS и дополнительно портит отношения с Францией (партнером по программе), которая настаивала на большей опоре Европы на собственные силы. Кроме того, эксплуатация небольшого количества неунифицированных с остальным парком Люфтваффе истребителей будет очень дорогим удовольствием (если конечно в дальнейшем Берлин не решит делать F-35 одним из основных истребителей Люфтваффе).

Однако немецкое руководство, похоже, готово и желает платить за полуядерный статус. Вероятно, рудимент американского ядерного присутствия в Европе сохранится на долгое время, до какого-то размена с Россией, например, по вопросу её ТЯО (собственно только для этого он вероятно и был сохранен — военная ценность относительно небольшого количества свободнопадающих ядерных бомб невелика). А когда от него решат избавиться, то «привилегированных союзников» не будут спрашивать, как и когда в середине 1950-х гг. ядерное оружие у них размещалось.

Госдепартамент и Агентство по оборонному сотрудничеству США (Defense Security Cooperation Agency, DSCA) в июле 2022 г. одобрили сделку по продаже ФРГ истребителей-бомбардировщиков F-35A Lightning II. Так подходит к кульминации затяжная и местами трагикомичная история с приобретением для Люфтваффе нового носителя ядерного оружия для «совместных ядерных миссий НАТО».

Александр Ермаков:
Ружье на стене

Наследие

Современные «совместные ядерные миссии НАТО» (они же — программа NATO Nuclear Sharing) — не что иное, как наследие холодной войны США и СССР, превратившееся за более чем 30 лет в имеющий уже почти чисто политическое значение рудимент. Подробнее об истории программы портал РСМД уже писал. Если говорить об истории американского тактического ядерного оружия (ТЯО) в Германии, то впервые его носители были развернуты в октябре 1953 г., когда в американскую группу войск прибыли первые специализированные пушки M65, предназначенные для стрельбы ядерными снарядами. В течение нескольких лет за ними последовали армейские ракетные комплексы с баллистическими ракетами MGR-1 Honest John и MGM-5 Corporal, авиабомбы и крылатые ракеты наземного базирования Matador, эксплуатируемые военно-воздушными силами.

Интересно, что правительство США тогда не получило и даже не запрашивало какого-либо формального разрешения на это от немецкого правительства, например, в виде ратифицированного международного договора. Однако из соображений поддержания дружественных отношений и внутрисоюзного «такта» канцлер Конрад Аденауэр был уведомлен об этих действиях и о готовности американской армии в случае войны с СССР применить ТЯО в боях на немецкой территории, хотя ему дали понять, что США, как одной из оккупационных держав, его согласие не требуется. Впрочем, судя по опубликованным документам [1], США беспокоил этот вопрос на будущее — на случай отмены особых прав на размещение войск. Следует отметить, что по ряду трактовок неоспоримое немецкими властями право размещения вооруженных сил у США остается до сих пор [2], хотя на практике это юридические коллизии и американские вооруженные силы, включая ядерное оружие, размещаются в ФРГ с согласия местных властей и невозможно представить, чтобы они не были бы выведены в случае решительного требования последних. Скорее, наоборот, когда президент Дональд Трамп анонсировал передислокацию части американских вооруженных сил из Германии в другие страны Европы это подавалось в немецких и про-демократических американских СМИ как трагедия, подрыв американо-немецких союзных отношений и единства НАТО, а саботаж этого решения Пентагоном и последующая отмена Дж. Байденом — как «великая благодать».

Спокойное отношение Аденауэра к вопросу ядерного оружия легко объяснимо — в 1950-х гг. современная концепция нераспространения еще не сформировалась, а руководители ФРГ в среднесрочной перспективе видели свою страну с собственным ядерным арсеналом [3], не отличаясь в этом, например, от властей Швеции или Италии. Пока что хватало и союзного, тем более, что во второй половине 1950-х гг. США взяли курс на вооружение своих союзников по НАТО ядерным оружием, по крайней мере, в формате обучения пользования им и предоставления носителей. В будущем им виделось создание неких «объединенных ядерных сил НАТО» в таких порой экзотических формах, как совместный контингент, эксплуатирующий шахтные пусковые установки ракет средней дальности под ледником Гренландии, совместные флотилии, замаскированных под транспортники кораблей с баллистическими ракетами или курсирующие по Европе железнодорожные ракетные комплексы. Однако более простая работа шла с конца 1950-х гг. Когда в 1958 г. стартовала для повышения возможностей армий союзников в рамках новой директивы Альянса MC 70 программа «Ядерного арсенала НАТО» (NATO Atomic Stockpile) [4] на вооружение возрожденных Люфтваффе уже начали поступать американские истребители-бомбардировщики F-84F Thunderstreak, которые создавались во многом как носители ядерных бомб. В меморандуме европейского отдела Госдепартамента за ноябрь 1958 г. [5] уже отмечалось, что ФРГ из систем «двойного назначения» заказала с поставкой в ближайшее время зенитно-ракетные комплексы MIM-14 Nike Hercules, баллистические ракеты MGR-1 Honest John и крылатые Matador.

Luftwaffe
Истребители-бомбардировщики F-84F

Хотя по этому поводу были дискуссии и споры в самих США на местах, вдали от политических дискуссий и нарождающегося движения за ограничение распространения ядерного оружия, военные сотрудничали более чем плотно и активно перенимали опыт. Так в сентябре 1962 г., в ходе инспекции статуса американского ядерного оружия в Германии, министр обороны США Роберт Макнамара с коллегами обнаружили в ходе посещения авиабазы Люфтваффе, что «бомбы с зарядами подвешены на дежурных самолетах, а предположение, что немецкие летчики не знают, как снаряжать их перед вылетом — ложно, так как один из них продемонстрировал это по просьбе американских гостей» [6]. В дальнейшем ФРГ получило ряд носителей ядерного оружия, в том числе баллистические ракеты Pershing 1a с дальностью около 740 км, что позволяло поражать цели не только в ГДР, но и Польше, Чехословакии или Венгрии. В качестве носителей ядерных авиабомб Люфтваффе в дальнейшем использовало закупленные в США F-104G Starfighter (эксплуатация высотного истребителя-перехватчика в качестве маловысотного ударного самолета во многом и привела к его печально известной аварийности) и ударные самолеты англо-итало-немецкой разработки Panavia Tornado. Формально во всех случаях контроль за самими зарядами сохранялся за американскими военными, но на практике (в боевой обстановке) Бундесвер и Люфтваффе действовали бы в рамках объединенных сил НАТО как полноценные ядерные вооруженные силы.

Ядерный чемоданчик без ручки

После окончания холодной войны присутствие американских вооруженных сил в Европе, вооруженные силы их местных союзников и американское тактическое ядерное оружие как класс стремительно сокращались. Как следствие, кумулятивно на порядок уменьшился американский ядерный арсенал в Европе. Были ликвидированы все виды ТЯО кроме свободнопадающих авиабомб сухопутной авиации семейства B61. Ядерное оружие США было выведено из таких стран, как Великобритания, Греция, Южная Корея и Япония, в остальных странах его количество было значительно сокращено. По неофициальным оценкам [7], на данный момент в Европе развернуто около 100 бомб модификаций B61-3 и B61-4 на шести оборудованных специальными хранилищами-ангарами WS3 авиабазах в пяти странах: Бельгии, Италии, Нидерландах, Турции и ФРГ.

В Германии бомбы в количестве, вероятно, не более 20 единиц развернуты на авиабазе Бюхель, расположенной в земле Рейнланд-Пфальц, на юго-западе страны. Авиабазы Нёрвених и Рамштайн более не используются для этой цели, причем в последней в свое время было построено самое большое число укрытий WS3 в Европе — 55 (этого достаточно, чтобы вместить до 220 бомб [8], в то время как в Бюхеле их только 11).

Подготовку для применения ядерных бомб проходит сейчас только развернутое в Бюхеле 33-е тактическое крыло Люфтваффе (Taktisches Luftwaffengeschwader 33, TaktLwG 33) на ударных самолетах Tornado IDS. Данное соединение — одно из старейших в «современных» Люфтваффе, первым сформированным авиакрылом на реактивных истребителях-бомбардировщиках (в 1958 г. на вышеупомянутых F-84F Thunderstreak) и первоначально возглавлялось Вальтером Крупински, одним из наиболее результативных пилотов нацистских Люфтваффе Второй Мировой [9]. Обеспечивает обслуживание бомб и проводит подготовку немецких техников и пилотов 702-я эскадрилья вооруженцев 52-й группы обслуживания боеприпасов ВВС США. Охрану авиабазы с ядерными бомбами кроме обычного персонала обеспечивает специальная наземная часть Люфтваффе, «эскадрилья охраны S» (Luftwaffensicherungsstaffel «S»).

bundesarchiv
Оперативно-тактический ракетный комплекс "Pershing 1" Люфтваффе

Несмотря на негативное отношение значительной части общества и популистские заявления политиков некоторых партий (о которых они в случае прихода к власти обычно «забывают», как это случилось, например, с главой МИДа Анналеной Бербок из антиядерных «Зеленых») немецкое военно-политическое руководство, очевидно, не желало вывода американского ядерного оружия из страны и до текущего обострения отношений НАТО с Россией. В противном случае оно сумело бы этого добиться еще в спокойные 1990–2000-е гг., как, например, поступило под давлением общественного запроса английское руководство. Если откинуть дежурные заявления о союзной солидарности, то американские ядерные бомбы, судя по всему, видятся немецкому руководству как инструмент повышения статуса ФРГ внутри НАТО до «полу-ядерного внутреннего круга», обретения более громкого голоса, например, в группе по ядерному планированию Альянса.

Кроме того, американские и общенатовские политики эксплуатируют страх немецкого истеблишмента чрезмерного усиления Польши в случае, если Германия «даст слабину». Так, когда в конце 2021 г. в Германии в очередной раз возникла дискуссия по поводу американских ядерных бомб, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, отвечая на вопросы после выступления на конференции «Немецкой атлантической ассоциации», пригрозил, что если Берлин потребует вывода ядерных бомб, то они окажутся «восточнее Германии» в рамках двустороннего договора США с некоей другой страной (то есть вовсе неподконтрольно НАТО) [10]. Естественно, начало российской военной операции на Украине в обозримом будущем закрывает вопрос с возможным сокращением совместных ядерных миссий НАТО из-за известных настроений общественного мнения стран Альянса.

Панчлайн для затянувшейся шутки

Для Германии продолжение участия в совместных ядерных миссиях было связано с затяжной проблемой с самолетом-носителем. С 1980-х основными (а вскоре и единственными) носителями американских бомб семейства B61 в военно-воздушных силах стран Европы были закупленные в США многоцелевые истребители F-16 Fighting Falcon или Tornado собственной разработки. Если рассматривать ситуацию на сегодняшний день, то первые используются в этом качестве в Бельгии, Нидерландах и Турции, вторые — в Германии и Италии. И те и другие, выпущенные в 1980-х – начале 1990-х гг., морально и физически устарели и должны быть списаны в скором времени.

В четырех из пяти странах с будущим носителем все понятно — они уже давно приняли решение закупать малозаметные многоцелевые истребители пятого поколения F-35A Lightning II, которые в самих США рассматриваются как основной носитель новой, управляемой, высокоточной, модификации термоядерной бомбы B61B61-12. Конечно, подвешенным оказался «турецкий вопрос» — из-за покупки российских зенитно-ракетных комплексов С-400 и общего резкого ухудшения отношений Анкара была исключена из программы F-35, а уже оплаченные истребители «арестованы» в США. Однако возможно этот вопрос будет решен в будущем, а сейчас обсуждается закупка партии истребителей F-16 новой постройки. В любом случае, по ряду сообщений, турецкие летчики давно не проходили подготовку на применение ядерного оружия, а бомбы в Инджирлике — передовой ближневосточный арсенал для самих ВВС США.

Нетрудно заметить, из этого списка выбивалась только Германия. Немцы были близки к приобретению F-35 в 2016–2017 гг., но потом произошло резкое охлаждение отношений с Вашингтоном, который при администрации Дональда Трампа резко критиковал Берлин за недостаточный уровень оборонных расходов (далеко не дотягивавший до рекомендуемых НАТО 2% от ВВП) и «паразитирование» таким образом в области безопасности на США. В такой ситуации немецкие власти решили пойти на принцип и предпочесть американской машине дополнительные закупки многоцелевых истребителей европейского производства Eurofighter Typhoon.

Luftwaffe
Истребитель-бомбардировщик F-104G с термоядерной бомбой B61

Совершенно трагикомичной выглядит история, произошедшая с командующим Люфтваффе Карлом Мюльнером — генерал-лейтенант не перестроился вовремя в соответствии с «линией партии», продолжал настаивать в СМИ на необходимости закупки F-35 в качестве носителей ядерных бомб и даже открыто спорил с занимавшей пост Министра обороны Урсулой фон дер Ляйен. В результате он был со скандалом отправлен весной 2018 г. в отставку.

