Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Станислав Притчин

К.и.н., старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова

2013 год в Каспийском регионе обещает быть довольно насыщенным событиями. До конца года должен состояться четвертый Каспийский саммит. В июне в Иране и в октябре в Азербайджане пройдут президентские выборы. Уже в первой половине года станут понятны приоритеты второго президентства Барака Обамы в области внешней политики в регионе. От этого во многом будут зависеть развитие ситуации вокруг ядерной программы Ирана и решение проблем в соседнем Афганистане.

2013 год в Каспийском регионе обещает быть довольно насыщенным событиями. До конца года должен состояться четвертый Каспийский саммит. В июне в Иране и в октябре в Азербайджане пройдут президентские выборы. Уже в первой половине года станут понятны приоритеты второго президентства Барака Обамы в области внешней политики в регионе. От этого во многом будут зависеть развитие ситуации вокруг ядерной программы Ирана и решение проблем в соседнем Афганистане.

Регион один, но проблемы и цели у всех разные

К Каспийскому региону относятся пять государств, сильно отличающихся друг от друга по этническому, религиозному составу, политическому устройству. Каждое из них имеет свои особые проблемы экономического роста, развития социально-политических процессов, которые, несомненно, проявятся и в 2013 г.

Фото: vesti.az
Можно смело прогнозировать победу Ильхама
Алиева на президентских выборах
в Азербайджане в 2013 г.

Для Азербайджана самым значимым событием 2013 г. будут выборы президента. После референдума 2009 г. в Конституцию республики были внесены изменения, позволившие нынешнему главе государства Ильхаму Алиеву баллотироваться и на следующих президентских выборах. Можно смело прогнозировать его победу – динамичное экономическое развитие, рост доходов населения, общая политическая и социальная стабильность не оставляют шансов его оппонентам. Важными вехами для республики в наступившем году станут подписание инвестиционного соглашении об освоении крупного газового месторождения «Шах-Дениз-2» и решение вопроса о выборе окончательного маршрута доставки газа в страны ЕС. Вопрос транспортировки сырья через Турцию уже решен – будет построен Трансанатолийский газопровод (TANAP). Эксперты не сбрасывают со счетов и «Набукко», с ним конкурируют «Набукко Вест» и Трансадриатический газопровод (TAP). Российская газотранспортная система не рассматривается в качестве возможного направления поставки газа в Европу из-за неготовности «Газпрома» открывать свою инфраструктуру для других поставщиков. Горячими темами для Баку останутся проблема Нагорного Карабаха и системная работа по переоснащению азербайджанской армии современным вооружением.

Для Казахстана ключевой проблемой политической повестки дня на протяжении нескольких лет остается преемственность власти. Своим поступательным развитием и политической стабильностью в течение более двадцати лет республика обязана первому президенту Нурсултану Назарбаеву. Сегодня в экспертной среде обсуждаются два возможных варианта решения этой проблемы: постепенное перераспределение полномочий президента в пользу парламента либо выбор преемника, который бы устроил основные группы влияния в республике. Оба варианта имеют свои недостатки и не исключают ожесточенного политического противостояния в будущем. Актуальными угрозами остаются сепаратизм и растущие террористические риски. Кроме того, властям Казахстана предстоит разрешить противоречия с Россией, возникшие в космической сфере.

Фото: AFP
Махмут Ахмадинежад не сможет принять
участие в следующих выборах в Иране

Для Ирана это будет непростой год. В 2013 г. заканчивается второй срок президентства Махмуда Ахмадинежада, и он уже не сможет принять участие в следующих выборах. Кто придет к власти в Иране и какую позицию займет, в том числе и по каспийской теме, – одна из главных региональных интриг. От итогов иранских выборов во многом зависит стабильность в регионе. Напряжение вокруг иранской ядерной программы уже несколько раз приближалось к критической черте, за которой старт военной операции против республики со стороны Израиля и США. В условиях жестких экономических санкций Тегерану крайне важно стабилизировать экономическую ситуацию на фоне падения курса реала и дефицита бюджета. Необходимо отметить, что для уходящего иранского президента каспийское направление внешней политики было одним из приоритетных и наиболее успешным. Так, в период его нахождения у власти были зафиксированы основные подвижки в решении многих насущных проблем Каспийского региона. В частности, были подписаны и ратифицированы Итоговая декларация Второго Каспийского саммита, посвященная вопросам безопасности, и рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря. Поэтому соседи Ирана будут пристально следить за ходом предвыборной борьбы в республике.

Для Туркменистана традиционно главной темой повестки на 2013 г. станет расширение газового экспорта. Будет продолжена работа над выбором новых маршрутов, среди которых Транскаспийский газопровод в Азербайджан и проект ТАПИ (Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия), и расширением поставок по уже существующим направлениям. В начале года прозвучало неожиданное заявление президента Гурбангулы Бердымухамедова о планах вступления Туркменистана в ВТО. Эксперты сомневаются в скором присоединении республики к этой организации. Но в любом случае это позитивный сигнал, свидетельствующий о том, что Туркменистан готов к постепенной интеграции в мировую экономику.

Фото: Topwar.ru
Малый артиллерийский корабль-невидимка
«Махачкала» проекта «Буян» пополнит
Каспийскую флотилию в марте 2013

Для России этот год важен, в первую очередь, тем, что она станет хозяйкой следующего Каспийского саммита. Будет продолжено обновление Каспийской флотилии. Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в условиях проблем с доступом к месторождениям северных морей продолжит освоение шельфовых месторождений в российском секторе Каспия российском секторе Каспия.

Хотя Соединенные Штаты не являются прикаспийским государством, от их шагов и инициатив зависят многие региональные процессы. Эксперты полагают, что США не следует предпринимать силовых действий против Ирана до тех пор, пока американские войска окончательно не покинут территорию Афганистана, поскольку это может осложнить процесс их вывода. Вместе с тем американцы продолжат экономическое давление на Иран, доказавшее свою эффективность, а также, вероятно, предпримут попытку поддержать оппозиционные протесты, как и в 2009 г., с целью повлиять на исход президентских выборов в республике посредством поддержки либеральной части политической элиты.

Итоги Третьего Каспийского саммита

На третьем Каспийском саммите 18 ноября 2010 г. в Баку президенты подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, а также расширенное совместное заявление по итогам саммита.

По результатам переговоров в Баку в ноябре 2010 г. было принято решение о проведении следующего Каспийского саммита в России ранее 2013 г. Место проведение не было определено, выбор состоял между двумя городами – Москвой и Астраханью. На фоне геополитических сложностей и двух президентских кампаний в прикаспийских странах ожидать прорыва в этом вопросе вряд ли стоит. Но «пятерка» прикаспийских государств уже не раз демонстрировала, что умеет находить компромиссные решения по актуальным вопросам даже при наличии серьезных противоречий.

Фото: AFP
Третий Каспийский саммит, Баку,
18 ноября 2010

На третьем Каспийском саммите 18 ноября 2010 г. в Баку президенты подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, а также расширенное совместное заявление по итогам саммита. Первый документ закрепляет положения Декларации, одобренной каспийской «пятеркой» в ходе второго Каспийского саммита 16 октября 2007 г. в Тегеране. Тогда самым важным итогом переговоров стало принципиальное решение о том, что Каспийское море объявляется «морем мира» и что все вопросы на море «будут решаться прикаспийскими государствами мирными средствами». В Декларации было также зафиксировано, что вооруженные силы сторон не направлены на остальные прикаспийские государства. Каспийская «пятерка» взяла на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не предоставлять свою территорию другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любой из сторон.

В подписанном в Баку Соглашении оговорены сферы, в которых прикаспийские государства намерены развивать сотрудничество (например, борьба с терроризмом, браконьерством, организованной преступностью, контрабандой, обеспечение безопасности мореплавания). Кроме того, в нем содержится перечень министерств и ведомств, отвечающих в каждой стране за исполнение обязательств в рамках данного Соглашения .

Главным достижением саммита стало то, что стороны начали серьезно обсуждать насущные проблемы, в частности, в сферах безопасности, экологии и т.д., искать взаимоприемлемые решения и готовить совместные документы.

Не менее значимым стало совместное заявление по итогам саммита. Президенты прикаспийских стран выступили за придание Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспийского моря межправительственного статуса. Кроме того, они договорились, что следующий саммит должен пройти в России ранее, чем через три года, и что группа по работе над Конвенцией о статусе Каспия на уровне заместителей министров иностранных дел должна собираться не реже пяти раз в год.

Важнейшая и одновременно самая конфликтная для всех тема раздела моря на саммите фактически не поднималась, однако были обозначены пути решения некоторых частных вопросов, которые приближают к завершению работу над Конвенцией о статусе Каспия. По итогам саммита Дмитрий Медведев, бывший в то время президентом России, заявил, что уже в ближайшие три месяца может быть согласован вопрос о ширине национальной зоны Каспийского моря, прилегающей к береговой линии, которая составит примерно 24–25 миль. Это подтвердили главы других государств. В связи с развитием торгового судоходства и рыболовства на Каспии важно распределить зоны ответственности, обозначить границы юрисдикций каждого из прибрежных государств, маршруты для судоходства и национальные зоны для вылова рыбы. Параметры исключительной экономической зоны с этой точки зрения необходимо определить, не дожидаясь решения вопроса о статусе моря.

Проведение очередного саммита в одном из городов России может способствовать продвижению российских региональных инициатив, в частности, по созданию Организации Каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС) и региональной системы безопасности «Касфор».

Фактически главным достижением саммита стало то, что стороны начали серьезно обсуждать насущные проблемы, в частности, в сферах безопасности, экологии и т.д., искать взаимоприемлемые решения и готовить совместные документы. Поскольку в ближайшие годы вопрос о разделе моря на сектора не будет решен, важно договориться о насущных экономических и политических вопросах. Без этого не получится максимально использовать транспортный потенциал Каспия и начать эффективную работу по защите экосистемы.

Проведение очередного саммита в одном из городов России может способствовать продвижению российских региональных инициатив, в частности, по созданию Организации Каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС) и региональной системы безопасности «Касфор». Формирование повестки дня и право принимать саммит само по себе дает стране-хозяйке определенные возможности. ОКЭС могла бы стать эффективной региональной организацией, учитывая, что у прикаспийских стран действительно много потенциальных сфер для сотрудничества. Кроме того, в настоящее время нет такого международного объединения, где были бы представлены все страны каспийской «пятерки». В то же время подписание соглашения по вопросам безопасности является важным, но все же недостаточным шагом к обеспечению региональной безопасности. Необходимо либо создать военную организацию с объединенной структурой управления на случай кризисных ситуаций, либо наладить координацию и наработать опыт совместных действий армий всех стран «пятерки». К сожалению, ни того, ни другого пока нет. Российская инициатива «Касфор» не пользуется поддержкой у стран-соседей, опасающихся, что Москва попытается использовать ее для усиления своего влияния в регионе. В связи с этим основная задача России как страны, заинтересованной в обеспечении стабильности и безопасности на Каспии, – убедить региональных партнеров в выгодности и необходимости данных проектов.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся