Read in English
Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.41)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Олег Шакиров

Консультант ПИР-Центра

Одним из конкретных итогов российско-американского саммита стало объявление о запуске двусторонних консультаций по проблеме информационной безопасности. Хотя это и не новая тема для России и США, она впервые получила столь высокий приоритет в ходе встречи лидеров двух стран. Показательно, что другой переговорный процесс, который запустили Владимир Путин и Джо Байден, посвящён стратегической стабильности — главной области сотрудничества двух стран на протяжении десятилетий. Решение о начале кибердиалога не только отражает возросшую значимость цифрового измерения национальной безопасности для обоих государств, но и напоминает о сложности выработки договорённостей в этой сфере. Если в переговорах по ядерным вооружениям у Москвы и Вашингтона накопился большой опыт, то найти рабочие решения проблем в киберпространстве им ещё только предстоит.

Большое внимание президентов к защите от киберугроз не стало сюрпризом для тех, кто следил как за заявлениями с обеих сторон непосредственно в преддверии саммита, так и за состоянием двусторонних отношений в последние годы. В США, начиная со скандала вокруг вмешательства в президентские выборы 2016 г., против России было выдвинуто множество обвинений на официальном уровне и со стороны частных компаний в организации атак. Это становилось поводом для высылок дипломатов, санкций и, вероятно, использования американских кибервозможностей против российских организаций (одну из кибератак подтвердил и сам Дональд Трамп). Американское руководство воспринимало Россию как одного из главных противников в киберпространстве, что было закреплено на уровне стратегических документов, принятых во время президентства Д. Трампа. Однако, скорее всего, такое восприятие сохранится и при действующей администрации.

И у российской, и у американской стороны к моменту проведения саммита были сформированы конкретные предложение по сотрудничеству в киберпространстве. Основные предложения России изложены в сентябрьском заявлении Владимира Путина. Согласно документу, программа восстановления сотрудничества должна включать четыре пункта: возобновление межведомственного диалога, поддержание работы каналов связи по связанным с ИКТ вопросам (инструментов, созданных в 2013 г.), разработку соглашения о предотвращении инцидентов в киберпространстве, обмен гарантиями невмешательства во внутренние дела. Наконец, документ содержал ещё одно предложение, адресованное всем государствам, — принять политическое обязательство не применять первыми ИКТ против друг друга.

Со стороны США на повестку саммита выдвигались два пункта. Во-первых, Дж. Байден призывал Россию активнее бороться с киберпреступностью. Во-вторых, президент США предложил договориться о том, что критическая инфраструктура не должна становиться мишенью для кибератак.

В консультациях, в которых с обеих сторон будут участвовать и дипломаты, и представители других ведомств предстоит определить, какие направления из этого большого круга тем наиболее перспективны и способны дать ощутимый эффект для обеспечения безопасности России и США. Также важно будет соблюсти баланс между интересами двух стран, что потребует компромиссов, а в случае США и объяснения таких компромиссов тем, кто считает, что с Россией договариваться нельзя.

Успеху консультаций будет способствовать то, что стороны не начинают с нуля и имеют немалую историю переговоров по кибервопросам.

Помимо двустороннего трека Россия и США взаимодействовали по вопросам ИКТ в многостороннем формате на площадке ООН. С 2000-х гг. в рамках нескольких созывов Групп правительственных экспертов (ГПЭ) и Рабочей группы открытого состава (РГОС) государствам удалось выработать свод добровольных норм поведения в киберпространстве, общее понимание относительно применимости международного права к этой среде и механизмы сотрудничества, с помощью которых страны могут укреплять национальную и международную безопасность. Даже несмотря на не лучшее состояние двусторонних отношений этой весной при активном участии российских и американских дипломатов были приняты два важных доклада по кибербезопасности: в марте под эгидой РГОС, состоящей из всех членов ООН, и в мае под эгидой ГПЭ, включающей экспертов 25 стран. Последний документ содержит целый набор прикладных рекомендаций, которые могут быть полезны и в рамках российско-американских консультаций.

Несмотря на этот опыт диалога России и США пока не удалось решить серьёзные проблемы в киберпространстве, с которыми они сталкиваются. Это неудивительно: технические особенности цифровой среды отличают её от физического мира, и привычные инструменты разрешения споров оказываются здесь плохо применимы.

Но соперничество между государствами, в том числе в киберпространстве, имеет политические основания, а значит, что в политической плоскости могут найтись и решения. Более того, такой вопрос, как борьба с киберпреступностью, мог бы быть до определённой степени деполитизирован, если бы удалось наладить рабочее взаимодействие между российскими и американскими правоохранительными органами. В этом смысле решение о запуске консультаций по информационной безопасности — это уже важное достижение, которое даёт возможность Москве и Вашингтону приступить к совместному поиску путей выхода на более стабильные отношения.

Одним из конкретных итогов российско-американского саммита стало объявление о запуске двусторонних консультаций по проблеме информационной безопасности. Хотя это и не новая тема для России и США, она впервые получила столь высокий приоритет в ходе встречи лидеров двух стран. Показательно, что другой переговорный процесс, который запустили Владимир Путин и Джо Байден, посвящён стратегической стабильности — главной области сотрудничества двух стран на протяжении десятилетий. Решение о начале кибердиалога не только отражает возросшую значимость цифрового измерения национальной безопасности для обоих государств, но и напоминает о сложности выработки договорённостей в этой сфере. Если в переговорах по ядерным вооружениям у Москвы и Вашингтона накопился большой опыт, то найти рабочие решения проблем в киберпространстве им ещё только предстоит.

Кибершпионаж и вымогатели

Большое внимание президентов к защите от киберугроз не стало сюрпризом для тех, кто следил как за заявлениями с обеих сторон непосредственно в преддверии саммита, так и за состоянием двусторонних отношений в последние годы. В США, начиная со скандала вокруг вмешательства в президентские выборы 2016 г., против России было выдвинуто множество обвинений на официальном уровне и со стороны частных компаний в организации атак. Это становилось поводом для высылок дипломатов, санкций и, вероятно, использования американских кибервозможностей против российских организаций (одну из кибератак подтвердил и сам Дональд Трамп). Американское руководство воспринимало Россию как одного из главных противников в киберпространстве, что было закреплено на уровне стратегических документов, принятых во время президентства Д. Трампа. Однако, скорее всего, такое восприятие сохранится и при действующей администрации.

Первый киберкризис случился ещё до инаугурации Джо Байдена. В декабре 2020 г. компания по кибербезопасности FireEye обнаружила взлом программного обеспечения SolarWinds, которым пользовались тысячи клиентов, в том числе и американские госорганы. Кибератака, в которой заподозрили Россию, несколько недель оставалась большим сюжетом в СМИ и стала поводом для заявления Дж. Байдена. В частности, он обещал сделать кибербезопасность высшим приоритетом, а также пригрозил последствиями для стоящих за атаками преступников или государств. В апреле США официально обвинили в атаке на SolarWinds российскую разведку и ввели против России новые санкции.

Однако за месяц до саммита актуальность проблемы киберугроз в США высветил другой инцидент — атака вируса-шифровальщика на компанию Colonial Pipeline, оператора крупнейшего в США топливного трубопровода. Хотя хакеры и не вывели из строя саму инфраструктуру, заражение корпоративных информационных систем привело к тому, что компания приостановила работу трубопровода. Шестидневное отключение спровоцировало паническую скупку топлива на Восточном побережье США, что привело к рекордному росту цен за последние несколько лет. Американское правительство обвинило в атаке хакерскую группировку DarkSide, работающую по модели шифровальщик-как-услуга (ransomware-as-a-service) и сдающую своё вредоносное ПО партнёрам. Хакеры DarkSide предположительно связаны с Россией или другими странами Восточной Европы, но Джо Байден и высокопоставленные представители его администрации подчеркивали, что они не считают причастным российское государство к этому инциденту. Президент США заявил, что на встрече с Владимиром Путиным рассчитывает обсудить некие стандарты действий государств против киберпреступников, стоящих за атаками шифровальщиков.

Опасность атрибуции

Россия имеет совершенно иной взгляд на проблему информационной безопасности в отношениях двух стран. В частности, российские власти последовательно отвергают обвинения со стороны США и их союзников в кибератаках, объясняя это отсутствием подтвержденных доказательств, а также незаинтересованностью России в таких атаках. Публичная атрибуция кибератак (то есть определение виновника), которая на Западе рассматривается в качестве одного из инструментов сдерживания киберугроз, подвергается в России критике ещё и за то, что такое присвоение ответственности (недостаточно обоснованное, если не намеренно ложное) может использоваться в качестве предлога для ответных действий враждебного характера: введение санкций, поведение киберопераций или даже военного ответа. Эти опасения основываются на том, что государства — члены НАТО признали киберпространство театром военных действий и ещё в 2014 г. декларировали, что кибератака может стать причиной для задействования Статьи 5 Вашингтонского договора о коллективной обороне.