На какое-то время основным планом для продолжения участия в ядерных миссиях стала сертификация Eurofighter Typhoon для применения ядерного оружия. Представители производителя Airbus выражали уверенность, что это удастся сделать к 2025 году. Однако американская сторона, совместно с которой необходимо было осуществлять доработку истребителя и которая будет решать, готов ли самолет, начала намекать, что процесс затянется на более долгое время, чем прослужат Tornado (причем вероятно срок сертификации «оказался бы» больше, чем любой срок службы Tornado, который бы назвала немецкая сторона).

В результате загнавшее себя в тупик немецкое правительство в марте 2020 г. приняло решение закупить истребители-бомбардировщики Boeing F/A-18F Super Hornet. Покупка небольшого количества (30 единиц) изначально палубных самолетов, не имеющих большого успеха на мировом рынке, не унифицированных с техникой Люфтваффе и союзников по НАТО, не превосходящих по боевым возможностям Eurofighter Typhoon (F-35 по крайней мере малозаметный, и в целом давал бы новые возможности), выглядела ужасно неудобным решением, вымученным по политическим соображениям — правительство Ангелы Меркель поставило бы себя в крайне глупое положение, если бы снова решило покупать F-35, от которого резко отказалось два года до того. Небольшим приятным моментом была закупка в пакете с Super Hornet еще 15 самолетов радиоэлектронной борьбы (постановки помех, разведки, подавления ПВО) EA-18G Growler, выполненных на той же базе. Сейчас для этой задачи используют старые и требующие замены Tornado ECR.

Еще один комичный момент в этой истории заключается в том, что Super Hornet … тоже не является штатным носителем бомб B61 и вовсе не сертифицировался как носитель ядерного оружия [11], но американская сторона дала понять, что тут она справится куда быстрее. Почему-то доводы, что «сначала необходимо будет несколько лет заниматься доводкой в качестве носителя F-35», употребляемые в отношении Eurofighter Typhoon, тут не упоминались.

Непрактичность этого решения была очевидна всем и после смены руководства страны осенью 2021 г., немцы начали осторожные шаги в направлении «повторной оценки» возможности приобретения F-35. Процесс, впрочем, затянулся бы на несколько лет, так как тема была весьма «токсичной» как из-за самого вопроса американских ядерных бомб, так и из-за глупой ситуации, в которую загнало страну прошлое правительство. После начала военной спецоперации России на Украине Берлин, впрочем, отреагировал поистине молниеносно — решение закупить F-35A Lightning II на внеконкурсной основе было озвучено уже 14 марта. Фактически оно стало первой из конкретных мер по дополнительным закупкам техники для немецких вооруженных сил. Для поддержки отечественного производителя было решено закупить еще 15 Eurofighter Typhoon в версии самолета радиоэлектронной борьбы (то есть оплатить ее создание, в данный момент она только концепт).

Lockheed Martin
F35 c открытым оружейным отсеком

В конце июля американская администрация официально одобрила сделку, законодательные власти, вероятно, не заставят себя ждать. DSCA в своем уведомлении для Конгресса оценила 35 истребителей F-35A с комплектом оборудования, запасных частей, вооружения (включая авиационные крылатые ракеты большой дальности AGM-158B JASSM-ER) и обучением персонала в 8.4 млрд долларов[12]. Корпорация Lockheed Martin дала понять, что в случае заключения в ближайшее время контракта, она сможет поставить первые истребители Люфтваффе уже в 2026 году, до этого времени Tornado должны дожить.

Немецкое правительство сумело выйти из затруднительной для себя ситуации, оперативно воспользовавшись изменением геополитической обстановки. Благодаря сделке по приобретению F-35 оно сделало все от себя зависящее для сохранения желаемого статуса-кво в отношении американского ядерного оружия. Люфтваффе получит малозаметный истребитель пятого поколения, используемый многими союзниками по НАТО. Опыт его эксплуатации может оказаться полезным для программы создания перспективного европейского истребителя FCAS. С другой стороны, закупка F-35 снижает потребность в FCAS и дополнительно портит отношения с Францией (партнером по программе), которая настаивала на большей опоре Европы на собственные силы. Кроме того, эксплуатация небольшого количества неунифицированных с остальным парком Люфтваффе истребителей будет очень дорогим удовольствием (если конечно в дальнейшем Берлин не решит делать F-35 одним из основных истребителей Люфтваффе).

Однако немецкое руководство, похоже, готово и желает платить за полуядерный статус. Вероятно, рудимент американского ядерного присутствия в Европе сохранится на долгое время, до какого-то размена с Россией, например, по вопросу её ТЯО (собственно только для этого он вероятно и был сохранен — военная ценность относительно небольшого количества свободнопадающих ядерных бомб невелика). А когда от него решат избавиться, то «привилегированных союзников» не будут спрашивать, как и когда в середине 1950-х гг. ядерное оружие у них размещалось.


1. Напр. «Gerard C. Smith, Special Assistant to the Secretary for Atomic Energy Matters, “Memorandum of Negotiations Looking to Obtain Storage and Use Rights for Atomic Weapons in Western Germany,”» Draft, 12 August 1954
https://nsarchive.gwu.edu/document/20483-national-security-archive-doc-02-gerard-c-smith

2. Согласно Боннско-Парижским соглашениям 1952/54 годов США, Великобритания и Франция вернули ФРГ значительную часть суверенитета, но последняя согласилась на ряд ограничений, включая отказ от требований вывода иностранных войск. Эти соглашения должны действовать до подписания окончательного мирного договора между Союзниками и Германией, однако он так и не был, и, судя по всему, не будет заключаться. В договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 года, который в основном его заменяет, от права размещения своих войск в Германии отказался только СССР и было прописано не размещение ядерного оружия или сил НАТО только на территории бывшей ГДР.

3. «Nuclear Weapons and German Interests: An Attempt at Redefinition» PRIF-Report No. 55/2000, p. 6

https://www.hsfk.de/fileadmin/HSFK/hsfk_downloads/prif55.pdf

4. «Supreme Headquarters Allied Powers Europe History 1958» pp. 61-70

https://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/pdf_archives/20121126_SHAPE_HISTORY_-_1958.pdf

5. «EUR/RA [Office of European Regional Affairs] Mr. Timmons to EUR [Assistant Secretary of State for European Affairs]- Mr. Merchant, “Atomic Armament of Germany,”» 25 November 1958

https://nsarchive.gwu.edu/document/20466-national-security-archive-doc-14-eur-ra-office

6. «S/p [Policy Planning Council] Mr. Owen to G [Deputy Under Secretary of State for Political Affairs]: Mr. Johnson,” Paul Nitze’s Report on Europe,”» 11 October 1962

https://nsarchive.gwu.edu/document/28570-document-32-sp-policy-planning-council-mr-owen-g-deputy-under-secretary-state

7. «United States nuclear weapons, 2022», Hans M. Kristensen, Matt Korda, 9 May 2022, pp. 176-178

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/00963402.2022.2062943

8. «U.S. Nuclear Weapons in Europe. A Review of Post-Cold War Policy, Force Levels, and War Planning», Hans M. Kristensen, February 2005, p. 13

https://www.nrdc.org/sites/default/files/euro.pdf

9. Заявлено 197 воздушных побед. Крупински, к тому времени дослужившегося до оперативного командующего Люфтваффе, и еще несколько высокопоставленных офицеров попросили со службы только в 1976 году, когда они, называя вещи своими именами, окончательно достали гражданские власти своим неприкрытыми нацистскими взглядами и хамством в отношении политических лидеров левых партий.

10. «Я ожидаю, что Германия продолжит быть частью совместных ядерных миссий, потому что это очень важно для всей Европы. Альтернативой им может стать комплекс двухсторонних договоров… Конечно, Германия может сама решать, будет ли развернуто ядерное оружие на ее территории… но, альтернативой будет то, что мы закончим с ядерным оружием в других странах Европы… в том числе и тех, что расположены восточнее Германии. Так что, я думаю, что совместные миссии – это сбалансированное и проверенное решение для ядерного сдерживания» по аудиозаписи (тайминг 41:30)
https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_188783.htm

11. Был создан и принят на вооружение уже после того, как в середине 1990-х годов американская палубная авиация полностью отказалась от ядерного оружия.

12. Необходимо уточнить, что уведомления DSCA это не контракты — итоговые сделки порой сильно отличаются по комплектации и стоимости.

Оценить статью
(Голосов: 44, Рейтинг: 4.41)
 (44 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся