Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Малахов

Д.полит.н., директор Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС, профессор МВШСЭН

Каким образом экономический спад, последовавший за финансовым кризисом 2008–2009 годов, повлиял на иммиграционную политику западных стран.
В иммиграционной политике очень велик зазор между ее символическим и инструментальным уровнями – между тем, что чиновники говорят на публике, и теми действиями, которые они реально предпринимают. Оказывается, что жесткая миграционная политика на словах совсем не всегда сопровождается соответствующими делами.

Здравый смысл подсказывает, что экономический спад должен вести к ужесточению иммиграционной политики. Это мнение в принципе не является неверным, однако на деле все несколько сложнее. Во-первых, каузальной связи между экономической ситуацией и ситуацией в миграционной сфере не существует. Это касается и объемов миграционных потоков и действий властей по их регулированию. Понятно, что в периоды экономического роста потребность в притоке рабочей силы выше, чем в периоды спада. Тем не менее в определенных секторах экономики такая потребность остается всегда, независимо от макроэкономической конъюнктуры. Например, гостиничный бизнес в Швейцарии почти на 100 % зависит от мигрантского труда, ресторанный бизнес и строительство во многих европейских странах, а также в США и Канаде более чем на две трети опирается на иностранную рабочую силу. Во-вторых, в иммиграционной политике очень велик зазор между ее символическим и инструментальным уровнями – между тем, что чиновники говорят на публике, и теми действиями, которые они реально предпринимают. Оказывается, что жесткая миграционная политика на словах совсем не всегда сопровождается соответствующими делами.  Более того, власти могут проводить мероприятия, демонстрирующие обществу их решимость в борьбе с нелегальной иммиграцией (например, устраивать показательные депортации), но в целом придерживаться курса laissez faire в отношении внешней миграции. В-третьих, иммиграционная политика почти никогда не бывает последовательной и непротиворечивой. По той, прежде всего, причине, что лица, принимающие решения, объективно находится в тисках противоречия между экономической и политической рациональностью –  между императивами экономической эффективности и необходимостью переизбрания на следующий срок. Кроме того, на процесс принятия решений оказывают влияние различные группы, интересы которых не совпадают. Есть часть бизнеса, заинтересованного в притоке дешевой рабочей силы, и есть множество бизнесменов (а также профсоюзы), которые стремятся поставить этому притоку заслон.

CNN

То, что мы наблюдаем в последние годы в западных странах, служит хорошей иллюстрацией всем трем тезисам. Публичные политики соревнуются друг с другом в антииммиграционной риторике, выставляя себя защитниками национального рынка труда. При этом те, кто находится в оппозиции, выступают с более бескомпромиссных позиций, чем те, кто находится у власти. В Великобритании, например, лейбористы «переплюнули» консерваторов, предложив, среди прочего, лишить трудовых мигрантов из других стран Евросоюза (это четверть миллиона человек из Польши, Румынии, Латвии и других восточноевропейских государств) пособий в случае потери работы. По действующему законодательству трудящиеся мигранты этой категории имеют право на ходатайство о выплате определенной суммы компенсации по истечении трех месяцев с момента увольнения. Лейбористы предлагают увеличить этот срок до двух лет. Кроме того, они выдвигают еще ряд предложений рестриктивного характера, которые их оппоненты из лагеря тори считают контрпродуктивными и чисто популистскими. Что заставляет лейбористов идти на это? Ответ очевиден: погоня за голосами избирателей. (Заметим, что в этой гонке им наступает на пятки еще более антииммиграционно настроенная и откровенно популистская UKIP – Партия независимости Великобритании). Похожим образом обстоит дело в США, где кабинет Б. Обамы пытается проводить в жизнь решения, наталкивающиеся на агрессивное неприятие со стороны республиканцев. Б. Обама хотел бы провести частичную иммиграционную амнистию, а его оппоненты, недавно получившие большинство в Конгрессе, обещают этому помешать. Отличие от британской ситуации, вроде бы, очевидное: республиканцы традиционно придерживаются более ограничительной политики в сфере иммиграции, чем демократы. Но не будем забывать двух обстоятельств. Во-первых, амнистия, о которой ведут речь демократы с момента прихода в Белый дом в 2008 г., готовилась еще в 2004-2005 годах, т.е. при Дж. Буше-младшем (но он не смог ее провести, поскольку к тому моменту стал «слабым президентом»). Во-вторых, последняя иммиграционная амнистия была проведена именно республиканцами. Р. Рейган в 1986 г. позволил выйти из тени нескольким миллионам «нелегалов» – на фоне достаточно жесткой риторики и показательных депортаций.

Если присмотреться к конкретным шагам западных правительств в миграционной сфере, то нельзя не заметить сосуществования двух логик. С одной стороны, логика антииммиграционная, отражающая возросшее давление право-популистских партий. В эту логику укладываются рестрикционистские поправки в законодательство о гражданстве, принятые во многих (но далеко не во всех) странах Европы. Это касается ограничений на воссоединение семей, увеличения минимального срока для подачи ходатайства о гражданстве, введения тестов на знание языка при получении вида на жительство для супругов и т.д. С другой стороны, ряд западноевропейских стран продолжил курс иммиграционной и интеграционной политики, который был взят ими до кризиса. Швеция, например, уже после кризиса 2008-2009 запустила программу рекрутирования иммигрантов. При этом иммиграционное законодательство было, по сути, либерализовано. Конечно, оно предусматривает приоритет в получении рабочих мест шведскими гражданами. Но при этом значительно расширены полномочия работодателей. Теперь именно работодатели, а не чиновники определяют, какие работники и на какой срок нужны в той или иной отрасли народного хозяйства (а в стране, как выяснилось, не хватает врачей, медсестер, электриков, инженеров, сварщиков и IT-специалистов). Кроме того, нововведения предусматривают увеличение срока трудового договора (с одного года до двух лет), возможность его продления и, что самое главное, возможность ходатайства о предоставлении права на постоянное место жительства по истечении четырех лет. Наконец, новый закон дает возможность соискателям политического убежища, чье ходатайство было отклонено, получить временный вид на жительство, если они в течение двух недель после уведомления об отказе подадут заявление об устройстве на работу.

Как видим, raison d’etat в том, что касается иммиграции, разные правительства понимают по-разному.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся