В мае 2015 г. российское правительство устранило политические и правовые препятствия для продажи Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300, открыв тем самым путь к заключению коммерческого соглашения и последующей поставки. Это крайне спорное решение вызвало многочисленные комментарии со стороны заинтересованных групп, включая правительства США, Израиля, Ирана и стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
Эксперты из России и ССАГПЗ хорошо знакомы с иранской и западной точками зрения по данному вопросу. Тем не менее они не вполне представляют себе позицию каждой из сторон в связи с этим важным событием, поскольку отношения между странами только формируются. Настоящий отчет призван восполнить пробел в понимании обозначенного вопроса и познакомить читателей с точкой зрения России и ССАГПЗ на данную проблему. Он подготовлен экспертами, занимающимися изучением стратегических вопросов в странах Персидского залива.
Приведенные ниже точки зрения отражают мнение авторов и не обязательно соответствуют взглядам учреждений или государств, которые эти авторы представляют.
Позиция России
Елена Мелкумян и Андрей Дербенев, Институт востоковедения РАН
Человечество переживает сложный переходный период, характеризующийся нестабильностью во всем мире. Каким будет новый мировой порядок? Время покажет. Но уже ясно, что при формировании принципов его организации важнейшую роль будет играть исторический опыт стран и народов. У разных стран есть свое понимание справедливого и безопасного миропорядка, в рамках которого сложились свои критерии для выявления угроз и методы борьбы с ними.
Безопасность стран Ближнего Востока находится на стыке интересов всех государств этого региона. Россия как член Совета Безопасности ООН внимательно следит за бурно развивающимися здесь событиями, особенно в местах со сложным национальным и религиозным составом. В целях поддержания безопасности она сосредоточивает внимание на вопросах, представляющих общий интерес, и на долгосрочной перспективе развития отношений.
Интерес Ирана к российским системам противовоздушной обороны в большой степени объясняется географической близостью страны к источникам нынешних угроз. Он может послужить началом диалога исламских государств по созданию собственных систем ракетной и противовоздушной обороны на Ближнем Востоке.
Договор между Россией и Ираном о поставке российских комплексов С-300 был подписан в 2007 г. и приостановлен в 2010 г. в связи с санкциями Совета Безопасности ООН против Ирана, который вел свою ядерную программу. В то время президент Д. Медведев, ключевая фигура в российской политической иерархии, пытался улучшить отношения с западными партнерами после грузинского кризиса. Иран ответил иском к России на сумму 4 млрд долл., с которым он обратился в международный третейский суд в Женеве.
В апреле 2015 г. президент В. Путин снял запрет на поставку Ирану этих сложных систем. Свое решение он мотивировал тем, что Иран «демонстрирует высокую гибкость и явно хочет найти компромисс по своей ядерной программе, поэтому Москва и снимает запрет». Российские власти утверждают, что противоракетная система выполняет исключительно оборонительные функции.
Готовность российского правительства оправдать это решение вызвала серьезное недовольство в Израиле и озабоченность в странах Запада, а также у арабских соседей Ирана. 13 апреля 2015 г., сразу после публикации указа президента, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «Система С-300 обладает исключительно оборонительными характеристиками; ее нельзя использовать против какой-либо страны, она не может быть угрозой чьей-либо безопасности, включая безопасность Израиля».
В интервью на радиостанции «Спутник» С. Лавров попытался приуменьшить значение продажи Ирану С-300, заявив, что эти системы «нельзя использовать для защиты от ядерного оружия» и что они «пригодны только для защиты от нестратегических ракет и от ударов с воздуха».
Вместе с тем глава МИД России уточнил: «Те, кто захочет нанести удар по Ирану, должны как следует подумать». Далее он заметил: «События в Йемене и остальных частях региона говорят о наличии больших рисков. Мы не хотим, чтобы Иран стал очередной мишенью для незаконного использования силы».
Критика этого соглашения со стороны разных стран заставила российские власти заявить о том, что от немедленной поставки систем стоит воздержаться. Агентство ТАСС опубликовало следующее высказывание заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова: «Главное — принято политическое и правовое решение, которое открывает такую возможность». Евгений Лукьянов, заместитель секретаря Совета безопасности России, подтвердил: «Решение о поставке Ирану комплексов С-300 было принято, но на реализацию этого проекта уйдет некоторое время».
Вместо комплексов С-300 Россия предложила Ирану свои новейшие и более мощные системы противоракетной обороны Антей-2500. По словам представителя компании «Алмаз-Антей», которая производит Антеи, Антей-2500 может поражать ракеты, движущиеся со скоростью 4500 м в секунду в радиусе 250 км (150 миль). У системы С-300 радиус действия ограничен и составляет 125 миль.
Российско-иранские связи в военной сфере имеют давнюю историю. Россия и Китай стали основными поставщиками оружия Исламской Республике, когда западные страны отказались развивать с ней военные отношения после исламской революции.
Иран — основной стратегический союзник России на Ближнем Востоке. У этих двух стран общая точка зрения на важнейшие проблемы в регионе: обе поддерживают режим Башара Асада в Сирии, выступают против ударов с воздуха по «Исламскому государству» на сирийской территории без договоренности с официальными властями этой страны, возражают против использования силы в Йемене.
Россия не участвует в поддержании безопасности в арабских странах Персидского залива, которые считают своим основным союзником в этой сфере и гарантом стабильности США. Для выполнения обязательств по поддержанию безопасности в регионе Соединенные Штаты держат здесь тысячи военнослужащих, регулярно проводят совместные военные учения, имеющие отношение к ПРО, морской безопасности, кибербезопасности и безопасности границ. Арабские страны вместе с США участвуют в борьбе с терроризмом: препятствуют перемещению боевиков и финансов в конфликтные зоны, противостоят разрушительной идеологии ИГ.
Российский потенциал не представляется столь значительным, чтобы играть важную роль в соглашениях по обороне в зоне Персидского залива. Во-первых, Россия исторически не участвовала в подобных процессах. Она заинтересована в продаже оружия и военной техники арабским государствам Персидского залива, но в области торговли оружием ей трудно конкурировать со странами Запада. Это объясняет готовность России развивать военное сотрудничество с Ираном. Возможно, у арабских государств зоны Персидского залива возникнет желание укрепить связи с Россией в военной сфере и заключить новые контракты на поставку вооружения, чтобы поддержать баланс сил с Ираном.
Россия оказалась в сложном положении на мировой арене после введения западных санкций в связи с ее позицией по украинскому вопросу. Отсюда становится понятным, почему российские власти стремятся укрепить сотрудничество со своими традиционными партнерами, в том числе с Ираном. Для России это важно не только в политическом, но и в коммерческом отношении. В 2014 г. объем российских продаж оружия за рубеж составил 15 млрд долл.
После отмены антииранских санкций Россия попытается предотвратить развитие отношений между Ираном и США, усилит свое сотрудничество с Тегераном не только на двухсторонней основе, но и в рамках Шанхайской организации сотрудничества, куда с ее помощью вступит Иран.
Позиция ССАГПЗ
Омар Махмуд, Центр стратегических, международных и энергетических исследований, Бахрейн
Сегодня будущее многих стран Ближнего Востока представляется туманным. Терроризм и внутригосударственные конфликты получают все более широкое распространение. Растет озабоченность стран ССАГПЗ по поводу этих угроз, поскольку многие из них уже испытали на себе последствия терроризма и внешнего вмешательства. Многие из этих проблем справедливо приписывают политическим системам, сложившимся в ряде стран Ближнего Востока. Речь идет, прежде всего, о разгуле коррупции и непрочности социальных связей. Нельзя сбрасывать со счетов и масштабы воинственной политики Ирана.
Роль таких стран, как Китай и Россия, в регионе исторически всегда была ограничена, за редкими исключениями, а сами они, безусловно, выигрывали от присутствия здесь США и значения этой страны для глобальной экономики (особенно это касается экспорта нефти). Поскольку регулярно ведутся разговоры о снижении влияния США и смене региональной динамики, у России есть шанс сыграть более важную и эффективную роль в жизни региона.
Недавно Саудовская Аравия подписала с Россией соглашение, предусматривающее инвестиции в разные проекты на сумму до 10 млрд долл. Россия, со своей стороны, обязуется вложить средства в рынок Саудовской Аравии. За последние несколько лет торговые и экономические обязательства России перед другими странами ССАГПЗ тоже заметно возросли. Только в 2014 г. объем торговли между Россией и Объединенными Арабскими Эмиратами превысил 2 млрд долл. В 2014 г. Бахрейн подписал с Россией несколько меморандумов о взаимопонимании. Премьер-министр Бахрейна шейх Халифа бен Сальман Аль Халифа обратился к России с просьбой продолжать сближение со своими союзниками в регионе (арабскими странами), укреплять сотрудничество с ними.
Очевидно, что эти отношения носят во многом позитивный характер и очень перспективны. Однако здесь есть свои сложности и потенциальные проблемы, связанные с позицией России по Ирану. Страны ССАГПЗ считают, что Иран и его действия в регионе — это дестабилизирующий фактор. Поддержка Ираном Башара Асада (не без помощи России), поощрение террористических действий по всему региону, вмешательство в дела других государств — все это сильно сказывается на проблемах, стоящих перед регионом сегодня.
Стоит подробнее рассмотреть вопрос о возможной продаже Ирану систем С-300 (СА-20) и недавние новости об Антее-2500 (СА-23). Хотя министр иностранных дел России С. Лавров утверждает, что продажа этих ракет преследует исключительно оборонительные цели, многие в регионе выражают по этому поводу серьезную озабоченность. С арабской точки зрения, не выгодной Тегерану, на международной арене принято верить не словам, а делам. Действия же Ирана в регионе заставляют задуматься о том, как именно могут использоваться эти системы.
Радиус действия систем С-300 и Антей-2500 составляет 150–2500 км, что дает возможность охватить все ключевые и уязвимые зоны в странах ССАГПЗ. Следует также отметить, что эти системы мобильны и в случае конфликта могут быть потенциально развернуты в стратегических точках. Это вполне может повлиять на развитие коммерческой авиации. Стратегическое размещение этих систем в таких местах, как, например, Лаван Айленд, Абадан и Сирик, позволит держать под прицелом основные города и энергетическую инфраструктуру ССАГПЗ.
Эти системы противоракетной обороны, в дополнение к постоянно растущему иранскому арсеналу баллистических ракет ближнего и среднего радиуса действия, составляют серьезную и осязаемую угрозу безопасности ССАГПЗ. Государствам ССАГПЗ придется принять ответные меры и увеличить собственные арсеналы современного военного вооружения. К сожалению, гонка вооружений в регионе, который и без того полон опасных противоречий, лишь усилит угрозу потенциального конфликта.
Вопрос, омрачающий отношения Ирана со многими его соседями со времен Иранской революции и до наших дней, — это открытая и активная поддержка террористических движений и группировок по всему региону. В 1981 г. группа «Исламский фронт освобождения Бахрейна» попыталась осуществить переворот, который был успешно подавлен властями. Многие члены группы были арестованы. Правительство Бахрейна обвинило Иран в поддержке этого заговора и предоставило множество свидетельств этого [1].
Бахрейн и Саудовская Аравия неоднократно обвиняли Тегеран во вмешательстве в их внутренние дела, в поддержке групп, стремящихся свергнуть монархические режимы. Некоторые представители властей Ирана даже позволили себе объявить Бахрейн четырнадцатой провинцией Ирана. Более того, начиная с 1979 г. группы, имеющие отношение к «Хезболле», неоднократно совершали теракты в странах ССАГПЗ. Боевики «Хезболлы» в Саудовской Аравии и Кувейте совершали успешные нападения на правительственные структуры и службы безопасности. Иран постоянно предпринимает негласные попытки ослабить правительства Бахрейна и Саудовской Аравии, оказывая влияние на свои шиитские общины. Бахрейн также обвинил Иранскую революционную гвардию в том, что она готовит граждан Бахрейна для проведения терактов внутри страны. Наиболее известным терактом в странах ССАГПЗ стал срежиссированный Ираном взрыв в башнях Хобар, унесший жизни многих граждан Саудовской Аравии и военнослужащих США, сотни получили ранения. Это лишь несколько примеров в длинном списке террористических актов, так или иначе поддержанных Ираном.
В марте 2014 г. Иордания и Россия подписали соглашение о выделении 10 млрд долл. на строительство первой атомной электростанции в Иордании. Для России это еще одна возможность укрепить свои позиции в регионе, поскольку у Иордании со странами ССАГПЗ сложились прекрасные отношения. Сегодня будущее Иордании представляется туманным в связи со становлением ИГ в Ираке и Сирии и притоком беженцев из-за политики проиранских правительств в этих государствах. Совсем недавно властям Иордании удалось предотвратить теракт, который намеревался осуществить человек, связанный с Иранской революционной гвардией. Волна терроризма и растущая нестабильность могут не только сорвать эту привлекательную для обеих стран сделку, но и при успешном продвижении проекта создать новую угрозу безопасности региона.
И Россию, и ССАГПЗ заботит угроза терроризма. В российских городах не раз совершались теракты, а государственные служащие нередко становились жертвами терактов в соседних странах, главным образом, на Кавказе. Сегодня перед Россией возникла новая опасность: некоторые россияне и граждане соседних стран уезжают в горячие точки, участвовать в конфликтах в Сирии и в Ираке. Многие из них вернутся, приобретя боевой опыт и проникшись антироссийскими настроениями из-за политики России в отношениях с Ираном. Недавно стало известно, что Тегеран напрямую поддерживает и вооружает движение «Талибан» в Афганистане. По сообщениям из Афганистана, Иран увеличил поставки оружия и боеприпасов, вербует и готовит боевиков, что, разумеется, несет угрозу безопасности и без того неспокойному государству. Известно, что в Тегеране в прошлом принимали лидеров «Аль-Каиды» , что выглядит весьма странным.
Россия заинтересована в расширении торговли военной техникой со странами ССАГПЗ и арабским миром в целом (недавно было подписано соглашение с Египтом), но заменить США ей в ближайшее время не удастся. Страны ССАГПЗ выражают явную готовность наращивать сотрудничество с Россией, однако стабильная поддержка Ирана, проводящего недружественную политику в регионе, со стороны России может привести к ее изоляции. Следует отметить, что в связи с действиями Ирана, которые решительно поддерживает Москва, в арабском мире отношение к России меняется в худшую сторону.
Россия должна использовать хорошие отношения с Ираном и попытаться повлиять на него, чтобы роль этой страны в регионе стала более позитивной. Тем временем Россия и сама оказывается в изоляции, особенно после введения западных санкций из-за ее действий на Украине. Россия может укрепить свои позиции на Ближнем Востоке и в странах ССАГПЗ, как в финансовом, так и в политическом отношении, что постепенно и происходит, но есть еще много возможностей для расширения этих связей.
Государства ССАГПЗ хотели бы видеть новую российскую политику на Ближнем Востоке. Пока стороны не пришли к полному пониманию относительно намерений друг друга. Отношения между Россией и Ираном всегда будут камнем преткновения для стран ССАГПЗ, и если Россия хочет поддерживать дружеские связи со всеми странами региона, ей нужно определиться, поскольку регион и без того охвачен волнениями. Россия должна самым серьезным образом прислушаться к точке зрения государств ССАГПЗ по всем этим вопросам, понять, что если оружие, которое Россия продает Ирану, будет использовано не по назначению, это несомненно скажется на зарождающейся дружбе. У стран ССАГПЗ и России есть много возможностей для сотрудничества, особенно в сферах экономики, торговли и борьбы с терроризмом, но нам еще предстоит увидеть, как на этих отношениях отразится реализованная на практике ядерная сделка с Ираном.
1. AlHasan H.T. The Role of Iran in the Failed Coup of 1981: The IFLB of Bahrain // The Middle East Journal. 2011 (Autumn). Vol. 65. № 4.