Франция географически присутствует на пространстве Индийского и Тихого океанов, контролируя заморские территории, сообщества, департаменты и образования, среди которых Французская Полинезия, Новая Каледония, острова Майотта и Реюньон, Уоллис и Футуна, Эпарс, Французские Южные и Антарктические территории, а также необитаемый атолл Клиппертон к западу от Коста-Рики. Благодаря этому страна обладает второй по площади исключительной экономической зоной в мире в 11 млн кв. км, немного уступая только США. Кроме того, на заморских владениях проживают более 2 млн человек, включая местное население и выходцев из метрополии. Около 7 тыс. французских юридических лиц и частных предпринимателей вовлечены в хозяйственную деятельность с государствами ИТР, на которые приходится до трети всей внешней торговли страны.
В последние несколько лет Франция постепенно наращивает уровень собственных амбиций в Индийском и Тихом океанах подобно некоторым союзникам по НАТО и коррелируясь с магистральным направлением инициативы Вашингтона по созданию «свободного и открытого» ИТР. Париж выступает в роли партнера по развитию АСЕАН, а также поддерживает диалог с Форумом островов Тихого океана (ФОТО, PIF). Перспективными направлениями французской дипломатии в последнее время стали Индия и ОАЭ. Франция остается единственным европейским участником Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО, IORA), а также традиционно с 2012 г. принимает участие в Диалоге Шангри-Ла на уровне министра обороны. Франция — одновременно европейская и индо-тихоокеанская держава, поскольку заморские территории для нее имеют одинаковое значение с материковой частью.
В 2018 г. Париж первым в Европе представил собственный вариант индо-тихоокеанской стратегии с акцентом на многосторонний подход и соблюдение основных принципов международного права. В отличие от американских союзников, французские власти тогда предпочли не вступать в прямую конфронтационную риторику с Пекином, указав на необходимость устойчивого диалога и партнерства. В реальности же Франция с 2014 г. на регулярной основе отправляет в регион боевые корабли для обеспечения «свободы навигации» в сложных районах, включая Южно-Китайское море и Тайваньский пролив. Кроме того, официальные лица страны неоднократно позволяли себе высказывания относительно «авторитаризма режима Си Цзиньпина», «нарушений прав человека в Синьцзяне», «крушения демократии в Гонконге», «растущей стратегической связанности Пекина и Москвы», а также «хищнической позиции Китая на Тихом океане».
Вместе с тем Китай относится к Франции исключительно как к части Европы и, хотя и не оспаривает французского суверенитета над заморскими территориями, все же не считает Париж полноправным участником международных отношений на пространстве Тихого океана. Пекин справедливо воспринимает действия европейской страны и члена НАТО вблизи сферы собственных коренных интересов как враждебные и направленные на усиление явных антикитайских позиций США. Китай заинтересован в укреплении своих позиций в южной части Тихого океан, но при этом твердо придерживается принципа ненаправленности сотрудничества против третьих стран.
События в Новой Каледонии — заморской территории Франции, где в середине мая 2024 г. начались гражданские беспорядки, в ответ на которые Э. Макрон ввел чрезвычайное положение, привлекли внимание Пекина и стали свидетельством того, что Париж не демонстрирует готовности к продуктивному диалогу, а напротив, готов применять силу в надежде на то, что мировое сообщество не обратит внимания на кризисы в отдаленных районах. Включение Франции в американскую инициативу создания «свободного и открытого» ИТР вопреки собственным первоначальным идеям независимого «третьего пути», потребует от руководства страны усилий по сохранению влияния и предотвращению приобретения заморскими территориями суверенного статуса.
«Третий путь» Пятой республики
Франция географически присутствует на пространстве Индийского и Тихого океанов, контролируя заморские территории, сообщества, департаменты и образования, среди которых Французская Полинезия, Новая Каледония, острова Майотта и Реюньон, Уоллис и Футуна, Эпарс, Французские Южные и Антарктические территории, а также необитаемый атолл Клиппертон к западу от Коста-Рики. Благодаря этому страна обладает второй по площади исключительной экономической зоной в мире в 11 млн кв. км, немного уступая только США. Кроме того, на заморских владениях проживают более 2 млн человек, включая местное население и выходцев из метрополии. Около 7 тыс. французских юридических лиц и частных предпринимателей вовлечены в хозяйственную деятельность с государствами ИТР, на которые приходится до трети всей внешней торговли страны, что свидетельствует о явном намерении Парижа разнообразить источники доходов.
По словам посла по особым поручениям в Индо-Тихоокеанском регионе Марка Абенсура, «регион — центр притяжения глобальной экономики и потому приоритет для дипломатии Парижа». В последние несколько лет Франция постепенно наращивает уровень собственных амбиций в Индийском и Тихом океанах подобно некоторым союзникам по НАТО и коррелируясь с магистральным направлением инициативы Вашингтона по созданию «свободного и открытого» ИТР. Так, в августе 2023 г. Эммануэль Макрон на конференции послов на Ке-д’Орсе в речи о приоритетах внешней политики Франции обозначил позицию требований и обязательств применительно к Китаю, подчеркнув отсутствие враждебности и нацеленность на улучшение условий торгово-экономического и технологического сотрудничества. По словам президента, многие страны не хотели бы оказаться перед выбором между КНР и США, и потому Париж должен искать способы установления доверительного партнерства, равноудаленного от двух противоборствующих центров силы, а значит, стать балансирующей стороной и олицетворять собой «третий путь» развития отношений.
Как заявила на встрече с послами в августе 2023 г. министр Европы и иностранных дел Франции (2022–2024) Катрин Колонна, «мы не допускаем двусмысленности в отношении наших альянсов и последовательно развиваем отношения с такими исключительными партнерами, как Япония и Республика Корея, а сейчас добились успехов в сотрудничестве с Индонезией и Сингапуром и, кроме того, полагаемся на Австралию, с которой имеем много общего». Париж выступает в роли партнера по развитию АСЕАН, а также поддерживает диалог с Форумом островов Тихого океана (ФОТО, PIF) в формате ad hoc. Перспективными направлениями французской дипломатии в последнее время стали Индия и ОАЭ. Франция остается единственным европейским участником Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО, IORA), а также традиционно с 2012 г. принимает участие в Диалоге Шангри-Ла на уровне министра обороны. Согласно высказываниям на Ке-д’Орсе, Франция — одновременно европейская и индо-тихоокеанская держава, поскольку заморские территории имеют одинаковое значение с материковой частью.
В 2023 г. Франция открыла посольство в Самоа — первую дипмиссию в регионе, также активно развиваются связи с Вануату. При этом Макрон отмечал, что французские военные в Новой Каледонии и на Таити способны оказать все необходимое содействие на земле, в небе и на море странам южной части Тихого океана. До 2030 г. планируется вложить не менее 150 млн евро на совершенствование возможностей контингента, в том числе для выполнения гуманитарных и патрульных миссий. Всего же в пределах ИТР размещено более 8,3 тыс. человек личного состава с учетом баз в Джибути и ОАЭ.
Примечательно, что в 2023 г. Воздушно-космические силы Франции провели операцию «Пегас 23» по оперативному развертыванию авиационной группировки из континентальной Франции через ОАЭ и Сингапур в направлении Гуама/Палау и Новой Каледонии/Французской Полинезии. Обратно 19 самолетов (10 истребителей «Рафаль», 5 заправщиков «Феникс» и 4 военно-транспортных А400) тремя группами отправились через Японию, Республику Корея, Индонезию и Джибути. Летчики в течение более чем 30 дней принимали участие в череде учений с Австралией, Новой Зеландией, США, Японией и Великобританией. Главная цель — гарантия обеспечения национальных интересов региональных партнеров и собственного суверенитета через проецирование силы. Переброска авиационной группы из Европы до Полинезии заняла 72 часа, что дает Парижу возможность существенно укрепить региональную группировку в случае необходимости.
Колониализм на новый лад
В контексте индо-тихоокеанских амбиций Парижа особое звучание приобретает ситуация в Новой Каледонии, обладающей стратегической значимостью в силу богатств полиметаллическими рудами. С середины мая 2024 г. на данной заморской тихоокеанской территории Франции начались гражданские беспорядки, которые президент Эммануэль Макрон назвал «беспрецедентным восстанием» и ввел чрезвычайное положение.
Возмущение в Новой Каледонии было спровоцировано противоречивым законопроектом, позволяющим всем лицам, прожившим на территории свыше 10 лет, принимать участие в местных выборах. Представители народности канаков сочли данное предложение дискриминационным по отношению к коренному населению. После месяца беспорядков Париж объявил временную приостановку ранее запланированных избирательных реформ, что позволило несколько разрядить обстановку. Однако французские военнослужащие до сих пор в усиленном режиме осуществляют охрану портов, аэропорта и административных зданий, а общая численность личного состава сил правопорядка доведена до 1,7 тыс. человек.
Решение Макрона противоречило Нумейскому соглашению 1998 г., согласно которому расширялись полномочия коллегиально избранного правительства Новой Каледонии и допускалось существование политических сил, отстаивающих идеи провозглашения независимости. Передача государственных полномочий назначалась на 2018 г. за исключением областей, связанных с обороной, безопасностью, финансами и судебной системой. Также подразумевались изменение международного статуса территории до полной суверенной ответственности и появление собственного гражданства. Париж и Нумеа провели три референдума с 2018 по 2021 гг., однако, в отличие от первых двух, финальный закончился победой сторонников сохранения территории в составе Франции. Подобный исход стал возможным, поскольку из-за траура по жертвам пандемии COVID-19 канаки бойкотировали голосование, и явка составила всего 44%. Далее негодование стало нарастать и вылилось в массовые протесты против откровенно колониальной позиции Парижа.
В итоге в июле 2024 г. на выборах во Французскую национальную ассамблею на острове одержал победу Эммануэль Тжибау — лидер движения за независимость и сын основателя Канакского социалистического фронта национального освобождения Жана-Мари Тжибау, убитого в 1989 г. Фактически антиправительственные силы получили большинство в местном органе власти впервые за 38 лет и приобрели право на избрание двух депутатов и двух сенаторов Национальной ассамблеи в Париже. На первый взгляд компромисс найден, однако для народа Новой Каледонии нет никаких гарантий, что французское правительство сдержит обещание по соблюдению прав местных жителей.
Крайнее беспокойство ситуацией выразили соседи Нумеа по региону. Президент Новой Каледонии Луис Мапу призвал к незамедлительным действиям и обратился к островным государствам за помощью в разрешении кризиса. Генеральный секретарь Форума островов Тихого океана (ФОТО, PIF) Генри Пуна отметил, что в беспорядках нет ничего удивительного, поскольку третий референдум состоялся в разгар пандемии, что и разозлило местное население. Премьер островов Кука Марк Браун сообщил, что Новая Каледония и Французская Полинезия нуждаются в большей автономии и гарантиях предотвращения конфликта и предложил создать «нейтральную зону» для поиска возможностей по соблюдению интересов коренного населения. Премьер Вануату и председатель Группы меланезийских государств «Наконечник копья» Шарлот Салвай публично выступил против изменений в избирательное законодательство Франции и призвал вернуться в русло мирных соглашений 1998 г. и диалога на принципе взаимного уважения.
Тихоокеанское Pas de deux
Подход Франции к Китаю базируется на реалистской традиции в духе баланса сил и носит исключительно прагматичный характер. Еще в 2017 г., только войдя в Елисейский дворец, Макрон провозгласил занятие «менее наивной» позиции к Пекину, что позже преобразовалось в «трехсложный» вариант дипломатии, когда Китай одновременно выступает в роли партнера, конкурента и системного противника. Сегодня расхождений между двумя странами становится гораздо больше, чем совпадений интересов, однако скорее по вине французской стороны, которая слишком увлекается конфронтацией и не задумывается о потенциальном ущербе.
Например, Франция активно выступает в пользу защиты европейских технологических инноваций и критической инфраструктуры через тщательное отслеживание зарубежных инвестиций, фискальные и административные процедуры. В частности, Европейская комиссия начала расследования в отношении китайских производителей электромобилей, скоростных железнодорожных составов, ветряных генераторов и солнечных батарей и рекомендовала странам ЕС повысить импортные тарифы на данную продукцию. Принципиальная позиция Парижа заключается в поддержке конкурентоспособности европейских производителей в сфере стратегически значимых технологий и недопущении формирования зависимости от импорта изделий и компонентов. Французские власти не считают, что они таким образом сдерживают Китай, а скорее защищают экономический суверенитет Евросоюза.
В 2018 г. Париж первым в Европе представил собственный вариант индо-тихоокеанской стратегии с акцентом на многосторонний подход и соблюдение основных принципов международного права. В отличие от американских союзников, французские власти тогда предпочли не вступать в прямую конфронтационную риторику с Пекином, указав на необходимость устойчивого диалога и партнерства. В реальности же Франция с 2014 г. на регулярной основе отправляет в регион боевые корабли для обеспечения «свободы навигации» в сложных районах, включая Южно-Китайское море и Тайваньский пролив. Кроме того, официальные лица страны неоднократно позволяли себе высказывания относительно «авторитаризма режима Си Цзиньпина», «нарушений прав человека в Синьцзяне», «крушения демократии в Гонконге», «растущей стратегической связанности Пекина и Москвы», а также «хищнической позиции Китая на Тихом океане».
Между тем для Франции Китай — незаменимый собеседник по вопросам безопасности и разрешения глобальных проблем. Интересно, что именно Макрон выступил против открытия представительства НАТО в Токио. В мае 2024 г. в ознаменование 60-летия дипломатических отношений Францию посетил Си Цзиньпин. В числе заявлений китайского лидера можно выделить необходимость совместного противодействия эскалации конфликта на Украине, обеспечения международной энергетической и продовольственной безопасности и стабильности мировых производственно-сбытовых цепочек.
Вместе с тем Китай относится к Франции исключительно как к части Европы и, хотя и не оспаривает французского суверенитета над заморскими территориями, все же не считает Париж полноправным участником международных отношений на пространстве Тихого океана. Пекин справедливо воспринимает действия европейской страны и члена НАТО вблизи сферы собственных коренных интересов как враждебные и направленные на усиление явных антикитайских позиций США.
Южная часть Тихого океана насчитывает только 0,1% мирового населения, однако имеет порядка 7% голосов в ООН и занимает 40% площади Мирового океана. По причине привлекательности региона популярность приобрели форматы особого партнерства с государствами, заинтересованными в новых рынках, источниках сырья и/или имеющими здесь геополитические интересы. В 2006 г. Пекин запустил Форум экономического развития и сотрудничества «Китай — острова Тихого океана», ранее Япония учредила регулярные встречи дипломатов с руководителями государств, а Индия, Республика Корея, Сингапур и Таиланд проводят форумы министерского уровня.
Однако события в Новой Каледонии, а ранее — в Африке стали свидетельством того, что Париж не демонстрирует готовности к продуктивному диалогу, а напротив, готов применять силу в надежде на то, что мировое сообщество не обратит внимания на кризисы в отдаленных районах. Включение Франции в американскую инициативу создания «свободного и открытого» ИТР вопреки собственным первоначальным идеям независимого «третьего пути», потребует от руководства страны усилий по сохранению влияния и предотвращению приобретения заморскими территориями суверенного статуса. Бесспорно, ситуация находится в фокусе внимания Китая, заинтересованного в укреплении позиций в южной части Тихого океана. При этом Пекин твердо придерживается принципа ненаправленности сотрудничества против третьих стран, что было подтверждено в ходе турне министра иностранных дел Ван И по островным государствам в июне 2022 г.