Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 5)
 (28 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Травкина

Д.полит.н., руководитель Центра внутриполитических исследований Института США и Канады РАН

На состоявшихся 4 ноября 2014 г. выборах в Конгресс США кандидаты Республиканской партии одержали убедительную победу над своими демократическими соперниками. Главным итогом выборов стало установление республиканского контроля над Сенатом. В сочетании с дополнительным количеством мест, полученных на выборах в Палату представителей, это позволило республиканцам установить прочный контроль над Конгрессом.


 

На состоявшихся 4 ноября 2014 г. выборах в Конгресс США кандидаты Республиканской партии одержали убедительную победу над своими демократическими соперниками.

Главным итогом выборов стало установление республиканского контроля над Сенатом. В сочетании с дополнительным количеством мест, полученных на выборах в Палату представителей, это позволило республиканцам установить прочный контроль над Конгрессом. Расстановка политических сил в Сенате и Палате представителей до и после выборов, т.е. в Конгрессах 113-го и 114-го созывов, приведена в таблице 1.

Таблица 1. Расстановка политических сил в Конгрессе США до и после выборов 2014 г.

Палата  Конгресс 113-го созыва Конгресс 114-го созыва Приращение
демократы республиканцы демократы республиканцы
Сенат 55 45 46 54 +9 республиканцы
Палата представителей 201 234 188 247  +13 республиканцы

Источник: Midterm Election 2014: Data, Maps and State-by-State Results (http://graphics.wsj.com/midterm-election-results-2014/).

В результате в США возникла система раздельного правления в ее классической форме, при которой одна партия – Республиканская – прочно контролирует законодательную, а Демократическая – исполнительную власть, т.е. Белый дом.

Как известно из американской истории, такая конфигурация в расстановке политических сил потенциально чревата возникновением острых политических кризисов [1].

Мало республиканцев – плохо, много республиканцев – еще хуже

Главным итогом выборов стало установление республиканского контроля над Сенатом. В сочетании с дополнительным количеством мест, полученных на выборах в Палату представителей, это позволило республиканцам установить прочный контроль над Конгрессом.

Несмотря на более чем убедительную победу на промежуточных выборах 2014 г., перед руководством республиканцев на Капитолийском холме (лидером республиканского большинства в Сенате М. Макконнеллом и спикером Палаты представителей Дж. Бейнером) стоят непростые задачи по сплочению республиканских фракций – как внутри каждой фракции, так и на межфракционном уровне обеих палат Конгресса. В Сенате основными возмутителями республиканского единства, по-видимому, выступят сенаторы-республиканцы Л. Грэм (шт. Южная Каролина), Т. Круз (шт. Техас), Р. Пол (шт. Кентукки), М. Рубио (шт. Флорида), которые, предположительно, будут участвовать в президентских выборах 2016 г. Поэтому они будут крайне озабочены проблемами финансирования своих кампаний и привлечения на свою сторону наиболее радикальных элементов массовой политической базы Республиканской партии [2].

Причина возможных баталий в самой Республиканской партии в Конгрессе 114-го созыва коренится именно в логике победы республиканцев. В Конгрессе 113-го созыва республиканцы были в оппозиции и не имели больших возможностей влиять на внутреннюю и внешнюю политику администрации Б. Обамы, поэтому борьба рядовых членов партии против руководства республиканских фракций в любом случае была на руку демократам. При полном контроле республиканцев над Конгрессом противодействие руководству республиканских фракций станет формой борьбы за определение внутри- и внешнеполитического курса США. Исходя из этого, «борьба в рядах самой Республиканской партии будет такой же отличительной чертой Конгресса нового созыва, как и борьба с президентом-демократом».

«Борьба в рядах самой Республиканской партии будет такой же отличительной чертой Конгресса нового созыва, как и борьба с президентом-демократом».

К тому же реакция американского общественного мнения на итоги выборов носит достаточно сдержанный характер: только 48% опрошенных «восторженно» приветствовали победу республиканцев, в то время как 38% не были удовлетворены этой победой. Причина такого отношения кроется в том, что республиканцы построили свою стратегию борьбы с демократами почти исключительно на критике политики действующего президента, а не на пропаганде своих планов решения наиболее острых проблем, стоящих перед американским обществом. 77% опрошенных заявили, что кампания 2014 г. была одной из самых «грязных» и «негативных» за последние годы.

Именно это обстоятельство объясняет главный парадокс прошедших выборов: убедительно поддержав республиканцев на избирательных участках, рядовые американцы сохранили настороженное отношение к их возможной стратегии политических действий. 44% опрошенных заявили, что одобряют планы республиканцев, и примерно такая же доля респондентов (43%) их не одобрила или отнеслась с настороженностью. При этом американские социологи не преминули отметить, что степень общественной поддержки республиканцев по итогам выборов 2014 г. гораздо меньше, чем степень общественной поддержки их внушительных побед на парламентских выборах 1994 и 2010 гг. В этой связи демократы, в частности Белый дом, дали ясно понять, что «республиканцы на этих выборах не получили соответствующий мандат».

Конец президентства Б. Обамы?

REUTERS/Jason Reed
Сенатор Тед Круз уже призвал к
«тотальному бойкоту» всех новых
назначенцев Б. Обамы

Избирательная кампания 2014 г. стала очередным «референдумом по президентству Б. Обамы» в широком смысле этого слова.

При этом, согласно опросам избирателей, проведенным сразу после голосования, 31% опрошенных отметили, что приняли участие в голосовании 4 ноября 2014 г. исключительно, чтобы выразить свое недовольство политикой Б. Обамы. Доля лиц, пришедших на избирательные участки для поддержки президента и проводимого им курса, оказалась в 2 раза меньше – всего 16%.

Накануне выборов Дж. Бейнер опубликовал «дорожную карту» действий республиканцев в Конгрессе нового созыва, состоящую из пяти пунктов: 1) реформа налогового законодательства, нацеленная на снижение налогов для всех социальных слоев американского общества; 2) решение проблемы расходных статей федерального бюджета за счет сокращения расходов на социальные нужды; 3) реформирование правовой системы, главная задача которого – ликвидация системы всеобщего медицинского страхования; 4) реформирование системы регулирования экономики; 5) реформирование системы образования.

Реакция американского общественного мнения на итоги выборов носит достаточно сдержанный характер.

«Дорожная карта» – не что иное, как завуалированная программа полного демонтажа всего законодательства, принятого за шесть лет пребывания у власти администрации Б. Обамы, включая фактическую отмену положений закона Додда–Франка (закона о реформе Уолл-стрита и защите потребителей) в рамках либерализации механизма регулирования экономики, в том числе ее финансово-банковского сектора. Иными словами, республиканцы ставят перед собой задачу к январю 2017 г. вернуться к январю 2009 г., когда Б. Обама только заступил на пост президента. Плавный демонтаж всех программ и реформ, осуществленных в период 2009–2014 гг., по сути, означает только одно – «вычеркивание» из американской истории Б. Обамы, который в лучшем случае может рассчитывать на роль «антикризисного менеджера», способствовавшего выведению американской экономики из «Великой рецессии» 2007–2009 гг.

«Война» республиканцам объявлена

Республиканцы построили свою стратегию борьбы с демократами почти исключительно на критике политики действующего президента, а не на пропаганде своих планов решения наиболее острых проблем.

20 ноября 2014 г. в обращении к стране Б. Обама объявил о начале практических мероприятий, призванных эффективно заблокировать все попытки правоохранительных органов принудительно депортировать примерно 5 млн незаконных иммигрантов (главным образом, из Мексики и стран Центральной Америки). Это решение главы государства реализует на практике большую часть положений иммиграционной реформы, прошедшей Сенат летом 2013 г. и полностью заблокированной контролируемой республиканцами Палатой представителей. Американские аналитики расценили действия Б. Обамы как начало «иммиграционной войны» между демократами и республиканцами. Однако, как представляется, они знаменуют начало «тотальной войны» между Белым домом и контролируемым республиканцами Конгрессом, которая и будет определять характер и тональность взаимоотношений между двумя ветвями власти в течение следующих двух лет вплоть до президентских выборов 2016 г.

На протяжении последних четырех лет администрация Б. Обамы при возникновении всех внутриполитических кризисов, особенно в сфере бюджетных отношений, в том числе и по проблеме стремительно растущего долга федерального правительства, ясно давала понять, что в условиях отсутствия соответствующего законодательства их сравнительно «безболезненное» решение – использование механизма президентских указов. Таким образом, решение Б. Обамы от 20 ноября 2014 г. в принципе создает прецедент, при котором Америка в ближайшие два года может начать жить по указам президента, а не по нормам американской конституции.

Плавный демонтаж всех программ и реформ, осуществленных в период 2009–2014 гг., по сути, означает только одно – «вычеркивание» из американской истории Б. Обамы.

Республиканцы отреагировали жестко на односторонние действия Белого дома. В частности, в специальном заявлении Дж. Бейнер указал на то, что «президент предпринял шаги, которые он сам некогда охарактеризовал как действия "короля" или "императора", а не американского президента». В переводе на «приземленный» политический язык это заявление означает только одно: есть все основания поставить вопрос об импичменте высшего должностного лица, «переставшего быть» американским президентом.

Ручное управление кризисными ситуациями?

AP Photo/M. Spencer Green

Столь стремительная дестабилизация политической ситуации в Вашингтоне после парламентских выборов 2014 г. неизбежно заставляет задаться вопросом: в какой степени исполнительная власть может эффективно «управлять» кризисными ситуациями за пределами США, в частности, в сфере российско-американских отношений? Вынужденная отставка 24 ноября 2014 г. министра обороны Ч. Хейгеля, который, по его признанию, был «крайне разочарован тем, как принимаются решения в сфере национальной безопасности», представляет собой начало кадровых перестановок в администрации, в том числе и в сфере национальной безопасности и внешней политики. В условиях ожесточенной конфронтации между Конгрессом и Белым домом дестабилизация деятельности администрации может произойти и вследствие паралича в процессе назначения новых ключевых фигур в ее составе; во всяком случае, сенатор Т. Круз уже призвал к «тотальному бойкоту» всех новых назначенцев Б. Обамы в качестве ответного шага на президентские указы по иммиграции.

Решение Б. Обамы от 20 ноября 2014 г. в принципе создает прецедент, при котором Америка в ближайшие два года может начать жить по указам президента, а не по нормам американской конституции.

В ситуации, когда временной горизонт решений в администрации, в том числе и по вопросам внешней политики, в любом случае не будет превышать двух лет, сосредоточение всего механизма управления в Овальном кабинете Белого дома может породить неразбериху, неопределенность и даже «тихий саботаж» исходящих от Б. Обамы директив и указаний на нижестоящих ступенях иерархической лестницы государственного аппарата США. При этом следует иметь в виду два важнейших обстоятельства, отчетливо проявившихся в 2014 г.

Первое обстоятельство связано с динамикой индекса популярности Б. Обамы: в течение 2014 г. он устойчиво стабилизировался на уровне 40% одобряющих его деятельность и немногим более 50% негативно воспринимающих его политику (согласно индексу еженедельных замеров одобрения деятельности президента, составляемому социологической службой Гэллапа). По-видимому, в настоящее время в арсенале администрации нет программ, инициатив и решений, которые могли бы коренным образом изменить данную тенденцию. Это означает, что принимаемые решения, в том числе и в сфере российско-американских отношений, независимо от степени их жесткости, имеют весьма ограниченный потенциал воздействия на сложившиеся стереотипы имиджа президента и его окружения в американском обществе.

Ноябрьские выборы отчетливо показали, что вопросы внешней политики находятся в самом конце списка наиболее злободневных проблем, волнующих американский электорат.

Второе обстоятельство – ноябрьские выборы отчетливо показали, что вопросы внешней политики находятся в самом конце списка наиболее злободневных проблем, волнующих американский электорат. Во всяком случае, Россия и Украина даже не попали в список подобного рода проблем, определивших исход парламентских выборов в США. Перечень основных проблем, волновавших американское общество накануне выборов, приведен в таблице 2.

Таблица 2. Наиболее острые проблемы, волнующие американское общество (в % от числа опрошенных)

№ п/п Проблема Ответ на вопрос: самая острая проблема, стоящая перед США
1. Экономика 20
2. Разочарованность в работе правительства 19
3. Иммиграция/нелегальные иммигранты 13
4. Безработица/занятость 12
5. Состояние здравоохранения 7
6. Бюджетный дефицит и долг федерального правительства 5
7. Образование 4
8. Бедность/голод/бродяжничество 4
9. Терроризм 4
10. Состояние этики и морали/упадок семьи 3
11. Ситуация в Ираке/ИГИЛ 3
12. Иностранная помощь/повышенное внимание зарубежным странам 3
13. Проблемы национальной безопасности 3

Источник: Riffkin R. Americans Say Government, Economy Most Important Problems. November 12, 2014 (http://www.gallup.com/poll/179381/americans-say-government-economy-important-problems.aspx?).

Показательны также опросы общественного мнения об отношении американцев к тому, как Б. Обама «разруливает» ситуацию на Украине, проводившиеся на протяжении 2014 г. компанией CNN. Если весной 2014 г. большая часть опрошенных одобряла действия администрации Б. Обамы в отношении ситуации на Украине, то летом и осенью оценки сменились на прямо противоположные. Динамика опросов общественного мнения компании CNN о политике США в отношении Украины приведена в таблице 3.

Таблица 3.Изменение американского общественного мнения о действиях администрации Б. Обамы в отношении Украины (в %)

Дата опроса (2014 г.) Одобряют Не одобряют Затрудняются с ответом
7–9 марта 48 43 9
2–4 мая 48 44

 

7

 

29 мая – 1 июня

 

38 53 9
5–7 сентября 39 55 6

Источник: CNN/ORC Poll. September 8, 2014. P. 5 (https://s3.amazonaws.com/s3.documentcloud.org/documents/1286406/isis-conducted-september-5-7-2014.pdf).

Не исключено, что это изменение было связано с тем, что как только США перешли от слов к делу, а именно – от словесной поддержки новых украинских властей в преддверии президентских выборов на Украине в конце мая 2014 г. к выделению им экономической помощи из федерального бюджета, количество одобряющих действия администрации Б. Обамы по разрешению украинского кризиса заметно уменьшилось.

Необходимо также отметить, что масштабная риторика холодной войны, нашедшая отражение в резолюции № 758 Палаты представителей США от 4 декабря 2014 г., поддержанной голосами 411 депутатов (против 10), и принятие Сенатом 11 декабря 2014 г. законопроекта о поддержке Украины и санкциях в отношении России пока не отразились на показателях военного бюджета Соединенных Штатов на 2015 финансовый год. Военные расходы определены Конгрессом на двухпартийной основе в размере 551 млрд долл., что подтверждает приверженность линии на сокращение военных расходов, провозглашенной в начале второго срока администрации Б. Обамы. В частности, этот показатель на 12% меньше уровня 2013 финансового года, составившего 626 млрд долл. [3] При этом на укрепление военного присутствия НАТО в Восточной Европе выделено 1 млрд долл., на военную помощь Украине – 75 млн долл.

В условиях, когда с началом нового бюджетного цикла в Вашингтоне практически неизбежно возникновение новой «бюджетной конфронтации» между Белым домом и Конгрессом, бюджетное ранжирование приоритетов внешней политики становится определяющим фактором. Фискальный приоритет внутренних проблем со всей определенностью отодвинет на задний план финансовое обеспечение внешнеполитической сферы, в том числе и в области российско-американских отношений.

1. В августе 1974 г. в досрочную отставку с поста президента ушел республиканец Р. Никсон (демократы тогда имели в Сенате большинство в 56 голосов, а соотношение сил в Палате представителей в их пользу было 242:192). В 1998 г. Конгресс, обе палаты которого контролировали республиканцы (соотношение голосов в Сенате было 55:45, в Палате представителей – 227:207), возбудил процесс импичмента против президента-демократа Б. Клинтона. Хотя попытка отстранить его от власти закончилась провалом, она повлияла на результаты президентских выборов 2000 г., на которых победу одержали республиканцы.

2. Как считают некоторые эксперты, в Палате представителей немалая часть вновь избранных депутатов «чрезвычайно радикальна и готова активно противодействовать руководству палаты, и поэтому Дж. Бейнеру придется приложить еще больше усилий для сплочения рядов внушительного большинства фракции, особенно в тех вопросах, которые представляются как отход от принципов жесткого консервативного законодательства» (http://www.washingtonpost.com/opinions/which-republican-party-won-the-idterms/2014/11/07/3ed08e4e-6505-11e4-836c-83bc4f26eb67_story.html).

3. Рассчитано по: CBO. An Update to the Budget and Economic Outlook: 2014 to 2024. August 2014. Wash., 2014. P. 14; CBO. H.R. 83, the Consolidated and Further Continuing Appropriations Act, 2015, Divisions A‐L, as Posted on the Website of the House Committee on Rules on December 9, 2014. December 10, 2014 (https://www.cbo.gov/sites/default/files/cbofiles/attachments/HR83.pdf).


Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 5)
 (28 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju