Когда взорвется «пороховой погреб Европы»?
Битва за Кресненское ущелье, 1913
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
К.и.н., первый секретарь Генерального секретариата МИД России
Сто лет назад в эти дни ожесточенно шла так называемая первая Балканская война. Война завершилась быстро и победоносно. Мало кто в Европе ожидал, что не пройдет и месяца, как победители, не сумев договориться о новых границах, начнут междоусобную войну. За регионом прочно закрепилось название «порохового погреба Европы». Многих интересует вопрос: взорвется ли он в XXI веке и, если да, то когда?
Сто лет назад в эти дни ожесточенно шла так называемая первая Балканская война. Союз недавно обретших государственность Болгарии, Греции, Сербии и Черногории силой оружия отвоевывал у Османской империи земли, отобранные у них пять столетий назад. Война завершилась быстро и победоносно. Мало кто в Европе ожидал, что не пройдет и месяца, как победители, не сумев договориться о новых границах, начнут междоусобную войну. Итоги этого конфликта развели бывших союзников по разные стороны баррикад в годы двух мировых войн и поставили крест на лелеемой почти полтора века мечте России о создании на Балканах союза православных государств. За регионом прочно закрепилось название «порохового погреба Европы». Многих интересует вопрос: взорвется ли он в XXI веке и, если да, то когда?
Конфликты на Балканах происходили постоянно. Основных причин было две. Первая – чрезвычайная этнокультурная и религиозная пестрота региона, исторически сложившаяся здесь чересполосица народов. По числу народов и этносов, проживающих на ограниченной территории, с Балканами может сравниться, пожалуй, только Кавказ. В регионе, занимающем по площади лишь одну двадцатую территории Европы, расположена четверть европейских государств [1]. К тому же процесс обретения народами своей государственности, проходивший здесь с большим запозданием, был разноскоростным. Пример постъюгославского пространства показывает, что он не закончен до сих пор.
Вторая причина – Балканы занимают очень важное геополитическое положение, находясь на пересечении транзитных путей из Европы в Азию и Африку. С античных времен за контроль над ними велась постоянная борьба, а великие державы проводили здесь границы, исходя из собственных интересов. Не стали исключением и Дейтонские соглашения 1995 г., подведшие итог Югославской войны, а также итоги Косовского конфликта. В основе всех балканских кризисов лежали внутренние причины, однако именно иностранное вмешательство придавало им ожесточенный характер.
В итоге на Балканах нет ни одной границы, которую можно было бы назвать «справедливой» или «идеальной». Практически любая из балканских стран, за исключением, пожалуй, Словении, имеет территориальные претензии к соседу, зачастую не к одному. В будущем любой из этих споров – а их в общей сложности около тридцати – вполне может привести к переделу границ, распространившись за пределы региона.
Здесь часто озвучиваются и великодержавные идеи, например, создания «Великой Албании», «Великой Болгарии», «Великой Греции», «Великой Сербии». В настоящее время наиболее близки к осуществлению идеи «великоалбанства». Оно предполагает не только отторжение Косово от Сербии, но и присоединение части территории Македонии, Греции, Черногории, населенной албанцами.
Разумеется, представленный список взаимных территориальных претензий пока не озвучен официально, «несправедливость границ» обсуждается в основном в «общественных и научных кругах». Но история обеих мировых войн дает пример, как быстро, на первый взгляд, бредовые и маргинальные идеи кровавым образом воплощались в жизнь.
Повышенной внешней конфликтности региона способствует и внутренняя нестабильность, как политическая, так и социально-экономическая. Неслучайно финансово-экономический кризис Евросоюза начался с балканского члена ЕС – Греции.
Балканская неустойчивость имеет в своей основе не только внутреннее, но и внешнее измерение. Пользуясь повышенной конфликтностью региона, многие крупные международные игроки стремятся «надавить» на эту «болевую точку» Европы в процессе игры на «великой шахматной доске». Существует достаточно аргументированная версия, согласно которой Косовский кризис 1999 г. представлял собой умело разыгранную комбинацию для экономического сдерживания единой европейской валюты. Внешний фактор, несомненно, будет и в нынешнем столетии одним из главных, если не определяющим в формировании отношений между балканскими странами.
Война как продолжение демографии
Практически любая из балканских стран, за исключением, пожалуй, Словении, имеет территориальные претензии к соседу, зачастую не к одному. В будущем любой из этих споров – а их в общей сложности около тридцати – вполне может привести к переделу границ, распространившись за пределы региона.
Балканы – это еще и зона демографической нестабильности. В истории можно найти немало примеров того, как первоначально относительно небольшое нацменьшинство за считанные десятилетия значительно возрастало численно, меняло национальный состав государства и требовало автономии. Именно таким образом полтора века назад была решена судьба Трансильвании, где у румын были более высокие темпы прироста населения, чем у венгров и немцев.
Вопрос независимости Косово был на самом деле решен не боевиками и не политиками, а женщинами-косоварками. Если в 1953 г. сербки имели в среднем 5,9, а албанки – 6,3 ребенка на одну женщину, то в 1991 г. эти показатели составляли соответственно 2,8 и 6,2 – самый высокий показатель в Европе.
Сейчас наиболее высокие темпы прироста населения демонстрируют балканские мусульмане. В то же время для христианского населения Балкан прогнозируется дальнейшее ухудшение демографических показателей из-за оттока на заработки в Западную Европу и снижения рождаемости. В странах Центральной и Восточной Европы рождаемость, по некоторым прогнозам, упадет к 2050 г. до показателей 1,3–1,1 ребенка на одну женщину.
Согласно некоторым оценкам, прирост мусульманского населения в регионе до середины нынешнего века не будет значительным – его общая доля не превысит 14%. Однако уже сейчас мы видим процесс консолидации балканских мусульман на политическом уровне и радикализации ислама как раз в наиболее взрывоопасных точках полуострова. Так, в Косово и в Боснию и Герцеговину (БиГ) в последнее десятилетие стал активно проникать ваххабизм из Саудовской Аравии.
Очевидно, что уже заложенные на Балканах демографические «бомбы» с большой вероятностью взорвутся если не в ближайшее десятилетие, то к середине века, вызвав новые изменения границ.
НАТОвский «кнут» и ЕСовский «пряник»
Резонно задать вопрос: а есть ли на Балканах стабилизирующие факторы? Есть, и это, в первую очередь, идеи интеграции.
Именно «европейская приманка» привела к
власти в Сербии Б. Тадича, заставила
сотрудничать с Международным
трибуналом по бывшей Югославии и
сделать первые шаги по удовлетворению
требований Приштины
Исторически сложилось, что наибольшую стабильность внутрибалканские границы демонстрировали в период ограниченного суверенитета региона. Именно такой вариант был предложен балканским государствам вместе с идеей европейской и евроатлантической интеграции: в обмен на перспективу экономического процветания и безопасности границ пожертвовать частью национального суверенитета. Вначале это действительно сыграло позитивную роль в урегулировании межбалканских противоречий – ЕС не хотел вместе с новыми кандидатами импортировать и их взаимные споры. Именно «европейская приманка» привела к власти в Сербии Б. Тадича, заставила сотрудничать с Международным трибуналом по бывшей Югославии и сделать первые шаги по удовлетворению требований Приштины.
Однако интеграция в НАТО и ЕС – не панацея от всех проблем и не гарантия процветания. По меткому выражению директора Института славяноведения РАН Константина Никифорова, «в этом "элитном клубе" кто-то пьет виски, а кто-то моет посуду». Противоречия между странами после вхождения в эти структуры не исчезают, примером могут служить Греция и Турция. Да и перспективы евроинтеграции Западных Балкан [2] в ЕС пока весьма туманны. После финансово-экономического кризиса 2008 г. в Брюсселе все чаще высказываются сомнения: не поспешили ли с приемом относительно стабильных Румынии и Болгарии?
Внешний фактор, несомненно, будет и в нынешнем столетии одним из главных, если не определяющим в формировании отношений между балканскими странами.
Замедление процесса вступления балканских стран в ЕС, несомненно, поставит под угрозу стабильность границ на полуострове. Поддерживая независимость Косово, западники создают опасный прецедент не только в регионе, но и в самой Европе. История кануна Второй мировой войны показала, чем заканчиваются попытки «умиротворения агрессора». Не ясны и перспективы самого Евросоюза в отдаленном будущем. В Докладе Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции 2025» подчеркивается выгодная позиция Брюсселя для продвижения политической стабильности на периферии Европы, однако допускается превращение ЕС на рубеже 2020–2030-х годов в «хромающего гиганта» в случае замедления интеграционных процессов.
Сценарии «по Фукуяме» и «по Хантингтону»
Многим западным политологам сценарии будущего для Балкан видятся достаточно схематично: либо торжество либеральной модели, демократии и евроинтеграции («по Фукуяме»), либо борьба культур и цивилизаций в зоне их пересечений – на Балканах («по Хантингтону»).
Поддерживая независимость Косово,
западники создают опасный прецедент не
только в регионе, но и в самой Европе
Посмотрим, насколько возможен первый, «еврооптимистичный» вариант. Итак, Евросоюзу удается избежать следующей волны экономического кризиса, решить проблемы аутсайдеров и выделить значительные средства на дальнейшее последовательное расширение. Балканские страны согласны ждать своей очереди на прием еще 10–15 лет, улаживая попутно все взаимные споры. Сербия признает де-юре отделение Косово. Увеличение прозрачности границ и контроль над соблюдением прав нацменьшинств снимают с повестки дня стремление албанцев объединиться в одном государстве. Мусульманское население региона завершает демографический переход, темпы прироста населения стран выравниваются. Турция отказывается от планов «неоосманской» политики в регионе, а Саудовская Аравия – от поддержки исламского экстремизма. При этом в мире не находится ни одного желающего поджечь фитиль «порохового погреба Европы». Только при выполнении всех этих условий границы внутри региона останутся неизменными. На наш взгляд, это вряд ли реально.
Замедление процесса евроинтеграции или серьезный экономический кризис диктуют иной сценарий. Западные Балканы, за исключением Хорватии, успевшей войти в ЕС, деградируют экономически. Греция за свои «грехи» исключена из Евросоюза, за ней следуют Румыния и Болгария. Сербия отказывается признавать независимость Косово. Приштина и Тирана «явочным порядком» пытаются реализовать идею «Великой Албании», сначала за счет аншлюса Косово, затем – сербских, черногорских и македонских земель. В ответ Республика Сербская заявляет об объединении с Сербией. БиГ прекращает свое существование в качестве независимого государства. Боснийские мусульмане предлагают объединиться с единоверцами в Приштине и Тиране. До создания мусульманского государства на Балканах под патронажем Турции остается один шаг.
Замедление евроинтеграции неизбежно подтолкнет балканские страны к поиску других, альтернативных моделей. В будущем не исключена региональная интеграция по модели того же Евросоюза вплоть до создания Балканской Федерации.
НАТО вводит в регион миротворцев, под присмотром которых из конфликтных зон начинается исход сербского и македонского населения. Все это сопровождается военными действиями, массовыми жертвами и миграциями. Для предотвращения конфликта собирается международная конференция, естественно, без России и не под эгидой ООН. Она фиксирует новые границы де-юре, округляя их в пользу «Великой Албании» (а, возможно, и уже «Балканского халифата») за счет, в первую очередь, сербов. Остатки Македонии с согласия НАТО делят между собой Греция и Болгария. Черногория пытается вновь объединиться с Сербией, но они разделены мусульманским «коридором», заботливо предусмотренным США. Балканы временно «умиротворены», стороны копят силы для реванша.
Что дальше? Война всех против всех? Классическая балканизация? Нет, дальше – новая интеграция, только, возможно, уже своя, балканская.
Федерация балканских государств или Новая Османская империя?
Наряду с внутренними разборками и поиском могущественного покровителя балканские страны с момента обретения независимости последовательно нарабатывали опыт регионального сотрудничества. На самом деле балканские страны сближает очень многое, включая экономический уклад, общие для региона проблемы, менталитет. Идеи югославизма в XIX веке возникли не на пустом месте. Замедление евроинтеграции неизбежно подтолкнет балканские страны к поиску других, альтернативных моделей. В будущем не исключена региональная интеграция по модели того же Евросоюза вплоть до создания Балканской Федерации (возможно, даже социалистической).
«Первым звонком» стала идея создания «Балканского Бенилюкса» в составе Албании, Косово, Македонии и Черногории со свободным движением товаров, услуг, капиталов и людей. Причина та же – проблемы со вступлением в ЕС, которое, по мнению авторов плана, затянется до 2030 г.
Вместе с тем все объединительные проекты на Балканах происходили под чьим-либо внешним руководством, будь то Константинополь, Стамбул, Санкт-Петербург, Москва, Брюссель. Если последний откажет региону в своем покровительстве, на это место найдутся желающие. И если Москва уже «наигралась» в «балканские союзы», то Анкара еще десять лет назад заявила о доктрине «неоосманизма» и приоритете Балкан для своей внешней политики. Все это может дать значительную пищу для фантазии футурологов.
Возрождение Блистательной Порты в ближайшей перспективе вряд ли реально. Пока речь идет о торгово-экономическом и культурном проникновении в регион, о покровительстве мусульманскому населению. Но через пару десятилетий, особенно в случае «еврокризиса», балканские государства, уставшие от внутренних неурядиц и межгосударственных споров, не придется даже завоевывать. Если Анкара вместо Брюсселя предложит адекватный интеграционный проект с учетом региональной специфики, возрождение «Новой Османской империи» со столицей в Стамбуле (ему могут даже вернуть старое название – Константинополь) будет выглядеть не так уж фантастично. Однако перед этим турецкому руководству придется сделать выбор в пользу «общебалканского» интеграционного проекта, отказавшись от поддержки исключительно своих мусульманских протеже на полуострове. «Заигравшись» с последними, турки рискуют вновь получить национально-освободительное движение и … восточный вопрос во внешней политике России. Все может вернуться на круги своя. На Балканах возможно все.
Какими будут границы внутри Балканского полуострова через 100 лет, предсказать чрезвычайно сложно. Ясно одно: они будут меняться, и с этим, вероятно, согласятся даже самые закоренелые еврооптимисты – слишком велик конфликтный потенциал региона. Однако, несмотря на все ошибки, допущенные Западом на Балканах, им был предложен грандиозный проект Единой Европы. Если он будет реализован, конфликтный потенциал региона заметно снизится, а вопрос границ будет снят. Главное, чтобы этот проект не оказался очередным мифом, каким оказались «византийское наследие», «союз православных государств», «югославизм», «социалистическое содружество». После их исчезновения конфликты в регионе всегда разгорались с новой силой. Судьба Балкан – в который уже раз – зависит от решений «сильных мира сего».
1. Географически к балканским государствам относятся Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Македония, Румыния, Сербия, Словения, Турция, Хорватия, Черногория. Вместе с тем Румыния и Словения, расположенные на Балканском полуострове лишь частично, стараются позиционировать себя как центральноевропейские страны. Однако экспертное сообщество склонно относить их к Балканскому региону по политическим и экономическим мотивам.
2. Термин «Западные Балканы» – новое изобретение Брюсселя с целью выделить аутсайдеров евроинтеграции: Сербию, Хорватию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Албанию.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |