Создается впечатление, что основной целью визита С. Лаврова в Баку стали своего рода миротворческие усилия, очередная попытка объяснить Азербайджану неприемлемость военного сценария решения нагорно-карабахского конфликта.
В течении как минимум полутора десятилетий звучат прогнозы и обещания о возможном и скором прорыве в нагорно-карабахском урегулировании. Между тем признаков такого прорыва нет, и в ближайшее время не предвидится. Более того, ситуация в зоне конфликтов продолжает медленно, но неуклонно ухудшаться. Дело в том, что позиции сторон диаметрально противоположны, а одна из сторон конфликта — Нагорный Карабах — не представлена за столом переговоров. Кроме того отсутствует согласованность действий посредников-сопредседателей Минской группы, что связано с общим кризисом в отношениях между Россией и Западом. Хотя такой согласованности, по сути, не наблюдалось и тогда, когда подобного кризиса не было. В данной ситуации любые переговоры главы МИДа одной из стран-посредников в Баку (состоявшиеся на днях) легко будут перечеркнуты и снивелированы, если этого захотят в Баку. Идти же на компромиссы и уступки в Баку не намерены, надеясь на то, что наступит удобный момент и Карабах сам свалится им в руки (к примеру, в случае полномасштабного внутреннего кризиса в Армении). Такие ожидания кажутся иллюзорными, но они присутствуют.
Нельзя не отметить, что продажа российского вооружения Азербайджану, учитывая союзнические военно-политические отношения России и Армении, была, видимо, ошибкой. По крайней мере, это негативно повлияло на баланс сил в регионе (и теперь Россия сама должна его восстанавливать) и неблагоприятно отразилось на имидже России в Армении (а Армения — союзник России по ОДКБ и ЕАЭС). В условиях сегодняшнего дня Россия не может поступить иначе, кроме как подтвердить свои союзнические обязательства перед Арменией. Именно эти обязательства России, по сути, и есть главный фактор, удерживающий Баку от начала полномасштабных военных действий.
Создается впечатление, что основной целью визита С. Лаврова в Баку стали своего рода миротворческие усилия, очередная попытка объяснить Азербайджану неприемлемость военного сценария решения нагорно-карабахского конфликта. Другие возможные темы для переговоров по нагорно-карабахскому конфликту вряд ли возникли. Нового эффективного плана его урегулирования по изложенным выше причинам нет, и появится он (если появится) не скоро. Для выработки такого плана необходимо согласованное давление стран-посредников и всего международного сообщества на Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах.