Неожиданный для многих острый кризис в ранее довольно стабильной и предсказуемой стране пока еще далек от своего разрешения. Его конечные издержки и последствия будут зависеть главным образом от мудрости, благоразумия и здравого смысла, которые все участники противостояния захотят или не захотят продемонстрировать. Сопутствующий ущерб резко возрастет, если хотя бы одна из сторон конфликта выберет для себя сценарий «победитель получает все».
Для руководства Казахстана, которое недавние протесты, по-видимому, застали врасплох, критически важно в полной мере осознать очевидную истину: даже если продолжающаяся уличная деятельность так или иначе окажется подавленной, любые дальнейшие проволочки с назревшими социальными и экономическими преобразованиями будут порождать все больше политических рисков и вызовов для сложившейся государственной системы. Этот урок вполне актуален и для многих других государств на постсоветском пространстве — консервация архаичных форм общественного устройства неизбежно ведет к возгонке политических рисков, которые рано или поздно дадут о себе знать.
Протестующие на улицах и площадях Казахстана, в свою очередь, должны отдавать себе отчет в том, что любая мирная и благонамеренная уличная активность способна легко превратиться в насилие и вооруженный мятеж с непредсказуемыми последствиями. В очередной раз было подтверждено, что первыми, кто выигрывает от стихийных насильственных протестов, являются не либерально настроенные лидеры гражданского общества, а скорее политические экстремисты и группировки организованной преступности, занимающиеся грабежами, разбоем и вандализмом.
Международное сообщество, в свою очередь, должно постараться воздержаться от упрощенных черно-белых оценок происходящего в эти дни в Казахстане. Как и во многих других подобных случаях по всему миру, в казахстанском кризисе мы наблюдаем сложную ситуацию с героями и злодеями, романтиками и циниками, фигурирующими по обе стороны баррикады.
Будущее Казахстана должно определяться народом страны, а не какими-либо внешними игроками, независимо от того, насколько благожелательными и конструктивными будут эти игроки. Чтобы восстановить политическую стабильность и позитивную экономическую динамику, Казахстану нужен новый социальный контракт. А такой контракт может возникнуть только в ходе прямого и заинтересованного диалога между всеми общественными и политическими силами, присутствующими в стране. Будем надеяться, что такой диалог начнется без дальнейших задержек.
Поскольку текущая ситуация в Казахстане остается неясной, а сообщения о последних событиях выглядят неполными и часто противоречивыми, многие фундаментальные вопросы о разворачивающемся кризисе до сих пор не получили четких и недвусмысленных ответов. Были ли уличные протесты исключительно спонтанными или же они были тщательно спланированы и умело организованы заранее? Имеет ли общественное возмущение и последовавшие беспорядки исключительно внутренние корни или у трагических событий в Казахстане есть влиятельные иностранные спонсоры, менеджеры и подстрекатели? Каковы основные требования протестующих — преимущественно экономические или также и политические?
Не забывая о всех этих сохраняющихся неопределенностях, представляется тем не менее позволительным говорить о некоторых предварительных уроках, которые руководство страны, гражданские активисты и международное сообщество должны извлечь из продолжающейся политической драмы в этом центральноазиатском государстве. Неожиданный для многих острый кризис в ранее довольно стабильной и предсказуемой стране пока еще далек от своего разрешения. Его конечные издержки и последствия будут зависеть главным образом от мудрости, благоразумия и здравого смысла, которые все участники противостояния захотят или не захотят продемонстрировать. Сопутствующий ущерб резко возрастет, если хотя бы одна из сторон конфликта выберет для себя сценарий «победитель получает все».
Для руководства Казахстана, которое недавние протесты, по-видимому, застали врасплох, критически важно в полной мере осознать очевидную истину: даже если продолжающаяся уличная деятельность так или иначе окажется подавленной, любые дальнейшие проволочки с назревшими социальными и экономическими преобразованиями будут порождать все больше политических рисков и вызовов для сложившейся государственной системы. Этот урок вполне актуален и для многих других государств на постсоветском пространстве — консервация архаичных форм общественного устройства неизбежно ведет к возгонке политических рисков, которые рано или поздно дадут о себе знать.
Когда в июне 2019 г. президента Нурсултана Назарбаева у руля государственной власти сменил Касым-Жомарт Токаев, у многих в Казахстане появилась надежда, что теперь их жизнь начнет налаживаться. Тем не менее за сменой политического руководства не последовало никаких существенных изменений в политической практике. Напротив, сложившаяся де-факто система двоевластия уже больше усложнила процесс принятия решений и затруднила движение вперед. К тому же из-за пандемии COVID-19 за последние два года ситуация для простых людей во-многом ухудшилась: реальные доходы населения резко упали, социальные лифты оказались заблокированными, а экономические возможности для нового поколения продолжали сужаться. Резкий и, по всей видимости, не вполне продуманный рост цен на газ для одного из регионов страны оказался всего лишь последней каплей, переполнившей чашу общественного терпения.
Протестующие на улицах и площадях Казахстана, в свою очередь, должны отдавать себе отчет в том, что любая мирная и благонамеренная уличная активность способна легко превратиться в насилие и вооруженный мятеж с непредсказуемыми последствиями. Десятки, если не сотни людей уже погибли в уличных столкновениях, и число погибших продолжает расти. Еще больше людей получили ранения, был нанесен очень значительный ущерб частной и государственной собственности. В очередной раз было подтверждено, что первыми, кто выигрывает от стихийных насильственных протестов, являются не либерально настроенные лидеры гражданского общества, а скорее политические экстремисты и группировки организованной преступности, занимающиеся грабежами, разбоем и вандализмом.
Международное сообщество, в свою очередь, должно постараться воздержаться от упрощенных черно-белых оценок происходящего в эти дни в Казахстане. Это не так просто в условиях активной информационной войны, ведущейся в современном мире. Но ни нарратив «хорошее общество против плохой диктатуры», ни противоположная логика «экстремисты и террористы против законной власти» не помогают понять, что же на самом деле происходит на улицах казахстанских городов. Как и во многих других подобных случаях по всему миру, в казахстанском кризисе мы наблюдаем сложную ситуацию с героями и злодеями, романтиками и циниками, фигурирующими по обе стороны баррикады.
Очевидно, что все соседи Казахстана хотели бы, чтобы он оставался стабильным и, насколько возможно, процветающим. «Несостоявшееся государство» в самом центре Евразии не будет служить стратегическим интересам какой-либо соседней страны. Нестабильность в Казахстане неизбежно создаст проблемы и для более отдаленных партнеров этой страны особенно для тех из них, которые вложили значительные средства в казахстанскую горнодобывающую и энергетическую отрасли или используют транзитные возможности этой страны.
Стратегическое значение Казахстана стало особенно значительным после того, как США ушли из Афганистана, оставив после себя разруху, руины и потенциальную нестабильность, способную распространиться по всему центральноазиатскому региону. В этих условиях любой политический кризис в одном из соседних государств становится особенно опасным.
Решение России и ее союзников по ОДКБ удовлетворить просьбу казахстанских властей и оказать им военную помощь является важным жестом политической поддержки и солидарности. Если окажется, что кризис хотя бы в какой-то степени связан с проникновением на территорию страны экстремистских и террористических групп из-за рубежа, международное сотрудничество в подавлении таких групп может стать критически важным.
Тем не менее будущее Казахстана должно определяться народом страны, а не какими-либо внешними игроками, независимо от того, насколько благожелательными и конструктивными будут эти игроки. Чтобы восстановить политическую стабильность и позитивную экономическую динамику, Казахстану нужен новый социальный контракт. А такой контракт может возникнуть только в ходе прямого и заинтересованного диалога между всеми общественными и политическими силами, присутствующими в стране. Будем надеяться, что такой диалог начнется без дальнейших задержек.