Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Окара

К.ю.н., политолог, эксперт РСМД

Нынешние российско-украинские отношения не имеют глубокой ценностной основы или общего для двух стран мобилизационного проекта и часто напоминают разговор немого с глухим. Тем не менее именно полноценное существование Украины, с сохранением всех специфических черт ее социальности, может способствовать системной трансформации модели развития самой России – от нынешней мобилизационной к инновационной.

Нынешние российско-украинские отношения не имеют глубокой ценностной основы или общего для двух стран мобилизационного проекта и часто напоминают разговор немого с глухим. Тем не менее именно полноценное существование Украины, с сохранением всех специфических черт ее социальности, может способствовать системной трансформации модели развития самой России – от нынешней мобилизационной к инновационной.

Советская политическая система пыталась устроить жизнь во всех пятнадцати союзных советских социалистических республиках по единому образцу, восходящему к общесоюзному. Разумеется, везде возникали свои местные проблемы. Та же Эстония, Грузия или Туркмения весьма отличались друг от друга по типу общественных отношений, однако модель советской идеократии в той или иной форме поддерживалась повсюду – от Риги и Кишинева до Фрунзе и Алма-Аты.

Разговор немого с глухим

Распад СССР привел к тому, что во всех бывших республиках возникли политические режимы, исторически свойственные лишь этим народам, лишь этим политическим системам. В большинстве случаев постсоветские страны возвращались к своему досоветскому прошлому, к своей изначальной, органичной модели существования. Где-то появилась восточная деспотия с «президентом-солнцем», где-то – корпоративное государство без очень богатых и очень бедных, где-то – авторитарный режим, выстроенный вокруг вождя-суперхаризмата, где-то появились парламентские республики с президентом-церемониймейстером. Примечательно, что в России возникла именно суперпрезидентская республика («президентская монархия»), а в Украине – своеобразная полуанархичная «махновщина». Попытки установить «сильную власть» в ней каждый раз натыкались и натыкаются на активное сопротивление – то со стороны оппозиции, то со стороны «униженных и оскорбленных» с буйным нравом, то просто Майдан меняет все политические расклады и заставляет вспоминать о вечевой традиции Киевской Руси и о «козацких радах» в Запорожской Сечи.

Разное понимание происхождения и предназначения верховной власти в России и Украине, различия в политических культурах и политических системах привели к колоссальному недопониманию между россиянами и украинцами

Разное понимание происхождения и предназначения верховной власти в России и Украине, различия в политических культурах и политических системах привели к колоссальному недопониманию между россиянами и украинцами – как на уровне политических элит, так и на уровне обычных граждан и повседневного взаимовосприятия.

В целом российско-украинские отношения чаще всего напоминают диалог немого с глухим.

Так, среднестатистическому украинцу достаточно сложно объяснить, зачем России нужны Кавказ и Татарстан, зачем воевать за Чечню, а потом тратить очень много денег на ее восстановление, зачем воссоздавать хотя бы отдаленное подобие империи, зачем зимнюю Олимпиаду проводить в субтропиках и зачем россиянам Севастополь. Неужели России не хватает земли, морей и городов, ведь она такая огромная и необозримая? Ну и зачем нужна Государственная Дума, если она – «не-место-для-дискуссий», если все политические вопросы решаются в других местах?

В свою очередь, очень многие россияне не понимают, как можно жить без «сильной руки», без государственного русского языка, зачем нужны «все эти Майданы», и почему на президентских выборах в Украине имя победителя становится известным только после завершения голосования, а то и позже. И отчего в Верховной Раде депутаты иногда не только бьют морды друг другу, но и проламывают головы?

Вместе – лучше

В этой же плоскости лежит российское недопонимание: почему Украина «отделилась», а теперь не хочет ни в Таможенный союз, ни в ЕврАзЭС, ни в «обновленный союз», но маниакально стремится вступить в ЕС? Ведь очевидно же, что вместе лучше, тем более что «мы почти один народ».

«Украинская» тема для российской государственности на протяжении трех с половиной столетий имеет исключительное значение: «украинский» фактор был как бы «критической массой» для любых российских мегапроектов, поскольку

Только совместно с Украиной Россия превращалась в империю: сначала – в Российскую, затем – в советскую.

только совместно с Украиной Россия превращалась в империю: сначала – в Российскую, затем – в советскую. В хрущевские времена советская пропаганда даже использовала формулу об Украине как о «второй среди равных» советской республике. В отношении многих республик бывшего СССР отчасти уместна скептическая улыбка российского обывателя: мол, это все мы, Россия, вам и построили – и заводы, и электростанции, и оперные театры, и институты, и киностудии. В отношении Украины подобная позиция неуместна изначально, поскольку внутри Российской империи, а потом и СССР Украина была именно генератором, а не реципиентом модернизационных процессов. Теперь же без Украины Россия вновь – то ли Великое княжество Московское, то ли Московское царство, то ли «Остров Россия» (по выражению Вадима Цымбурского). И дело не столько в уменьшении территории и населения – просто без Украины Россия теряет имперский универсализм и разнообразие. И основным идентификационным имперообразующим вектором становится уже не «Москва – Киев», а «Москва – Казань» или «Москва – Северный Кавказ». Вместо панславизма и торжества православия основой идеологии становится тот или иной вариант евразийства, а разговоры об историческом сосуществовании христианства и ислама превращаются в обязательный риторический ритуал власти.

 

Украина похоронила СССР?

Фактически СССР двадцать лет назад окончательно «добили» два фактора – горбачевско-ельцинское двоевластие в Москве и жесткое «нет» Киева каким бы то ни было проектам «обновленного союза». 1 декабря 1991 г. в УССР состоялся референдум, на котором 90,32 % населения проголосовали за независимость. Фактически таким путем было легитимизировано решение Верховной Рады от 24 августа того же года о провозглашении государственной независимости.

Примечательно, что в том выборе доминировали два мотива, два различных понимания перспективы независимости и суверенитета Украины. Для одних, «романтиков», независимость была экзистенциальным выбором – правом Украины и украинского народа на самореализацию в мировой истории. Для других, «прагматиков», независимость означала, прежде всего, социально-экономическую оптимизацию жизни – они полагали, что без союзного центра Украине будет проще реализоваться как эффективному государству и развитой экономике.

За прошедшие два десятилетия в украинских реалиях, впрочем, как и в российских, деградационных тенденций было больше, чем модернизационных. Тем не менее какая-то специфическая ностальгия по Советскому Союзу или «обновленному общему государству» характерна, прежде всего, для людей старшего возраста, чья молодость и расцвет жизненных возможностей пришлись на советское время. Как бы то ни было, для преобладающего большинства граждан Украины суверенитет и независимость – реальная ценность. Согласно результатам социологического опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии летом 2011 г., 76,4 % опрошенных считают суверенитет Украины безусловной ценностью.)

«Украина – не Россия»

В украинском обществе за последние два десятилетия сложилось достаточно четкое, хотя и не лишенное стереотипов, представление о современной России. Российские политические ценности и политические реалии не являются привлекательными для украинцев. Поэтому среди бытующих в Украине аргументов за «воссоединение» с Россией в той или иной форме (в виде Славянского союза, Таможенного союза, ЕврАзЭС и пр.) на первом месте – эмоции: «мы – один народ», «я – русский, поэтому я за объединение России и Украины», «в Советском Союзе было хорошо, а теперь везде одно разорение», «Россия – богатая страна, она нам поможет», «России повезло с Путиным, а нам не везет» и т. д.

Все попытки сделать Россию привлекательной для украинского общества на ценностном уровне пока не имели успеха. В украинском общественном сознании Россию связывают с ресурсной экономикой, неконкурентным политическим процессом, «негражданским» обществом, патерналистскими ожиданиями и моделями поведения населения, зависимым судом, отсутствием частной собственности, коррупцией, отсутствием свободы слова, моноцентризмом власти, фактически однопартийной политической системой, парламентскими и президентскими выборами, результат которых подчас известен задолго до дня голосования и пр., и пр. И хотя примерно половина этих характеристик применима и к постсоветской Украине, там они все воспринимаются как негатив, который необходимо изживать и реальная и вполне достижимая альтернатива которому видится в Европейском Союзе.

Именно ощущение украинцами подобной ментальной и политической разницы с Россией зафиксировано в названии известной книги президента Леонида Кучмы «Украина – не Россия». Тогда как ощущение многими россиянами российско-украинской проблематики выражено в названии другой, не менее известной книги: «Что делать?» – в смысле, что делать с Украиной.

Попытка воздействовать на Украину на ценностном уровне была предпринята также патриархом Кириллом и РПЦ: украинскому обществу то ли предлагался, то ли навязывался концепт «Русского мира», противостоящего «западной цивилизации потребления». Речь шла об «общих с Россией и Белоруссией ценностях», однако большого успеха затея не имела, и совсем недавно от нее было решено отказаться.

Некоторые российские технологи «мягкой власти» пытаются выстраивать совместный с Украиной и Белоруссией «Русский мир» путем развития «общего культурно-информационного пространства». Однако для того, чтобы быть потребителем российской массовой культуры – слушать Пугачеву, Земфиру, Киркорова, Баскова, русский рок, радио «Шансон», смотреть российские телешоу и телесериалы (многие из которых, кстати, сняты в Украине), – вовсе не обязательно жить в одном государстве, состоять в одном таможенном союзе или находиться в одном информационном пространстве.

Внешний враг и внутренний предатель

Специфической особенностью российской политической культуры считается постоянная потребность Российского государства во внешних врагах и внутренних предателях. Именно в противостоянии (или борьбе) с первыми и в изобличении вторых укрепляется легитимность политического режима – будь-то Ивана Грозного, Петра I, Сталина, Путина–Медведева, а государственная идеология создает стране ореол «последней крепости» – прибежища «истинной веры», «оплота коммунизма» или «энергетической сверхдержавы». Такой системе критически необходима фигура «иуды-предателя» – бывшего соратника власти, сбежавшего в эмиграцию: князя Курбского, гетмана Мазепы, Льва Троцкого или Бориса Березовского.

Провозгласившая независимость Украина в контексте подобных стереотипных восприятий и мифологем нередко воспринимается в России одновременно и как внешний враг (недоброжелатель, противник), и как внутренний предатель, коварно «отделившийся» от метрополии. В результате оба подобных негативных стереотипа накладываются и усиливают друг друга. Именно поэтому в последние годы общее отношение украинцев к россиянам и России более благожелательное, чем отношение россиян к украинцам и Украине, что фиксируют все без исключения соцопросы.

Россия и Украина – два полюса общественного устройства

Приходится констатировать, что отношения России и Украины не имеют на данный момент глубокой ценностной основы или какого-то общего для двух стран мобилизационного проекта, а видение будущего заменяется эмоциями об «общем прошлом». Эти отношения критически зависят от периодически складывающейся ситуации – конъюнктуры мировых цен на нефть и газ, кулуарных договоренностей руководителей двух государств, глобальных геополитических проектов, продвигаемых США, ЕС и Китаем и т. п.

Однако в Восточной Европе и на постсоветском пространстве Россия и Украина служат чем-то вроде двух полюсов общественного устройства: российская политическая система основана на принципе моноцентризма власти, украинская тяготеет к полиархии. В разных слоях российского общества возрождаются имперские настроения и вытекающие из них представления о том, что Украина как государство – нежизнеспособная «ошибка истории», что скоро все должно вернуться «на круги своя», что Россия стоит перед жесткой дилеммой: «империя или смерть», и т. д.

Однако с точки зрения конкурентоспособности государства Россия больше других заинтересована не в присоединении Украины и не в превращении украинской политической системы в подобие российской (в этом направлении активно продвигается режим Виктора Януковича), а в ее полноценном существовании – с сохранением всех специфических черт украинской социальности. Именно такая Украина может служить эффективным вызовом для российского общества и государства, создавая предпосылки для модернизации и развития внутри России. Именно такая Украина может способствовать системной трансформации самой модели развития России – от нынешней мобилизационной к инновационной.

Подобный тип российско-украинских взаимоотношений может стать взаимовыгодным и способствовать превращению и России, и Украины в современные высокоразвитые и сложноорганизованные страны, жизнь в которых будет настолько замечательной, что гражданам этих стран уже не понадобится ежедневный психотренинг на тему «Как замечательно было в Советском Союзе и как ужасно, что мы его потеряли».

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся