Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

В 2015 году Вьетнам отметит 70 лет независимости. Все эти десятилетия у власти в стране находится Коммунистическая партия Вьетнама. Каковы сейчас позиции компартии? Как КПВ адаптируется к меняющимся международным условиям и сможет ли провести необходимые стране и ей самой реформы? Эти и другие вопросы мы задали почетному профессору Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) Карлайлу Тэйеру.

Интервью

В 2015 году Вьетнам отметит 70 лет независимости. Все эти десятилетия у власти в стране находится Коммунистическая партия Вьетнама. Каковы сейчас позиции компартии? Как КПВ адаптируется к меняющимся международным условиям и сможет ли провести необходимые стране и ей самой реформы? Эти и другие вопросы мы задали почетному профессору Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) Карлайлу Тэйеру.

Как бы Вы оценили положение дел в Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) накануне 70-й годовщины независимости страны? Партия по-прежнему пользуется массовой поддержкой?

Коммунистическая партия Вьетнама сейчас переживает период беспрецедентных внутрипартийных изменений. Несколько лет назад Центральный комитет (ЦК) КПВ взял на себя функции главного исполнительного органа партии в периоды между общенациональными партийными съездами, созываемыми один раз в пять лет. Было несколько случаев, когда ЦК отменял решения Политбюро и инициативы Генерального секретаря КПВ.

Сейчас Вьетнам находится на середине пути между двумя партийными съездами (11-й Съезд КПВ прошел в 2011 г.), высшие партийные лидеры вступают в обычную гонку, призом в которой станет возможность влиять на выборы нового руководства, запланированных на начало 2016 г.

Сейчас Вьетнам находится на середине пути между двумя партийными съездами, высшие партийные лидеры вступают в обычную гонку, призом в которой станет возможность влиять на выборы нового руководства.

Недавний конфликт с Китаем из-за нефтяной вышки (2 мая — 15 июля 2014 г.) выявил глубокие разногласия между членами Политбюро, преодолеть которые будет очень непросто. Предмет разногласий — отношения между Вьетнамом и Китаем. Консервативная фракция по-прежнему придает большое значение идеологической близости с Китаем. Их оппоненты в руководстве КПВ считают, что доверять Китаю больше нельзя. В этих партийных кругах (как, впрочем, и за их пределами) популярен лозунг «Тхоат Чунг» — призыв сойти с «околокитайской» орбиты.

И хотя общественное мнение во Вьетнаме с большим трудом поддается объективной оценке, можно с уверенностью утверждать, что Коммунистическая партия Вьетнама по-прежнему у руля — по той простой причине, что никакой замены ей на горизонте не видно. Вьетнамцы негодуют из-за повсеместной коррупции, однако недовольство лидеров общественного мнения вызывают в первую очередь отношения режима с Китаем. Речь идет прежде всего о городской интеллигенции, в рядах которой имеются и члены партии с многолетним партийным стажем. Эти люди призывают к уходу от экономической зависимости от Китая и более интенсивной интеграции Вьетнама в мировое сообщество, подразумевающей в том числе и сближение с США. Недавно эти призывы воплотились в петицию, скрепленную 61 подписью. Среди подписантов — члены партии и бывшие государственные деятели, которые в числе прочего призывают к отказу от социалистической идеологии.

Карлайл Тэйер

Как Вы считаете, могут ли внутрипартийные дискуссии, развернувшиеся в КПВ, выступать в качестве жизнеспособного инструмента демонополизации власти во Вьетнаме? Или этого недостаточно?

На протяжении последних десятилетий Коммунистическая партия Вьетнама неоднократно предпринимала попытки проведения внутренних реформ, представлявшие собой чистку партийных рядов от упадочнически настроенных и коррумпированных элементов, однако серьезных результатов эти усилия не принесли. Государство в лице партии пытается, используя информационные технологии, сделать деятельность правительства более прозрачной и поощрить граждан к высказыванию своих взглядов. Правительственные министры выступают в прямом эфире, отвечая на вопросы вьетнамцев.

Однако все эти позитивные шаги сводятся на нет постоянным стремлением режима наложить как можно больше законодательных ограничений на Интернет, заставить замолчать блогеров и журналистов, использующих эту сеть для обнародования идей, не допускаемых цензурой в официальные средства массовой информации.

В КПВ предпринимаются попытки введения прямых выборов партийных и государственных лидеров. Результатом этих усилий стало расширение полномочий Национального собрания: ему было делегировано право впервые в истории Вьетнама вынести на голосование вопрос о доверии правительственным чиновникам, занимающим министерские или эквивалентные министерским должности. Впрочем, ни один министр не набрал меньше 50% голосов в свою пользу.

Генеральный секретарь партии предпринял попытку активизировать борьбу с коррупцией, инициировав порядка 16 резонансных разбирательств в высших эшелонах власти. Однако работа правительственного антикоррупционного комитета была практически заблокирована.

Внутрипартийные дискуссии способствовали дальнейшей децентрализации власти — в первую очередь, на уровне провинций. Тем не менее общество в целом осталось в стороне от этого процесса. КПВ по-прежнему обладает монополией на власть, просто теперь акцент сместился от центра к регионам.

Хотя общественное мнение во Вьетнаме с большим трудом поддается объективной оценке, можно с уверенностью утверждать, что Коммунистическая партия Вьетнама по-прежнему у руля.

Что Вы можете сказать о темпах реформ во Вьетнаме? Как Вы оцениваете вероятность того, что партия продолжит курс на либерализацию экономики?

Сорок лет назад внутрипартийные дебаты и дискуссии стимулировали во Вьетнаме экономико-политические преобразования. Принятое в 1986 году решение о модернизации (дой мой) экономики Вьетнама позволило добиться гораздо больших успехов, чем кажется сегодня. Первые шаги в этом направлении, например, отмена центрального планирования, были относительно легкими — во всяком случае, по сравнению с дальнейшими мерами, например, приватизацией государственных предприятий. В целом можно говорить о наличии серьезных предпосылок для дальнейшего продвижения экономико-политических реформ, однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. Изменениям активно сопротивляются те, чьим интересам эти изменения угрожают.

Если президент Б.Обама сможет уговорить Японию пойти на уступки и убедит Конгресс США утвердить соглашение о создании Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), то есть надежда на то, что перспектива членства в ТТП побудит Вьетнам к дальнейшим экономическим реформам.

Каково отношение к политическим реформам во Вьетнаме сегодня? Можно ли сказать, что они представляются отдаленной, но неизбежной перспективой?

В понимании вьетнамских властей цель политической реформы — обеспечить дальнейшее пребывание КПВ у власти и не позволить Вьетнаму внедрить плюралистскую многопартийную политическую систему. А вот экономическая реформа представляется неизбежной.

В понимании вьетнамских властей цель политической реформы — обеспечить дальнейшее пребывание КПВ у власти и не позволить Вьетнаму внедрить плюралистскую многопартийную политическую систему. А вот экономическая реформа представляется неизбежной. Именно поэтому Вьетнам участвует в переговорах по ТТП. В планах властей получение доступа к рынкам, на которые приходится не менее 40% мирового ВВП.

Кроме того, Вьетнам готов пересмотреть свое отношение к правам человека и свободе вероисповедания. Однако реформы в этой области носят фрагментарный характер, зачастую наблюдаются отступления с завоеванных позиций, и порой принимаемые меры ведут к половинчатым, неудовлетворительным результатам.

Значительная часть членов КПВ считает политическую реформу неизбежной. Однако большинство партийцев полагают, что их личные и семейные интересы можно обеспечить только при однопартийной государственной системе. Они готовы поддержать лишь очень постепенные политические реформы и максимально осторожные инициативы.

В недрах КПВ политическая реформа все же мало-помалу продвигается. Делегаты общенациональных партийных съездов добиваются большего участия в процессе принятия решений и возможности оказывать реальное влияние на результаты выборов высшего партийного руководства. Теперь кандидаты на съезде могут номинироваться в том числе и с нижнего уровня партийной иерархии, что автоматически расширяет список предварительно утвержденных кандидатов.

Члены ЦК гораздо настойчивее требуют от Политбюро отчетности. Представители вьетнамских провинций составляют в ЦК весьма влиятельный блок, поэтому можно надеяться на то, что завтра общественное мнение будет учитываться больше, чем сегодня.

И наконец, главная цель политической реформы во Вьетнаме — построение «правового государства» и подчинение партии в целом и отдельных ее членов принципу верховенства закона. Главной движущей силой реформы должно стать Национальное собрание. Более 90% депутатов Народного собрания — члены КПВ. Представлены там и члены ЦК, однако большинство депутатов в ЦК не состоят. То есть, здесь мы имеем дело с другим слоем политической элиты Вьетнама. Однако для обеспечения реального исполнения законов во Вьетнаме должны быть созданы такие самостоятельные и независимые структуры, как нейтральные правоохранительные органы, независимая прокуратура, независимая судебная система и свободная пресса. Создание всех этих структур требует времени. Таким образом, реформы проводиться будут, но очень постепенно.

Беседовал Антон Цветов, менеджер РСМД

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся