С тех пор как Россия и Китай объявили себя стратегическими партнерами в 1996 г. российско-украинский конфликт стал самым острым международным конфликтом в истории китайско-российских отношений. Этот конфликт — самое радикальное международное политическое изменение, самый сложный политический выбор, с которым столкнулся Китай.
На фоне российско-украинского конфликта Китай подвергается беспрецедентному политическому давлению со стороны США. Такое давление отличается от политики «вбить клин» между Китаем и Россией, которую США проводили до российско-украинского конфликта. Если политика «вбить клин» заключалась в том, чтобы разделить Китай и Россию путем искушения последней, то теперь это стало прямым давлением и угрозой. Пекин пытаются заставить перейти на антироссийскую сторону и присоединиться к санкциям США и ЕС.
Отношения с Америкой имеют огромное значение для Китая в политической и экономической областях, а также в сфере безопасности. Китай хочет развивать китайско-российские отношения и не хочет дальнейшего ухудшения китайско-американских отношений. Сбалансировать эти две цели очень сложно. Аналогичная ситуация возникает и в китайско-европейских отношениях. Кроме того, Китай должен учитывать свои отношения и с Украиной, которая занимает важное место в строительстве китайской Инициативы пояса и пути служит частью евразийского транспортного коридора.
Новые масштабные экономические санкции, введенные США и Европой против России после начала российско-украинского конфликта, с одной стороны, открывают больше возможностей для развития экономического сотрудничества между Китаем и Россией, а с другой — создают серьезные ограничения и риски для Пекина. Вместе с тем Китай намерен развивать китайско-российские отношения даже в условиях нынешних внешних и внутренних вызовов. Взят курс на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества с Россией в политической, экономической, энергетической, научно-технической и гуманитарной областях.
Почему российско-китайские отношения остаются стабильными в столь резко меняющейся ситуации? Думаю, что самая важная причина заключается в том, что они основаны на широких и глубоких общих интересах, а также на стратегическом мышлении, а не на узких интересах и оппортунизме. Выбранная модель отношений между двумя странами способна сыграть важную роль, она видится оптимальной. Это модель стратегического партнерства, а не союзничества. Она способствует сохранению стабилизации китайско-российских отношений, особенно в сложных внешних и внутренних условиях, а также предоставляет полное пространство для сотрудничества между Китаем и Россией. При этом каждая из сторон сохраняет свое дипломатическое пространство, и никто не теряет свою независимость. Китай и Россия — великие державы, поэтому первостепенное значение для них имеют политическое равенство и дипломатическая независимость.
Кроме того, сохраняет свою важность взаимное доверие, взаимное уважение выбора политики, взаимное понимание интересов и озабоченностей, что представляется отличительной чертой китайско-российских отношений. Это совершенно не похоже на манихейское мышление Америки: «не со мной — значит против меня». В этой связи можно подытожить, что китайско-российские отношения остаются стабильными.
Когда мы говорим о внешних вызовах для китайско-российских отношений, то вначале следует прояснить, что они из себя представляют в нынешней ситуации.
Этот вопрос можно рассматривать с разных точек зрения.
Если взять во внимание макроуровень, то основные вызовы для китайско-российских отношений проявляются в самых разных областях. В политическом плане — это поляризация международного сообщества, которое все больше движется к противоположным группам; в экономическом плане — это фрагментация, санкции и регионализация мировой экономики; в плане безопасности — это очень опасное сползание с «холодной» к «горячей» войне; в плане межгосударственных отношений — это реидеологизация. Что касается глобального управления, то оно стало более сложным — теперь стало даже трудно всем собраться за столом переговоров для консультаций по международным делам, не говоря уже о том, чтобы совершить прорыв.
Если же посмотреть на вызовы с китайского угла, то они также видны в разных областях. С тех пор как Россия и Китай объявили себя стратегическими партнерами в 1996 г. российско-украинский конфликт стал самым острым международным конфликтом в истории китайско-российских отношений. Этот конфликт — самое радикальное международное политическое изменение, самый сложный политический выбор, с которым столкнулся Китай. Следует отметить, что я имею в виду конкретные политические варианты ведения отношений с Москвой в сложных ситуациях, а не стратегический выбор в отношении китайско-российских отношений.
На фоне российско-украинского конфликта Китай подвергается беспрецедентному политическому давлению со стороны США по вопросу китайско-российских отношений. Такое давление отличается от политики «вбить клин» между Китаем и Россией, которую США проводили до российско-украинского конфликта. Если политика «вбить клин» заключалась в том, чтобы разделить Китай и Россию путем искушения последней, то теперь это стало прямым давлением и угрозой. Пекин пытаются заставить перейти на антироссийскую сторону и присоединиться к санкциям США и ЕС.
Отношения с Америкой имеют огромное значение для Китая в политической и экономической областях, а также в сфере безопасности. Вместе с тем Вашингтон рассматривает Пекин в качестве своего главного конкурента. В отношениях двух стран уже хватает проблем. Китай хочет развивать китайско-российские отношения, но также не хочет дальнейшего ухудшения китайско-американских отношений. Сбалансировать эти две цели очень сложно.
Аналогичная ситуация возникает и в китайско-европейских отношениях. После начала российско-украинского конфликта европейские политические круги требуют от китайской стороны осудить Россию. На этом фоне появилось много негативных мнений о Китае, его имидж среди европейской общественности серьезно пострадал. Очевидно, что российско-украинский конфликт негативно влияет на китайско-европейские отношения, поскольку Китай не идет и не пойдет на осуждение России, как этого требует Евросоюз. Это так же ставит Китай в трудное положение.
Пекин придает большое значение китайско-европейским отношениям не только из-за своих значительных экономических интересов в Европе, но и потому, что хочет видеть ее автономным полюсом в многополярной международной структуре.
Китай также должен учитывать свои отношения и с Украиной, которая занимает важное место в строительстве китайской Инициативы пояса и пути и служит частью евразийского транспортного коридора. Китайская сторона имеет большие проекты и инвестиции на Украине. Когда Москва и Киев находятся в состоянии крупномасштабного военного конфликта, Пекину сложно балансировать между двумя странами.
Новые масштабные экономические санкции, введенные США и Европой против России после начала российско-украинского конфликта, с одной стороны, открывают больше возможностей для развития экономического сотрудничества между Китаем и Россией, а с другой — создают серьезные ограничения и риски для Пекина. В контексте американских и европейских антироссийских санкций сотрудничество между Пекином и Москвой может привести к вторичным санкциям в отношении китайских финансовых учреждений и компаний, что ограничит их дальнейшую деятельность по всему миру, в том числе в Америке и Европе, а также поставит под вопрос продвижение их экономических и коммерческих интересов.
Европейский союз и Соединенные Штаты — главнейшие торговые партнеры Китая. Вопреки продолжающемуся ухудшению политических отношений, торговля между ними продолжает расти. В 2021 г. торговля Китая с ЕС выросла на 19% до 820 млрд долл., а торговля с США — на 20% до более 750 млрд долл. На долю ЕС и США приходится более 25% внешней торговли Китая. Кроме того, Китай, Соединенные Штаты и ЕС вкладывают огромные инвестиции друг друга. Очевидно, что отношения с Соединенными Штатами и ЕС занимают существенное место в китайской экономической политике, поэтому китайские финансовые учреждения и крупные компании не могут это игнорировать.
Нельзя также не заметить разделения китайского общественного мнения по вопросу российско-украинского конфликта. Существование различных взглядов — это нормально и неизбежно, но особенностью здесь выступает то, что разногласия видны и внутри китайской элиты. Они никогда ранее не были столь серьезными и заметными по вопросу развития китайско-российских отношений. В целом доминирует точка зрения, которая склоняющая в пользу России. Однако негативное восприятие российско-украинского конфликта у части китайского истеблишмента представляет собой вызов для Китая.
Вместе с тем Китай намерен развивать китайско-российские отношения даже в условиях нынешних внешних и внутренних вызовов. Взят курс на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества с Россией в политической, экономической, энергетической, научно-технической и гуманитарной областях. Китай старается улучшить китайско-американские отношения, но не посредством жертвования китайско-российскими отношениями, поскольку такой подход не способен «развязать узел». Любые двусторонние отношения не должны быть обусловлены требованием принесения в жертву других двусторонних отношений, тем более китайско-российские отношения не направлены против других стран, что было бы неэффективно.
Важным направлением международного сотрудничества России и Китая остается сохранение ООН в основе системы международных отношений, а также формирование более справедливого и демократического международного порядка, основанного на международном праве. В этих вопросах позиции Китая и России совпадают.
Мне понятны взгляды многих российских ученых о разрушении старого международного порядка, но я понимаю, что здесь речь идет не об описанном выше международном порядке, а об однополярной гегемонии. Министр С. Лавров также дал это понять в своем выступлении в гимназии имени Примакова в мае этого года, где он сказал, что Россия не пытается изобрести новые международные отношения и новые правила, а хочет вернуться к демократическому характеру международных отношений, определенных Уставом ООН.
Однако у Москвы и Пекина есть свои особенности в подходах. Как мне кажется, Россия больше склоняется к революционному подходу, в тоже время Китай, под влиянием традиционной культуры умеренности, больше склоняется к реформам; Россия предпочитает радикальные и быстрые результаты, а Китай — постепенную эволюцию.
В экономической сфере перед лицом внешних вызовов Китаю и России необходимо рассмотреть больше форм и областей сотрудничества, чтобы эффективно реагировать и адаптироваться к новым условиям. Это своего рода решение трудностей, вызванных санкционной политикой Запада, а также защита и развитие экономических интересов обеих стран, а не создание проблем для экономических отношений с Западом. Важно также отметить, что российско-китайское сотрудничество в экономике и других областях — это нормальное явление. Однако после российско-украинского конфликта люди стали рассматривать российско-китайское экономическое сотрудничество только через эту призму, интерпретируя его как поддержку или отсутствие поддержки России. Это слишком субъективное понимание. Китайско-российское экономическое сотрудничество не связано напрямую с российско-украинским конфликтом, оно не возникло и не прекратится из-за него.
В то же время экономическое поведение Китая не следует интерпретировать механически. Например, увеличение китайских инвестиций не означает поддержку России, так же как и отсутствие быстрого роста инвестиций не означает отсутствие поддержки российской стороны. На самом деле, это во многом зависит от экономических факторов и экономической логики и не имеет привязки к политической позиции Китая. Взаимная выгода — основа экономического сотрудничества. Китай не может отказаться от участия в проектах, которые могут принести экономические выгоды и Китаю, и России.
Обе стороны должны продолжать существующее двустороннее экономическое сотрудничество, а также сосредоточиться на разработке крупных проектов в среднесрочной и долгосрочной перспективах, чтобы осуществить структурную модернизацию китайско-российского экономического сотрудничества, тем самым повысив его уровень и качество. Китай и Россия должны наращивать свои усилия в области регионального экономического сотрудничества, чтобы сопряжение «Пояса и Пути» с Евразийским экономическим союзом и Большим евразийским партнерством принесло больше конкретных результатов. Китай и Россия также должны совершить прорыв в продвижении региональной экономической интеграции. В этом смысле ШОС, которая имеет самое широкое региональное представительство и полную открытость, — наиболее подходящая платформа.
Когда США проводят политику «экономического расцепления», Китай и Россия не должны принимать подобную политику как контратаку, так же как и самостоятельно отделяться от развитой экономики, тем более закрываться от её, а должны быть более открытыми и максимально расширять сферу сотрудничества, заявить себя движущей силой мирового экономического сотрудничества. В своем выступлении на первом Евразийском экономическом форуме в мае этого года президент В. Путин также говорил о том, что Россия не собирается отрезать себя от мировой экономики, она останется открытой.
Будучи второй по величине экономикой мира, Китай широко и глубоко интегрирован в мировую экономическую цепочку, оказывает большее влияние на мировую экономику и в большей степени подвержен влиянию мировых рынков.
Некоторые ученые предлагали концепцию «двойной циркуляции» или аналогичную ей идею, что означает формирование двух параллельных мировых рынков. Это, конечно, не то, что Китай подразумевает под «двойной циркуляцией». Китайская «двойная циркуляция» относится к двум рынкам — внутреннему и международному. В новых условиях реструктуризация цепочек мирового рынка неизбежна, особенно в энергетических областях. Если рассматривать каждый региональный интеграционный механизм, как отдельную циркуляцию, то можно сказать, что в настоящее время в мире существует довольно много циркуляций. Это естественный процесс, который только будет усиливаться. Самое главное, интеграционные механизмы не должны быть раздробленными, закрытыми, жестоко конкурировать друг с другом и становиться инструментами геополитического противостояния. Китай будет продолжать продвигать экономическую глобализацию и выступать против закрытости и эксклюзивной политики в мировой экономике.
В нынешней ситуации пока нет возможности улучшить российско-европейские отношения. Налицо тенденция к их ухудшению. Но Россия и Евросоюз — географические соседи. Как часто говорят, соседи не могут «разъехаться», они будут жить вместе всегда, хотят они этого или нет. Китай, Россия и Евросоюз находятся на одном Евразийском континенте. Пекин и Москва должны делать все возможное, чтобы развернуть отношения с ЕС в позитивном ключе — поддерживать общее экономическое пространство и пространство безопасности в Большой Евразии, по возможности избегать разделения и конфронтации на Евразийском континенте. Самое главное сейчас — избежать эскалации и затягивания российско-украинского конфликта. Пока военный конфликт не прекратится, существует вероятность эскалации, и пока продолжаются боевые действия, говорить о сотрудничестве также невозможно.
Почему российско-китайские отношения остаются стабильными в столь резко меняющейся ситуации? Думаю, что самая важная причина заключается в том, что они основаны на широких и глубоких общих интересах, а также на стратегическом мышлении, а не на узких интересах и оппортунизме. Выбранная модель отношений между двумя странами способна сыграть важную роль, она видится оптимальной. Это модель стратегического партнерства, а не союзничества. Она способствует сохранению стабилизации китайско-российских отношений, особенно в сложных внешних и внутренних условиях, а также предоставляет полное пространство для сотрудничества между Китаем и Россией. При этом каждая из сторон сохраняет свое дипломатическое пространство, и никто не теряет свою независимость. Китай и Россия — великие державы, поэтому первостепенное значение для них имеют политическое равенство и дипломатическая независимость.
Кроме того, сохраняет свою важность взаимное доверие, взаимное уважение выбора политики, взаимное понимание интересов и озабоченностей, что представляется отличительной чертой китайско-российских отношений. Это совершенно не похоже на манихейское мышление Америки: «не со мной — значит против меня». В этой связи можно подытожить, что китайско-российские отношения остаются стабильными.