Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 26, Рейтинг: 3.23)
 (26 голосов)
Поделиться статьей
Денис Миргород

К.полит.н., профессор ИМО Пятигорского государственного университета, старший научный сотрудник НОЦ «Международные политические исследования Большого Средиземноморья» Севастопольский государственный университет, эксперт РСМД

Конец 2021 года для региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) должен был ознаменоваться окончанием внутриполитического хаоса в Ливии. Предполагалось, что намеченные на 24 декабря президентские выборы поставят точку в затянувшемся переходном периоде или, по крайней мере, временно стабилизируют обстановку в стране, которую продолжает лихорадить от последствий свержения и убийства Муаммара Каддафи. Однако за два дня до голосования глава Высшей национальной избирательной комиссии Ливии, ссылаясь на юридические, логистические проблемы и угрозы безопасности, издал указ о роспуске всех сформированных избирательных комиссий. Впоследствии все попытки двух основных соперничающих политических групп в Ливии выработать конституционные рамки будущих президентских выборов заканчивались провалом и привели к фиксации в стране очередного режима дуумвирата в системе государственного управления. Речь идет о кабинете Абдель Хамида ад-Дбейбы в Триполи и премьер-министре Фатхи Башаге, назначенном находящейся на востоке страны Палатой представителей. Фактически новое разделение власти между конкурирующими политическими силами в Ливии означает отсутствие таковой и продолжает фазу ливийского междувластия. При этом сложившаяся ситуация не только предопределяет внутригосударственные и региональные проблемы БВСА, но и формирует мировые вызовы и угрозы (в том числе в экономической проекции), что особенно актуально в контексте нарастающих противоречий между ведущими глобальными акторами.

Сорванный политический процесс, неопределенность с выборами и структурой государственного управления в Ливии вернули страну во времена фактического междувластия, когда в государстве отсутствуют политические силы, способные консолидировать общество и сформировать властные структуры на основе общенационального консенсуса. Взаимные претензии и недоверие конфликтующих сторон многократно повышают вероятность возвращения Ливии в состояние острой фазы гражданской войны, когда голоса политиков сменят оружейные выстрелы. Способствует этому и глобальная неопределенность, а также разнонаправленность интересов крупных региональных игроков БВСА.

Конец 2021 года для региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) должен был ознаменоваться окончанием внутриполитического хаоса в Ливии. Предполагалось, что намеченные на 24 декабря президентские выборы поставят точку в затянувшемся переходном периоде или, по крайней мере, временно стабилизируют обстановку в стране, которую продолжает лихорадить от последствий свержения и убийства Муаммара Каддафи. Однако за два дня до голосования глава Высшей национальной избирательной комиссии Ливии, ссылаясь на юридические, логистические проблемы и угрозы безопасности, издал указ о роспуске всех сформированных избирательных комиссий. Впоследствии все попытки двух основных соперничающих политических групп в Ливии выработать конституционные рамки будущих президентских выборов заканчивались провалом и привели к фиксации в стране очередного режима дуумвирата в системе государственного управления. Речь идет о кабинете Абдель Хамида ад-Дбейбы в Триполи и премьер-министре Фатхи Башаге, назначенном находящейся на востоке страны Палатой представителей. Фактически новое разделение власти между конкурирующими политическими силами в Ливии означает отсутствие таковой и продолжает фазу ливийского междувластия. При этом сложившаяся ситуация не только предопределяет внутригосударственные и региональные проблемы БВСА, но и формирует мировые вызовы и угрозы (в том числе в экономической проекции), что особенно актуально в контексте нарастающих противоречий между ведущими глобальными акторами.

Бесконечный переход

В основе проблем современной Ливии лежит неспособность всех участников политического процесса выработать эффективные механизмы перехода власти в стране в руки законно избранных народом парламента и президента. Главной причиной парализации хода установления единой власти в стране являются проблемы с формулированием квалификационных требований к кандидатам на первых президентских выборах, а также согласование их временных рамок. Вместе с тем на двухдневной встрече в Женеве, которая состоялась в конце июня, представителям двух ливийских политических полюсов в лице спикера Палаты представителей (парламент) Ливии Акилы Салеха и главы Высшего государственного совета (ВГС) страны Халеда аль-Мишри удалось достигнуть «беспрецедентного консенсуса». Было достигнуто взаимопонимание по таким вопросам, как город базирования исполнительной и законодательной властей, распределение мест в двух законодательных палатах, распределение полномочий между различными органами исполнительной власти, разграничение провинций и т.д.

Упомянутые противоречия по требованиям к кандидатам в президенты в первую очередь касаются биографий претендентов. По информации телеканала «Al-Jazeera», ВГС настаивает на запрете военнослужащим баллотироваться на высший пост в стране, что, очевидно, направлено против верховного главнокомандующего Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара, лояльного парламенту и контролирующего восток страны. Неопределенность с новой датой голосования уже привела к регрессу социально-политической обстановки, которую удалось относительно стабилизировать после создания Правительства национального единства (ПНЕ), которое заменило Правительство национального согласия (ПНС), открыто противостоявшее силам Халифы Хафтара. Так, участились сообщения о боестолкновениях между основными соперничающими политическими силами.

Помимо этого, одним из инструментов борьбы стала нефть. Фатхи Башага и его восточно-ливийские союзники организовали атаки на ливийские нефтяные объекты, вожди местных племен закрыли многие нефтяные объекты, в том числе крупнейшее месторождение страны. Кроме того, вооруженные группировки, связанные с силами на востоке, смогли блокировать экспортные терминалы, постепенная деблокада которых только начинается. Все это было сделано с целью сокращения потока нефтяных доходов Национальной нефтяной корпорации (NOC) в Ливийский центральный банк — учреждение, остающееся подконтрольным Абдель Хамиду ад-Дбейбе и его правительству в Триполи. Восточные ливийцы рассчитывают, что без достаточных дополнительных средств для выплаты своим сторонникам и вооруженным силам Абдель Хамид ад-Дбейба будет вынужден уступить власть.

Крайними во внутриполитических распрях, как всегда, остались простые ливийцы, чьи условия жизни резко ухудшились — в основном из-за нехватки топлива и электричества в богатой нефтью стране. Политические междоусобицы привели и к сложностям с исполнением бюджетных обязательств. Из-за ежедневных потерь порядка 60 млн долларов под угрозой оказались выплаты заработной платы административному персоналу и сотрудникам сил безопасности обоих противоборствующих лагерей Ливии. Помимо этого, выросли цены на товары первой необходимости.

Итогом стала волна массовых протестов, захлестнувшая крупные ливийские города. Ключевое требование митингующих — уход в отставку всех властных структур на востоке и западе страны. По словам известного ливийского политолога и писателя Ахмеда Майуфа, «существует множество причин, по которым протестующие решили выйти на улицы в гневе. Но их можно обобщить просто неспособностью политиков достичь политического согласия и их предпочтением вместо этого бороться друг с другом за власть за счет простых граждан».

При этом следует отметить тот факт, что в некоторых частях страны требования протестующих отличались. Например, в то время как демонстранты в Тобруке после сожжения частей здания парламента призвали Президентский совет и его президента Мухаммада аль-Манфи взять власть в стране до проведения выборов, демонстранты в городе Аль-Байда требовали, чтобы Верховный судебный совет временно стал основным властным органом. Некоторые протестующие в Бенгази призвали к власти в стране генерал-майора в отставке Халифу Хафтара. В западной же части Ливии преобладают призывы к выборам. Следовательно, даже уставший от длительного переходного периода ливийский народ не в состоянии выработать консолидированную позицию, способную действенно повлиять на политический процесс в стране.

Таким образом, внутриполитическая ситуация в Ливии остается неопределенной и, возможно, откатывается во времена кровавого силового противостояния враждующих претендентов на власть. Назначение Фатхи Башаги на должность премьер-министра, теоретически, могло способствовать реализации дорожной карты по Ливии, поскольку, несмотря на то, что он представляет часть западных сил, ему удалось сблизиться с главнокомандующим ЛНА. Однако ливийский политический процесс отличает высокая степень вовлеченности в него внешних участников. Вероятно, именно поэтому удалось остаться в своем кресле «бывшему» премьеру Абдель Хамиду ад-Дбейбе, который имеет сильного внешнего союзника, в первую очередь в лице президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который противостоит в Ливии России, Египту и ОАЭ, что также усложняет разрешение ливийского кризиса.

Соответственно, сегодня Ливия почти вернулась во времена противостояния по линии Хафтар — Саррадж и близка к новому витку практически не прекращающейся с 2011 г. гражданской войны, что не позволяет строить оптимистичных прогнозов о стабилизации и нормализации внутриполитического процесса. Ситуацию усугубляет и мировая повестка, которая заставила ливийский кризис заиграть новыми красками и которая усложняется непростой региональной динамикой БВСА.

Глобальная и региональная проекции ливийского кризиса

Текущее глобальное противостояние России со странами Запада из-за ситуации на Украине привело к тому, что в качестве элементов борьбы в нем стали использоваться различные государства и целые регионы, включая БВСА. Об этом, в частности, свидетельствует ближневосточное турне президента США Джозефа Байдена (Израиль, Саудовская Аравия) и визит Владимира Путина в Иран. Помимо этого, Москва и Вашингтон, очевидно, в состоянии использовать и другие региональные опции давления друг на друга, среди которых уместно выделить Ливию, которая продолжает поиск решения внутриполитического кризиса и, соответственно, крайне подвержена внешнему влиянию.

Например, Соединенные Штаты и их европейские партнеры стремятся сдержать политические распри в Ливии не для защиты ее населения. Высока вероятность того, что это делается, чтобы избежать дальнейшего ущерба для глобального энергетического рынка, который сильно пострадал после начала широкомасштабной санкционный войны стран Запада против России. В свою очередь нападения на ливийские нефтяные объекты с марта текущего года привели к закрытию некоторых месторождений и нефтеперерабатывающих заводов на длительные периоды, что привело к снижению добычи нефти в Ливии значительно ниже базового уровня в 1,2 млн барр. в день.

Дефицит добычи в Ливии, который, несомненно, усугубится, если страна вернется к полномасштабной гражданской войне, возник в то время, когда Соединенные Штаты и Европа декларативно прекратили импорт российской нефти, а мировые цены на нефть подскочили выше 110 долларов за баррель. Тем не менее очевидно, что ливийские политические группировки руководствуются своими интересами, а не глобальными экономическими соображениями. Однако стремление Запада гарантировать стабильные поставки нефти на мировые рынки могло способствовать поддержке им «бывшего» премьера Ливии Абдель Хамида ад-Дбейбы, который должен был покинуть свой пост после 25 декабря 2021 г., но не сделал этого, сославшись на срыв президентских выборов. Фактически это решение и привело к очередному внутриполитическому расколу.

В свою очередь активизация действий США в Ливии неминуемо подтолкнет Россию к усилению поддержки политических и военных сил на востоке для достижения внутриполитического баланса в Ливии. На патовость сложившейся ситуации указывают и высокопоставленные российские дипломаты, которые отмечают, что фактическое нахождение во главе Миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ) Стефан Уильямс, назначенной спецсоветником генсека ООН «и не подотчетной СБ, искусственно затягивается, несмотря на заверения о том, что это — временная мера». Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский подчеркивает, что Москва усматривает в этом «свидетельство того, что наши западные коллеги в духе неоколониального мышления хотели бы навязать ливийцам свой сценарий того, как должно выглядеть будущее устройство их страны и кто ею должен управлять. Считаем эту линию циничной и недопустимой».

Также необходимо добавить, что новый ливийский премьер-министр Фатхи Башага, часть сторонников которого расположена в центре страны, в районе, разделяющем силы, верные Халифе Хафтару, и силы, связанные с правительством экс-премьера в западном регионе, вынужден лавировать в своей риторике относительно международной повестки. Это выражается, например, в том, что несмотря на то, что Россия первым из государств приветствовала назначение Фатхи Башаги на пост главы парламента, он выступил с публичным осуждением российской спецоперации на Украине, а весной встретился с послом Украины в Ливии, подчеркнув свою позицию в поддержку Киева.

В то же время действующий премьер осознает деликатность использования нефтяной карты для политического влияния на данном этапе и понимает, что Запад не примет этот вариант развития событий. Фатхи Башага открыто заявил о своем отказе от использования нефтяной карты, которая позволила бы ему прийти к власти в Триполи, что отражает его стремление держаться на расстоянии от Москвы, чтобы избежать политической цены, которую он может заплатить в своих отношениях с западными державами. Он также стремится заключить локальный союз с восточным ливийским лагерем. Помимо этого, контроль его штабов в восточных и южных регионах усилил давление на правительство Абдель Хамида ад-Дбейбы. Однако конфликт с Кремлем также может поставить крест на политических амбициях действующего главы парламента, что заставит его проводить взвешенную политику. В том числе речь идет о продовольственной безопасности Ливии, импортирующей более половины зерна из России и Украины, которая в настоящее время вряд ли сможет обеспечить стабильные поставки.

Добавим, что силовое разрешение ливийского кризиса в краткосрочной перспективе также видится маловероятным в силу того, что восточные силы не смогут организовать эффективное наступление на Триполи без поддержки России, которая с военной точки зрения отвлечена конфликтом на Украине.

Говоря о региональном аспекте продолжающихся ливийских внутриполитических распрей, следует отметить, что провал политического процесса в стране приведет к активизации крупных региональных акторов, которые имеют собственное видение того, по какому сценарию должен развиваться ливийский кейс. Значительно активизируются Египет, ОАЭ и Иордания, они продолжат оказывать поддержку Халифе Хафтару. С другой стороны, усилит свою поддержку западным ливийским силам Турция. В совокупности все это будет способствовать росту противоречий между странами региона БВСА и без того изобилующего конфликтообразующими факторами.

* * *

В заключение следует отметить, что сорванный политический процесс, неопределенность с выборами и структурой государственного управления в Ливии вернули страну во времена фактического междувластия, когда в государстве отсутствуют политические силы, способные консолидировать общество и сформировать властные структуры на основе общенационального консенсуса. Взаимные претензии и недоверие конфликтующих сторон многократно повышают вероятность возвращения Ливии в состояние острой фазы гражданской войны, когда голоса политиков сменят оружейные выстрелы. Способствует этому и глобальная неопределенность, а также разнонаправленность интересов крупных региональных игроков БВСА.

Оценить статью
(Голосов: 26, Рейтинг: 3.23)
 (26 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся