Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Людмила Бабынина

К.полит.н., зав. Центром политической интеграции ЕС Института Европы РАН

История вступления Исландии в Европейский союз оказалась короткой, и, в значительной степени, результат можно было предсказать заранее: через шесть лет после подачи заявки Исландия ее отозвала и прекратила переговоры о присоединении к ЕС.

История вступления Исландии в Европейский союз оказалась короткой, и, в значительной степени, результат можно было предсказать заранее: через шесть лет после подачи заявки Исландия ее отозвала и прекратила переговоры о присоединении к ЕС.

***

Исландия в отличие от большинства стран Европы никогда не стремилась к членству в Европейском союзе. Однако вследствие финансового кризиса, пришедшего из Соединенных Штатов в начале 2009 г., банковская система Исландии оказалась на грани краха, что привело к смене правительства. Поскольку на начальном этапе кризиса страна пострадала гораздо сильнее, чем государства еврозоны, активизировались разговоры о возможности вступления в ЕС, рассматриваемом как гарантия финансовой устойчивости в будущем. Пришедшее к власти левое правительство во главе с премьер-министром Й.Сигурдардоттир выступило за присоединение Исландии к Европейскому союзу. В середине июля 2009 г. исландский парламент с небольшим перевесом голосов проголосовал за подачу заявки на вступление в ЕС и уполномочил правительство страны начать процедуру присоединения. В конце июля 2009 г. Исландия подала официальную заявку на вступление в Европейский союз.

Для Европейского союза Исландия – один из наиболее желаемых и, на первый взгляд, беспроблемных кандидатов: страна с очень высоким уровнем жизни, старейшая демократия в Европе, тесно связанная с другими северными странами, входит в Европейское экономическое пространство (ЕЭП) и шенгенскую зону. Будучи участником этих проектов, Исландия уже инкорпорировала в свое национальное право 2/3 законодательных норм ЕС. Кроме того, эта страна – один из мировых лидеров по использованию гидроэнергетических и геотермальных ресурсов, поэтому ее опыт представляет значительный интерес для ЕС в рамках реализации программы «20-20-20» или энерго-климатического пакета (1, 2).

В пиковом 2009 г. падение ВВП страны составило 6,6%, инфляция достигла 16,3%, уровень безработицы приблизился к 10% трудоспособного населения, исландская крона была девальвирована почти на 50 %.

Однако, несмотря на длительное членство Исландии в ЕЭП и шенгенской зоне, различия в интересах не исчезли. Первым камнем преткновения стали квоты на вылов рыбы, определяемые Европейской комиссией. Защита биологического разнообразия моря находится в исключительной компетенции ЕС, и национальные государства не имеют здесь никаких полномочий. Однако рыбный промысел – одна из главных отраслей экономики Исландии, дающая около 40% экспортных доходов и 8% рабочих мест, поэтому страна не заинтересована во введении ограничений в данной сфере. Данную проблему обсуждали и в ЕС. По мнению бывшего члена Европейской Комиссии О. Рена, ответственного за расширение, «такие вопросы, как рыбный промысел и сельское хозяйство, весьма чувствительны для Исландии и для Евросоюза. Исландия соответствует более чем половине критериев, которые ЕС предъявляет стране-кандидату. Тем не менее переговоры могут оказаться довольно сложными». Разногласия по проблеме объемов вылова рыбы между ЕС и Исландией вылились в так называемые «макрелевые войны», когда Комиссия обвинила Исландию в чрезмерном вылове скумбрии в Северном море, который не учитывает возможность ее воспроизводства и интересы стран ЕС, также занимающихся этим промыслом. Исландия заявляла, что имеет богатый практический опыт в рыболовецком промысле и поддерживании необходимого природного баланса. Разногласия существуют также по вопросу доступа судов государств-членов ЕС в территориальные воды Исландии для ловли рыбы.

Во-вторых, Исландия, наряду с некоторыми другими странами, не присоединилась к запрету на охоту на китов, аргументируя это существующими национальными традициями. Европейский союз занимает в этом вопросе очень жесткую позицию и последовательно критикует все страны, в том числе и Исландию, которые занимаются китобойным промыслом.

В-третьих, существует нерешенная проблема выплаты компенсаций иностранным вкладчикам исландских банков. При крахе Ландбанка пострадали не только граждане Исландии, но и иностранцы, которые охотно вкладывали деньги в доходные исландские активы. Пострадавшие больше других, Великобритания и Нидерланды выступили в защиту своих подданных, компенсировав их потери, но пригрозили наложить вето на вступление Исландии в ЕС, если та не возместит их расходы. Два раза исландское правительство, руководимое социал-демократами, принимало решение о требуемых выплатах, и каждый раз исландцы выходили на улицы, протестуя против использования средств госбюджета Исландии на компенсации иностранным вкладчикам. Под давлением общественного мнения президент страны оба раза отказывался подписать соответствующий закон. Позже на стороне Исландии выступил Международный Суд.

В целом складывается впечатление, что Исландия не была заинтересована в поиске компромисса с ЕС по указанным проблемам, а напротив, четко отстаивала свои национальные интересы. В апреле 2013 г. правительство Исландии приостановило переговоры с ЕС, аргументируя этот шаг подготовкой к общенациональным выборам. К этому моменту были открыты переговоры по 27 из 35 глав, требующих согласования, по 11 главам они уже были успешно завершены. Однако по самым сложным вопросам, в том числе касающимся сельского хозяйства и рыболовства, а также свободного движения капитала, обсуждение даже не было начато.

С другой стороны, экономика Исландии последние четыре года постепенно преодолевала последствия кризиса. В пиковом 2009 г. падение ВВП страны составило 6,6%, инфляция достигла 16,3%, уровень безработицы приблизился к 10% трудоспособного населения, исландская крона была девальвирована почти на 50 %. В такой ситуации присоединение к еще стабильной зоне евро казалось привлекательным вариантом решения проблем. После принятия нестандартных мер по выходу из кризиса и помощи МВФ и стран Северной Европы экономика страны стала достаточно быстро выправляться. В 2011-2014 гг. в стране наблюдался стабильный экономический рост, составивший 2,7% в 2011 г. и 1,9% в 2014 г. Инфляция сократилась почти в три раза – до 6% в 2012 г. Уровень безработицы также удалось существенно снизить: последние два года он находится на отметке 5,5%, что значительно ниже, чем в большинстве стран ЕС. Прогнозы статистического агентства Евростат для Исландии на ближайшие годы весьма позитивны. ВНП на душу населения по ППС за время кризиса хотя и сократился в абсолютных цифрах, но относительно среднего по ЕС составляет те же 130%, что и в 2002 г. Экономические успехи Исландии выглядят особенно впечатляющими на фоне тяжелого кризиса в зоне евро, присоединение к которой было одной из целей при подаче заявки на вступление. Изменилась не только экономическая ситуация в Исландии и в зоне евро, изменились и настроения в исландском обществе. По данным Евробарометра, в 2013 г. членство Исландии в ЕС считали хорошей идеей 24% населения страны, плохой – 42%.

Изменилась не только экономическая ситуация в Исландии и в зоне евро, изменились и настроения в исландском обществе. По данным Евробарометра, в 2013 г. членство Исландии в ЕС считали хорошей идеей 24% населения страны, плохой – 42%.

Выборы, прошедшие в Исландии в апреле 2013 г., привели к созданию правоцентристского правительства, которое немедленно заявило о замораживании переговоров о вступлении в ЕС. В этом решении нашли отражение и существующие противоречия между Исландией и ЕС и опасения, связанные с внутренней трансформацией ЕС. Как заявил новый премьер-министр страны С. Гунлаугсон, «ситуация с тех пор, как Исландия запросила членство, очень сильно изменилась» (Euronews 23.05.2013). Правоцентристы решили сначала в целом оценить ситуацию в ЕС, а затем подумать о продолжении переговоров. Действительно, процессы трансформации ЕС в настоящее время идут весьма активно. Претенденты на вступление в ЕС не могут быть уверены, что завтра они войдут в такой же союз, каким он был вчера, когда велись переговоры. Государства-кандидаты в обязательном порядке должны выполнять требования Евросоюза, если они заинтересованы стать его полноправными членами.

Тем временем Евробарометр зафиксировал некоторое улучшение позиции граждан Исландии в отношении в ЕС. Опрос, проведенный весной 2014 г., показал, что членство Исландии в ЕС считали хорошей идеей 36% населения страны, плохой – 29%. Однако для возобновления переговоров таких результатов было явно недостаточно, особенно в контексте положительного исхода референдума о присоединении к ЕС, результаты которого, скорее всего, были бы отрицательными.

Учитывая вышеизложенное, объявление правительством Исландии об отзыве заявки на вступление в ЕС 12 марта 2015 г. не стало неожиданным. Решение правительства становится еще более объяснимым, если учесть, что возглавляющая правительство Прогрессивная партия Исландии опирается, в первую очередь, на фермеров и рыбаков, которые негативно относятся к введению принятых в ЕС правил функционирования данных отраслей хозяйства. В то же время Исландия настаивает на поддержании тесных отношений с ЕС в рамках ЕЭП и шенгенской зоны, которые обеспечивают беспошлинный ввоз исландских товаров в страны ЕС, в том числе и продукции рыболовства, и свободный приток туристов и рабочей силы на остров.

Очевидно, что в случае с Исландией интеграционный проект ЕС не имеет для нее особой привлекательности. Этим можно объяснить как слабую заинтересованность страны в поиске компромисса по спорным вопросам, так и итоговое решение отозвать заявку на вступление. Для ЕС, безусловно, решение Исландии – весьма болезненный укол. Однако нужно понимать, что исландский случай эксклюзивный для стран Европы, в котором совпали специфические экономические, социальные и политические интересы. Процесс европейской интеграции предусматривает возможность гибких подходов к участию в интеграционных процессах, в том числе для стран, не имеющих полноправного членства в ЕС. Таким образом, страны, которые обоюдно с ЕС заинтересованы во взаимном сотрудничестве, но имеющие интересы, плохо совместимые с практикой Евросоюза, могут найти приемлемый для обеих сторон формат сотрудничества.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся