Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.63)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений Восточного института ДВФУ

В настоящее время экономика Китая переживает ряд серьезных кризисных явлений, а продемонстрированный по итогам 2023 г. показатель роста ВВП в 5,2% будет довольно сложно закрепить. Накладывает отпечаток на социально-экономическое развитие КНР и усиление многомерной конкуренции с США. Несмотря на активные усилия по развитию сухопутных транспортных коридоров, КНР чрезвычайно зависит от морских коммуникаций. Структура перевозок в обозримом будущем вряд ли сильно изменится, но Пекин вполне в состоянии усилить контроль над некоторыми районами, через которые проходят наиболее важные маршруты. Одним из таких мест является 800-километровый Малаккский пролив, на который приходится львиная доля поставок углеводородного топлива китайским потребителям, а также экспорт и импорт коммерческих грузов.

«Малаккская дилемма» традиционно считается одной из уязвимостей стратегического положения КНР в случае возникновения военного конфликта. Пекин пытается искать пути решения прежде всего через развитие добрососедских отношений со странами Юго-Восточной Азии и вовлечение партнеров в инициативу создания инфраструктуры «Пояса и пути». Среди всех проектов, призванных снизить уязвимость морской торговли КНР, особо стоит отметить использование узкой части Малаккского полуострова на юге Таиланда для сокращения дистанции и повышения безопасности перевозок.

В настоящее время Таиланд также испытывает значительные экономические трудности в связи с сокращением доходов от экспорта и иностранного туризма на фоне восстановления от пандемии коронавируса, однако амбициозность предлагаемых Китаем проектов идет вразрез со стремлением тайского руководства к экономии средств и диверсификации партнерства. Тем не менее для таиландского руководства новый транспортный маршрут важен с точки зрения демонстрации успехов перед народом и укрепления легитимности. Возможно, надежды на сухопутный вариант связаны с соображениями экономии средств бюджета и поддержки местного бизнеса. Кроме того, не возникнет географической оторванности трех южных провинций королевства, населенных преимущественно этническими малайцами-мусульманами, где периодически проявляется деятельность экстремистских и сепаратистских организаций. Одна из главных причин нападок на проект в его любом варианте со стороны тайских оппозиционных партий — возможный вред экологии при строительстве и эксплуатации и ущерб хозяйственной деятельности местных жителей.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что на неопределенность Бангкока могли повлиять активизация связей с Нью-Дели и развитие контактов с Вашингтоном. Индийское руководство обеспокоено возможным появлением китайских военных объектов в Мьянме, Бангладеш, Пакистане и Камбодже и в качестве превентивной меры уже модернизирует военную инфраструктуру на Андаманских и Никобарских островах. Вместе с тем Индия не возражает против прокладки пути через перешеек Кра на многосторонней основе с обширным привлечением компаний из стран региона. Американские и австралийские предприятия также проявляют интерес к участию в строительстве коридора и портов, а также реализации в Таиланде крупного транспортно-индустриального проекта Восточного экономического коридора. Вместе с тем Китаю предпочтительна реализация проекта канала Кра в «морском варианте».

Вероятно, здесь роль медиатора могла бы взять на себя АСЕАН, на площадках которой логично проводить обмен мнениями и обсуждать детали различных проектов, в том числе в сфере транспорта, где пересекаются интересы нескольких государств. Экономические аспекты могут быть включены в повестку работы Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Конечно, члены Ассоциации полностью не свободны от влияния американо-китайских противоречий, однако пока еще в состоянии вырабатывать меры доверия и взаимоприемлемые варианты решения сложностей внутри региона, руководствуясь принципом общего блага.

Карта сулит выигрыш

В настоящее время экономика Китая переживает ряд серьезных кризисных явлений в силу ослабления внешнего спроса, недостаточного уровня внутреннего потребления и снижения эффективности инвестиций. Продемонстрированный по итогам 2023 г. показатель роста ВВП в 5,2% будет довольно сложно закрепить, что увеличивает ответственность центрального руководства за обеспечение благосостояния граждан и, как следствие, общественной безопасности.

Накладывает отпечаток на социально-экономическое развитие КНР и усиление многомерной конкуренции с США, поскольку Вашингтон в стремлении сформировать более выгодную для себя структуру товарооборота пытается воздействовать на визави через технологические, торговые и административные ограничения. Кроме того, американцы не оставляют попыток отвлечь ресурсы Пекина на решение задач безопасности в различных районах, включая Тайваньский пролив, Южно-Китайское море, Персидский залив, Красное море и др.

Несмотря на активные усилия по развитию сухопутных транспортных коридоров, КНР чрезвычайно зависит от морских коммуникаций. Структура перевозок в обозримом будущем вряд ли сильно изменится, но Пекин вполне в состоянии усилить контроль над некоторыми районами, через которые проходят наиболее важные маршруты. Одним из таких мест является, конечно, 800-километровый Малаккский пролив, на который приходится львиная доля поставок углеводородного топлива китайским потребителям и коммерческих грузов в экспортном и импортном направлениях.

ipdefenseforum.com

«Малаккская дилемма» традиционно считается одной из уязвимостей стратегического положения КНР в случае возникновения военного конфликта. Пекин пытается искать пути решения прежде всего через развитие добрососедских отношений со странами Юго-Восточной Азии и вовлечение партнеров в инициативу создания инфраструктуры «Пояса и пути». Вопреки постоянно возникающим опасениям о стремлении Китая добиться контроля над стратегически важными районами военным путем, ни одного объекта НОАК в Юго-Восточной и Южной Азии так и не появилось — единственный пункт базирования («логистический центр») все еще находится в Джибути.

Вместе с тем Пекин проявляет интерес и к разного рода альтернативным вариантам. В частности, через экономические коридоры Китай — Пакистан, Китай — Мьянма в перспективе планируется облегчить доступ к Индийскому океану путем модернизации существующих и строительства новых морских портов. Схожей логике подвержены совместные инициативы Пекина с Камбоджей и Бангладеш. Среди всех проектов, призванных снизить уязвимость морской торговли КНР, особо стоит отметить использование узкой части Малаккского полуострова на юге Таиланда для сокращения дистанции и повышения безопасности перевозок. Такой вариант подсказывает сама география, однако политическая карта мира часто не совпадает с физической.

Выгода против влияния

Первоначальная идея строительства канала через перешеек Кра возникла еще в XVII в. во время правления короля Аютии Раматхибоди III как часть более грандиозного судоходного пути в Бирму, но ситуация осложнялась междоусобицами после недавнего бирманского вторжения, а затем и войной с англичанами. Интересно, что далее Лондон дважды, в 1897 и 1946 гг., обращался к Сиаму с просьбой не возводить данного сооружения для сохранения значимости контролируемого тогда британцами Малаккского пролива. В 1972 г. Бангкок пробовал изучить финансовую сторону проекта, однако нефтяной кризис привел к снижению энтузиазма. Исследовательский институт японской компании Mitsubishi в 1980-х гг. также рассматривал канал как один из способов повысить энергетическую безопасность Японии. В 2005 г. премьер-министр Таиланда Таксин Чинават вновь выдвинул идею новой судоходной артерии как «точки роста», но все карты смешал военный переворот.

В 2015 г. Таиланд впервые подписал меморандум о взаимопонимании с Китаем о строительстве в перспективе канала Кра длиной 102 км, шириной 400 м и глубиной до 20 м, который сократил бы путь из Индийского океана в Тихий на 1 200 км. Позднее технические параметры поменяли для более комфортного следования крупных контейнеровозов, танкеров и балкеров — ширина выросла до 450 м, а глубина — до 26 м.

Несмотря на демонстративную готовность китайской стороны вложить в данный проект 30 млрд долл., Бангкок был озабочен возможным негативным влиянием на национальную безопасность. Против высказывался король Рама X, затем по инициативе правительства были проведены исследования целесообразности строительства и экономической эффективности. В начале 2020 г. проект все-таки был одобрен парламентским комитетом, что стало возможным во многом благодаря активному лоббированию Пекином своих интересов через военные круги и крупный бизнес.

Однако правительству Праюта Чан-Оча до своей отставки в 2023 г. так и не удалось найти поддержки в деловой среде Таиланда. Наиболее серьезные опасения значительной части общества были связаны с излишней зависимостью от китайских инвестиций и грузопотока, что могло в будущем негативно сказаться на экономическом и даже политическом суверенитете страны.

В феврале 2024 г. новый кабинет премьер-министра Сретты Тависина принял решение о возобновлении реализации проекта в варианте «сухопутного моста», который ранее также выносился на обсуждение в 2020 г. Проект стоимостью 37 млрд долл. призван соединить Андаманское море с Сиамским заливом минуя Малаккский пролив с использованием мультимодальной схемы. С широким привлечением иностранных инвесторов на расстоянии 90 км друг от друга планируется построить два глубоководных морских порта на побережье Андаманского моря в провинции Ранонг и Сиамского залива в провинции Чумпхон, соединив две точки железными и автомобильными дорогами и создав необходимую логистическую инфраструктуру. Работы планируется завершить к 2039 г., а готовность первой очереди намечена на 2030 г.

Новый «сухопутный мост» задуман как более безопасный вариант для Бангкока, способный дать ощутимый мультипликативный социально-экономический эффект, однако и здесь есть свои сложности. Срок окупаемости оценивается не менее, чем в 27 лет, что поднимает требования к инвесторам, а, по оценкам местных экономистов, от начала проектирования до первых материальных результатов и получения хоть какой-то прибыли пройдет более 10 лет в силу колоссального объема согласований и предстоящих работ.

Существует обеспокоенность и у соседей, получающих доходы от интенсивного судоходства через Малаккский пролив. Так, в малазийской прессе отмечается, что Куала-Лумпур и Сингапур понесут убытки из-за изменения транспортно-логистических схем, включая услуги бункеровки, перегрузки, проводки, стивидорного обслуживания. В сингапурском исследовательском институте «Юсоф Ишак» полагают, что канал Кра в сухопутном виде не имеет коммерческой целесообразности, поскольку использование наземного плеча и двойная перегрузка чреваты дополнительными расходами для перевозчиков, грузоотправителей и получателей, которые не оправданы экономией 2-3 дней пути, особенно в условиях довольно низких цен на судовое топливо.

В свою очередь, западные эксперты неизменно отмечают, что появление нового транспортного маршрута, направленного главным образом на обслуживание китайского грузопотока, потребует от Пекина дополнительных мер защиты судоходства у входа и выхода, а значит, следует ожидать появления баз НОАК в соседних Камбодже и Мьянме.

Канал для облегчения пути

В настоящее время Таиланд испытывает значительные экономические трудности в связи с сокращением доходов от экспорта и иностранного туризма на фоне восстановления от пандемии коронавируса. Амбициозность предлагаемых Китаем проектов в рамках «Пояса и пути» идет вразрез со стремлением тайского руководства к экономии средств и диверсификации партнерства. Сотрудничество с Таиландом важно для китайского руководства из-за стратегически значимого геополитического положения страны, что подтверждается ростом товарооборота по итогам 2023 г. почти на 14%. Для Бангкока Пекин является вторым по важности направлением экспорта после США и главным поставщиком импортных товаров. В преддверии парламентских выборов 2023 г. существовали некоторые опасения, что новое правительство будет сокращать объемы сотрудничества с КНР. Однако коалиция из демократических сил, представителей части военной верхушки и бизнеса, находясь под влиянием некогда опального, но помилованного королем бывшего премьера-миллиардера Чинавата, пока скорее нацелена на получение конкретных материальных результатов от международного сотрудничества, чем на геополитические игры.

Для таиландского руководства новый транспортный маршрут важен с точки зрения демонстрации успехов перед народом и укрепления легитимности. Возможно, надежды на сухопутный вариант связаны с соображениями экономии средств бюджета и поддержки местного бизнеса. Кроме того, не возникнет географической оторванности трех южных провинций королевства, населенных преимущественно этническими малайцами-мусульманами, где периодически проявляется деятельность экстремистских и сепаратистских организаций. Одна из главных причин нападок на проект в его любом варианте со стороны тайских оппозиционных партий — возможный вред экологии при строительстве и эксплуатации и ущерб хозяйственной деятельности местных жителей.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что на смену приоритетов Бангкока могли повлиять активизация связей с Нью-Дели и развитие контактов с Вашингтоном. Индийское руководство обеспокоено возможным появлением китайских военных объектов в Мьянме, Бангладеш, Пакистане и Камбодже и в качестве превентивной меры уже модернизирует военную инфраструктуру на Андаманских и Никобарских островах. Вместе с тем Индия не возражает против прокладки пути через перешеек Кра на многосторонней основе с обширным привлечением компаний из стран региона. Американские и австралийские предприятия также проявляют интерес к участию в строительстве коридора и портов, а также реализации в Таиланде крупного транспортно-индустриального проекта Восточного экономического коридора.

Вместе с тем реализация проекта канала Кра предпочтительно в «морском варианте» необходима Китаю для обеспечения устойчивой транспортировки импортируемых энергоресурсов и экспортных товаров, а также облегчения выхода в Индийский океан. В силу наблюдающегося сближения с Пекином, скорее всего, принятый правительством Тависина вариант «порт — дорога — порт» рано считать окончательным, и главные дебаты еще впереди. Однако самое неприятное в данной ситуации — возможность осознанных провокаций от стран, незаинтересованных в повышении роли Китая в Юго-Восточной Азии, вплоть до оказания прямого давления на Бангкок и дестабилизации внутренней ситуации в королевстве.

Вероятно, здесь роль медиатора могла бы взять на себя АСЕАН, на площадках которой логично проводить обмен мнениями и обсуждать детали различных проектов, в том числе в сфере транспорта, где пересекаются интересы нескольких государств. Экономические аспекты могут быть включены в повестку работы Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Конечно, члены Ассоциации полностью не свободны от влияния американо-китайских противоречий, однако пока еще в состоянии вырабатывать меры доверия и взаимоприемлемые варианты решения сложностей внутри региона, руководствуясь принципом общего блага.


Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.63)
 (16 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju