За последние два месяца отношения между Ираном и США накалились до критической температуры, способной в любой момент разжечь новый вооруженный конфликт в регионе. При этом интересы обоих государств выходят далеко за пределы их географических границ, создавая несколько «горячих точек», способных положить начало широкомасштабному конфликту. Тем не менее такие инциденты последних месяцев, как повреждение танкеров в Оманском заливе, атаки на нефтепровод и аэропорт Саудовской Аравии, а также заявление Ирана о намерении прекратить выполнение некоторых положений СВПД, так и не привели к военному фазе противостояния.
«Красные линии» как для Вашингтона, так и для Тегерана крайне разнообразны и далеко не всегда четко обозначены. Невозможность точно установить, где именно они проходят, создает особо опасную ситуацию, при которой любое неосторожное действие одной из сторон может положить начало военным действиям. Кроме того, ситуация усложняется еще и тем, что поводом для начала конфликта могут стать необдуманные действия военных США или Ирана, не санкционированные государственным аппаратом. Так, неграмотное прочтение действий или намерений противника может стать причиной нанесения удара, который вызовет эскалацию конфликта.
За последние два месяца отношения между Ираном и США накалились до критической температуры, способной в любой момент разжечь новый вооруженный конфликт в регионе. При этом интересы обоих государств выходят далеко за пределы их географических границ, создавая несколько «горячих точек», способных положить начало широкомасштабному конфликту. Тем не менее такие инциденты последних месяцев, как повреждение танкеров в Оманском заливе, атаки на нефтепровод и аэропорт Саудовской Аравии, а также заявление Ирана о намерении прекратить выполнение некоторых положений СВПД, так и не привели к военному фазе противостояния. Возникает закономерный вопрос — можно ли определить те границы, выход за которые гарантирует начало военных действий между Ираном и США?
Ядерная программа Ирана
Наиболее четкую «красную линию» Вашингтон проводит у вопроса возникновения ядерного оружия у Ирана. Именно ядерная программа Ирана стала главной причиной для экономического и политического давления на него. Естественно, США ни при каких обстоятельствах не может допустить создание Ираном ядерного заряда. Тем не менее расположение упомянутой «красной линии» не столь очевидно, как могло бы показаться на первый взгляд. Так, в мае 2019 г. официальный Тегеран объявил, что собирается возобновить деятельность по обогащению урана (хотя пока в пределах норм СВПД), а также пообещал прекратить выполнение некоторых обязательств по СВПД в том случае, если стороны ядерной сделки не смогут защитить Иран от санкционной политики США. Тем не менее никакого радикального ответа со стороны Вашингтона не последовало. Можно заключить, что для того, чтобы Соединенные Штаты решились на военное столкновение с Ираном, последний должен быть максимально приближен к изготовлению ядерного заряда. Только в том случае, если дипломатическое решение конфликта окажется невозможным, Вашингтон решится на нанесение ракетных ударов по ядерным объектам Ирана.
Перекрытие Ормузского пролива
Вторую «красную линию» США проводят у Ормузского пролива, разделяющего Оманский и Персидский заливы. Ежегодно через пролив транспортируется около 20% от всех мировых нефтяных ресурсов, доставляемых морскими путями. Таким образом, пролив является ключевой нефтегазовой артерией для всего мира, а особенно для стран ОПЕК, большая часть нефти которых поставляется именно через Ормузский пролив. Иран при этом сохраняет стратегически важное положение, дающее ему возможность перекрыть пролив для судоходства. После выхода США из СВПД и возобновления экономических санкций против Ирана, последний намекнул, что в случае продолжения провокаций со стороны Вашингтона Тегеран оставляет за собой возможность ограничить доступ в Ормузский пролив американским танкерам и танкерам союзников США, тем самым полностью изолируя Персидский залив от морского сообщения. Учитывая чудовищные экономические последствия такого перекрытия как для США и их ближневосточных союзников, так и для всего нефтегазового рынка, Вашингтон с высокой долей вероятности попытается использовать силовые методы для возобновления судоходства через пролив.
Агрессия в отношении союзников США
Относительно размытой «красной линией» для США является агрессия Ирана или подконтрольных ему группировок в отношении союзников Соединенных Штатов. В этом случае вероятность нанесения ответного удара напрямую зависит от того, какую форму принимает агрессия, от кого именно она исходит и в сторону кого направлена. Далеко не каждая форма агрессии будет гарантированно встречена ответным ударом Соединенных Штатов. Так, на протяжении последних месяцев Саудовская Аравия, один из важнейших союзников США в регионе, неоднократно подвергалась атакам со стороны хуситов — группировки, пользующейся поддержкой Ирана. Несмотря на серьезный урон, причиненный как инфраструктуре Королевства, так и гражданским лицам, ответного удара со стороны США нанесено не было. Это связано с тем, что йеменские повстанцы хоть и (предположительно) получают помощь от Тегерана, все же принимают большую часть своих решений автономно. Кроме того, в мае и июне 2019 г. в водах Оманского залива были атакованы шесть танкеров, транспортирующих нефть и иные ресурсы. Администрация Д. Трампа моментально обвинила Иран в организации атак, но воздержалась от принятия ответных мер.
Тем не менее не следует ожидать, что любая форма агрессии со стороны Ирана и подконтрольных ему групп будет воспринята аналогичным образом. С высокой долей вероятности в случае открытой (пусть даже ограниченной) агрессии Ирана или контролируемых им группировок в отношении США или их союзников в регионе Соединенные Штаты будут вынуждены нанести ответный удар.
Агрессия в отношении Ирана
Для Ирана практически любая форма агрессии со стороны США должна стать поводом к нанесению ответного удара, независимо от предполагаемых последствий. Оставив акт американской агрессии без ответа, руководство Исламской Республики фактически распишется в неспособности защитить государство и его интересы, создав при этом прецедент для нанесения новых ударов по позициям Ирана. Однако стоит отметить, что это касается главным образом территории самого Ирана и не обязательно распространяется на стратегические позиции, занимаемые иранскими военными в других государствах Ближнего Востока. Так, во время военных действий в Сирии, Израиль неоднократно наносил ракетные удары по иранским позициям на юго-востоке страны, при этом не спровоцировав полномасштабных военных действий.
Таким образом, можно заключить, что «красные линии» как для Вашингтона, так и для Тегерана крайне разнообразны и далеко не всегда четко обозначены. Невозможность точно установить, где именно они проходят, создает особо опасную ситуацию, при которой любое неосторожное действие одной из сторон может положить начало военным действиям. Кроме того, ситуация усложняется еще и тем, что поводом для начала конфликта могут стать необдуманные действия военных США или Ирана, не санкционированные государственным аппаратом. Так, неграмотное прочтение действий или намерений противника может стать причиной нанесения удара, который вызовет эскалацию конфликта.