Хотя Россия и выступает против публичной атрибуции кибератак, российские официальные лица иногда делают заявления, показывающие, что они воспринимают США источником киберугроз. Так, в августе 2020 г. заместитель секретаря Совета безопасности Олег Храмов отметил: «К примеру, анализ отчетов ведущих зарубежных и российских компаний, работающих в области информационной безопасности, показывает, что наибольшее число компьютерных атак осуществляется с использованием информационной инфраструктуры, расположенной на территории США» (подобную оценку привёл во время пресс-конференции по итогам саммита и Владимир Путин). В сентябре 2020 г. спецпредставитель президента по вопросам международного сотрудничества в сфере информационной безопасности Андрей Крутских рассказал, что источники DDoS-атак на инфраструктуру ЦИК и других госорганов во время проведения голосования по поправкам в Конституцию фиксировались на территории США, Великобритании, Украины и ряда стран СНГ.

В России считают, что вопросы информационной безопасности необходимо решать совместно и не предпринимать односторонних действий, которые могут иметь опасные последствия. Однако последние пять лет российско-американский диалог по этой теме был заморожен. Российские дипломаты с самого начала деятельности администрации Д. Трампа предлагали американцам начать консультации по информационной безопасности. Возможное сотрудничество обсуждалось и на встрече «Группы двадцати» в июле 2017 г. между российским и американским президентами. Но эти попытки оказались безрезультатны, в том числе и потому, что тема России и кибератак на протяжении всего срока Д. Трампа оставалась чувствительной для его администрации и подвергалась критике со стороны политических оппонентов.

В сентябре 2020 г. Владимир Путин предложил комплексную программу восстановления российско-американского сотрудничества в области информационной безопасности. На фоне предвыборной гонки США отреагировали на эти предложения отрицательно, но российский призыв, очевидно, был ориентирован и на новую администрацию. По словам Сергея Лаврова, после инаугурации Дж. Байдена Россия подтвердила предложенную программу по информационной безопасности и рассчитывала получить ответ в Женеве.

Что обсуждать

И у российской, и у американской стороны к моменту проведения саммита были сформированы конкретные предложение по сотрудничеству в киберпространстве. Основные предложения России изложены в сентябрьском заявлении Владимира Путина. Согласно документу, программа восстановления сотрудничества должна включать четыре пункта: возобновление межведомственного диалога, поддержание работы каналов связи по связанным с ИКТ вопросам (инструментов, созданных в 2013 г.), разработку соглашения о предотвращении инцидентов в киберпространстве, обмен гарантиями невмешательства во внутренние дела. Наконец, документ содержал ещё одно предложение, адресованное всем государствам, — принять политическое обязательство не применять первыми ИКТ против друг друга. На пресс-конференции по итогам саммита Владимир Путин также отметил, что в то время, как Россия отвечает на американские запросы о кибератаках на свои объекты, США за последние полтора года не ответили ни на один из 80 таких запросов из России.

Со стороны США на повестку саммита выдвигались два пункта. Во-первых, Дж. Байден призывал Россию активнее бороться с киберпреступностью, в частности, с группировками, занимающимися атаками-шифровальщиков (кроме Colonial Pipeline за последние два года с этим вызовом в США столкнулись больницы, городские власти, а в конце мая — крупный производитель мясной продукции JBS). Во-вторых, президент США предложил договориться о том, что критическая инфраструктура не должна становиться мишенью для кибератак. На пресс-конференции он сообщил, что передал российской стороне список из 16 секторов критической инфраструктуры. Интересно, что этот перечень был утверждён в США ещё в 2013 г. и включает в себя промышленные предприятия, финансовый сектор, системы жизнеобеспечения, правительственные объекты (включая инфраструктуру для проведение выборов) и другие важные сферы. Американское определение критической инфраструктуры во многом пересекается с теми сферами, которые выделяет и Россия в законе «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (187-ФЗ).

На пресс-конференции Дж. Байден акцентировал внимание на том, что США обладают существенными возможностями в киберпространстве и готовы использовать их в случае вмешательства России в работу критической инфраструктуры. В качестве такого предупреждения некоторые рассматривают и вопрос, который Дж. Байден задал В. Путину: «Как бы вы себя чувствовали, если бы шифровальщик заразил трубопровод, идущий от ваших нефтяных месторождений?». США таким образом сигнализируют, что они настроены на использования концепции сдерживания в киберпространстве. В России к такому подходу неоднозначное отношение. В 2018 г. Андрей Крутских назвал модель сдерживания неприменимой для киберпространства, но в 2019 г. заявил: «Кто к нам с мечом (кибермечом) придет, тот от меча и погибнет». Концепция сдерживания закреплена и в российских официальных документах: в Военной доктрине 2014 г. одной из основных задач по сдерживанию названо снижение риска использования ИКТ в военно-политических целях; в Доктрине информационной безопасности 2016 г. сдерживание рассматривается в числе основных направлений обеспечения информационной безопасности.

Перспективы консультаций

В консультациях, в которых с обеих сторон будут участвовать и дипломаты, и представители других ведомств предстоит определить, какие направления из этого большого круга тем наиболее перспективны и способны дать ощутимый эффект для обеспечения безопасности России и США. Также важно будет соблюсти баланс между интересами двух стран, что потребует компромиссов, а в случае США и объяснения таких компромиссов тем, кто считает, что с Россией договариваться нельзя.

Успеху консультаций будет способствовать то, что стороны не начинают с нуля и имеют немалую историю переговоров по кибервопросам. Встречи по этой теме начались более двух десятилетий назад, первым известным примером является визит американской военной делегации в Москву в 1996 г. Наиболее активный период переговоров проходил в начале 2010-х гг. Их результатом стало принятие Владимиром Путиным и Бараком Обамой в июне 2013 г. пакета договорённостей по кибервопросам. Они включали создание специальных каналов коммуникации (которые Россия, согласно заявлению В. Путина от сентября 2020 г., предлагает поддерживать в рабочем состоянии), а также рабочей группы по вопросам угроз в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и самим ИКТ в контексте международной безопасности, которая должна была проводить регулярные встречи. Договорённости 2013 г. стали известны как первый в мире двусторонний набор мер укрепления доверия в киберпространстве.

В 2014 г. на фоне кризиса вокруг Украины рабочая группа по ИКТ была заморожена вместе с работой двусторонней Президентской комиссии. В следующий и последний раз в двустороннем формате российская и американская делегации встретились только в Женеве в апреле 2016 г., в том числе для обсуждения договорённостей 2013 г. Там же, по словам Андрея Крутских, обсуждалась идея предотвращения инцидентов в киберпространстве. Очередная встреча должна была состояться в феврале 2018 г., но американская сторона в последний момент сообщила российской делегации о переносе (а фактически отмене) встречи.

Помимо двустороннего трека Россия и США взаимодействовали по вопросам ИКТ в многостороннем формате на площадке ООН. С 2000-х гг. в рамках нескольких созывов Групп правительственных экспертов (ГПЭ) и Рабочей группы открытого состава (РГОС) государствам удалось выработать свод добровольных норм поведения в киберпространстве, общее понимание относительно применимости международного права к этой среде и механизмы сотрудничества, с помощью которых страны могут укреплять национальную и международную безопасность. Даже несмотря на не лучшее состояние двусторонних отношений этой весной при активном участии российских и американских дипломатов были приняты два важных доклада по кибербезопасности: в марте под эгидой РГОС, состоящей из всех членов ООН, и в мае под эгидой ГПЭ, включающей экспертов 25 стран. Последний документ содержит целый набор прикладных рекомендаций, которые могут быть полезны и в рамках российско-американских консультаций.

Несмотря на этот опыт диалога России и США пока не удалось решить серьёзные проблемы в киберпространстве, с которыми они сталкиваются. Это неудивительно: технические особенности цифровой среды отличают её от физического мира, и привычные инструменты разрешения споров оказываются здесь плохо применимы.

Но соперничество между государствами, в том числе в киберпространстве, имеет политические основания, а значит, что в политической плоскости могут найтись и решения. Более того, такой вопрос, как борьба с киберпреступностью, мог бы быть до определённой степени деполитизирован, если бы удалось наладить рабочее взаимодействие между российскими и американскими правоохранительными органами. В этом смысле решение о запуске консультаций по информационной безопасности — это уже важное достижение, которое даёт возможность Москве и Вашингтону приступить к совместному поиску путей выхода на более стабильные отношения.


Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.41)
 (17 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju