Международная помощь Украине: доноры, объемы, перспективы
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.82) |
(17 голосов) |
Редактор ТАСС-ДОСЬЕ
После начала специальной военной операции РФ на Украине в феврале 2022 г. объемы международной помощи резко возросли как по гуманитарной, так и по военной линии. Средства выделяются из бюджетов более чем 40 государств и через мировые и региональные финансовые институты (Всемирный банк, Международный валютный фонд, финансовые институты ЕС), а также частными компаниями и в результате сбора частных пожертвований граждан национальными благотворительными фондами, выступающими в поддержку Украины. Заметно изменился характер военной помощи — если до 2022 г. основой таких поставок были нелетальные и легкие стрелковые вооружения (позднее к ним добавились переносные противотанковые и зенитные ракетные комплексы), то сейчас характер сместился в сторону более тяжелых наступательных вооружений. Все это позволяет говорить о переходе ВСУ на западные стандарты и образцы в недалеком будущем.
Несмотря на то, что западные эксперты изменили свой прогноз и «перенесли» окончание конфликта как минимум на 2024 г., на Западе пока не наблюдают явного провала ВСУ на фронте и продолжают верить в оптимистичный для Украины сценарий, пусть и в более отдаленной перспективе. Однако то же экспертное сообщество, разочаровавшись в скорости действий ВСУ, начинает спорить о критериях успеха Киева — от классического завоевывания территории и мощных прорывов на линии соприкосновения до огневого контроля по всей глубине фронта и нанесения максимального ущерба России с целью доведения войск до состояния небоеспособности без прорывов линий обороны. Готовность предоставить Киеву более совершенные образцы дальнобойного вооружения и авиацию, обучение пилотированию которой уже идет, а также декларируемые Киевом программы ракетного вооружения и производства БПЛА говорят о намерении решить конфликт силой, отодвинув переговорный процесс на второй план. Сохраняющийся у официальных лиц оптимизм в этом вопросе, а также утвержденные многолетние планы НАТО по переводу ВСУ на стандарты Альянса (фактически — строительству новых вооруженных сил) и прежние темпы западной военной помощи пока сохраняют уверенность международных кредиторов в правильности оказания поддержки украинской государственности и экономике, рассматривающих происходящее как инвестиции в потенциального члена ЕС. Киеву остается принять то, что позиция обороняющегося и факт продолжающегося военного конфликта не позволят постоянно получать безвозмездные дотации, а для привлечения иностранного капитала и реконструкции страны стране придется пройти трудный и долгий путь требуемых Западом институциональных реформ. Наиболее очевидным дедлайном для перелома ситуации в свою пользу и убеждении доноров в правильности такого рода «инвестиции» оказываются президентские выборы в США 2024 г. — смена лидера крупнейшего донора вооружений, имеющего отличный от нынешней администрации взгляд на ситуацию в Украине, может внести существенные коррективы в настроения в Киеве.
После смены власти на Украине в феврале 2014 г. и отстранения от власти президента Виктора Януковича приоритетом украинской внешней политики было объявлено вступление страны в ЕС и НАТО. Новое руководство страны взяло курс на более тесное сотрудничество с западными государствами и сворачивание двустороннего сотрудничества с Россией. В свою очередь западные страны и международные организации увеличили объемы предоставляемой Украине финансовой помощи в рамках программ по проведению демократических реформ, борьбы с коррупцией, стабилизации экономики и т.п. Одновременно с вооруженным обострением ситуации на юго-востоке Республики некоторые страны стали поставлять Украине вооружение — как на безвозмездной, так и на коммерческой основе. Помимо этого, активизировались программы по тренировке украинских военнослужащих и достижению полной оперативной совместимости вооруженных сил Украины (ВСУ) со стандартами Североатлантического альянса. Прозападный курс также был официально закреплен в военной доктрине страны.
Лестницы меняют направления
После начала специальной военной операции РФ на Украине в феврале 2022 г. объемы международной помощи резко возросли как по гуманитарной, так и по военной линии. Средства выделяются из бюджетов более чем 40 государств и через мировые и региональные финансовые институты (Всемирный банк, Международный валютный фонд, финансовые институты ЕС), а также частными компаниями и в результате сбора частных пожертвований граждан национальными благотворительными фондами, выступающими в поддержку Украины. Заметно изменился характер военной помощи — если до 2022 г. основой таких поставок были нелетальные и легкие стрелковые вооружения (позднее к ним добавились переносные противотанковые и зенитные ракетные комплексы), то сейчас характер сместился в сторону более тяжелых наступательных вооружений. Все это позволяет говорить о переходе ВСУ на западные стандарты и образцы в недалеком будущем.
В то же время на фоне коррупционных скандалов и ухудшения состояния украинского ВПК и гособоронзаказа на протяжении предыдущих десятилетий можно говорить о серьезном влиянии зарубежных финансовых вливаний на способность Украины вести оборонительные действия и выполнять свои социальные обязательства. Нынешние объемы помощи пока позволяют Киеву иметь непримиримую позицию в отношении переговоров с Москвой, однако вялотекущая ситуация на фронте и нарастающая усталость западных элит и налогоплательщиков рискуют усмирить пыл украинских властей и заставить их пойти на соглашение с учетом новых территориальных реалий.
Общие цифры: кто и сколько
Оценки итоговой суммы выделенной Украине безвозмездной помощи значительно разнятся в многочисленных заявлениях руководителей страны и ее западных партнеров, при этом подсчет осложняется тем фактом, что некоторые страны выделяют средства не только напрямую в привычном двустороннем формате, но и через систему грантов международных финансовых институтов. Принимая во внимание данные германского Кильского института мировой экономики, на доклад которого ссылаются крупные информагентства в России и за рубежом, можно представить следующие объемы помощи. База данных охватывает период с 24 февраля 2022 г. по 31 июля 2023 г. и учитывает суммы, выделенные как национальными правительствами (41 государство), так и международными институтами. Первый график содержит данные об общем объеме помощи Украине по финансовой, гуманитарной и военной линиям, она оценивается более чем в 250 млрд евро.
*Под Институтами ЕС подразумеваются Европейский фонд мира, Европейский инвестиционный банк, Комиссия и Совет ЕС.
Совсем иная картина складывается в вопросе о размерах помощи в зависимости от ВВП страны — показатель, который дает более точное представление об уровне союзнических отношений с Киевом и заинтересованности той или иной страны в нанесении максимального ущерба России. Примечательно, что среди наиболее ярых сторонников Украины есть страны, которые и ранее проводили недружественный по отношению к Москве внешнеполитический курс, соответственно, у их руководителей не возникает больших трудностей в объяснении этих трат, несмотря на существующие трудности в экономике. На графике представлены 10 лидеров помощи Украине (по соотношению общего объема помощи к валовому продукту).
Стоит упомянуть, что «гигант» в абсолютных цифрах — ЕС (Комиссия и Совет) — потратил 0,5% от ВВП, Великобритания — 0,49%, США — 0,33%.
Рассмотрим подробнее финансовый и гуманитарный аспект. Финансовая поддержка включает в себя гранты, займы и кредитные гарантии, предоставленные правительству Украины для выполнения бюджетных обязательств. Гуманитарная же относится к помощи, оказываемой гражданскому населению — в нее входит предоставление продовольствия, медикаментов и других предметов первой необходимости. Общий объем анонсированных финансовых влияний оценивается в порядка 125 млрд евро, на гумпомощь было выделено около 17 млрд евро.
Что это значит для Украины?
Россия — Запад: ставки растут
В ходе ознакомления с общими цифрами помощи возникает вопрос, насколько она важна для жизнеспособности украинского государства. Министерство экономики Украины оценило падение по итогам 2022 г. на уровне 30,4%, что стало худшим результатом в истории страны. По ключевым отраслям — промышленности и металлургии — падение составило 36% и 70% соответственно, опору ВВП теперь составляет аграрный сектор и сфера услуг. По оценкам МВФ, в 2023 г. госдолг Киева увеличится до 88,1% ВВП, в 2024 г. — до 98,6% ВВП, в 2025 г. — 100,7% ВВП. Украинские власти также признают дефицит бюджета на уровне 26% ВВП и тот факт, что половину поступлений в казну составляет финансовая помощь от международных партнеров и финансовых организаций. Ситуацию также усугубляет рекордный дефицит, заложенный в принятом осенью 2022 г. бюджете на 2023 г., — 38 млрд долл., а также покрытие расходной части бюджета внешними источниками — 58% (к моменту принятия бюджета за девять месяцев 2022 г. оно составило 34,1%, за весь 2021 г. — лишь 7%).
Впрочем, западные кредиторы, помимо щедрых дотаций, пошли и на ряд финансовых уступок. В августе 2022 г. международная группа кредиторов Украины (представители Канады, Франции, Германии, Японии, Великобритании и США; группа держит около 75% иностранных облигаций Украины на сумму 19,6 млрд долл.) согласилась заморозить выплаты Украины по внешнему долгу до 2024 г., что позволило Киеву сохранить 5,8 млрд долл., которые должны были быть уплачены в обслуживание долга. В марте 2023 г. мораторий на погашение был продлен до 2027 г. Отсрочка по выплатам долгов позволит Украине выполнять свои бюджетные обязательства и не впасть в полную зависимость от иностранных дотаций, однако не освобождает страну от исполнения долговых обязательств.
Последние оценки украинского Минфина свидетельствуют о том, что бюджет страны покрывает только военные расходы, причем всех налогов и сборов недостаточно, в связи с чем разница компенсируется за счет внутренних займов и за счет военных облигаций. Остальные же расходы финансируются западными партнерами. Из заложенных в бюджет расходов в размере 2 640,2 млрд грн только на оборону выделен 1 141,1 млрд грн.
Источник: Министерство финансов Украины; итого: 1785,9 млрд грн.
Другой фонд экстренной помощи –— «Поддержка государственных расходов для обеспечения устойчивого государственного управления в Украине» (Public Expenditures for Administrative Capacity Endurance in Ukraine, PEACE in Ukraine) — проект Всемирного банка. Целью PEACE in Ukraine объявлена частичная экстренная компенсация наиболее приоритетных расходов государственного бюджета Украины, в том числе социальных и гуманитарных, но не связанных со сферой безопасности и обороны. Зарубежные компенсации выплат физических лицам со стороны правительства Украины контролируются тремя аудиторами — Киевом, Всемирным банком и независимым аудитором. За 2022 г. в рамках этого проекта доноры предоставили Украине 14,5 млрд долл.
Источник: Министерство финансов Украины
Источник: Министерство финансов Украины
Глава украинского Минфина Сергей Марченко отмечает, что за 2022 г. Украина получила более 32 млрд долл. международной помощи, за 2023 г. рассчитывает довести этот показатель до 42 млрд долл., на 2024 г. — получить не менее 37 млрд долл.; сектор безопасности и обороны же сокращать в будущем не планируется. По данным Верховной Рады, за первое полугодие 2023 г. Украина получила более 25 млрд долл., внешние ресурсы составили 49,1% от всех поступлений общего фонда государственного бюджета. Крупнейшими донорами стали ЕС (11,43 млрд долл.), США (7,2 млрд долл.), МВФ (3,59 млрд долл.), Канада (1,76 млрд долл.).
Боевые действия продолжают требовать постоянной помощи иностранных партнеров, особенно США и ЕС. Несмотря на значительные усилия по мобилизации доходов из внутренних источников и значительный перекос в сторону национальной обороны и безопасности, Украина по-прежнему будет критически зависеть от внешней финансовой поддержки. Увеличение численности вооруженных сил, безвозмездные поставки вооружений, а также обучение личного состава ВСУ постоянно повышают финансовые потребности военного времени. Основой для мотивации продолжать финансировать Киев остается способность Украины переломить ситуацию на фронте в свою пользу. Неоднократно в заявлениях западных политиков звучали идеи о том, что щедрые безвозмездные дотации (как на военные, так и на гражданские цели) есть не подарки, а инвестиции в будущее не только Украины, но и нового порядка в Восточной Европе. В противном случае общественная позиция на Западе, учитывая плюрализм мнений и сменяемость элит, потенциально может посодействовать сокращению дотаций ввиду неоправданности такого рода инвестиций.
Перспективы и американская интрига
Многочисленные пакеты военной помощи, изначально включавшие в себя стрелковые и легкие вооружения, к началу 2023 г. заметно эволюционировали в поставки более усовершенствованных систем ПВО, РСЗО, затем — БТР, БМП, танков, а далее — крылатых ракет большой дальности, кассетных боеприпасов и снарядов с обедненным ураном. На сегодняшней повестке дня — планы по отправке ракет AMRAAM класса «воздух – воздух», крылатых ракет Taurus, дальнобойных ракет ATACMS и истребителей F-16. Учитывая увеличение числа обучающихся в Евросоюзе и США военных, позитивные оценки официальных лиц США и НАТО действий ВСУ, а также растущее давление на лидеров США и ФРГ в вопросе передачи ATACMS и Taurus, есть основания полагать, что Запад не намерен в ближайшее время сбавлять обороты в снабжении украинской армии и позитивно смотрит на перспективы ВСУ. Однако растущие траты на оборону не отменяют другие статьи бюджета, и наряду с военной поддержкой Киева на Западе будет лежать ответственность за экономику страны.
Формально международные партнеры продолжают заверять Киев в поддержке и готовности выделить крупные суммы на поддержание макроэкономической стабильности и реконструкцию страны. В июле 2022 г. в ходе конференции в Лугано, Швейцария, 42 страны подписали декларацию о восстановлении Украины. Подписанты признали инициированный Украиной проект «Плана восстановления и развития» основным рамочным документом, а также поддержали создание эффективной координационной платформы между правительством Украины и всеми двусторонними и многосторонними партнерами, организациями (в том числе международными финансовыми) для подготовки и реализации «Плана восстановления и развития». Помимо этого, декларация подразумевает прозрачное финансирование в соответствии с международными правилами и стандартами, помощь в проведении реформ по европейским стандартам в сфере государственного управления, восстановление страны с учетом интересов всех групп населения. Сам же украинский «План восстановления и развития» подразумевает выделение до 2032 г. 750 млрд долл., в том числе с замороженных российских счетов и активов за рубежом.
Аналогичные вопросы поднимались в октябре 2022 г. в Берлине на Международной экспертной конференции по восстановлению, реконструкции и модернизации Украины, в декабре 2022 г. в Париже на Международной конференции в поддержку украинского народа (47 государств и 24 международные организаций), в июне 2023 г. в Лондоне на Конференции по восстановлению Украины (59 государств, 32 международные организации). Свой механизм координации помощи в декабре 2022 г. объявила и в январе 2023 г. запустила Группа семи — им стала Межведомственная донорская координационная платформа, в руководящий комитет которой вошли представители Еврокомиссии, Украины и США, а в качестве «активных участников» заявлены страны Группы семи, МВФ, Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк, ЕБРР, ОЭСР и Банк развития Совета Европы (в 2023 г. состоялись четыре заседания платформы). Целью таких мероприятий является скорее «сверка часов» и выстраивание диалоговой площадки между донорами и украинским руководством и обещание мобилизовать больше ресурсов для Киева в кратчайшие сроки, нежели озвучивание конкретных сумм. Однако канцлер ФРГ Олаф Шольц на встрече в Берлине охарактеризовал масштаб европейской помощи следующим образом: «Нужно быть осторожными с историческими параллелями, но на карту здесь поставлено не что иное, как создание нового плана Маршалла на XXI век. Это задача, которую будут решать несколько последующих поколений, и к ней нужно приступить уже сейчас».
В то же время в июне Лондоне прозвучала некоторая конкретика от ЕС относительно долгосрочных планов — Еврокомиссией разрабатывается программа помощи Украине в размере 50 млрд евро на 2024–2027 гг. По замыслу еврочиновников, ежегодные 18 млрд евро помощи в виде грантов, льготных кредитов и гарантий пойдут на выплату заработной платы и пенсий, покрытие 45% бюджетного дефицита и работу правительственных органов, но основные средства планируется направить на восстановление инфраструктуры. При этом средства будут выделяться при условии, что Украина проведет реформы в области верховенства закона и борьбы с коррупцией. Программу предлагается разделить на три основных направления: поддержка Украины в виде грантов и ссуд (украинское правительство должно подготовить план восстановления, реконструкции и модернизации, а также описать реформы и инвестиции, которые планирует реализовать в процессе вступления в ЕС); инвестиционная программа с целью привлечения государственного и частного капитала для реконструкции страны; консультации по вопросам проведения реформ с учетом опыта стран – членов Евросоюза.
В марте 2023 г. своей программой разразился МВФ – организация утвердила для Украины четырехлетнюю программу расширенного финансирования (EFF) на сумму 15,6 млрд долл. в рамках общего пакета поддержки в размере 115 млрд долл. Первый этап (2023–2024 гг.) предполагает укрепление фискальной, ценовой и финансовой стабильности: поддержание бюджета, стабилизацию процесса налоговых поступлений, содействие долгосрочной финансовой стабильности. Украина в свою очередь обязуется продолжить реформы по укреплению системы управления, борьбы с коррупцией и укреплению независимости Центрального банка. На втором этапе акцент будет смещен на более широкие реформы для укрепления макроэкономической стабильности и реконструкции страны после окончания конфликта. В конце июня 2023 г. Исполнительный совет завершил первый обзор EFF, отметив устойчивость украинской экономической политики и положительную динамику реформ, но упомянув при этом фактор неопределенности перспектив развития страны в условиях конфликта.
Мир после СВО
Фактор боевых действий заставляет рассматривать эти щедрые дотации неразрывно с военной помощью. «Инвестиции в будущее» — такое мнение о финансовой помощи часто можно услышать из уст американских и европейских политиков разных уровней, соответственно, «инвестиции» должны быть хорошо защищены. Оборонный сектор находится на лидирующих ролях в структуре помощи основных западных партнеров и украинского бюджета, соответственно, снижение поставок западных вооружений может внести существенные коррективы в территориальную целостность Украины, что автоматически поставит под сомнение и объемы других типов дотаций. Первую скрипку здесь играют США, где общественное мнение в последние месяцы делает долгосрочные перспективы оказания помощи Украине более неопределенными.
Несмотря на рост изоляционистских настроений, особенно в малых и средних городах и сельской местности США, общественное мнение сохраняет хрупкое равновесие относительно того, стоит ли Вашингтону продолжать помогать Киеву. Опрос CNN от 4 августа 2023 г. показал, что 55% опрошенных не поддерживают одобрение Конгрессом дополнительного финансирования для Украины, 45% поддержали такой план. При этом 51% опрошенных утверждали, что США уже сделали достаточно, чтобы помочь Украине, а 48% — что Вашингтон должен сделать больше. При этом 56% считают конфликт на Украине угрозой национальной безопасности США, однако в феврале 2022 г. такого мнения придерживались 72% опрошенных. Опасаются, что конфликт будет продолжаться довольно долго, 82% сторонников Демократической партии, 75% независимых и 73% республиканцев. Республиканцы в целом заявляют, что Конгресс не должен санкционировать новое финансирование (71%) и что США сделали достаточно, чтобы помочь Украине (59%). Среди демократов большинство говорят обратное — 62% респондентов выступают за дополнительное финансирование, а 61% — за то, что США должны делать больше. Внутри обеих партий также существует идеологический раскол. Что касается дополнительного финансирования, либеральные демократы особенно поддерживают эту идею — 74% по сравнению с 51% умеренных или консервативных демократов. Среди республиканцев 76% консерваторов выступают против нового финансирования по сравнению с 61% умеренных или либеральных республиканцев. Независимые в основном говорят, что США сделали достаточно, чтобы помочь Украине (56%), и выступают против дополнительного финансирования (55%). Социологические данные Fox News (14 августа 2023 г.) указывают на то, что 40% американцев считают необходимым оказание Украине помощи в нынешних объемах, 21% полагают, что стоит сделать больше (в декабре 2022 г. так ответили 29% опрошенных), 36% — меньше (против 26% в декабре). В то же время 66% жителей страны полагают, что Украина переживет военный конфликт, в этом плане демократы более оптимистичны (78%), чем независимые (62%) и республиканцы (54%). Учитывая снижающиеся рейтинги президента Джо Байдена, только 41% одобрили его внешнюю политику (против — 55%), среди его однопартийцев-демократов показатель одобрения составляет 77%. Июньский опрос Gallup более оптимистичен с украинской точки зрения — отвечая на вопрос «Что бы вы предпочли, чтобы США сделали в российско-украинском конфликте: попытались прекратить конфликт как можно быстрее, даже если это позволит России сохранить территорию, которую она захватила у Украины, или поддержать Украину в возвращении территории, даже если это приведет к более длительному конфликту?», 62% респондентов выбрали второй вариант. Впервые Gallup задал этот вопрос в августе 2022 г., тогда симпатизантов Украины было немногим больше — 66%, 43% опрошенных ответили, что Вашингтон оказывает достаточную помощь Киеву, 26% убеждены, что объемы стоит увеличить, а 29% выступили за их сокращение. При этом, 47% республиканцев поддерживают дальнейшую помощь Киеву (против — 49%), среди независимых с этим согласны 55% (против — 43%), среди демократов — 79% (против — 19%). Кроме того, 57% опрошенных охарактеризовали нынешнее положение дел на фронте как тупиковую ситуацию (с этим согласны 64% республиканцев, 61% независимых и 48% демократов).
Тем временем на фоне слабеющего рейтинга Джо Байдена и растущих сомнений относительно его шансов переизбраться ввиду преклонного возраста представители Республиканской партии США уже в августе приступили к внутрипартийным дебатам. Их результаты уже вырисовывают будущую картину праймериз 2024 г. Лидером мнений, несмотря на неучастие в дискуссии, остается бывший лидер США Дональд Трамп, обладая 52% рейтинга и опережая своих соперников с большим отрывом. Его не до конца определенная позиция по Украине, выраженная общими фразами о скорейшем достижении мира, планами «прекратить конфликт за 24 часа» без указания конкретики и периодическими угрозами свернуть помощь Киеву и в то же время вооружить Киев, если Россия не пойдет на переговоры, воспринимается на Украине как явно пророссийская. Однако порядка 100 предъявленных обвинений в рамках нескольких уголовных дел могут привести к тюремному заключению экс-президента. И хотя этот факт не запрещает Д. Трампу участвовать в выборах и даже добавляет ему симпатий и взносов на избирательную кампанию, некоторые американские СМИ уверенно утверждают, что крупнейшие спонсоры Республиканской партии США уже занимаются поиском альтернативы Д. Трампу. Еще один дамоклов меч на фоне обвинений в участии в штурме Капитолия — 14-я поправка Конституции, в соответствии с которой лицо, давшее клятву поддерживать конституцию Соединенных Штатов, но участвовавшее в мятеже, восстании или оказывавшее помощь врагам страны, не должно занимать какую-либо государственную должность. Второй по популярности (14,2%) — республиканец — губернатор Флориды Рон Десантис, призывающий сосредоточиться на сдерживании Китая, весьма отстраненно высказывающийся насчет Украины и считающий военный конфликт далеким от США «территориальным спором». Третий (6,6%) во внутрипартийном рейтинге — предприниматель Вивек Рамасвами, открыто поддерживающий Д. Трампа и предлагающий закрепить новые территориальные реалии за Москвой, возобновить экономические связи с РФ и дать твердые гарантии невступления Украины в НАТО, но все это в обмен на сворачивание военного сотрудничества Москвы с Пекином и отказ России от военного присутствия в Западном полушарии. Сторонники Украины замыкают пятерку лидеров. Так, бывший постоянный представитель США при ООН Никки Хейли (6,2%) прямо заявляет, что победа Украины — в интересах национальной безопасности США, а бывший соратник Д. Трампа и вице-президент Майк Пенс (4,8%) выступает против отправки американских войск на Украину, но поддерживает увеличение и ускорение военных поставок Киеву, а также утверждает, что в случае поражения Украины следующей целью России будет восточный фланг НАТО.
***
Несмотря на то, что западные эксперты изменили свой прогноз и «перенесли» окончание конфликта как минимум на 2024 г., на Западе пока не наблюдают явного провала ВСУ на фронте и продолжают верить в оптимистичный для Украины сценарий, пусть и в более отдаленной перспективе. Однако то же экспертное сообщество, разочаровавшись в скорости действий ВСУ, начинает спорить о критериях успеха Киева — от классического завоевывания территории и мощных прорывов на линии соприкосновения до огневого контроля по всей глубине фронта и нанесения максимального ущерба России с целью доведения войск до состояния небоеспособности без прорывов линий обороны. Готовность предоставить Киеву более совершенные образцы дальнобойного вооружения и авиацию, обучение пилотированию которой уже идет, а также декларируемые Киевом программы ракетного вооружения и производства БПЛА говорят о намерении решить конфликт силой, отодвинув переговорный процесс на второй план. Сохраняющийся у официальных лиц оптимизм в этом вопросе, а также утвержденные многолетние планы НАТО по переводу ВСУ на стандарты Альянса (фактически — строительству новых вооруженных сил) и прежние темпы западной военной помощи пока сохраняют уверенность международных кредиторов в правильности оказания поддержки украинской государственности и экономике, рассматривающих происходящее как инвестиции в потенциального члена ЕС. Киеву остается принять то, что позиция обороняющегося и факт продолжающегося военного конфликта не позволят постоянно получать безвозмездные дотации, а для привлечения иностранного капитала и реконструкции страны Украине придется пройти трудный и долгий путь требуемых Западом институциональных реформ. Наиболее очевидным дедлайном для перелома ситуации в свою пользу и убеждении доноров в правильности такого рода «инвестиции» оказываются президентские выборы в США 2024 г. — смена лидера крупнейшего донора вооружений, имеющего отличный от нынешней администрации взгляд на ситуацию в Украине, может внести существенные коррективы в настроения в Киеве.
Судя по результатам опросов, в случае столкновения Дж. Байдена и Д. Трампа в финале у первого еще есть шанс на переизбрание, однако в случае схода Д. Трампа с дистанции единым кандидатом от республиканцев может быть избрана более молодая восходящая звезда партии. Учитывая схожесть политической программы двух следующих по популярности после Д. Трампа кандидатов, их негативное отношение к продолжению оказания помощи Киеву и республиканский тренд на внутреннюю повестку, а также противостояние с КНР, в 2024 г. республиканцы с помощью молодой зрелой и энергичной альтернативы имеют больше шансов выхватить победу у Дж. Байдена, на которого продолжает делать ставку Демократическая партия, и способность управлять государством которого все чаще подвергается сомнениям ввиду возраста, слухов о состоянии здоровья (в том числе ментального) и множества публичных конфузов.
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.82) |
(17 голосов) |
Рабочая тетрадь №66/2022
Мир после СВОПроисходящее на наших глазах — небольшой, хотя и важный, этап на путях перехода от «цивилизации мира» к «цивилизации войны»
Россия — Запад: ставки растутСохранение Россией своей государственности и суверенитета вновь становится главной ставкой конфликта. На кону и государственность Украины
Лестницы меняют направленияО предстоящем саммите НАТО в Вильнюсе