20 апреля 2015 г. в результате коррупционного скандала премьер-министр Южной Кореи Ли Ван Гу был вынужден уйти в отставку. Эпизод высветил серьёзные проблемы в самой системе управления и стиле работы администрации президента Пак Кын Хе. Ее отличает келейность в принятии решений, непрозрачность политической стратегии, нежелание принимать во внимания иные мнения. Может быть, это «голос крови» – она унаследовала авторитарный стиль руководства от своего отца – бывшего президента РК, «отца страны» Пак Чжон Хи, единолично и железной рукой управлявшего страной более четверти века.
20 апреля 2015 г. в результате коррупционного скандала премьер-министр Южной Кореи Ли Ван Гу был вынужден уйти в отставку. Хотя коррупция в Республике Корея – системный фактор политической жизни, нынешняя отставка отличается от предшествующих скандалов.
Следует отметить, что в политической системе Южной Кореи премьер-министр – фигура не слишком значимая, он выполняет организационно-технические функции, находясь, прежде всего, во главе правительственных структур и координируя экономические процессы. Покинув свой пост, большинство премьер-министров кануло в лету политического забвения.
Итак, почему нынешняя отставка поразила даже привычную к подобным скандалам в высших эшелонах власти южнокорейскую политическую элиту? Причин несколько. Во-первых, впервые премьер-министр подал в отставку всего лишь после двух месяцев работы. Во-вторых, впервые это было сделано без согласия президента страны, так как Пак Кын Хе в этот момент находилась с визитом в Латинской Америке и возвращается в Сеул только 27 апреля 2015 г. При этом похоже, что у нее на сегодня нет альтернативной кандидатуры, и обозреватели даже размышляют о возможности прихода на этот пост представителя оппозиции с тем, чтобы успокоить критиков правительства.
Предыдущий премьер-министр Чон Хон Вон ушел в отставку в феврале 2015 года, взяв на себя вину за крушение парома «Сэволь», (паром потерпел крушение в Жёлтом море у берегов Южной Кореи год назад – 16 апреля 2014 года. Жертвами катастрофы стали более трёхсот человек). Эта трагедия высветила беспомощность и отсутствие координации в работе правительства и до сих пор остается наиболее серьезным поводом для антиправительственных протестов.
Но если такой благородный по отношению к президенту страны поступок бывшего премьера вызывает уважение, то этого нельзя сказать о нынешней ситуации. Ли Ван Гу был вынужден срочно подать в отставку, попав в «список Сона» – в предсмертной записке обвиняемого в коррупции бизнесмена Сон Ван Чжона, совершившего самоубийство, перечислены имена политических деятелей и бизнесменов, которым он давал взятки с указанием конкретных сумм. Премьеру республики Корея вменяется получение взятки от бизнесмена в размере 27 тысяч долларов. Казалось бы, не столь значительная сумма по меркам международной коррупции. Однако этим воспользовалась оппозиция, а премьер-министр оказался не на высоте: он стал неумело выкручиваться, отрицать сам факт своего знакомства с бизнесменом, в то время как было доказано, что они общались по телефону едва ли не каждый день. И «подставил» президента, даже не дождавшись ее возвращения, вызывая тем самым вопросы в отношении лояльности ее команды. Он нанес серьёзный ущерб репутации лидера страны Пак Кын Хе. Поведение теперь уже бывшего премьера, который вместо того, чтобы совершить политическое харакири, стал изворачиваться, запутавшись в сетях собственных противоречивых показаний, отрицательно сказалось на имидже администрации РК и правящей партии.
Таким образом, этот эпизод высветил серьёзные проблемы в самой системе управления и стиле работы администрации президента Пак Кын Хе. Ее отличает келейность в принятии решений, непрозрачность политической стратегии, нежелание принимать во внимания иные мнения. Может быть, это «голос крови» – она унаследовала авторитарный стиль руководства от своего отца – бывшего президента РК, «отца страны» Пак Чжон Хи, единолично и железной рукой управлявшего страной более четверти века (1961-1979 гг.).
Перспективы выхода из политического кризиса неясны, пока говорят о нескольких не слишком ярких кандидатах на замещение освободившейся должности.
Итак, можно ли в сложившейся политической ситуации ждать от администрации Южной Кореи серьёзных шагов и инициатив в экономике, внешней политике и межкорейских отношениях в оставшийся срок – около двух лет – до предстоящих выборов главы государства? Этот вопрос задают многие и в Южной Корее, и за её пределами. Ответ на этот вопрос стоит рассмотреть с точки зрения перспектив партнерства с Сеулом, отношения с которым остаются одним из приоритетов России в АТР. В российских интересах поддержание стабильности на Корейском полуострове, реализация масштабных экономических проектов, но в нынешних условиях, хотя Республика Корея и не присоединилась к санкциям против России, на чём настаивали США, надеяться на проявление Сеулом политической воли для решения двусторонних проблем вряд ли приходится.
В интересах России – развитие трёхсторонних отношений с обеими Кореями. В первую очередь, это касается железнодорожного транзита, прокладки газопровода и объединения энергосистем трёх стран. Для этого необходимо потепление в отношениях Севера и Юга, чему Россия хотела бы способствовать. Российские дипломаты даже мечтали об организации первой очной встречи лидеров Северной и Южной Кореи в Москве в дни празднования Победы – Ким Чен Ын подтвердил свой приезд, но президент Республики Корея отказалась приехать в Россию на торжества (говорят, не без давления США).
Будут ли у скандала с отставкой премьер-министра Южной Кореи долгоиграющие последствия? Наиболее вероятным кандидатом от правящего лагеря на предстоящих президентских выборах, которые состоятся в декабре 2017 года, считают нынешнего генсека ООН Пан Ги Муна, второй срок полномочий которого на этом посту заканчивается в декабре 2016 года. Однако южнокорейская коррупционная волна подпортила и его репутацию. Консерваторы, однако, вряд ли дадут оппозиции прорваться к власти. Оппозиция не столь многочисленна, раздроблена и не имеет харизматического лидера. Однако строить долгосрочные прогнозы пока рано.