Read in English
Оценить статью
(Голосов: 85, Рейтинг: 4.36)
 (85 голосов)
Поделиться статьей
Ирина Прохоренко

Д. полит. наук, заведующая сектором международных организаций и глобального политического регулирования ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Особенностью современной мировой системы стал рост количества и разнообразия негосударственных акторов. Их задачами становится не только урегулирование международных кризисных ситуаций, но и поиск коллективных ответов на решение проблем мирового развития.

Глобальные проблемы, решение которых фактически лежит в основе работы международных институтов, создают не только новые стимулы к многостороннему сотрудничеству, но и новые противоречия между государствами-членами.

Для одних государств участие в подобных организационных структурах способно увеличить их международный авторитет, влияние и даже выживаемость, а для других — возможность использовать различные инструменты мягкого и жесткого воздействия в борьбе за региональное и глобальное лидерство.

Особенностью современной мировой системы в контексте экономической и политической глобализации стал рост количества и разнообразия негосударственных акторов, в ряду которых международные (многосторонние) институты занимают особое место и выполняют не только информационно-коммуникативные, но и регулятивные функции. При этом речь идет не только о международных межправительственных (например, ООН) и неправительственных (Международный комитет Красного Креста) организациях, но и о тех структурах, которые считаются международными организациями sui generis. Это неформальные форумы глобального управления («Группа семи», «Группа двадцати») и другие квазиорганизации (межпарламентские институты, межгосударственные объединения типа БРИКС), межправительственные и неправительственные международные конференции, региональные интеграционные объединения (Европейский союз, АСЕАН, субрегиональные интеграционные группировки в различных регионах мира) и такие качественно новые интеграционные форматы, как мегарегиональные соглашения (Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве).

Государствоцентричные методологические подходы к анализу международных отношений, к примеру политический реализм и неореализм, считают международные институты вторичными по отношению к государствам как главным субъектам международной жизни и не уделяют необходимого внимания функционированию, автономии, легитимации и эффективности данных институтов. Однако несомненные научные достижения организационной теории, конструктивизма, в частности социологического институционализма [1], и особенно пространственного подхода [2], позволили по-новому взглянуть на разнопорядковые международные институты как социальные организмы, организационные поля и транснациональные политические пространства коммуникации и взаимодействия, исследуя вопросы управления организациями и их взаимодействия как между собой, так и с международной средой, их институциональную структуру, имидж, культуру, идентичность и факторы трансформации.

В последние полтора десятилетия распространение получили и так называемые менеджерские концепции международных организаций, согласно которым они определяются как институты сотрудничества между государствами, вносящие вклад в решение общих задач и обеспечивающие лучшее устройство мира. Распространилась также «концепция агоры» — публичного пространства, где обсуждаются и могут быть решены проблемы международной значимости. [3]

Конструктивистский и пространственный аспекты анализа международных институтов становятся еще более оправданным в контексте формирующейся системы глобального управления. [4] Под ним понимается решение глобальных проблем (в терминологии стратегических документов Российской Федерации — больших вызовов), управление глобальными рисками, связанными с угрозами природе, здоровью человека, продовольственной безопасности, устойчивому развитию и сбалансированности глобальной финансовой системы, достижение общих целей согласованными усилиями государств и других организационных структур, включая международные институты.

В традиционном представлении легитимность международных институтов невозможна без согласия государств-членов с их действиями. Новые подходы подразумевают, что международные неправительственные институты по своей природе относительно независимы в административном и функциональном плане. Те из них, которые учреждены государствами, по мере становления обретают автономию, развивая, как в случае ЕС, наднациональный компонент в модели своего экономического и политического управления, а, следовательно, и субъектность в мировой политике. Это подтверждает выводы многих исследователей о нынешнем кризисе государства как социального института и субъекта международных отношений.

Согласно емкому определению, предложенному российским экономистом и специалистом по европейской интеграции О.В. Буториной, «региональная интеграция представляет собой модель сознательного и активного участия группы стран в процессах стратификации мира, обусловленных глобализацией». Ее главная цель — создание максимально успешной страты, то есть укрепление позиций объединения в наиболее важных для данного этапа глобализации сферах, а задача каждой отдельно взятой страны — обеспечить себе наиболее благоприятную стратегическую перспективу. То есть интеграция позволяет максимально использовать преимущества глобализации, одновременно ограничивая ее негативное воздействие, будучи направленной на решение проблем регионального развития.

В свою очередь, задачами международных организаций, международных конференций и закрытых привилегированных клубов становится не только урегулирование международных кризисных ситуаций, но и формулирование глобальных вызовов и поиск коллективных ответов на решение глобальных проблем и проблем мирового развития. Такие проблемы непосредственно затрагивают большинство стран и народов и потенцируются самими процессами глобализации — ростом экономической и политической взаимозависимости, системным характером их воздействия на региональные и страновые процессы. Эти вызовы, среди которых пандемии, эпидемии и опасные заболевания, природные и техногенные катастрофы, деградация окружающей среды и изменение климата, неконтролируемый рост населения и миграции, продовольственная проблема, распространение оружия массового уничтожения и риск его несанкционированного применения, международный терроризм и религиозно-идеологический экстремизм, транснациональные преступность и коррупция, а также дефицит водных, энергетических и иных природных ресурсов, требуют максимально возможного международного сотрудничества. Вместе с тем очевидна невозможность четкого разведения глобальных и региональных проблем.

По мере становления и развития международные институты становятся сложными коллективными субъектами, осознавая себя целостными структурами и одновременно представляя себя миру таковыми, способными разрабатывать и реализовывать долгосрочные стратегии поведения. Роль государств в отношении таких негосударственных акторов неоднозначна. С одной стороны, сохраняется желание контролировать их деятельность и необходимые для этого ресурсы. С другой — участие в подобных организационных структурах способно увеличить международный авторитет, влияние и даже выживаемость одних государств и возможность использовать различные инструменты мягкого или жесткого воздействия других — тех, которые претендуют на региональное и глобальное лидерство.

В первом случае примером может служить наднациональный компонент в европейском интеграционном проекте. Инициатива Франции по созданию Экономического и валютного союза может рассматриваться исходя из сложной внутренней ситуации в 1980-е гг. в сочетании со спецификой положения страны в глобальной экономике и мировой политике. В свою очередь, приверженность Испании европейскому строительству (страну в связи с этим часто называют не просто еврооптимистом, а евроэнтузиастом) во многом объясняется сложностью отношений центра и регионов в чрезвычайно децентрализованном испанском «государстве автономий», где сильны традиции партикуляризма и сепаратизма.

Второй случай ярко демонстрирует политика Соединенных Штатов в условиях трансформаций миропорядка после окончания холодной войны. Постепенное и неуклонное, но все же относительное ослабление супердержавы, которое часто измеряют динамикой доли страны в мировом ВВП, одновременно не приводит к потере США лидерской роли в мировой экономике, финансах, торговле, науке, технологиях. Тот факт, что эта роль сохранится на достаточно длительную перспективу, превращает США как в источник серьезных стрессов на международной арене в контексте ориентации американской внешней политики на однополярность, так и в потенциального агента кооперативного взаимодействия с другими участниками международной жизни. [5] Это можно наблюдать, с одной стороны, на примере возвращения демократической администрации Джо Байдена в Парижское соглашение по климату и во Всемирную организацию здравоохранения, которые покинул его предшественник-республиканец Д. Трамп. С другой стороны, эти же тенденции проявляются при рассмотрении причин, тормозящих давно назревшую реформу ВТО как регулятора мировой торговли.

Следуя в русле идей Макса Вебера о новом типе легитимной власти — рационально-легальном, присущем современному государству и бюрократии (в отличие от традиционной власти и власти харизматической), и о бюрократии как об организационном феномене [6], можно говорить о ключевой роли бюрократии в международных институтах, которая во многом определяет их форму, содержание деятельности и организационное поведение. Бюрократия также создает и распространяет символы, смыслы, нормы и правила и даже формулирует новые интересы для государств.

При этом бюрократия — не единственный агент в создании новых идей и нового социального знания многосторонних организаций. В зависимости от типа и тематической сферы деятельности объединений они активно взаимодействуют с национальными правительствами и отраслевыми министерствами и ведомствами, транснациональными корпорациями и другими бизнес-структурами, политическими партиями и движениями, различными группами интересов, организациями гражданского общества и экспертным сообществом, способствуя тем самым формированию транснациональных элит и глобального общества. Такие широко известные и прочно вошедшие в современный политический лексикон понятия, как «развитие» («устойчивое» и «ответственное»), «беженец», «экологический мигрант» и многие другие, возникли и утвердились именно в среде международных институтов. В свою очередь, защищаемые ими универсальные ценности содействуют пониманию национальными правительствами задач защиты прав человека или борьбы с изменением климата, национальных интересов и приоритетов государственной политики. Роль международных институтов в формировании глобальной повестки исключительно велика, а значит, они в силах оказывать влияние и на содержание властного, общественно-политического и научного дискурса в различных странах и регионах мира.

Отдельно следует упомянуть международные рейтинговые исследования, результаты которых регулярно публикуют некоторые многосторонние институты. К наиболее авторитетным из них относятся Индекс человеческого развития, издаваемый ежегодно Программой развития ООН, и Индекс глобальной конкурентоспособности, разрабатываемый экспертами Всемирного экономического форума. Хотя подобные рейтинги критикуют за политизированность, недостаточную объективность и западноцентризм, они являются важным инструментом влияния международных институтов на общественное мнение, использующее их экспертное сообщество и лиц, принимающих политические решения на различных уровнях управления.

Тенденцией в развитии организационной структуры многосторонних институтов стало появление новых измерений или компонентов деятельности, обусловленное вниманием к таким целевым аудиториям, как экспертное сообщество, женщины, молодежь, малый и средний бизнес, гражданское общество. Проблему дефицита демократической легитимности вынужден решать не только Европейский союз как элитистский проект, но и другие многосторонние организации, выполняющие регуляторные функции, привлекая к своей работе представителей или делегации национальных парламентов государств-участников. [7]

Такие международные институты глобального регулирования, как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), «Группа семи» и «Группа двадцати», создали парламентские сети (парламентская сеть МВФ и ВБ, существующая с 2000 г., открыта для индивидуального участия депутатов национальных парламентов), саммиты спикеров национальных парламентов и другие формы межпарламентской кооперации. В частности, по инициативе Межпарламентского союза и Европейского парламента в 2002 г. была организована Парламентская конференция ВТО. Она собирается ежегодно, хотя функционирует вне формальной структуры организации и пока не приобрела статус и полномочия парламентской ассамблеи.

В рамках взаимодействия такого рода организуются неформальные обсуждения, сопровождающие принятие обязывающих международных решений вне государственных рамок. С их помощью образуются арены уже более формализованного общения, подготавливающего принятие глобальных решений по вопросам мирового значения, обязательность которых для исполнения не предполагается. [8]

Сегодня, с одной стороны, существует тренд на полицентричность, а с другой — четко наметились контуры новой биполярности США и КНР. Тенденции трансформации современного миропорядка ведут к перестройке международной системы, влияют на динамику глобального управления и деятельность международных институтов. Некоторые из них (ООН, ВТО) поставили перед собой задачи реформирования, а другие («Группа двадцати») — расширяют институциональный формат и тематические сферы деятельности. [9]

Глобальные проблемы, решение которых фактически лежит в основе работы международных институтов, создают не только новые стимулы к многостороннему сотрудничеству, но и новые противоречия между государствами, обостряя международную конкуренцию и провоцируя разногласия в вопросах мирового развития и глобального управления. Нельзя отрицать как тренд деглобализации, наметившийся со времен глобального финансово-экономического кризиса и укрепившийся в ходе пандемии COVID-19, так и крен в сторону национальных озабоченностей и императивов внешней политики. Вместе с тем налицо и позитивные сигналы международному сообществу. Один из них — подписание США и КНР, двух крупных источников выбросов парниковых газов в мире, декларации о сотрудничестве в борьбе с изменением климата на климатической конференции в Глазго в ноябре 2021 г.

1. Прохоренко И.Л. Организационная теория в анализе глобального управления. Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика, 2014, № 3. С. 150-173.

21.Транснациональные политические пространства: явление и практика. Отв. ред. М.С. Стрежнева. М.: Весь Мир, 2011. 371 с.

Прохоренко И.Л. Пространственный подход в исследовании международных отношений. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 111 с.

3.Klabbers J. 2005. Two Concepts of International Organization. International Organizations Law Review, Vol. 2, No. 2. Pp. 277–293; Кутейников А.Е. Новое в исследовании международных организаций. Международные процессы, № 6, 2008. С. 60–69.

4.См. подробнее о феномене и практиках глобального управления: Глобальное управление: возможности и риски. Отв. Ред.: В.Г. Барановский, Н.И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 314 с.

5.Baranovsky V. A New International Order: Overcoming or Transforming the Existing One. Social Sciences. A Quarterly Journal of the Russian Academy of Sciences, 2019, Vol. 50, Iss. 2. Pp. 38–53.

6.Weber M. Max Weber: Essays in Sociology. New York: Oxford University Press, 1946; Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. Glencoe, IL: Free Press, 1947.

7.Nye J. Globalization’s Democratic Deficit: How to Make International Institutions More Accountable. Foreign Affairs, 2001, Vol. 80, No. 4. Pp. 2–6.

Межпарламентские институты в мировой политике / под ред. И.Л. Прохоренко (отв. ред.), В.Г. Варнавского, М.В. Стрежневой, Е.М. Харитоновой. М.: Весь мир, 2020. 351 с.

8.Стрежнева М.В. Парламентские сети в транснациональном экономическом управлении. Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 2018, № 2. С. 5–20.

9.К примеру, «Группа двадцати» перестала быть исключительно привилегированным клубом председателей правительств, министров финансов и глав центральных банков для обсуждения вопросов финансовой политики.

Оценить статью
(Голосов: 85, Рейтинг: 4.36)
 (85 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju