В феврале израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху встретился со своим российским коллегой, президентом Владимиром Путиным. Эту встречу можно описать только как дерзкую попытку выставить напоказ прочность связей между двумя странами. В ходе нее Б. Нетаньяху отметил, что «туризм находится на рекордно высоком уровне: 400 000 россиян посещают Израиль каждый год, и около 200 000 израильтян приезжают в Москву за этот же период», а также добавил, что «(он имеет) честь внести свой вклад в эту статистику». Первая часть этого утверждения верна, но вторая далека от истины. Российско-израильские отношения улучшались за десятилетия до того, как Нетаньяху вышел на израильскую политическую сцену.
Однако сейчас все зависит от Израиля. Он должен сам решить, хочет ли продолжать укреплять отношения с Россией. На данный момент нет никаких сомнений, что российский политический класс этого хотел бы. Однако в какой-то момент терпение российской стороны может иссякнуть. Поскольку Соединенные Штаты постепенно уходят из региона Ближнего Востока, было бы разумно, чтобы Израиль пошел на сближение с Россией. Для этого ему необходимо серьезно пересмотреть свою политику в отношении палестинцев и прекратить военные учения в регионе. Израилю не следует испытывать решимость России, как он делал это в прошлом, потому что последствия для сионистского государства могут оказаться ужасающими.
В феврале 2019 г. израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху встретился со своим российским коллегой, президентом Владимиром Путиным. Эту встречу можно описать только как дерзкую попытку выставить напоказ прочность связей между двумя странами. В ходе нее Нетаньяху отметил, что «туризм находится на рекордно высоком уровне: 400 000 россиян посещают Израиль каждый год, и около 200 000 израильтян приезжают в Москву за этот же период», а также добавил, что «(он имеет) честь внести свой вклад в эту статистику». Первая часть этого утверждения верна, но вторая далека от истины. Российско-израильские отношения улучшались за десятилетия до того, как Б. Нетаньяху вышел на израильскую политическую сцену.
Миссия Примакова: закладывание фундамента российско-израильских отношений
«Основателем» политики, направленной на улучшение российско-израильских отношений, является Евгений Примаков, который поставил задачу поддерживать определенный тип отношений между двумя странами. Начиная с арабо-израильской войны 1967 г. и вплоть до последних лет руководства генерального секретаря Михаила Горбачева Москва официально считала Израиль «государством-изгоем». Однако в 1970-е гг., в «брежневский период», Е. Примаков, советский еврей, был ключевым представителем всех советских делегаций, которые провели несколько раундов секретных переговоров с израильтянами (обычно в гостиничных номерах различных городов — от Вены до Тель-Авива), несмотря на разрыв дипломатических отношений между СССР и Израилем.
После смерти Л. Брежнева Е. Примаков продолжил свою «миссию», занимая различные должности в советском истеблишменте и ведя переписку с израильскими коллегами, чтобы сохранить связи между двумя странами. Когда М. Горбачев начал свою политику перестройки и гласности, отношения между Советским Союзом и Израилем стали постепенно улучшаться. Политика М. Горбачева позволила советским еврейским «отказникам» иммигрировать в Израиль и в конечном итоге привела к возобновлению дипломатических отношений Москвы с Тель-Авивом в октябре 1991 г. — за два месяца до распада Советского Союза. В декабре того же года М. Горбачев объявил о прекращении существования СССР, но отношения между вновь образованной Российской Федерацией и Израилем сохранились.
1990-е гг. были тяжелым десятилетием для недавно сформировавшейся России. С распадом СССР подошел конец социальному, культурному, экономическому и политическому наследию, существовавшему около 70-ти лет, в результате чего миллионы людей оказались за чертой бедности. Это привело к тому, что Россия стала крайне слабым государством, не имевшим большого влияния на международной арене. Не помогло и то, что правительство Б. Ельцина проводило поддержанную США экономическую политику «шоковой терапии», целью которой была модернизация страны. В действительности она лишь ухудшила и так непростую обстановку в России.
При Б. Ельцине ситуация в РФ была крайне дестабилизирована (некоторые утверждают, что экономическое положение было хуже, чем в период Великой депрессии 1930-х гг.), что разрушало ее экономику. Русские часто называют «президентство Б. Ельцина» (то десятилетие, последовавшее за распадом Советского Союза, Смутным временем, а для краткости просто Смутой. Это связано с политическими кризисами, вызванными нестабильностью переходного периода. Этот термин наиболее часто применялся в отношении одного из этапов российской истории, когда произошло пресечение династии Рюриковичей, но еще не установилась династия Романовых. Он также использовался, но в меньшей степени, по отношению к периоду русской революции — переходу от Российской Империи к Советской России.
Как и в «брежневские годы» застоя, Израиль продолжал оставаться убежищем для многих русских евреев и в этот крайне неустойчивый период. Русские евреи (как и другие еврейские граждане из бывших советских государств-сателлитов) испытали на себе все трудности периода смуты 1990-х гг., что зачастую вынуждало их иммигрировать в Израиль.
Несмотря на тяжелые для экономики РФ времена, российская политическая элита, к которой относился занимавший на тот момент пост министра иностранных дел РФ (впоследствии и пост премьер-министра) Евгений Примаков, делала все возможное для сохранения отношений с Израилем, придерживаясь при этом своего давно устоявшегося внешнеполитического принципа. Этот принцип заключался в поддержании сосуществования двух государств для разрешения израильско-палестинского конфликта. Такой подход соответствовал ее общему курсу на сохранение стабильности в регионе. В 1990-е гг. Россия (как и Советский Союз в эпоху М. Горбачева) придерживалась сбалансированного подхода в отношениях с государствами ближневосточного региона, обеспечивая защиту своих национальных интересов.
Эра В. Путина: усовершенствование взаимодействия, стратегические договоренности и выбор направления действий по палестинскому вопросу
Отношения между Израилем и Россией значительно улучшились в годы президентства Владимира Путина. На протяжении 19-ти лет своего пребывания в этой должности, с момента избрания в 2000 г., президент (и премьер-министр) В. Путин часто встречался с израильскими премьер-министрами и другими израильскими должностными лицами. Неоднократно В. Путин, как и другие российские государственные деятели, посещал Израиль. Еще раз доказывая потепление отношений между странами, и израильские, и российские официальные лица часто ссылаются на размер еврейской общины в России и русской диаспоры в Израиле. На самом деле, сегодня русское еврейство часто говорит о том, что при нынешнем лидере община чувствует себя более защищенной, чем в какой-либо другой период российской истории. И на то есть причины. Уровень антисемитизма в России сегодня крайне низок. Благосклонное отношение к евреям подкрепляется и позицией президента В. Путина. Кремль часто доброжелательно отзывается о еврейской общине в России, а В. Путин, в свою очередь, сделал важный шаг, заявив, что Израиль и Россия имеют общую истории, имея в виду то, что оба государства презирают фашизм и нацизм в любых проявлениях. Кроме того, российское еврейское общество теперь может свободно исповедовать собственную религию, не опасаясь возмездия, а также может беспрепятственно путешествовать в Израиль. Это право было сильно ограничено в Советском Союзе.
В. Путин, как и другие, всегда обращался за советом к Е. Примакову, когда дело касалось Ближнего Востока. Будучи арабистом и экспертом по Ближнему Востоку, Е. Примаков чувствовал (и много писал), что главной задачей России в XXI в. является борьба с международным терроризмом — то, с чем согласился (и по сей день согласен) действующий президент. В. Путин давно добивается улучшения отношений с сионистским государством, считая, что одним из главных национальных интересов России в регионе является уменьшение угрозы международного терроризма. Так или иначе, президент В. Путин считает, что Израиль может быть стратегическим партнером России в борьбе с международным терроризмом. Однако он, как и весь политический класс РФ, верит в двухгосударственное решение относительно границ 1967 г. (имея в виду земли, захваченные Израилем в арабо-израильской войне 1967 г.), которое позволит будущему Палестинскому государству существовать по соседству с Израилем. Более того, российские политические элиты полагают, что суверенитет государства должен уважаться. Израиль же практически не прилагает усилий для решения существующей проблемы и постоянно выходит за рамки своего государственного суверенитета, тем самым «перегибая палку» и дестабилизируя ситуацию в регионе.
Изменение израильтянами своей политики в отношении палестинского вопроса — то есть освобождение Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима, а также полный уход из Газы — представляется маловероятным. Кроме того, с трудом удается представить, что Израиль прекратит свои незаконные «хождения» в другие страны (например, то, что он делает в Сирии). В данном контексте напрашиваются некоторые принципиальные вопросы: наносит ли воинственность Израиля вред его гражданам; и, что еще более важно, рискует ли он потерять Россию как партнера по национальной безопасности, с которой имеет 50-летние неофициальные и более чем 20-летние официальные отношения? Если дело обстоит именно так, то Израиль поставит себя в очень опасную и сложную ситуацию.
Соединенные Штаты, Россия и Израиль: это треугольник?
В действительности Израиль в военное время на протяжении десятилетий полагался на военную помощь США и моральную поддержку со стороны международного сообщества. Однако после урагана «Катрина» 2005 г. Соединенные Штаты медленно (но верно) стали уходить с этой «сцены». Граждане США не хотят, чтобы их страна принимала активное участие в том, что происходит на Ближнем Востоке или в каком-либо другом регионе. Они предпочли бы, чтобы заоблачные суммы, потраченные на выполнение обязательств США за рубежом, были инвестированы в национальные программы по улучшению жизни американских граждан, прежде всего в сферу здравоохранения, образования и обеспечения занятости. Победа на выборах Барака Обамы и Дональда Трампа (а не Джона Маккейна, Митта Ромни или Хиллари Клинтон) доказывает, что это именно так. Сейчас мы четко видим все новые подтверждения этому, поскольку политики соперничают за контроль над Демократической партией. Ее представители справедливо начинают задавать вслух те вопросы, которые в течение многих лет поднимались лишь за закрытыми дверями. Речь идет о том, почему иностранное государство получает так много финансовой поддержки от Соединенных Штатов, когда значительное число их собственных граждан все еще борются за выживание? В результате поддержка Израиля на американской политической арене ослабевает, несмотря на требования израильского лобби. Сегодня только определенная часть Республиканской партии всецело и слепо поддерживает Израиль. В какой-то момент эти голоса станут все более тихими или, по крайней мере, менее влиятельными.
Когда США покинут ближневосточный регион и превратятся в менее авторитетное государство на международной арене, Израиль останется в одиночестве. Тем не менее он может двигаться на восток в поисках защиты своих национальных интересов, постепенно создавая новый альянс с Россией — страной, сегодня в наибольшей степени заинтересованной в стабильности в данном регионе. Такие перемены могут стать выгодными для национальной безопасности Израиля, однако для этого ему будет необходимо изменить свою политику как по палестинскому вопросу, так и в отношении собственных действий в регионе. Это решение является очевидным, учитывая тот факт, что нынешний курс Израиля лишь приводит к тому, что ставит граждан этого государства под ракетные удары, а также провоцирует поножовщину, стрельбу и умышленный наезд транспортных средств на людей.
Россия, которая, как представляется, имеет долгосрочные интересы в регионе, до сих пор была готовым к сотрудничеству партнером. Совсем недавно это стало очевидным, когда Москва в координации со своими военными и сирийцами сотрудничала с Тель-Авивом в целях возвращения ему тела погибшего израильского солдата Захария Баумеля, убитого в «Ливанской войне» 1982 г. Однако израильский истеблишмент не может вечно принимать поддержку и содействие своих российских коллег как должное, особенно когда подавляющее большинство российского политического класса и президент В. Путин по-прежнему хотят улучшения отношений с Израилем и готовы выдать ему кредит доверия. Политический класс в России не является однородным, и некоторые его представители могут брать верх над российским президентом, когда они считают, что национальные интересы страны находятся под угрозой. Мы стали свидетелями этого, когда Россия, наконец, решила поставлять в Сирию свои ракетные системы S300 «земля-воздух». Таким образом, если деятельность Израиля в регионе останется противоречивой, а его отношение к палестинцам не изменится, то ему важно будет понимать, что у России есть в рукаве козыри, которые позволят ей оставить Израиль изолированным и слабым; а это будет иметь крайне неблагоприятные для него последствия.
Однако сейчас все зависит от Израиля. Он должен сам решить, хочет ли продолжать укреплять отношения с Россией. На данном этапе нет никаких сомнений в том, что российский политический класс хотел бы этого. Однако в какой-то момент терпение российской стороны может иссякнуть. Поскольку Соединенные Штаты медленно уходят из региона Ближнего Востока, было бы разумным сближение Израиля с Россией. Для этого ему необходимо серьезно пересмотреть свою политику в отношении палестинцев и прекратить свои военные учения в регионе. Тель-Авиву не следует испытывать решимость Москвы, как он поступал в прошлом, потому что последствия для сионистского государства могут оказаться ужасающими.