Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Вадим Войников

К.ю.н., доц. каф. международного и европейского права, координатор блока «Европейское право» центра ЕС БФУ им. И. Канта, эксперт РСМД

25 мая 2016 г. федеральное правительство Германии одобрило проект федерального закона об интеграции иммигрантов. По словам канцлера Ангелы Меркель, указанный закон — первый в своем роде за всю историю Германии. Новый федеральный закон будет базироваться на принципе «требовать и поощрять», то есть государство предоставляет иностранцам комфортные условия пребывания, а те, в свою очередь, обязуются прилагать усилия по интеграции в принимающее сообщество.

25 мая 2016 г. федеральное правительство Германии одобрило проект федерального закона об интеграции иммигрантов. По словам канцлера Ангелы Меркель, указанный закон — первый в своем роде за всю историю Германии.

Одобрение правительством проекта федерального закона не означает его окончательного принятия. Данный проект должен пройти все законодательные процедуры, прежде чем вступит в силу. Подготовка проекта федерального закона об интеграции представляет собой одну из мер, предпринимаемых федеральным правительством Германии в рамках разрешения миграционного кризиса в Европе.

В октябре 2015 г. в Германии был принят закон, направленный на ускорение процедуры рассмотрения ходатайств об убежище. Указанный закон включал в себя пакет законодательных актов, регулирующих широкий круг вопросов, связанных с предоставлением убежища и пребыванием иностранцев. Среди прочего, данный закон вносил изменения в закон о трудовой деятельности и интеграции иностранцев, который в том числе регулирует вопросы интеграции иностранцев в немецкое сообщество.

Одобренный 25 мая 2016 г. федеральным правительством закон об интеграции вносит изменения в действующие федеральные законы, в том числе в социальный кодекс, закон о пребывании иностранцев, закон о центральном реестре иностранцев, закон об убежище и т.д. Иными словами, указанный проект закона не кодифицирует существующие нормы об интеграции иностранцев, а лишь вносит изменения в существующие акты.

По мнению немецких политиков, новый федеральный закон должен базироваться на принципе «требовать и поощрять», то есть государство предоставляет иностранцам комфортные условия пребывания, а те, в свою очередь, обязуются прилагать усилия по интеграции в принимающее сообщество. Иными словами, иммигранты вправе рассчитывать на большую государственную поддержку, облегчение доступа к рынку труда и беспрепятственное получение мест на интеграционных и языковых курсах. Однако если иммигранты необоснованно уклоняются от предпринимаемых государством мер по интеграции, таким лицам будет сокращен размер социального обеспечения.

Новый законопроект предусматривает следующие ключевые моменты:

1. Расширение возможностей для трудоустройства лиц, ищущих убежище.

За счет федеральных средств будут созданы до 100 тыс. новых рабочих мест. Более того, предполагается, что в течение трех лет на иммигрантов не будет распространяться принцип «национального приоритета» при трудоустройстве. Согласно указанному принципу, трудоустройство иностранца допускается только при отсутствии кандидата, имеющего гражданство ЕС.

2. Расширение возможностей для обучения.

Лица, ищущие убежище, получают возможность пройти обучение в рамках профессиональной подготовки. На время обучения такие иммигранты имеют право на отсрочку высылки из страны. После завершения обучения иммигранты получают вид на жительство на срок полгода для поиска работы. В случае получения работы иммигрантам выдается вид на жительство в ФРГ еще на два года.

Для иммигрантов посещение интеграционных курсов до завершения процесса рассмотрения ходатайства обязательно. Ключевая роль в ходе интеграционных курсов принадлежит изучению немецкого языка, что выступает одним из главных условий успешной интеграции в принимающее сообщество.

4. Новые правила для получения бессрочного вида на жительство.

В настоящее время лицо, имеющее статус беженца, после трех лет проживания получает бессрочный вид на жительство, если ситуация в его стране остается опасной для возвращения. Проект закона предполагает получение бессрочного вида на жительство только при условии хорошего знания немецкого языка и наличия достаточных средств для проживания.

5. Правила о месте проживания.

Проект федерального закона предоставляет право властям федеральных земель самостоятельно решать вопрос о том, в каком месте и в каком городе будут проживать лица, ищущие убежище. Кроме того, федеральным землям предоставлено право ограничивать проживание иммигрантов в определенных местах, чтобы избежать создания «гетто».

Анализ проекта федерального закона показывает то, что немецкое правительство пытается превратить интеграцию иммигрантов в процесс, за который в одинаковой степени отвечает как государство, так и сам иммигрант. Иными словами, интеграция иммигранта в принимающее сообщество должна рассматриваться не только как забота государства, а как прямая и безусловная обязанность каждого прибывшего в страну иностранца. Государство лишь создает для этого необходимые условия.

Подготовка проекта указанного закона свидетельствует о том, что Германия не только намерена создать условия для интеграции прибывших в страну иммигрантов, но и в определенной степени «поставить» их в рамки, то есть заставить иммигрантов жить и интегрироваться в соответствии с правилами, устанавливаемыми принимаемым государством.

Сейчас трудно сказать насколько такие меры окажутся эффективными, пока можно констатировать то, что уровень напряжения в связи с миграционным кризисом постепенно снижается. Однако это не означает, что большинство проблем нашли свое разрешение. Ситуация в связи с массовым наплывом иммигрантов в Европу и, в частности, в Германию по-прежнему остается очень сложной, и власти Евросоюза, а также государств — членов ЕС должны провести достаточно серьезную работу в этом направлении.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся