Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 4.55)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Беляев

К. ю. н., советник Посольства России в Республике Конго, руководитель представительства Россотрудничества в Республике Конго

Ирина Макарова

Сотрудник представительства Россотрудничества в Республике Конго

В последнее время в академических дискуссиях и публикациях по внешнеполитической проблематике существенное внимание уделяется механизмам формирования позитивного образа государств, который складывается из культурно-гуманитарной, общеполитической, экономической привлекательности, морального авторитета и т.д. Этот комплекс факторов транслируется через призму психологического состояния и массового сознания групп населения.

К числу государств, которые обладают серьезным культурно-гуманитарным влиянием среди значительной части зарубежной аудитории, относится Французская Республика. Цивилизационное наследие этой страны широко известно за рубежом.

Принимая во внимание результаты культурно-гуманитарной работы французских внешнеполитических институтов, а также показатели популярности и авторитета образа Франции, можно констатировать, что французский институционный механизм в этой области представляет собой эффективный образец достижения внешнеполитических целей своей страны.

Очевидно, что содержательная деятельность инструментов внешней политики Франции, рассмотренных в этой публикации, опирается на многовековое влияние французской цивилизации за рубежом. Вместе с тем результативность деятельности связана и с осознанным вниманием руководящих кругов Франции к этой сфере, нацеленных на создание условий для усиления внешнеэкономического, внешнеполитического и военного влияния Франции за рубежом.

Проведя обзор институциональных инструментов культурно-гуманитарного влияния Французской Республики за рубежом, следует констатировать, что внешнеполитические, культурные, образовательные, научно-исследовательские, информационно-коммуникационные учреждения выступают как комплекс государственных и негосударственных учреждений, координирующих свою деятельность как на уровне головных организаций во Франции, так и на уровне своих представительств за рубежом.

Работа этих учреждений во все большей степени регулируется центральными органами государственной власти Франции и поддерживается французскими экономическими операторами. Обращает на себя внимание тенденция к интеграции деятельности различных институтов, хотя при этом у каждого из них остается определенный сегмент своей узконаправленной деятельности.

В целом российские учреждения, занимающиеся обеспечением внешнеполитических интересов нашей страны, могут использовать в своей деятельности некоторые аспекты организационного опыта французского культурно-гуманитарного влияния за рубежом с учетом существующих различий в институционных моделях и практических аспектах функционирования.

В последнее время в академических дискуссиях и публикациях по внешнеполитической проблематике существенное внимание уделяется механизмам формирования позитивного образа государств, который складывается из культурно-гуманитарной, общеполитической, экономической привлекательности, морального авторитета и т.д. Этот комплекс факторов транслируется через призму психологического состояния и массового сознания групп населения.

К числу государств, которые обладают серьезным культурно-гуманитарным влиянием [1] среди значительной части зарубежной аудитории, относится Французская Республика. Цивилизационное наследие этой страны широко известно за рубежом.

Во-первых, французский язык занимает четвертое место в мире по распространённости после английского, китайского (мандарин) и испанского — на нем говорит около 300 млн человек. Он встречается практически на всех континентах и субконтинентах земного шара — в Европе, Северной Америке, Африке, Азии и Латинской Америке. При этом большая часть франкофонов проживает в Африке, где он часто играет роль «lingua francа» как в межэтнических, так и в межгосударственных отношениях. Родным французский язык считает население таких стран, как Бельгия, Швейцария, Люксембург, Канада (Квебек).

Во-вторых, общеизвестна популярность французской художественной литературы, живописи, архитектуры, вокально-музыкального искусства, театра, кинематографа и образования. Архитектурно-историческое, художественное, историко-культурное наследие ежегодно привлекает миллионы туристов во Францию.

Среди истоков культурно-гуманитарного влияния Франции за рубежом можно выделить как влияние исторических, природно-климатических, географических, демографических и некоторых других факторов, так и роль институтов, регулируемых осознанной политикой руководящих кругов государства. Неизбежно эти два уровня формирования позитивного образа страны влияют друг на друга, составляя своего рода синтез [2].

В данном случае именно в отношении второй составляющей комплекса факторов, обеспечивающих успешность и результативность продвижения внешнеполитических интересов посредством формирования позитивного имиджа страны, и осуществляется анализ, направленный на использование и адаптацию практики одних государств другими, где, конечно, должен учитываться своеобразный исторический, цивилизационный, культурный и социально-политический контекст.

Предмет исследования ограничен инструментарием государственно-правового характера, исключая сферу общественной жизни, связанную с религиозными конфессиями Франции, в первую очередь, католической церковью [3].

Министерство Европы и иностранных дел Французской республики

Общее стратегическое руководство в таких областях внешней политики, как «дипломатия влияния», «французская цивилизация», «культурная дипломатия», «образовательная дипломатия», «научная дипломатия», «публичная дипломатия», «франкофония», осуществляется на национальном уровне Генеральной дирекцией по глобализации, развитию и партнерам (Direction général de la mondialisation, du développement et des partenairiats) Министерства Европы и иностранных дел Французской Республики (далее — МИД Франции).

В состав данной Генеральной дирекции входит Дирекция культурного, университетского и исследовательского сотрудничества, включающая следующие подразделения: группа культурных обменов и аудиовизуальных средств за рубежом, группа по французскому языку и образованию, секция по высшему образованию, секция по науке и научным обменам, группа по отношениям с гражданским обществом и партнёрами, группа по внешним связям региональных органов власти. В практической плоскости Дирекция культурного, университетского и исследовательского сотрудничества в составе Генеральной дирекции отвечает за культурные службы посольств Франции за рубежом.

Общий бюджет Французской республики, утверждаемый Национальной ассамблеей, в рамках «внешней деятельности государства в области «культурной дипломатии и дипломатии влияния — франкофонии» («diplomatie culturelle et d’influence — francophonie») французских внешнеполитических ведомств, прежде всего, МИД Франции, составлял в 2020 г. 643,2 млн евро, за исключением расходов на персонал и обеспечение безопасности. Прирост бюджета в 2020 г. по сравнению с 2019 г. составил 17, 9 млн евро.

Число сотрудников в области культуры, работающих по ставкам Министерства Европы и иностранных дел, а также в целом в области культурной дипломатии Франции в 131 стране мира, составляло в 2020 г. 1 918 человек. К ним можно добавить 3 500 служащих, принятых на месте.

В силу закона Французской республики № 2010-873 от 27 июля 2010 г. «О внешней деятельности государства» новая организационно-иерархическая схема, относящаяся к осуществлению руководства культурно-гуманитарной дипломатией Франции в зарубежных странах, предусматривает, что всей работой в этой области руководит советник по сотрудничеству и культурной работе посольства Франции (conseiller de цcoopération et d’action culturelle), в подчинении которого находится служба сотрудничества и культурной работы (service de coopération et d’action culturelle).

К первоочередным функциям этих служб относятся: культурное, художественно-артистическое и аудиовизуальное сотрудничество, обмен идеями и знаниями, а также поддержка французского языка. Состав секций культурной службы посольств Франции за рубежом определяется этими направлениями деятельности.

Второй уровень приоритетности работы культурных служб французских посольств включает университетское и научно-исследовательское сотрудничество, исключая те посольства, где есть отдельные службы по науке и исследованиям. В последнем случае из подведомственности советника по сотрудничеству и культурной работе посольства Франции могут быть выведены французские исследовательские институты за границей (о которых будет сказано ниже), научно-исследовательская работа, общеобразовательные школы за границей, которые курируются отдельной службой науки и исследований посольства.

В целом работа культурных служб посольств Франции за рубежом, за некоторыми исключениями, ведется по общей схеме, которая, естественно, варьируется в зависимости от особенностей конкретной страны. В качестве примера отметим, что задачей службы по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России является, согласно официальной позиции, «развитие обменов и франко-российского партнёрства в культурной, художественной, лингвистической и университетской областях, а также продвижение посредством дебатов ценностей, которым привержена Франция». В состав этой службы посольства входят до 5 атташе, возглавляющих секции по культуре, образованию и французскому языку, высшему образованию и академическому сотрудничеству, переводам и книгоиздательству, аудиовизуальным средствам и телекоммуникационным технологиям.

Культурная служба посольства Франции в Берлине, помимо отделов, следующим общим направлениям деятельности, имеет «специализированные бюро», которые реализуют дополнительные функции: экспорт музыки, театра и танца, пластических искусств, кино и медиа, а также начального, среднего и высшего образования Франции в Германии.

Нетипичное положение у культурного отдела посольства Франции в США, возглавляемого советником по культуре с главным офисом в Нью-Йорке, который является одновременно постоянным представителем французских университетов в США, объединяя традиционные направления работы советников по культуре с академическим сотрудничеством.

В культурном отделе посольства Франции в США в Нью-Йорке работает свыше 50 человек. При посольстве Франции в Вашингтоне также есть небольшая по численности культурная служба — около 5 человек. Помимо Нью-Йорка и Вашингтона, все отделения культурной службы посольства Франции располагаются в городах, где есть генеральные консульства Франции, — Атланта, Бостон, Чикаго, Хьюстон, Лос-Анджелес, Майами, Новый Орлеан и Сан-Франциско.

www.facebook.com/frenchcultureUS
Albertine Books, магазин французской литературы в Нью-Йорке. Проект Культурной служба посольства Франции в Нью-Йорке

Адаптируя свою деятельность к условиям университетской системы США, характеризующейся децентрализованным характером, культурная служба посольства Франции в США способствует созданию фондов и программ сотрудничества, подписанию многочисленных соглашений между университетами и научными учреждениями двух стран и публикации информационных материалов о результатах научных исследованиях. Подписано около 800 таких соглашений, благодаря которым ежегодно посещают Францию 17 тыс. американских студентов.

Одним из популярных направлений работы посольства Франции в США стало направление при посредничестве Министерства национального образования Франции американских студентов во французские вузы в качестве ассистентов по преподаванию английского языка.

Французский институт

Помимо культурных отделов посольств, значительную долю работы в области французской культурно-гуманитарной дипломатии в течение многих лет осуществляют культурные центры Франции за рубежом, которые работают в тесной связи со службами культурного сотрудничества посольств Франции. С 2011 г. по настоящее время система зарубежных французских культурных центров переживает период своей трансформации во Французские институты. Головная организация КюльтюрФранс (CulturesFrance), которая ранее из французской столицы руководила французскими культурными центрами за рубежом, преобразована в 2011 г. во Французский институт (далее — институт).

Институт создан в силу закона Французской Республики № 2010-873 от 27 июля 2010 г. «О внешней деятельности государства» и постановления Правительства Французской Республики № 2010-1695 от 30 декабря 2010 г. «О деятельности Французского института». Эта организация зарегистрирована в Париже по французскому законодательству как «государственное учреждение промышленного и коммерческого типа» с целью распространения французской культуры за пределами Франции.

На институт в Париже возложены функции по реализации программ культурного, а в определенных случаях и некоторых форм научного и образовательного сотрудничества, прежде всего с помощью деятельности своих учреждений в странах пребывания. В силу своего статуса институт имеет право осуществлять экономическую, коммерческую и правовую деятельность, связанную с выполнением задач, определенных статутом.

Благодаря закону Французской республики № 2010-873 от 27 июля 2010 г. «О внешней деятельности государства» с изменениями, внесенными ст. 267 закона № 2012-1247 от 7 ноября 2012 г., был создан руководящий орган этой организации — Совет стратегического ориентирования. В состав совета вошли многочисленные представители заинтересованных французских учреждений, включая МИД, Министерство культуры, Министерство национального образования, учреждения культуры, экономические операторы и ряд других организаций. Кроме того, был создан исполнительный орган — Административный совет Французского института во главе с его президентом. Карьера назначенных за последние годы президентов института часто была связана с МИД Франции.

Департаменты центрального аппарата института в Париже соответствуют главным направлениям деятельности, определенным во французском законодательстве: это департаменты изобразительных искусств и кинематографии, коммуникаций и новых СМИ, партнеров, культурных обменов, французского языка, литературы (книг) и распространения знаний. Направления работы департаментов практически идентичны тем областям, которые курирует Дирекция культурного, университетского и исследовательского сотрудничества МИД Франции.

Каждый из этих департаментов института включает несколько отделов. Так, например, департамент «партнеров» делится на отдел связей с региональными и местными органами власти, отдел отношений с Европейским союзом и отдел работы с меценатами. В структуру центрального аппарата института входят также традиционные функциональные подразделения (отдел бюджета и финансов, отдел кадров, отдел административно-хозяйственной работы).

Основные направления деятельности Французского института в Париже реализуются через:

  • деятельность Французских институтов за рубежом;
  • проекты культурного сотрудничества в форме фестивалей (1–3 месяца), «сезонов» (3–6 месяцев) и «годов» (8–12 месяцев) — в общей сложности ежегодно проводится до 200 мероприятий;
  • обмены представителями французских творческих кругов за границей и зарубежных стран для работы во Франции в целях повышения уровня их мобильности (пребывание от нескольких недель до нескольких месяцев) — участвует до 200 человек ежегодно;
  • изучение французского языка (насчитывается около 116 млн изучающих и 900 тыс. преподавателей французского языка);
  • публикацию произведений французских авторов на иностранных языках.
adiac-congo.com
Французский институт в Конго (Браззавиль)

Кроме того, по официальным данным, институт ежегодно различным образом поддерживает свыше 12 тыс. творческих работников, а также более 2 500 проектов в приблизительно 150 странах мира. Ежегодно за границей за счет средств института публикуется 700–800 наименований книг французских авторов на иностранных языках.

По источникам дохода бюджет центрального аппарата Французского института формируется в последние годы из субсидий французского государства (2019 г. — 40 млн евро, 2020 г. — 38,2 млн евро). Оставшаяся часть доходов поступила от спонсоров, продаж соответствующих видов товаров и услуг, текущей концертно-зрелищной деятельности и различных видов доходов от финансовых вложений.

Из статей ежегодных расходов Французского института в Париже в последние годы следует указать на приблизительно 27% бюджета, идущих на оплату труда сотрудников, 12% — на структурные расходы, а также на значительную долю расходов на основные направления работы (культурные и творческие обмены — 16%, развитие и партнерство — 18%, коммуникации и новые СМИ — 1%, книги и распространение знаний — 8–9%, кинематограф — 7–8%, французский язык — 3–4%). Статьи расходов на кадровые вопросы составляют около 3%, иные расходы — 2–3%.

В рамках финансирования кадровой работы важное место занимает повышение квалификации сотрудников Французского института в Париже и Французских институтов, работающих за границей. Ежегодно проводится 40–50 мероприятий по их профессиональной подготовке (тематика соответствует основным направлениям деятельности), где принимает участие 1200–1300 сотрудников (расходы составляют около 1,3 млн евро).

Согласно последним нормативным документам, французские институты за рубежом не являются филиалами Французского института в Париже, но их юридическая форма по законодательству приравнивается к головной организации. В 2020 г. насчитывалось 98 институтов и 128 их филиалов [4]. Новшеством последних нормативных документов является то, что институты могут иметь региональный характер, охватывая несколько стран.

В большинстве зарубежных государств они имеют статус части посольства — отдела по сотрудничеству и культурной деятельности, на который распространяются соответствующие привилегии и иммунитеты. Вместе с тем следует отметить, что внешний статус части французских культурных учреждений продолжает определяться двусторонними договорами, касающимися непосредственно каждого института или культурного сотрудничества со страной пребывания в целом. Это касается таких стран, как Гвинея (Конакри), Гвинея (Биссау), Мозамбик (Мапуту), Намибия (Виндхук), Нигер (Ниамея) и некоторые другие.

Реальный статус институтов характеризуется их подчиненностью культурным службам посольств Франции. При этом они обладают финансовой автономией, когда советник по сотрудничеству и культурной работе посольства Франции, будучи директором института, является распорядителем кредитов и несет финансовую ответственность за работу.

Согласно закону Французской Республики № 2010-873 от 27 июля 2010 г. «О внешней деятельности государства» в версии от 01 января 2013 г., культурные службы посольств Франции и их бюджеты поэтапно передавались в полное ведение Французских институтов. На пилотном этапе это касалось посольств в таких странах как Камбоджа, Чили, Дания, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Гана, Грузия, Индия, Кувейт, Великобритания, Сенегал, Сербия, Сингапур и Сирия. Вместе с тем спустя некоторое время этот процесс был признан нецелесообразным и в настоящий момент он остановлен.

Ежегодное бюджетное финансирование институтов на местах формируется из государственных дотаций, собственных доходов (главным образом за счет курсов французского языка) и пожертвований меценатов (спонсоров). Кроме того, существует так называемый резервный фонд, который не подлежит ежегодному утверждению и предназначен для финансирования многолетних проектов.

Годовой бюджет институтов за границей утверждается Административным советом Французского института в Париже, который распределяет государственные субсидии. Финансовые средства, предоставляемые французским государством для институтов за рубежом, подвергаются оценке в разрезе соотношения расходов и результатов. Оценка включает в себя, среди прочего, подсчет посещений здания институтов за рубежом с помощью электронных счетчиков.

www.institutfrancais-pekin.com
Французский институт в Китае (Пекин)

Допускается, что институты могут устанавливать партнерские отношения с частными компаниями при условии финансирования с их стороны. В некоторых странах институтам рекомендуется формировать до 50% доходов своего бюджета за счет спонсоров (филиалов французских банков, компаний, меценатов и местных спонсоров).

Таким образом, институты в странах пребывания находятся под влиянием как государственных органов Франции, так и негосударственных экономических операторов. Финансовая помощь последних не всегда стабильна и связана с жестким контролем со стороны спонсоров за целевым расходованием предоставленных средств.

Французские институты ведут свою деятельность на всех континентах в рамках основных направлений деятельности, определенных в нормативных документах. При этом для того или иного региона применяются различные приоритеты в отношении форм деятельности. Например, в западных странах упор делается на обмены творческими работниками. Что касается стран Африки и бассейна Карибского моря, то в этих регионах в силу концепции так называемых зон приоритетной солидарности обращается большее внимание на стимулирование внутрирегиональных обменов творческими работниками посредством поощрения формирования «общих культурных пространств».

Как уже указывалось ранее, в силу закона Французской республики № 2010-873 введена новая организационно-иерархическая схема, где всей гуманитарной и культурной работой в стране пребывания руководит советник по сотрудничеству и культурной работе посольства Франции. Практической работой Института за рубежом в зависимости от страны имеющий дипломатический или служебный паспорт руководит исполнительный директор (или генеральный секретарь). Его офис и квартира обычно находится в здании института. В работе ему помогают один или несколько прикомандированных сотрудников, которые часто не являются штатными сотрудниками центрального аппарата Французского института в Париже.

Согласно положениям того же закона, Французские институты за рубежом работают под общим руководством посла (или другого руководителя дипломатической миссии) в данной стране. В функции посла входит следующее:

  • заключение о назначении кандидата директором Французского института в стране пребывания;
  • ежегодная оценка его работы;
  • согласие на создание и упразднение должностей в институте;
  • одобрение ежегодного плана мероприятий;
  • подписание любых соглашений между институтом и местными учреждениями;
  • нотификация местных властей об основных назначениях в институте;
  • при необходимости постановка перед президентом Французского института в Париже вопроса об отзыве сотрудника института из страны.

В качестве примера страны, где деятельность Французского института имеет масштабный характер, можно указать на ФРГ. После реформы деятельности французских культурных учреждений в ФРГ в 2009–2010 гг. был создан единый Французский институт Германии, который объединяет группу из 11 Французских институтов и их трех филиалов.

Директор головного института, находящегося в Берлине, является, как и в других странах, одновременно советником по культуре и руководителем культурного отдела посольства Франции, объединяя по существу в своем лице это подразделение посольства Франции и Французский институт Германии. Помимо директора Французским институтом руководит генеральный секретарь, также являющийся сотрудником посольства Франции в Берлине, остальные институты возглавляются генеральными секретарями, при этом в двух случаях ими являются генеральные консулы Франции (Штутгарт и Гамбург). По положению на 2019 г. штатный состав всех институтов в Германии состоит из 180 сотрудников.

Библиотека Французской школы Дальнего Востока

Все институты в ФРГ, как это соответствует практике других институтов, располагают собственной библиотекой и медиатекой, пользоваться которой за незначительную плату может любой желающий. В холле многих институтов ведется постоянная прямая трансляция французских телеканалов со свободным доступом для публики. В открытом доступе имеется французская периодическая печать. В большинстве институтов имеются курсы французского языка, а при некоторых из которых — экзаменационные центры.

К числу мероприятий, проводимых институтами в Германии, относятся кинопоказы, танцевальные, театральные и музыкальные представления, выставки, семинары, публичные дебаты, «круглые столы» и другие мероприятия. Институты ведут работу с немецкими деятелями культуры и искусства, проводят концерты, представления, выставки немецких и французских художников. Одним из серьезных видов работы Французских институтов в ФРГ являются переводы книг французских авторов на немецкий язык. Обращает на себя внимание, что за направление студентов на учебу во Францию по немногочисленным стипендиям отвечают посольства и не институты.

С Французским институтом Германии тесно сотрудничают 11 франко-немецких культурных институтов (Deutsch-französisches Institut, которые иногда носят название Deutsch-französisches Kulturinstitut), которые представляют собой учреждения, зарегистрированные по законодательству ФРГ, но получающие финансовую и логистическую поддержку Французского института в Берлине. Все эти учреждения расположены в 24 городах Германии, обычно в столицах земель. Целью институтов является культурная работа на местах, а институт в Людвигсбурге располагает к тому же Центром документации о современной Франции и отношениях между Германией и Францией.

Французский институт России находится в Москве, а в Санкт-Петербурге — Французский институт Санкт-Петербурга. Руководителем Французского института России является советник культурной службы посольства Франции в Москве, директором института в Москве — его заместитель, а института в Санкт-Петербурге — сотрудник, постоянно находящийся в Санкт-Петербурге.

Как официально декларировано на сайте Французского института России, он ставит перед собой следующие задачи:

  • поддерживать высокий качественный и количественный уровень франко-российских культурных обменов;
  • предоставлять и обеспечивать доступ к выдающимся французским достижениям современности в области литературы, кино, театра, музыки и искусства;
  • способствовать совместной реализации франко-российских культурных проектов;
  • обеспечивать всестороннюю поддержку российским образовательным учреждениям, в которых ведется преподавание французского языка, и расширять его использование;
  • информировать о возможностях получения высшего образования во Франции;
  • способствовать развитию межуниверситетского сотрудничества с целью увеличения количества программ студенческих обменов в обе стороны и совместных исследований.

Институт существует более 20 лет и поддерживает творческие проекты в самых разных сферах: визуальные искусства, сценические искусства, музыка, литература, кино и мультимедиа, которые, что вполне естественно, соответствуют основным направлениям деятельности, определенным головной организацией в Париже и подразделениями культурной службы посольства в Москве.

В институте ведется преподавание французского языка на всех уровнях для детей и взрослых, проводятся семинары для преподавателей, мероприятия для изучающих французский язык школьников и студентов, а также развивается сотрудничество со специализированными школами и вузами России. Французский институт открыт для свободного посещения. Из медиатеки книги и компакт-диски выдаются на дом. Учреждение располагает кафе, выставочными площадями и конференц-залом.

Деятельность Французских институтов за рубежом строится на основе общих принципов, хотя и адаптируется к конкретным параметрам страны пребывания. В случае немногочисленных посольств Франции также обычно имеется «служба по сотрудничеству и культурной работе», в составе которой числятся один или два дипломата, отвечающих за Французский институт в данной стране. В штатном расписании институтов фигурируют одновременно те же сотрудники в качестве их руководителей, а также иногда дополнительные сотрудники — командированные из Франции или принятые на месте французские и местные граждане.

Рекламный стенд КампюсФранс

Количество Французских институтов разнится от одной страны к другой в зависимости от исторической связи, значимости страны и условий работы в ней. Несколько институтов расположены в арабских странах (бывших французских колониях). Например, в Марокко, помимо центрального Французского института в Рабате, есть и его отделения в 11 городах, в Ливане, помимо Бейрута, учреждения открыты в 8 городах, в Алжире работает 5 институтов.

Если обратиться к Африке южнее Сахары, то в качестве примеров можно указать на несколько стран: в Демократической Республике Конго, помимо Киншасы, институты открыты в двух городах — Гоме и Лубумбаши, в Республике Конго работает в двух городах — в Браззавиле и Пуэнт-Нуаре, в Камеруне — в Яунде и Дуале, в Сенегале — в Дакаре и Сен-Луи, в Нигерии открыт один в Абудже. Есть Французский институт и в ЮАР (Претории).

Благодаря отдельным двусторонним соглашениям в нескольких африканских странах существуют совместные центры, например, совместный Нигеро-французский культурный центр в Нигере и Франко-мозамбикский культурный центр, которые близки по роду своей деятельности.

По одному институту есть в Гаити, Аргентине, Чили. В Мексике открыт Французский институт Латинской Америки, однако он ведет свою работу только в Мексике. В Коста-Рике Французский институт Центральной Америки ведет региональную деятельность в 7 странах своего региона.

В Японии, помимо Токио, работает еще 4 института, 1 институт с двумя отделениями работает в Турции, в Израиле — 4, в Палестине — 4, в Узбекистане — 1, в Китае — 1, во Вьетнаме — 4, в Камбодже — 3, в Индонезии — 4.

Обращает на себя внимание отсутствие Французских институтов в Австралии, Канаде и Новой Зеландии. При наличии служб сотрудничества и культурной деятельности Французских институтов также нет в Бразилии, Никарагуа, Колумбии, Кубе и некоторых других странах Латинской Америки.

Профильные организации в области культурно-гуманитарной дипломатии Франции

Во все большей степени координируют свою работу французские учреждения культурно-гуманитарного влияния во Франции и за рубежом. В частности, МИД Франции и Французский институт в Париже заключили соглашения о сотрудничестве с рядом других профильных французских организаций — например, Альянс франсэз, КампюсФранс, Бюро по экспорту французской музыки и Юнифранс, деятельность которых рассматривается ниже.

В силу таких соглашений культурные службы посольств Франции и Французские институты на местах работают в последнее время во все большей связке с Альянс франсэз (Alliance francaise). Альянс является организацией, существующей с конца ХIХ в., официальная цель которой распространение французского языка и французской культуры за границей посредством сети соответствующих общественных ассоциаций, не занимающихся вопросами политики и религии. Постановлением Правительства Франции от 19 февраля 2010 г. внесены изменения в название и статут этой организации. Она стала рассматриваться как «учреждение общественного характера» и ее центральный офис получил название Фонд Французских альянсов (Fondation des Alliances francaises).

В отличие от Французского института, «дочерние учреждения» Фонда Французских альянсов за рубежом зарегистрированы по национальному законодательству как местные общественные организации с правом на название Альянс франсэз. Право на такое название предоставляется на основе рассмотрения головной организацией устава организации-кандидата, который должен соответствовать основным принципам и целям организации, а также целесообразности и возможности открытия данного учреждения.

Официальные цели Фонда заключаются в том, чтобы:

  • способствовать преподаванию и распространению французского языка;
  • способствовать интеллектуальному и моральному влиянию Франции и интересам всех франкофонных культур;
  • способствовать культурным обменам и расцвету культурного разнообразия.

В общей сложности в 2020 г. в 133 странах мира работало 832 организации под названием «Альянс франсэз». При этом несколько Французских альянсов работают на территории Франции. Доклад Комитета по международным делам Национальной ассамблеи по проекту бюджета на 2020 г. предусматривал выделение субсидий на ежегодное создание 10 новых альянсов за рубежом.

AFP

Численность альянсов может достигать нескольких десятков в одной стране (в ДРК и КНР, например). В Российской Федерации альянс работает в 11 городах. Особый случай работы альянса представляет собой Индия, где функционирует 16 ассоциаций альянса. Кроме того, 386 из 832 альянсов являются «конвенционными», т.е. имеющими договорные отношения с МИД Франции и получающими финансовую и кадровую поддержку. МИД Франции выделяет в силу своих соглашений с альянсами оплачиваемые ставки, в частности, для преподавателей французского языка.

Закон Французской Республики № 2010-873 от 27 июля 2010 г. «О внешней деятельности государства» предусматривал подписание между Фондом Альянс франсэз и Французским институтом в Париже соглашения, которое усилило политику создания «общей сети», а также ввело единый логотип и список (directoire) организаций. Принято решение, что в том случае, если в стране нет Французского института, его функции возлагаются на один из центральных Французских альянсов, работающих в данной стране.

В условиях США важным культурным и лингвистическим центром Франции является созданное более 120 лет назад и находящееся в Нью-Йорке учреждение, носящее название Французский институт — Французский альянс (French Institute-Alliance francaise). Оно зарегистрировано как американская неправительственная организация и имеет юридический статус по законодательству штата Нью-Йорк. Вместе с тем эта организация выполняет функции, которые возлагаются обычно не только на альянсы, но и на Французские институты, получая кадровую, финансовую и логистическую поддержку МИД Франции. Помимо преподавания французского языка, учреждение в Нью-Йорке проводит публичные мероприятия, например, конференции, выставки, кинопросмотры.

Другое учреждение, которое тесно сотрудничает с Французскими институтами — это КампюсФранс (CampusFrance), официальное полное название которого Французское агентство по поощрению высшего образования, приему на учебу и международной мобильности (далее — Агентство или КампюсФранс). Оно создано в 2007 г. и реформировано согласно Постановлению Правительства № 2010-1695 от 30 декабря 2010 г. «О деятельности Французского института». Представительства КампюсФранс, зачастую территориально расположенные в помещениях Французских институтов или местных университетов, оказывают содействие студентам, желающим обучаться во Франции. В России, например, открыты 6 представительств этой организации — в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске.

Вместе с тем следует отметить, что это учреждение главным образом оказывает информационно-консультационные услуги без выделения стипендий. Примечательно, что и Французские институты, как правило, не предоставляют иностранным студентам стипендии для получения высшего образования во Франции.

К культурной дипломатии имеет непосредственное отношение Бюро по экспорту французской музыки (далее — Бюро) — учреждение, созданное в 1993 г. в целях помощи экспорту французской музыкальной продукции. Работа Бюро направлена на поддержку коммерческих интересов представителей французских музыкальных кругов, являясь формой предприятия смешанной экономики и объединяя частное и государственное финансирование. Офисы Бюро находятся в пяти наиболее значимых для этих целей странах мира, в некоторых из которых — при посольствах и Французских институтах.

Еще одно учреждение — «Юнифранс» (Unifrance Films International) — организация, которая специализируется на поддержке распространения французских фильмов и имеет соглашения с Французским институтом по их популяризации за рубежом.

К числу учреждений, имеющих отношение к французскому научному присутствию за рубежом, можно отнести Французские научно-исследовательские институты за границей (Instituts francais de recherche a l’etranger, IFRE). В настоящее время насчитывается 27 таких исследовательских центров, которые вместе со своими филиалами работают в 40 странах мира. Они находятся под совместным руководством уже упомянутого Генерального директората по глобализации, развитию и партнерства МИД Франции и Национального центра научных исследований (Centre National de Recherches Sientifiques, CNRS), представляющим собой некий аналог сети институтов РАН.

Французские научные институты такого типа сотрудничают за границей, с одной стороны, с научными учреждениями страны пребывания, с другой — с институтами Национального центра научных исследований, французскими научными институтами по социальным и гуманитарным наукам, не входящих в систему Национального центра, а также французскими университетами.

Среди французских научных институтов за границей можно назвать, например, Институт по исследованию Ирана в Тегеране, Центр гуманитарных исследований в Нью-Дели, Французский центр исследования современного Китая в Гонконге и Тайбэе, Французский центр эфиопских исследований в Аддис-Абебе, Центр Марка Блоха в Берлине, Французский институт исследований Африки в Найроби, Французский институт Ближнего Востока в Дамаске, Бейруте и Аммане, Французский дом в Оксфорде, Франко-японский дом в Токио, Французский исторический институт во Франкфурте-на-Майне.

Олег Шакиров, Анастасия Толстухина:
Реформы дипломатических ведомств: международный опыт

К числу подобных учреждений следует отнести Центр франко-российских исследований в Москве (Centre d’études franco-russes, CEFR) — это центр научных исследований в области общественных и гуманитарных наук, также работающий под эгидой МИД Франции и Национального центра научных исследований. Формально его директором является советник по сотрудничеству и культуре посольства Франции в Москве. Официальная цель этого учреждения — «содействовать научному обмену и развивать научные связи между Россией и Францией во всех областях гуманитарных и общественных наук». В центре регулярно работает несколько исследователей, прикрепляемых к нему сроком на один-два года. Центр также принимает в своих стенах стипендиатов (аспирантов и молодых кандидатов наук), которые приезжают в Россию в краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные командировки.

В помещении Центра франко-российских исследований в Москве, располагающегося в здании Библиотеки иностранной литературы, проводятся конференции, круглые столы, презентации научных работ, а также регулярные семинары, организованные российскими и французскими исследователями. Это учреждение организует франко-российские и международные конференции, обычно совместно с другими научными институтами, которые также оказывают финансовую поддержку этим проектам. Центр способствует публикации результатов научных исследований, появившихся в результате проведенных им мероприятий. Это могут быть статьи в научных сборниках, коллективные сборники или статьи на сайте.

Под общим руководством Министерства высшего образования и научных исследований Франции за границей работают пять французских школ, которые в какой-то степени дополняют французские научно-исследовательские институты за границей (Мадрид, Афины, Рим, Французская школа Дальнего Востока с филиалами в 15 странах, а также Институт восточной археологии в Каире) и имеют в силу французского кодекса об образовании статус «учреждений научного, культурного и профессионального образования». Тем самым их следует отличать от французских общеобразовательных школ за границей.

Дополнительными примерами работы в области «образовательной дипломатии», относящейся в целом к компетенции Министерства высшего образования и научных исследований Французской Республики, — открытие франкоязычных филиалов французских университетов при иностранных университетах (например, Вьетнам, Египет), создание университетского консорциума (Индия), а также программы институционального сотрудничества с университетами стран Латинской Америки. Министерство высшего образования Франции помогает экспорту образования также путем учреждения филиалов французских университетов для подготовки инженеров за границей (в КНР — это Пекин, Тянцин, Шанхай, Кантон).

В Москве и Петербурге, например, работают два «французских университетских колледжа», с которыми сотрудничают десять высших учебных заведений Франции. Каждое из них направляет одного или нескольких преподавателей поочередно в Москву и Санкт-Петербург. Они читают курс лекций на французском языке (с синхронным переводом на русский язык), дополняемый серией семинаров на французском языке для франкоязычной аудитории.

В области начального и среднего образования Франция обладает сетью из 460 общеобразовательных учебных учреждений в 133 странах мира, где учится 240 тыс. учеников, среди которых треть — французские граждане. Так, Французский лицей в Москве (LFM) обучает более 1300 учеников из французских и российских семей, а также детей граждан других стран.

Общеобразовательные школы подчинены Французскому агентству по образованию за границей, (далее — Агентство) работающему под патронажем МИД Франции и других французских министерств, и возглавляемому высокопоставленным сотрудником МИД Франции, выполняющему функции Генерального секретаря агентства. Часть таких школ находится под прямым руководством агентства, другая часть имеет соглашения о сотрудничестве, третья — статус школ, аккредитованных («гомологизированных») в Министерстве национального образования Франции. Первые две категории школ получают субсидии французского государства. Последняя — осуществляет свою деятельность с финансовой стороны полностью самостоятельно, будучи аккредитованной во французских курирующих учреждениях.

Кроме того, службы по сотрудничеству и культуре посольств Франции и Французские институты на местах координируют сети партнёрских учебных заведений, преподающих на французском языке. На уровне средних школ сеть включает в себя 150 школ (из которых 23 — двуязычные). Сеть учреждений высшего образования со специализацией по французскому языку насчитывает около ста университетов. Службы по сотрудничеству и культуре также координируют сеть из 44 экзаменационных центров для сдачи экзаменов на сертификат по французскому языку (DELF-DALF).

Французские информационно-телекоммуникационные операторы, работающие на зарубежную аудиторию

Существенную роль в осуществлении культурно-гуманитарной дипломатии Франции играют современные СМИ — радио, телевидение, печатные издания, информационные агентства и интернет-ресурсы, транслирующие соответствующий контент.

В последние годы прослеживаются тенденции к централизации и государственной координации в системе вещания на французском языке за рубежом. В области телевещания значение имело то, что в апреле 2008 г. был создан холдинг Одиовизюэль экстерьер де Франс (Audiovisuel extérieur de France), переименованный в 27 июня 2013 г. в Франс Медиа Монд (France Medias Monde) с целью координации на внешнем контуре деятельности принадлежащих государству радио- и телевещательных каналов. В систему холдинга вошли Франс24, ТВ5Монд, Радио Франс Энтернасьональ (Radio France Internationale, РФИ) и Радио Монте Карло.

Являясь частью холдинга, Франс24 представляет собой государственный телевизионный новостной канал, круглосуточно вещающий на французском, английском и арабском языках, а также с дублирующими субтитрами дополнительно на 13 языках, включая японский, немецкий, вьетнамский, польский и русский.

Второй участник холдинга — телеканал ТВ5Монд, в уставной капитал которого вошли вклады государственных телевизионных каналов Франции, Бельгии, Швейцарии и Канады, имеет аудиторию в 207 млн домов в 200 странах мира, являясь второй в мире телесетью после МТВ. В последнее время развивается интернет-сеть корпорации — например, создана программа ТИВИ5МОНДПЛЮС (TIVI5MONDEPLUS) — веб-телевидение на французском языке для детей 3–10 лет.

К числу важнейших французских радиоканалов культурной направленности следует отнести радиостанцию Радио Франс Энтернасьональ, входящую в тот же холдинг. В законе 2000 г., регулирующем работу этой радиостанции, говорится, что ее цель — «распространение французской культуры среди иностранцев и французов за границей». Вещание ведется на коротких и средних частотах в основном на французском языке, но в ряде случаев и на иностранных языках. Используя 30 спутников, РФИ покрывает своим вещанием всю планету, имея наибольшее количество слушателей в Африке.

Еще один холдинг, который сгруппировал значительное количество французских теле- и радиоканалов, использующих Интернет, — это Франс Телевизьон (France Televisions). Его учредительный капитал находится на 100% в собственности французского государства. Будучи созданным в современной форме в 2000–2001 гг., холдинг включает в свой состав Канал Франс Энтернасьональ (Canal France International), также являющийся собственностью французского государства и выполняющий функции центрального провайдера банка французских телевизионных программ, передач и фильмов на международном рынке вещания. Его аудиторией являются государственные и частные телевещательные корпорации стран Африки, Средиземноморья, Балкан, Кавказа, Центральной, Восточной Европы и Азии (всего — 85 стран). Канал, получая субсидии государства, предоставлял ряду стран свои услуги безвозмездно в течение многих лет. В последнее время введена умеренная ежегодная плата (redevance) за предоставленные продукты и услуги.

Телеканал Евроньюз (Euronews) и его африканский аналог Африканьюз (Africanews) со штаб-квартирами, находящимися во Франции (Лион), не являются исключительно французскими телеканалами, поскольку среди учредителей и акционеров имеются и другие страны, включая Россию, однако менеджмент и информационный продукт канала в целом находятся под французским влиянием.

От упомянутого Канал Франс Энтернасьональ следует отличать группу компаний Канал+ (Canal+), которая представляет собой объединение части французских платных телекомпаний, которые, помимо продажи собственных телевизионных проектов, формируют букеты из франкоязычных и англоязычных телеканалов для кабельного и спутникового распространения. Значительная часть аудитории группы находится во франкоязычной и англоязычной Африке. Группа Канал+ является мажоритарным акционером ряда других телеканалов, включая нигерийские из группы Ироко, ориентирующиеся в основном на продукцию нигерийской киноиндустрии так называемого Нолливуда.

Информационная политика, в том числе в области культурно-гуманитарного влияния за рубежом, в значительной степени определяется французским информационным агентством Ажанс Франс-Пресс (Agence France-Presse), которое является, наряду с Ассошиэйтед Пресс и Рейтер, одним из трёх крупнейших информационных агентств мира, распространяя такие продукты, как фотографии, изображения и видеоролики и тексты на шести языках (французский, английский, испанский, немецкий, португальский, арабский).

Агентство имеет 150 отделений за рубежом. Формально являясь независимым учреждением, оно не получает прямых субсидий государства, но находится в силу закона 1957 г. под паритетным управлением органов, составленных из представителей СМИ и госучреждений Франции.

Продукты агентства распространяются не для широкой аудитории, а в основном среди французских и иностранных СМИ и предприятий. Ряд информационных агентств развивающихся стран имеют соглашения с Ажанс Франс-Пресс о ежедневном безвозмездном получении информации.

Обязательный культурный контент имеют и традиционные печатные издания Франции — Ле Монд, Ле Монд дипломатик, Жен Африк, которые пользуются популярностью у истеблишмента многих франкоязычных стран. Эти издания адаптировались к использованию Интернета и работают одновременно как информационные интернет-агентства, теряя во все большей степени читателей на традиционных бумажных носителях.

Заключение

Принимая во внимание результаты культурно-гуманитарной работы французских внешнеполитических институтов, а также показатели популярности и авторитета образа Франции, можно констатировать, что французский институционный механизм в этой области представляет собой эффективный образец достижения внешнеполитических целей своей страны.

Очевидно, что содержательная деятельность инструментов внешней политики Франции, рассмотренных в этой публикации, опирается на многовековое влияние французской цивилизации за рубежом. Вместе с тем результативность деятельности связана и с осознанным вниманием руководящих кругов Франции к этой сфере, нацеленных на создание условий для усиления внешнеэкономического, внешнеполитического и военного влияния Франции за рубежом.

Проведя обзор институциональных инструментов культурно-гуманитарного влияния Французской Республики за рубежом, следует констатировать, что внешнеполитические, культурные, образовательные, научно-исследовательские, информационно-коммуникационные учреждения выступают как комплекс государственных и негосударственных учреждений, координирующих свою деятельность как на уровне головных организаций во Франции, так и на уровне своих представительств за рубежом.

Работа этих учреждений во все большей степени регулируется центральными органами государственной власти Франции и поддерживается французскими экономическими операторами. Обращает на себя внимание тенденция к интеграции деятельности различных институтов, хотя при этом у каждого из них остается определенный сегмент своей узконаправленной деятельности.

В целом российские учреждения, занимающиеся обеспечением внешнеполитических интересов нашей страны, могут использовать в своей деятельности некоторые аспекты организационного опыта французского культурно-гуманитарного влияния за рубежом с учетом существующих различий в институционных моделях и практических аспектах функционирования.

1. Термин «влияние» семантически отличается от термина «присутствие», который часто используется в данной публикации. По нашему мнению, первое понятие является частью второго и наоборот. В данной статье они используются как синонимы.

2. Примерами формирования программных целей на уровне осознанного целеполагания можно встретить в следующих публикациях: Митрофанова Э. В. «Почти на протяжении века нашей основной задачей было и остается расширение круга друзей» // Международная жизнь. — 2019. — №8. — C. 4-11; Примаков Е. А. Онлайн-лекция «Россотрудничество: на острие гуманитарной работы на внешнем контуре» // Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. 11.08.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=OZuEou-KuDU; Василенко И. Имиджевая стратегия современной России 390-414, Сборник «Россия и мир: анатомия современных процессов под ред. Е. А. Нарочницкой, Москва, «Международные отношения», 2014; Русакова О. Ф., Русаков В. М, «Мягкая сила» как инструмент политической коммуникации и гуманитарной дипломатии // Дискурс-Пи. — 2017. — №1. — C. 61-72; Рустамова Л. Р. Рустамовна Механизм действия и пределы использования концепции «мягкая сила» // Ойкумена. Регионоведческие исследования. — 2018. — №1 (44). — С. 145-154; «Мягкая сила» - ресурс внешней политики: [сборник], Вестник международных организаций, Т. 9, №2 (2014).

3. Религиозная сфера французского общества, бесспорно, влияет на окружающий мир, в частности, на бывшие колонии Франции. Однако объем темы и формат публикации исключают в данном случае анализ этой области человеческого сознания.

4. В зависимости от местонахождения зарубежного Французского института к этому названию добавляется название страны — Французский институт Марокко, Французский институт Норвегии, Французский институт Конго, Французский институт ДРК (Киншаса) и т.д.

5. Там же.


Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 4.55)
 (20 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся