Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Любовь Биссон

К.полит.н., с. н. с. Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН

Главными на повестке дня минувшего саммита Европейского союза стали три блока вопросов: миграция, торговля и внешние отношения. Саммит проходил в весьма напряженной для ЕС как внешнеполитической, так и внутриевропейской обстановке. Миграционный кризис, Brexit, необходимость придать импульс экономике и события в Сирии оказали серьезное давление на лидеров ЕС, которые не смогли достигнуть полного согласия практически по всем ключевым пунктам.

Главными на повестке дня минувшего саммита Европейского союза стали три блока вопросов: миграция, торговля и внешние отношения. Саммит проходил в весьма напряженной для ЕС как внешнеполитической, так и внутриевропейской обстановке. Миграционный кризис, Brexit, необходимость придать импульс экономике и события в Сирии оказали серьезное давление на лидеров ЕС, которые не смогли достигнуть полного согласия практически по всем ключевым пунктам.

Прошедший саммит стал первым для нового премьер-министра Великобритании Терезы Мэй. Несмотря на довольно сдержанный прием со стороны европейских лидеров, Т. Мэй приехала с четким намерением подтвердить, что Соединенное Королевство выходит из состава ЕС. В то же время британский премьер подчеркнула, что пока Великобритания остается членом Евросоюза, она будет играть полноценную роль в его составе, и ни одно решение не может быть принято без ее участия, намекая на неофициальный саммит ЕС-27 в сентябре в Братиславе. Кстати, следующая встреча этого формата уже назначена на январь 2017 г. и пройдет на Мальте. Более того, Т. Мэй выступила за необходимость совместных действий во внешней политике и общих усилий по отношению к России в связи с бомбардировками Алеппо. Тем не менее это не вдохновило лидеров ЕС, которые холодно и напряженно комментировали предстоящие переговоры о выходе страны из ЕС.

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте не добавил оптимизма и в отношении заключения соглашения об ассоциации с Украиной, против которого в апреле на референдуме проголосовали граждане его страны. Результаты референдума не являются обязывающими для исполнительной и законодательной власти государства, однако парламент не может не учитывать итоги голосования, решая вопрос о ратификации международного договора. Нидерланды — единственная страна Евросоюза, не ратифицировавшая соглашение с Украиной и тем самым заблокировавшая его подписание на уровне всего ЕС.

Несмотря на многочисленные комментарии в СМИ, вопрос о санкциях в отношении России и не предполагалось решать в ходе состоявшегося саммита, поскольку лидеры ЕС в своих решениях могли опираться только на заключения последнего Совета министров иностранных дел.

На первый день саммита ЕС был запланирован стратегический анализ отношений с Россией. Однако события в Сирии и ситуация в Алеппо сместили фокус внимания. Лидеры Великобритании, Франции и Германии выступили с жесткими заявлениями в отношении предполагаемой причастности России к бомбардировкам гражданских объектов и населения в Алеппо. Однако, несмотря на многочисленные комментарии в СМИ, вопрос о санкциях в отношении России и не предполагалось решать в ходе состоявшегося саммита, поскольку лидеры ЕС в своих решениях могли опираться только на заключения последнего Совета министров иностранных дел. В своих выводах 17 октября Совет призывал Россию как сопредседателя Международной группы поддержки Сирии (МГПС) «посредством своей политики и действий предпринять все усилия, чтобы положить конец неизбирательным бомбардировкам со стороны сирийского режима, восстановить режим прекращения боевых действий, обеспечить незамедлительный и расширенный гуманитарный доступ и создать условия для эффективного и инклюзивного политического переходного процесса».

Что касается нашумевшей фразы из финального документа саммита об изучении «всех имеющихся возможностей» ЕС, то она была вырвана из контекста и на самом деле не предполагала санкций против России, а касалась прежде всего лиц и организаций, поддерживающих режим в Сирии. Руководствуясь поддержкой глав государств и правительств стран-членов ЕС, высказанной на саммите, 27 октября Совет добавил к списку лиц, подпадающих под санкции, 10 сирийских высокопоставленных военных и чиновников, связанных с режимом Б. Асада.

Неприятным предвестником проблем за неделю до саммита стала резолюция парламента Валлонии против подписания соглашения о зоне свободной торговли с Канадой. Главные опасения валлонцев вызывали два пункта соглашения: механизм разрешения споров между государством и иностранными инвесторами, а также защита интересов сельского хозяйства — основной части доходов бюджета франкоязычного региона. Для вступления в силу подобного соглашения необходимо единогласие всех стран – членов ЕС, однако федеральное правительство Бельгии не имеет права решать вопросы внешнеторговых отношений страны без согласия региональных парламентов.

На пресс-конференции 21 октября председатель Евросовета Дональд Туск заявил, что обеспокоен репутацией ЕС [1]. По его словам, провал подписания торгового соглашения с Канадой «будет иметь последствия для глобальной позиции ЕС» [2]. Негативную реакцию итоги саммита вызвали в Европейском парламенте. На заседании 26 октября представители всех крупных партий буквально обрушились на Евросовет с критикой. На их взгляд, заседание Евросовета в очередной раз продемонстрировало слабость ЕС как игрока в мировой политике.

THE CANADIAN PRESS/Adrian Wyld

Подписание соглашения должно было состояться 27 октября в ходе саммита ЕС–Канада в Брюсселе, который в итоге был в последний момент отменен канадской стороной. На утро этого же дня были назначены переговоры между представителями всех регионов Бельгии, по завершении которых премьер-министр Шарль Мишель объявил, что представителям регионов и языковых общин Бельгии удалось достигнуть консенсуса. 28 октября текст этих договоренностей был одобрен парламентом Бельгии и 27 стран-членов ЕС. Таким образом, подписание соглашение стало возможным и состоялось в воскресение 30 октября на вновь созванном саммите Бельгии и Канады. Тем не менее говорить об окончательном успехе еще рано. Текст соглашения должен быть ратифицирован Европарламентом в декабре и 38 национальными и региональными парламентами стран-членов в начале следующего года.

Острая фаза миграционного кризиса позади, однако задачи регулирования миграции по-прежнему остаются первоочередными для Евросоюза. На заседания Евросовета лидеры ЕС вновь подтвердили намерение активно развивать внешнее измерение иммиграционной политики, особенно в вопросах противодействия незаконным потокам. Напомним, что в июне 2016 г. Комиссия представила Рамочную программу партнерства с третьими странами. Главная цель инициативы — развитие торговли и визовая либерализация с государствами Африки, Иорданией и Ливаном. Государства Западной Африки служат основным источником незаконной иммиграции в европейские страны, а в Иордании и Ливане в настоящий момент находятся приблизительно 2 млн беженцев из Сирии. Финансово содействуя социально-экономическому развитию проблемных государств, Евросоюз в краткосрочный перспективе рассчитывает подтолкнуть эти страны эффективнее охранять границы, сдерживать эмиграцию и сотрудничать в вопросах реадмиссии граждан, проникших с их территории в ЕС нелегально.

В ходе встреч лидеров ЕС не прозвучал вопрос о снятии временного контроля на внутренних границах, введенного в период обострения миграционного кризиса несколькими странами ЕС (Германия, Австрия, Швеция, Дания), а также Норвегией, входящей в Шенген. Таким образом, страны, которые ввели пограничный контроль, получили право его сохранить. Вопрос о продлении Комиссия рассмотрит в ноябре.

Несмотря на то, что разногласия по торговому соглашению с Канадой были в конечном итоге разрешены вскоре после саммита, страны-члены ЕС не смогли продемонстрировать единство и полное единогласие по всему спектру вопросов.

Кризис солидарности, как и ожидалось, вновь проявился в вопросе применения существующей схемы по переселению лиц, ищущих убежища. В ходе саммита три страны Вишеградской группы вновь выступили против обязательных квот. В начале декабря 2015 г. Словакия и Венгрия подали иски в Суд ЕС о признании неправомерным (хотя и по процедурным причинам) решения об обязательных квотах по размещению на своей территории ищущих убежища. Позже к иску присоединилась Польша. В заключительном документе саммита была сделана специальная сноска о том, что страны-члены ЕС будут продолжать применять данный механизм, но «без ущемления позиции» [3] своих несогласных коллег.

Более того, лидеры Евросоюза дали зеленый свет председательствующей в Совете Словакии для развития альтернативного предложения «гибкой солидарности» в сфере приема ищущих убежище государствами-членами для представления на следующем саммите ЕС в декабре. Согласно предлагаемому принципу «гибкой солидарности», при распределении беженцев следует учитывать особенности и возможности их приема для той или иной страны. Стоит отметить, что еще в ходе неофициального саммита в Братиславе 16 сентября, где Словакия впервые озвучила это предложение, поддержку она получила только от Германии, в то время как Италия и другие средиземноморские страны высказались резко против такого подхода. На прошедшем саммите к ним присоединился и Люксембург. По заявлению премьер-министра Ксавье Беттеля, его страна не верит в эффективность «гибкой солидарности».

Прошедший саммит ЕС кроме разочарований не принес громких и серьезных решений. Несмотря на то, что разногласия по торговому соглашению с Канадой были в конечном итоге разрешены вскоре после саммита, страны-члены ЕС не смогли продемонстрировать единство и полное единогласие по всему спектру вопросов. Вряд ли ситуация изменится коренным образом до декабря, когда состоится очередное заседание Евросовета.

1.     Remarks by President Donald Tusk after the European Council meeting on 21 October 2016, Statements and remarks 606/16.

2.     Report by President Donald Tusk to the European Parliament on the European Council meeting of 20-21 October 2016, Statements and remarks 614/16.

3.     European Council meeting (20 and 21 October 2016) – Conclusions, EUCO 31/16, Brussels, 21 October 2016 - P.4.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся