Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.56)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Смирнов

К.и.н., в.н.с., заведующий отделом Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Королевстве Бахрейн (2008–2015)

В основе отношений между Российской Федерацией и Государством Израиль лежит взаимная заинтересованность в укреплении двустороннего сотрудничества в различных областях. За три десятилетия, которые прошли после их восстановления, стороны научились откровенно обсуждать и находить решения любых, в том числе весьма чувствительных проблем двусторонней, региональной и международной повестки дня. В России настроены на продолжение регулярного диалога с Израилем по широкому кругу вопросов, включая палестино-израильское урегулирование, те или иные аспекты ситуации в Сирии, проблемы, относящиеся к ядерной программе Ирана. С особым вниманием воспринимаются задачи обеспечения национальной безопасности Израиля. Наряду с этим существуют и так называемые болезненные точки, связанные с региональными и глобальными проблемами двусторонних отношений. В настоящее время актуальным является вопрос о способности правительства Б. Нетаньяху сохранить достигнутый уровень отношений с Россией, не принеся их в жертву развернутой странами Запада антироссийской кампании.

Выстраивая отношения друг с другом, Россия и Израиль испытывают воздействие разноплановых факторов. Они вынуждены реагировать на вызовы современной международной обстановки, но в то же время, безусловно, оберегают построенный общими усилиями фундамент дружественных связей, представляющих взаимный интерес. Хотелось бы, чтобы кропотливая 30-летняя работа по выстраиванию дружественного сотрудничества и взаимопонимания между двумя народами принесла практические плоды.

У России достаточно оснований считать Израиль своим возможным партнером на международной арене, учитывая его сдерживающий потенциал противостояния радикальной исламской угрозе. В Израиле также присутствует понимание того, что Россия является дружественным государством и что современный этап двусторонних отношений отражает совпадение усилий по многим важнейшим параметрам развития двух стран — политического, экономического и даже демографического. Существуют объективные совпадения российских и израильских геополитических и иных интересов, способствующих прогрессу двусторонних отношений.

Российско-израильские отношения носят стабильный характер. Между двумя государствами и народами нет проблем и противоречий, угрожающих национальной безопасности двух стран и декларируемым ими историческим, идеологическим и иным ценностям. В значительной степени дружественный, открытый стиль отношений определяется высоким уровнем политического взаимодействия. Стороны признают, что за последние десятилетия ими приобретен ценный опыт поддержания диалога по всем основным проблемам международной политики и двусторонних отношений, который представляет несомненный обоюдный интерес.

Значение Израиля как важнейшего элемента ближневосточной системы в глазах российских партнеров имеет три измерения: внешнеполитическое, общественное и историко-гуманитарное. На внешнеполитическом направлении Израиль в последнее десятилетие проводил линию на укрепление своей самостоятельной роли, оставаясь стратегическим партнером США, активно продвигал свои отношения с партнерами вне Запада — с Россией, Китаем, Индией, Бразилией и другими странами. Сегодня российское руководство последовательно указывает в контексте своей ближневосточной политики на значение задач, связанных с обеспечением безопасности Израиля. Логично ожидать, что Б. Нетаньяху, недавно вернувшийся на пост главы правительства Израиля, продолжит следовать прежним курсом в отношениях с российским руководством. Важно подчеркнуть, что двусторонние отношения развиваются в четко определенных границах, хорошо понимаемых обеими сторонами.

Фактор обеспечения безопасности — насущная проблема двух стран. Исламский радикализм представляет для них как внутриполитическую, так и внешнюю проблему. Страны объединяет задача борьбы с терроризмом. Учитывая, что террористическая угроза сегодня стала всеобъемлющей, а ближневосточный регион в этом плане — один из самых проблемных, уязвимых; важно продвигать на всех возможных уровнях это направление сотрудничества, принимая во внимание признанный Израилем вклад России в антитеррористическую борьбу на Ближнем Востоке.

Политическая ситуация после выборов 2022 г.

Внутриполитическая ситуация в Израиле развивается в условиях начала деятельности нового правительства, в котором объединены силы правого и религиозных лагерей. Действия этого кабинета уже вызвали настолько сильную волну общественного протеста в стране, что рассчитывать на акцентированное внимание израильского руководства к российскому направлению его внешней политики, к сожалению, сейчас не приходится. Глубокий раскол в израильском обществе спровоцировали планы правительственной коалиции по проведению законодательной реформы, продвижению пакета законов, включающего меры по ограничению влияния Верховного суда страны.

Противостояние в обществе выплеснулось на улицу, многотысячные митинги под лозунгами спасения демократии, поощряемые проигравшей выборы оппозицией, парализуют общественную жизнь. В недалекой перспективе страну может охватить серьезный конституционный кризис. На эту конфликтную ситуацию наслаивается очередной всплеск противоборства с палестинцами. Заявленные правительством намерения расширить поселенческую активность на Западном берегу р. Иордан вновь привели к террористическим вылазкам палестинских боевиков и жестким ответным действиям израильской армии. В антиарабское насилие энергично включились поселенцы, вдохновленные приходом к власти в Израиле ультраправых и религиозных националистов. В результате в израильском гражданском обществе нарастает ощущение тревоги перед угрозой постепенного превращения светского модернистского Израиля, каким видели страну ее основатели, в религиозное консервативное государство.

Внешнеполитическое направление российско-израильских отношений

Палестино-израильское урегулирование

В этой непростой политической ситуации израильско-палестинский трек имеет особое значение, хотя и является для двустороннего диалога между Израилем и Россией весьма непростым.

Установление всеобъемлющего арабо-израильского мира и взаимного доверия невозможно без обеспечения безопасности Израиля и реализации национальных чаяний палестинцев при широкой многосторонней координации по всем аспектам арабо-израильского конфликта. Сохраняются серьезные сомнения в том, что любая иная конструкция окажется реалистичной, работоспособной.

Сегодня под воздействием непрекращающегося насилия происходит эскалация в зоне израильско-палестинского конфликта. По ведениям израильских СМИ, с начала 2023 г. от рук террористов погибли 14 израильтян.

Поддерживая право палестинцев на их государственность, последовательно осуждая любые террористические проявления, Россия призывает израильское и палестинское руководство воздерживаться от любых действий, способных спровоцировать деградацию обстановки. Позиция России в этом вопросе остается неизменной: насилие с обеих сторон неприемлемо, оно лишь еще глубже заводит израильско-палестинский конфликт в тупик, приводит к новым жертвам и разрушениям, чревато возобновлением полномасштабного вооруженного противостояния.

Военно-политическое руководство Израиля остро реагирует на быстро ухудшающуюся ситуацию. Министр обороны Й. Галант, направляя все новые и новые армейские подразделения в зоны насилия на Западном берегу, предлагает «готовиться к трудным дням». Б.Нетаньяху, оценивая действия поселенцев, указывает на то, что люди «не должны брать закон в свои руки».

Однако, несмотря на заявления главы правительства о том, что он полностью контролирует ситуацию в кабинете, радикально настроенные лидеры и министры от религиозных партий в состоянии осложнить ему жизнь и своими поступками обострить политическую ситуацию. В феврале 2023 г. был сделан первый шаг: правительство утвердило решение о легализации девяти еврейских поселений (т.н. «форпостов») на оккупированном Западном берегу. Объявлены дополнительные правительственные решения, связанные со строительством тысяч новых единиц жилья в населенных пунктах за «зеленой чертой». Министр финансов, лидер партии «Религиозных сионистов» Б. Смотрич планирует расширить свои полномочия по гражданскому управлению на Западном берегу и координации операций на территориях с целью активизации процесса строительства там еврейских поселений. Такая политика воспринята в мире как провоцирующая насилие на Западном берегу, отражающая курс правительства Израиля на эскалацию конфликта с палестинцами, на аннексию территорий.

Взрывной потенциал сохраняется в связи с намерениями, заявленными министром И. Бен-Гвиром, изменить сложившийся статус-кво в отношении Храмовой горы в Иерусалиме, которая находится под управлением мусульман. Попытки евреев осуществлять молитвы на Храмовой горе неоднократно приводили к конфликтам. Тем не менее И. Бен-Гвир 3 января 2023 г. демонстративно посетил это место, пообещав, что «евреи будут подниматься на гору… Те, кто, выступает с угрозами, будут иметь дело с железным кулаком». Вряд ли стоит сомневаться в том, что политик, продолжит демонстративно ходить на Храмовую гору, испытывая терпение арабов и мусульман, единодушно осуждающих подобные действия израильских властей, «которые подрывают международные усилия по мирному урегулированию и противоречат международным принципам и нормам в отношении святынь».

Тема Ирана

В подходах нового правительства Израиля иранское направление фигурирует в качестве основного источника военно-политической угрозы. Б. Нетаньяху определяет иранский режим как террористический, последовательно двигающийся к реализации цели уничтожения еврейского государства. С точки зрения Израиля, Иран держит в напряжении весь ближневосточный регион, в том числе через манипулирование своими прокси в Ливане и Газе. Перспективу обретения Ираном атомного оружия израильское руководство воспринимает как экзистенциональную угрозу. Любая, даже гипотетическая возможность нарушения израильской монополии на ядерное оружие на Ближнем Востоке рассматривается им как абсолютно неприемлемая.

В контактах с израильскими партнерами российские представители последовательно разъясняют, что Иран — это сосед России, с ним у нее сбалансированные отношения, которые не подрывают сложившуюся в регионе военно-политическую инфраструктуру, не направлены против Израиля и не угрожают его законным интересам. Россия призывает все региональные стороны не предпринимать каких-либо действий, которые способны спровоцировать масштабный вооруженный конфликт. При этом Россия последовательно высказывается в пользу преодоления любых разногласий вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) через возвращение к положениям Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), который был достигнут в 2015 г. и который в одностороннем порядке покинули американцы при президенте Д. Трампе.

На одном из первых заседаний своего правительства глава кабинета заявил: «Мы сделаем все, чтобы не допустить возврата к этому плохому соглашению, ведущему к возникновению ядерного Ирана под международной эгидой. Мы будем работать на международной арене открыто, с позиции силы против возврата к ядерному соглашению, не только в переговорах с лидерами за закрытыми дверями, но и решительно и открыто в сфере мирового общественного мнения, которое сейчас осознает истинные угрозы, исходящие от Ирана». На заседании Стратегической консультативной группы Израиль-США, состоявшемся в Вашингтоне 6 марта 2023 г., было принято совместное заявление, в котором, в частности, зафиксировано обязательство сторон усилить координацию мер по предотвращению приобретения Ираном ядерного оружия и дальнейшему сдерживанию враждебной деятельности Ирана на Ближнем Востоке.

С точки зрения Израиля, сделка по СВПД — это не что иное как препятствие для радикального решения вопроса путем нанесения ударов по объектам иранской ядерной программы, подобно атаке неопознанных дронов на производственные цеха одного из оружейных заводов в иранском Исфахане в ночь на 29 января 2023 г. «Чем дольше вы ждете, тем сложнее становится. Мы слишком долго ждали. Могу сказать, что сделаю все, что в моих силах, чтобы предотвратить получение Ираном ядерного оружия», — это заявление премьер-министра Б. Нетаньяху широко разошлось по мировым СМИ. Реагируя на высказывание посетившего Тегеран главы МАГАТЭ Р. Гросси о незаконности любой военной атаки Израиля на ядерный объект Ирана, Б. Нетаньяху 5 марта 2023 г. заявил: «О каком законе идет речь? Разве разрешено Ирану, который открыто призывает к нашему уничтожению, защищать направленные против нас средства уничтожения? Разве нам запрещено защищать себя? Ясно, что это нам разрешено, и, конечно, мы это сделаем».

Россия, однако, не видит принципиальной несовместимости своих отношений с Ираном и с Израилем, подчеркивая имеющиеся у нее возможности развивать взаимовыгодные связи с двумя сильнейшими центрами силы в ближневосточном регионе. Возможно, при определенных обстоятельствах Москва сможет сыграть роль медиатора (посредника), помочь развязать тугой узел в отношениях между основными игроками на ближневосточной военно-политической сцене. В политических и научных кругах на возможность такой посреднической роли России указывалось неоднократно. В частности, председатель комитета Совета Федерации по международным делам К. Косачев отмечал, что «для России нет врага в ирано-израильском противостоянии, для нее враг — само противостояние. И мы… готовы работать с каждой из сторон… для уменьшения напряженности и поиска взаимоприемлемых решений».

Американский исследователь М. Кац считает, что Москва сталкивается в данном вопросе с такой проблемой, как «невозможность выполнять роль посредника в конфликте между противоборствующими сторонами, которые не желают его мирного разрешения, но предпочитают выяснить отношения на поле боя». Тем не менее усилия в данном направлении предпринимались. В июне 2019 г. в Иерусалиме проходили трехсторонние переговоры на уровне секретарей советов безопасности России, США и Израиля, одной из задач которых было снижение напряженности между Израилем и Ираном в контексте ситуации в Сирии. Различия в подходах сторон не позволили развить данный переговорный формат [2].

Отношение России к развитию идей региональной безопасности в рамках «Соглашений Авраама»

В последние годы привлекает к себе повышенное внимание процесс налаживания отношений Израиля с арабскими государствами, разворачивающийся в рамках «Соглашений Авраама». Процесс, запушенный в сентябре 2020 г. при активной поддержке США с целью установления дипломатических отношений между Израилем и рядом арабских стран (ОАЭ, Бахрейн, Марокко, Судан), продолжает вызывать неоднозначные суждения. На глобальном уровне приветствуют развитие двусторонних связей между арабскими странами и Израилем, которые перестали считать друг друга врагами и готовы налаживать взаимовыгодные отношения. Достаточно сказать, что объем торговли между Израилем и арабскими участниками соглашений в 2022 г. превысил 2,8 млрд долл.

Немало, однако, и тех, кто критикует соглашения за предательство палестинского народа, который оставлен один за один с израильской оккупацией. Так или иначе процесс, который инициировали американцы [3], продолжается, контакты поддерживаются. В израильском кибуце Сде-Бокер в марте 2022 г. прошла встреча на уровне министров иностранных дел Израиля, США, Египта, ОАЭ, Бахрейна и Марокко. C участием арабских стран и Израиля на площадке «Негевского саммита» обсуждался широкий круг вопросов регионального сотрудничества, включая вопросы торговли, экономики, энергетики, туризма, продовольствия, водных ресурсов и т.д. Однако ключевой стала тема формирования новой архитектуры региональной безопасности, которая учитывала бы наличие иранской угрозы. Ведущая роль в этом отводится идее создания Ближневосточного стратегического альянса (Middle East Strategic Alliance, MESA). Ожидается проведение нового саммита на том же уровне (с приглашением суданцев) в Марокко, возможно, весной 2023 г. На нем должны быть рассмотрены новые задачи, в том числе с акцентом на выстраивание коллективной кибербезопасности, продвижение совместных цифровых проектов, включая создание четырехстороннего «Киберкупола».

У Российской Федерации нет причин не поддерживать процесс нормализации арабо-израильских отношений, даже при том, что это продукт американской дипломатии, оставляющий за скобками многие серьезные вопросы повестки дня окончательного урегулирования, включая Иерусалим, незаконность поселений, судьбу сирийских Голанских высот и пр. Известна формула, озвученная на этот счет Б. Нетаньяху: сначала мир с арабами, приоритетно — с Саудовской Аравией (сближению с королевским режимом в Израиле придают исключительное значение), а потом, мол, урегулируем отношения с палестинцами, которые обязательно признают еврейское государство и не будут ему постоянно угрожать, провоцируемые своими иранскими покровителями. Подразумевается, что контроль за ситуацией в области безопасности, разумеется, в любых сценариях должен остаться за Израилем.

Двухсторонние отношения и коллективный Запад (СВО на Украине)

Большое значение имеет также украинский вектор израильской политики. Можно говорить об осторожном поведении руководства Израиля (во всяком случае, пока) в вопросе поставок израильских ВВТ и военных технологий на Украину. Безусловно, Б. Нетаньяху должен будет определить и свое отношение к развернутой Западом кампании русофобии.

Решение израильского руководства подключиться к продвигаемым Западом программам поставки оружия на Украину может оказаться очень болезненным для России. Вопрос в том, насколько долго Израиль сможет сдерживать американское давление. Можно предположить, что Израиль не оставят в покое в вопросе о передаче Украине военных технологий или тактической системы ПРО «Железный купол». Как известно, Б. Нетаньяху в интервью CNN 1 февраля 2023 г. ограничился тем, что вопрос поставок оружия Украине, в том числе «Железного купола», «он рассматривает». Он также коснулся этого вопроса в интервью французскому телеканалу «LCI» 5 февраля 2023 г. Не следует забывать и о том, что израильские военные участвуют во встречах на базе в Рамштайне [4]. Глава правительства признал, что отношения Израиля с Россией «очень сложные».

Известны требования Украины к Израилю, озвученные в преддверии визита Министра иностранных дел Израиля Э. Коэна в Киев 16 февраля 2023 г.: осудить публично российское вторжение; высказаться в поддержку территориальной целостности Украины; поддержать проект мирного соглашения В. Зеленского из 10 пунктов, включая вывод российских войск со всей территории Украины по состоянию на 1991 г. Плюс — полумиллиардная (в долларах) ссуда Украине, прием сотен раненых солдат и мирных жителей, нуждающихся в медицинской помощи и расширение работы по системе оповещения гражданского населения о ракетных ударах.

Многое из перечисленных требований уже перешло в категорию выполняемых обещаний. Правда, вместо полумиллиардной ссуды будет предоставлено 200 млн долл. в виде кредитных гарантий на строительство больницы на Украине. Поставки системы раннего предупреждения смогут начаться к концу лета 2023 г. Кроме того, Израиль оперативно предпринял столь желанные Киевом политические демарши: он проголосовал 23 февраля 2023 г. за антироссийскую резолюцию Генассамблеи ООН «О принципах мира на Украине», а министр иностранных дел Израиля Э. Коэн под давлением американцев, находясь с визитом в Берлине в феврале 2023 г., сделал заявление с осуждением российской спецоперации на Украине, хотя ранее им было обещано: «По вопросу отношений между Россией и Украиной мы точно сделаем одно – будем меньше говорить открыто». Сам Б. Нетаньяху время от времени озвучивает позицию «Израиль на стороне Украины», или — в связи с осуждением Россией атаки на иранский Исфахан — утверждает, что иранские власти «поставляют дроны, которые убивают невинных людей».

На декларации и политические выступления израильского руководства Москва, как представляется, реагирует спокойно. В России ни у кого нет иллюзий в том, какова в таких вопросах степень самостоятельности израильской внешней политики. Во всяком случае, если у Б. Нетаньяху, как в прошлом году у его предшественника Н. Беннета, возникнет желание предложить посредничество между Россией и Украиной, это предложение российское руководство рассмотрит должным образом.

Динамика двусторонних отношений. Практические вопросы

Объективно оценивая усилия сторон по расширению взаимопонимания и сотрудничества, необходимо учитывать обстоятельства последнего времени. Политическая нестабильность в Израиле, пандемия коронавируса, события на Украине — все это привело к снижению темпов роста двустороннего сотрудничества. Отношения продолжают развиваться достаточно ровно, без каких-либо прорывов. Торгово-экономические связи стабильны, их объем прирастает за счет увеличения российского экспорта. И хотя расчеты по торговым операциям каким-то образом идут, проблемы, связанные с системой антироссийских санкций Запада, к которым Израиль не присоединился, тем не менее, существуют. Это касается в том числе проведения банковских операций. В частности, представительству АК «АЛРОСА» пришлось свернуть свою деятельность в Израиле. Не летают в Израиль самолеты авиакомпаний «Аэрофлот» и «Россия». Страдают пенсионеры, испытывающие сложности с получением причитающихся им в Израиле выплат. Все эти и многие другие вопросы планируется обсудить в ходе предстоящего заседания Смешанной российско-израильской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (СМПК). Пока ее механизм функционирует не так, как того требуют задачи двустороннего сотрудничества. Последнее заседание СМПК прошло в октябре 2018 г. в Иерусалиме. Планировавшееся на декабрь 2020 г. 16-е заседание (в формате видеоконференции) не состоялось из-за правительственного кризиса в Израиле.

Развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Израилем, безусловно, отвечает интересам России. Израильская высокотехнологичная экономика, опыт развития различных отраслей хозяйства в сложных природных условиях, возможности взаимодействия в сфере энергетики, включая разработку новых газовых месторождений — это лишь некоторые области, сотрудничество в которых могло бы принести пользу России.

Есть в двусторонних отношениях ряд практических вопросов, требующих особого внимания. К их числу относится задача завершения правового оформления на Российскую Федерацию Александровского подворья в Иерусалиме (решение о его перерегистрации в российскую собственность было принято 31 декабря 2019 г., однако юридический процесс его выполнения растянулся более чем на три года). 19 января 2023 г. Верховный суд Израиля отклонил апелляцию минюста Израиля, и это означает, что точку в этом деле должна поставить межминистерская комиссия, созданная решением Б. Нетаньяху 28 октября 2020 г. на основании британского закона «О палестинских святых местах». Правда, комиссия пока существует только на бумаге. Недавно был объявлен ее новый состав во главе с министром иностранных дел Э. Коэном и с участием министра юстиции Я. Левина и министра по делам религий М. Малхиэли. От доброй воли Б. Нетаньяху зависит теперь ее практическая деятельность и конкретный результат.

Интерес для израильской стороны представляет урегулирование в соответствии с российским законодательством статуса представительства Еврейского агентства «Сохнут» в России. С учетом нарушений, выявленных Минюстом России в деятельности этой организации, был начат судебный процесс, в ходе которого российские судебные власти будут руководствоваться исключительно правовой стороной вопроса.

В российско-израильских отношениях предстоит отслеживать развитие ситуации вокруг гражданского иска, принятого к рассмотрению Окружным судом Иерусалима у «Ассоциации хасидов ХАБАД США» против Российской Федерации. Фактически продолжаются усилия с целью вовлечения России в вязкий юридический процесс, направленный на то, чтобы отнять у России библиотеку Шнеерсона. В данном случае инициаторы иска ставят задачу реализовать свои замыслы не в отношении непосредственно библиотеки, но заставить Россию оплатить миллионные штрафы, которые ей были присуждены в свое время американским судом.

Общественно-гуманитарное измерение российско-израильских отношений

В российско-израильских отношениях существуют и другие темы, представляющие взаимный интерес, по которым между двумя странами существует понимание. Речь идет о категорическом неприятии в России антисемитизма и отрицания Холокоста, признании общественно полезной активности еврейских организаций, поддержке деятельности Музея истории еврейского наследия и Холокоста на Поклонной горе, Еврейского музея и центра толерантности. По мнению специалиста Бар-Иланского университета Израиля Дж. Красна, еврейская община в современной России «процветает в обстановке толерантности».

Дж. Красна считает, что особое значение в российско-израильских отношениях имеют аспекты, являющиеся «мягкими компонентами» межгосударственных связей — социальные, культурные, исторические. Израиль и Россия разделяют духовное и культурно-историческое наследие, причем, по мнению некоторых экспертов, эти особые связывающие узы остаются в некоторой степени недооцененными.

В России с большим уважением относятся к общине выходцев из СССР и постсоветского пространства в Израиле, воспринимают всех ее представителей как соотечественников. Хотя, разумеется, среди этой 1,5-2-миллионной аудитории существуют разные настроения. Как, впрочем, в любой другой стране. Многие «русские израильтяне» с симпатией относятся к России. Важнейшим моментом, консолидирующим российско-израильские отношения, является историческая память и те ее аспекты, которые связаны с Великой Отечественной войной, трагедией еврейского народа во Второй мировой войне, участием евреев в борьбе с нацизмом. Важное значение имеет признание роли Красной армии в победе над нацизмом, в освобождении народов Европы и спасении еврейского народа от уничтожения; равно как и внимание к той роли, которую сыграл Советский Союз в создании Государства Израиль 75 лет назад.

Эти социокультурные аспекты двухсторонних отношений выходят за рамки интересов русскоязычной части израильского общества. Израиль никогда не ставил знак равенства между сталинизмом и гитлеризмом, указывая, что нацистский режим развязал Холокост, а СССР внес решающий вклад в победу над гитлеризмом и освобождением евреев из концлагерей. Солидным фундаментом партнерских отношений является прямая, до сих пор живая связь со временем, когда еврейские солдаты в рядах Красной армии сражались с фашистами за общую победу. С этой точки зрения многие российские и израильские исследователи считают перспективу российско-израильских отношений уникальной, поскольку позиции обеих стран по данному вопросу противостоят угрозе реваншизма нацизма.

Традиционно с т.н. русским фактором — русской общиной в Израиле и еврейской — в России — принято связывать сотрудничество в области науки и образования, общественно-гуманитарные интересы. В свою очередь наличие большой, хорошо развитой еврейской общины в России представляет особый интерес для Израиля. С этим обычно связываются вопросы о роли современных общественных коммуникаций в российско-израильских отношениях, о национальных аспектах отношений.

Культурное сотрудничество и гуманитарные связи следует отнести к устойчивым и эффективным аспектам, цементирующим российско-израильские отношения. Российская культура всегда была и будет значимой для Израиля, благодаря историческим процессам создания израильского государства — поколение основателей еврейского ишува, а затем — Израиля были в основном выходцами из России. Причем, по оценке израильского искусствоведа Й. Тавора, взаимопроникновение музыки, театра, литературы — это не только и не столько потребность русскоязычной аудитории, сколько основа моста культуры между Россией и Израилем [5]. В этом отношении можно говорить о культуре как об отражении межгосударственных связей, влияющих на взаимопонимание между странами.

Многие израильские дипломаты, официальные лица и аналитики недооценивают значение этих связей для современной России, считая, что основным двигателем двухсторонних отношений являются чисто прагматические государственные интересы. Однако, как справедливо отмечает израильский исследователь З. Ханин, российская история и составляющие ее события «занимают важное место в израильском социальном сознании» [6]. Российская культура, ее взгляды на мир и образ жизни стали определенной частью жизни русскоязычной общины Израиля, фактором двухсторонних отношений.

Россия заинтересована в том, чтобы русскоязычное население, оставаясь лояльным гражданами Израиля, позитивно воспринимало Россию, сохраняло с ней особые благожелательные отношения. Этому способствуют такие факторы, как восстановление российского гражданства, выплата пенсий, право на голосование, свобода контактов и передвижения. Имеет ценность также такой элемент эмоционально-гуманитарного измерения, как духовная связь России с Палестиной, со святыми местами православия.

***

Выстраивая отношения друг с другом, Россия и Израиль испытывают воздействие разноплановых факторов. Они вынуждены реагировать на вызовы современной международной обстановки, но в то же время, безусловно, оберегают построенный общими усилиями фундамент дружественных связей, представляющих взаимный интерес. Хотелось бы, чтобы кропотливая 30-летняя работа по выстраиванию дружественного сотрудничества и взаимопонимания между двумя народами принесла практические плоды.

У России достаточно оснований считать Израиль своим возможным партнером на международной арене, учитывая его сдерживающий потенциал противостояния радикальной исламской угрозе. В Израиле также присутствует понимание того, что Россия является дружественным государством и что современный этап двусторонних отношений отражает совпадение усилий по многим важнейшим параметрам развития двух стран — политического, экономического и даже демографического. Существуют объективные совпадения российских и израильских геополитических и иных интересов, способствующих прогрессу двусторонних отношений.

1. В результате победы на парламентских выборах в ноябре 2022 г. Б. Нетаньяху вновь возглавил израильское правительство, которое было приведено к присяге 29 декабря 2022 г.

2. 25 июня 2019 г. в трехсторонних переговорах по Сирии в Иерусалиме принимали участие Секретарь Совета Безопасности России Н. Патрушев, помощник президента США по национальной безопасности Дж. Болтон и председатель Совета безопасности Израиля М. Бен-Шаббат.

3. Американская дипломатия на протяжении первой половины 2020 г. прилагала настойчивые усилия, чтобы организовать продвижение т.н. «сделки века», объявленной президентом США Д. Трампом, представленной 28 января того же года в качестве плана ближневосточного урегулирования. В результате осенью 2020 г. произошла нормализация отношений Израиля с рядом арабских государств. «Сделка века» не помогла, однако, Д. Трампу сохранить за собой президентский пост, на что республиканцы очень рассчитывали. При администрации Дж. Байдена ближневосточная активность США снижается.

4. Заседания Контактной группы по Украине, в которую входят представители более 50 государств, включая все страны НАТО, регулярно проходят с целью координации действий по поставкам современных видов вооружений Украине. Эти встречи получили название «формата Рамштайн» по названию авиабазы в Германии, где 26 апреля 2022 г. было организовано первое такое собрание. До сих пор прошло девять заседаний; последнее состоялось в Брюсселе 14 февраля 2023 г.

5. Тавор Й. «20 лет в зеркале культуры. Российско-израильские отношения: история и современность». Сборник статей/ Институт востоковедения РАН; отв. ред. Т.А. Карасова. – М., 2012. с.145.

6. Khanin Vladimir (Zeev) «The Social Aspect of Israeli-Russian Relations: A View from Jerusalem” in Zvi Magen and Vitaly Naumkin, eds., Russia and Israel in the Changing Middle East: Conference Proceedings, INSS Memorandum no. 129, July 2013, p. 66.

(Голосов: 18, Рейтинг: 4.56)
 (18 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся