Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Надеин-Раевский

К.филос.н., ст.н.с. ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

Национализм, который в Советском Союзе определялся не иначе как «пережиток капитализма», остается вечным спутником человеческого общества. В новых государствах появляются новые нации, которые не только повторяют путь развития «старых» европейских, но и вносят мусульманский аспект в националистические идеи прошлого. Вместе с тем второе дыхание обретают и старые пантечения, претендующие на образование огромных государственных конгломератов. Россия в будущем, так или иначе, станет полем борьбы как старых, так и новых националистических течений.

Национализм, который в Советском Союзе определялся не иначе как «пережиток капитализма», остается вечным спутником человеческого общества. В новых государствах появляются новые нации, которые не только повторяют путь развития «старых» европейских, но и вносят мусульманский аспект в националистические идеи прошлого. Вместе с тем второе дыхание обретают и старые пантечения, претендующие на образование огромных государственных конгломератов. Россия в будущем, так или иначе, станет полем борьбы как старых, так и новых националистических течений.

В СССР термин «национализм», как правило, носил негативный оттенок. В то время под национализмом понимали «идеологию и политику, заключающиеся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражды». В соответствии с марксистской теорией именно капитализм привел к появлению национализма и созданию национальных государств как системы, защищающей от экспансии чужих собственников, чужих рынков. Марксисты делали исключение лишь для «национализма угнетенных наций», который на этапе национально-освободительной борьбы, по их мнению, нужно было поддерживать.

Отечественные марксисты считали, что с исчезновением национальных границ и противоречий, испокон веков разделявших народы, на смену нациям придет великое братство народов. Но в грядущее исчезновение наций и, соответственно, национализма верили не только коммунисты. Масштабные надежды на возникновение наднациональных человеческих общин и соответствующего общественного сознания связывались с наступлением глобализации.

Но национализм не исчез, и сам процесс создания, например, единой европейской нации не привел к исчезновению ни наций, ни национализма.

Фото: one-europe.info

В настоящее время национализм все больше превращается в форму групповой самоидентификации, защитный рефлекс этноса, который усиливается перед угрозой растворения в некоей великой общности – всемирной, европейской или какой-либо иной. Эта форма «защитного национализма», скорее всего, и останется в арсенале национальных движений будущего.

Евросоюз и национализм

После создания Евросоюза исчезновение национальных границ, широкий обмен людьми на европейском пространстве теоретически должны были привести к размыванию и национально-культурных границ. Однако национальное, на котором базируется национализм как таковой, не только не исчезло, но и приобрело новые черты. Внутри ЕС происходит очевидная дефрагментация государственных образований, которые, тем не менее, и дальше будут определять внутриполитический климат в этой структуре.

Национальные меньшинства перешли к активному наступлению на центры наций-государств, пользуясь ослаблением в них административной власти. Они требуют расширения своих национальных прав и демонстрируют готовность перейти к политической дефрагментации этих государств. Следует ожидать не только активизации этих процессов (например, как в Испании, Великобритании, Бельгии), но и появления новых регионов, претендующих на расширение национальных прав и ограничение командных функций уже устоявшихся наций-государств.

Укрепление националистических идей в общественном сознании, философии и видении мира приведет и к укреплению образа врага – непременного спутника любого националистического проекта.

Не следует исключать возможности возникновения автономистских устремлений среди «новых» немцев, французов, голландцев, англичан, которые будут представлены новыми национально-религиозными меньшинствами «европейских» турок, арабов, пакистанцев, африканцев. В этой новой среде консолидация будет происходить в основном по религиозно-национальным границам, которые будут носить новый для ислама характер. Чисто религиозная основа консолидации новых европейских общин постепенно уступит место смеси религии и национализма, что никогда не было характерно для традиционного ислама. При этом усилится фрагментация политических и общественных организаций и движений, представляющих интересы национально-религиозных объединений новых европейцев. Такие объединения будут все больше вовлекаться в ряды традиционных старых европейских политических партий, которые в значительной степени будут полагаться на голоса «новых» сограждан.

Фото: voty.com
Демонстрация в Барселоне, организованная
«Республиканской левой рукой Каталонии»,
18 февраля 2006 г. под лозунгом
«Мы - отдельная нация»

Эти процессы приведут к расцвету нового национализма. С одной стороны, появятся разного рода национал-религиозные доктрины «новых европейцев». С другой стороны, еще более обострится «защитный» национализм «старых европейцев», направленный против консолидации новых европейских общин. Данный тип национализма будет приобретать характер, схожий с национал-социализмом предвоенной Германии, но с поправками на современные достижения науки и техники. В связи с этим разработка новых национал-оборонительных доктрин, скорее всего, начнет принимать откровенно расистский характер и приведет к формированию на базе националистических партий и движений Европы международно-политических объединений наподобие «коричневого интернационала». Сегодня такие объединения еще ждут своих теоретиков, которые успеют «стряхнуть пыль» со старых сочинений английских теоретиков расизма и воскресить «труды» немецких теоретиков, работавших на ведомство А. Розенберга, несмотря на официальный запрет расистской и национал-социалистической пропаганды в большинстве европейских стран.

В результате националисты, точнее национал-шовинистические объединения, неизбежно консолидируются на европейском пространстве. Они будут получать на демократических выборах значительный процент голосов избирателей и объединяться в радикальные партии, многонациональные по своему составу, но с сильным шовинистическим уклоном, переходящим в откровенный расизм. Приход к власти отрядов «националистического интернационала» в отдельных странах и регионах станет в ближайшие десятилетия важным элементом политической структуры европейских государств.

Укрепление националистических идей в общественном сознании, философии и видении мира приведет и к укреплению образа врага – непременного спутника любого националистического проекта. Развитие современных западных обществ на долгие годы будет подчинено попытке решить проблему межцивилизационных противоречий на общеевропейском пространстве, в первую очередь по отношению к выросшим, как по численности, так и по влиянию на местную, а позднее и европейскую политическую палитру, европейским мусульманским общинам.

Формирование национальных рынков как в арабских, так и в африканских странах будет по-прежнему служить основным препятствием к образованию наднациональных государственных объединений.

Ислам и национализм

Наибольший интерес представляет развитие националистических идей в исламском мире. Значительная часть мусульманских общин уже прошла через попытки выстроить новые национальные доктрины на основе смеси ислама и национализма, несмотря на постулирование идеи их несовместимости. Попытки симбиоза национализма и ислама мы встречаем в идеях пантюркизма – создания государства тюрок от Адриатики до Тихого океана («Великого Турана»), пантуранизма – единства «туранских народов», т.е. народов уральской и алтайской языковых семей, более позднего тюркизма, который сочетал в себе сильные пантюркистские наслоения.

Все эти идеи и доктрины признавали ислам в качестве одной из основных черт, присущих «тюркской нации», соединяя таким образом национализм и религию. Позднее, в период революционного подъема первой четверти XX века в результате попыток соединения национально-религиозных доктрин с идеями социального равенства появились новые национал-религиозные направления общественной мысли. В советской России «тюркские коммунисты» вынашивали идеи построения будущего государства на основе соединения ислама и социализма.

Фото: europeanbusinessreview.com
Идея создания государства «Великий
Туран», которая уже больше столетия
занимает умы и сердца части турецкой
правящей элиты, упирается в те же
препятствия, которые с неизбежностью
встанут на пути уже известных и новых
евразийских проектов.

Поиски принципов построения будущего государства продолжались в течение всего XX века. Были предприняты попытки создания на основе ислама и национализма Объединенной арабской республики, но и они оказались неудачными.

Однако это не означает, что рецидивы объединительных идей безвозвратно ушли в прошлое. Появление на арабском Востоке харизматических лидеров, способных объединить страны и народы в рамках панарабизма, скорее всего, неизбежно. В сознании арабо-мусульман по-прежнему сохраняется идея арабо-мусульманского пространства как центра всего исламского мира. Новыми носителями этой идеи, скорее всего, выступят либо лидеры «Братьев-мусульман», либо новоявленные объединители – носители салафитских идей, пропагандирующие не только возврат к «чистому исламу», но и соединение ислама и социального равенства. При этом национализм в арабских общинах будет и дальше развиваться, в основном повторяя закономерные процессы развития общественного сознания. Формирование национальных рынков как в арабских, так и в африканских странах будет по-прежнему служить основным препятствием к образованию наднациональных государственных объединений. Отсюда – неизбежное поражение и панарабизма, и панисламизма в попытках построения новых обществ и торжества идей наднационального объединения государств и народов.

Вместе с тем мировой ислам уже сейчас вступил в полосу нестабильности. Борьба суннитских и шиитских лидеров за доминирование в мусульманской умме с роковой неизбежностью приведет к неудаче попыток Ирана стать общемусульманским лидером. При этом следует ожидать, что в попытках подорвать государственность Ирана противники иранского режима как на Западе, так и из числа суннитских лидеров сделают ставку на реанимацию персидского национализма, с одной стороны, и поддержку националистических движений в среде национальных меньшинств страны (азербайджанцев, туркмен, курдов, арабов, белуджей), с другой.

Национализм и Россия

Дискуссионный клуб.
Нужен ли России Евразийский
союз?

А.Володин vs В.Иноземцев

Из всех националистических пантечений и доктрин пантюркизм представляется наиболее живучей и перспективной идеей с точки зрения будущего развития философских основ националистических и национал-религиозных доктрин. Основным полем борьбы со сторонниками этой доктрины в ближайшие десятилетия станет Россия, причем не только ее тюркские и тюрко-мусульманские регионы, но и мегаполисы, которые постепенно заселяются представителями среднеазиатских тюрко-мусульман.

Представляется, что развитие множественных вариантов национализма, начиная от национализма малых народов и заканчивая «великорусским» вариантом в его различных проявлениях, будет продолжаться в зависимости от конкретных внутри- и внешнеполитических условий, а также динамичного либо стагнационного развития экономической и социальной сферы страны. Оптимисты (например, Александр Дугин) уверены, что «Россия преобразуется в Евразийский Союз – большое пространство, объединяющее обширные территории постсоветских республик вокруг русского ядра и выступающее как влиятельный и независимый полюс многополярного мира».

Несмотря на захватывающую оптимистичную перспективу, описанную А. Дугиным, развитие российского государства по пути воссоздания некоей новой империи не представляется вероятным. Попытки реализации этого сценария неминуемо столкнутся с противодействием как со стороны Европы, так и со стороны «Вашингтонского обкома». Недаром «заклятый друг» России Збигнев Бжезинский еще в 1980-е годы писал, что «доминирование на всем Евразийском континенте уже сегодня является предпосылкой для глобального господствующего положения». Естественно, он оправдывал именно американское устремление к такому господству.

Однако важнее другое, а именно – социально-экономическая реальность современности, тот самый рынок, к которому так упорно стремились отечественные либералы. В условиях современных рыночных отношений макрогосударства изначально затратны и убыточны, а ресурсы России вряд ли позволят ей содержать еще и некое новое «братство евразийских народов».

Динамика развития наций, народов, этносов и племен убедительно доказывает устоявшуюся истину: процесс развития постоянен, и формирование национального самосознания – это вечный континуум, которому не может быть конца.

Есть и другое, не менее важное препятствие на пути создания «Большой Евразии». Очевидно, что окрепшие и твердо удерживающие власть национальные элиты бывших советских республик не пойдут на восстановление былого могущественного государства и не позволят укорениться на своей национальной почве новому «старшему брату». Это касается еще одного «евразийского проекта», которому готова следовать Турция, – пантюркистского. Идея создания государства «Великий Туран», которая уже больше столетия занимает умы и сердца части турецкой правящей элиты, упирается в те же препятствия, которые с неизбежностью встанут на пути уже известных и новых евразийских проектов.

Вместе с тем пантюркистский проект, как и идея евразийства или неоевразийства, не только не исчезнут, но и продолжат занимать умы и сердца своих последователей. Оба конкурирующих проекта «макронационализма» останутся в идеологическом арсенале новых поколений политиков и философов. Поэтому российской власти в течение многих десятилетий придется противопоставлять пантюркистскому проекту, разного рода исламским и национал-исламским идеям нечто более интернациональное и ориентированное на российскую систему ценностей, основанную на сосуществовании множества народов, религиозных конфессий и национальных культур. В этом отношении идея евразийской общности, базирующейся на равноправном сосуществовании многообразия национальностей, религий и культур, скорее всего, останется в арсенале «объединительного национального проекта» современной России.

Перспективы и решения

Можно ли раз и навсегда решить все проблемы отношений между нациями и этносами внутри этих наций? Можно ли таким образом достичь межнационального мира и согласия, зафиксировав основные правила игры в форме законов, устоявшихся обычаев на основе взаимоуважения, учета прав «малых» народов и уступок со стороны «больших» народов? Опыт развития человечества свидетельствует, что это невозможно. Динамика развития наций, народов, этносов и племен убедительно доказывает устоявшуюся истину: процесс развития постоянен, и формирование национального самосознания – это вечный континуум, которому не может быть конца.

Соответственно, неизбежен следующий вывод: ничего нельзя определить раз и навсегда. Необходимы постоянный поиск новых подходов, новых решений и всемерный учет изменяющихся условий существования этносов, потребностей их развития. Потеря динамики процесса постоянного реформирования национальных отношений приводит к накоплению противоречий, что на практике часто оборачивается «взрывом» и большой кровью.

Сегодня нет никаких гарантий того, что через 100 лет человечество научится избегать ошибок в решении национальных проблем. Шоры националистических воззрений, зачастую не позволяющие увидеть эти проблемы по мере их накопления, приводят и в дальнейшем будут приводить к регулярным взрывам по линии национальных отношений.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся