Кэмп-Дэвидский саммит с участием Барака Обамы и лидеров стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), прошедший 13–14 мая 2015 г., для Вашингтона — событие в высшей степени символичное, своего рода эхо миротворческих успехов США на Ближнем Востоке, достигнутых в годы президентства Джимми Картера и Билла Клинтона. На сей раз, правда, целью саммита было примирение самих Соединенных Штатов с их давним партнером в регионе – Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива.
Кэмп-Дэвидский саммит с участием Барака Обамы и лидеров стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), прошедший 13–14 мая 2015 г., для Вашингтона — событие в высшей степени символичное, своего рода эхо миротворческих успехов США на Ближнем Востоке, достигнутых в годы президентства Джимми Картера и Билла Клинтона. На сей раз, правда, целью саммита было примирение самих Соединенных Штатов с их давним партнером в регионе – Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива.
Узы, и без того ослабевшие за время президентства Б. Обамы, теперь оказались под угрозой в связи с нежеланием Вашингтона поддержать страны Залива в их противостоянии с Сирией, а также из-за недавних внешнеполитических шагов Америки, возобновившей контакты с Ираном. Монархии Залива обеспокоены перспективой реального потепления американо-иранских отношений на почве заключения соглашения по ядерной программе, видя в таком потеплении серьезную угрозу своим интересам. Тот факт, что Джон Керри проводит встречи с министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом чаще, чем с главами дипломатических ведомств других стран, красноречиво свидетельствует о сегодняшних приоритетах американской внешней политики, вызывая возмущение монархов Персидского залива. С их точки зрения, Вашингтон, в течение двух десятилетий полностью полагавшийся на военно-политический альянс со странами Залива, налаживая отношения с Ираном, проявляет неблагодарность в отношении своих верных союзников.
Еще до начала Кэмп-Дэвидской встречи множество аналитиков поспешили объявить ее провальной. Из представителей шести стран Залива, явившихся на встречу с Бараком Обамой, лишь двое были лидерами государств (Кувейта и Катара). Знаменательно, что монархи Саудовской Аравии, Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов предпочли прислать вместо себя высокопоставленных чиновников. Саммит стал первой публичной демонстрацией быстро прогрессирующего охлаждения отношений между Вашингтоном и ССАГПЗ.
Весь процесс подготовки к саммиту изобиловал ситуациями, ставившими Белый Дом в весьма неловкое положение. Перед самым саммитом посол ОАЭ в США Юсеф Аль-Отайба выступил с публичным заявлением о том, что на Кэмп-Дэвидском саммите его страна ждет от президента Б. Обамы гарантий безопасности. Он пояснил, что в прошлом отношения между ОАЭ и США строились на основе джентльменских соглашений, однако в условиях сегодняшнего «поведения Ирана в регионе» ССАГПЗ нуждается в письменных гарантиях Вашингтона о неизменности намерений последнего в сфере противодействия ядерным амбициям Ирана.
Однако, несмотря на все дипломатические демарши, имевшие целью продемонстрировать недовольство Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов политикой Б. Обамы, обе страны все же предпочли прислать в Кэмп-Дэвид правительственных чиновников высшего уровня. Король Салман делегировал наследного принца и его заместителя, собственного сына Мухаммеда. Оба чиновника отвечают за внешнюю политику Королевства Саудовская Аравия в истерзанном войнами Ближневосточном регионе, а также за обеспечение безопасности внутри страны. Абу-Даби и Манама прислали наследных принцев, определяющих политику своих стран.
В конце саммита Барак Обама недвусмысленно дал понять, что не имеет права ради спокойствия лидеров ССАГПЗ жертвовать уникальным историческим шансом – возможностью достичь значительных результатов в ядерных переговорах с Ираном. «Я хотел бы высказаться предельно ясно. Целью стратегического партнерства не может быть ни консервация давнишней конфронтации с Ираном, ни даже маргинализация Ирана», — заявил президент США. Судя по всему, Б. Обаме удалось убедить собеседников в том, что ядерное соглашение вовсе не свидетельствует о «проиранской ориентации» Соединенных Штатов. В качестве демонстрации единства внешнеполитических позиций представители ССАГПЗ публично одобрили усилия Вашингтона по обеспечению позитивного исхода текущих переговоров с Ираном, заявив, что всеобъемлющее и поддающееся контролю соглашение по ядерной программе отвечает их интересам.
Помимо иранской ядерной программы беспокойство стран ССАГПЗ вызывает перспектива возобновления экспансионистской внутрирегиональной политики Ирана в случае снятия санкций. В прессе цитируются слова эмира Катара Тамим бин Хамад Аль Тани, заявившего, что стороны обсудили вмешательство неарабских стран в дела региона (читай – Тегеран). В принятом по результатам Кэмп-Дэвидского саммита заявлении утверждается, что США и ССАГПЗ договорились об «объединении усилий по противодействию дестабилизирующим действиям Ирана в регионе и продолжении консультаций по путям укрепления системы региональной безопасности».
Весьма знаменательно, что одним из соглашений, достигнутых на саммите, была договоренность о совместной разработке систем региональной противоракетной обороны и систем дальнего обнаружения баллистических ракет. Некоторые государства ССАГПЗ уже располагают необходимым оборонным вооружением (зенитные ракетные комплексы малой дальности «Пэтриот» в Саудовской Аравии, системы высотной зональной обороны THAAD в Катаре), однако новое соглашение предусматривает развертывание комплексной системы, обеспечивающей противоракетную оборону ближнего, среднего и дальнего радиуса действия. Эти планы приобретают особый смысл в свете того, что в конце 2014 года страны ССАГПЗ пришли к соглашению о создании объединенных вооруженных сил (часто трактуемых как арабская версия НАТО).
Американские оборонные установки станут основой системы противоракетной обороны ССАГПЗ. Получается, что главными бенефициарами соглашений, заключенных в Кэмп-Дэвиде, стали американские поставщики оружия, для которых уже и сейчас страны ССАГПЗ – самые крупные покупатели. С этой точки зрения, это лишь логическое продолжение уже действующих соглашений, предусматривающих поставки вооружений и обучение военных кадров.
Помимо проблематики Ирана и оборонных систем в совместном заявлении, принятом по результатам переговоров в Кэмп-Дэвиде, упоминается обеспокоенность сторон в связи с ситуацией в Ираке, Ливии, Сирии и Йемене. Однако по этому вопросу, судя по всему, никаких конкретных результатов достигнуто не было, если не считать результатом формальный и весьма общий пассаж, включенный в совместное заявление сторон. Для США главной целью саммита было убедить партнеров из региона Персидского залива в отсутствии у них оснований для беспокойства в связи с иранскими договоренностями. Однако многочисленные заверения Вашингтона, судя по всему, так и не смогли рассеять недовольство ССАГПЗ политикой администрации Б. Обамы.