Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Пришедшее к власти в Индии в мае 2014 г. правительство во главе с Нарендрой Моди пообещало провести масштабные реформы и ускорить рост национальной экономики. За год кабинету реформаторов удалось вернуть Индии статус одной из самых динамично развивающихся экономик мира, но об успехе преобразований говорить пока не приходится.

Пришедшее к власти в Индии в мае 2014 г. правительство во главе с Нарендрой Моди пообещало провести масштабные реформы и ускорить рост национальной экономики. За год кабинету реформаторов удалось вернуть Индии статус одной из самых динамично развивающихся экономик мира, но об успехе преобразований говорить пока не приходится.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что 2015 г. оставит странам БРИКС много неприятных воспоминаний. Китайская «новая норма» — так Си Цзиньпин политкорректно назвал замедление роста — обернулась летним обвалом фондового рынка на 40% и грозит долговым кризисом. Структурные проблемы в экономике России, усугубившиеся падением цен на нефть, вылились в стремительное ослабление рубля и пересмотр бюджета. Экономика Бразилии парализована антикоррупционными чистками, а ЮАР балансирует на грани рецессии, так и не оправдав свое включение в БРИКС.

На этом мрачном фоне экономические итоги первого года правления индийского кабинета во главе с Н. Моди выглядят более чем обнадеживающими. За январь–март 2015 г. рост ВВП Индии составил 7,5%, обогнав в последнем квартале 2014 г. по этому показателю даже китайскую экономику. Согласно оценкам Всемирного банка, в будущем эта тенденция сохранится, и уже в 2017 г. Индия может занять место самой быстро растущей экономики БРИКС. Правительство преуспело также в снижении инфляции (с 11,2% до 5,1%), сокращении дефицита бюджета (с 4,6% до 1,3% ВВП) и наращивании золотовалютных резервов до рекордных 334 млрд долл. Реакция индийского фондового рынка не заставила себя ждать: индекс Sensex вырос за год на 25%, продемонстрировав одну из лучших динамик в мире.

Каким образом новому индийскому правительству удалось оздоровить экономику и вернуть доверие к ней международных инвесторов на фоне ухудшающихся показателей развития стран БРИКС?

Быстрый старт

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что 2015 г. оставит странам БРИКС много неприятных воспоминаний.

Большинству выдающихся реформаторов нечасто доводилось оставаться у власти и воочию видеть результаты своих преобразований. С этой точки зрения, Н. Моди повезло больше, чем многим его предшественникам, — он успел насладиться не только результатами своих реформ, но и признанием современников (в жизни реформаторов это случается еще реже). Н. Моди за время пребывания на посту губернатора превратил штат Гуджарат в локомотив экономического роста страны, привел Бхаратия джаната парти (БДП) к победе на федеральных выборах и получил мандат на повторение гуджаратского экономического чуда в общенациональном масштабе. Парадокс предложенной им программы преобразований заключается в том, что она принесла положительные плоды, едва новый премьер приступил к ее реализации.

modibharosa.com
Инфографика. Премьер-министр Моди
запустил реформу трудовой сферы.

Заняв пост премьер-министра в мае 2014 г., Н. Моди предложил самую масштабную программу экономических преобразований с 1991 г., нацеленную на ускорение экономического роста. В декабре 2014 г. была запущена кампания по стимулированию развития приоритетных отраслей промышленности и привлечению инвестиций под названием «Производи в Индии» («Make in India»). Слоган явно задумывался в пику растиражированному «Сделано в Китае» («Made in China») с намеком на амбициозные планы индийского правительства перехватить у Поднебесной звание мастерской мира. В рамках программы новое правительство повысило потолок участия иностранного капитала в страховой и оборонной сферах с 26% до 49%, снизило ограничения на инвестиции в строительный сектор и разрешило иностранную собственность на железные дороги. В результате приток иностранных инвестиций за 2014/2015 ф.г. увеличился на 48,3% по сравнению с предыдущим годом, а среди компаний, привлеченных за этот период в Индию, оказались такие громкие имена, как «General Motors», «Daimler», китайская «Xiaomi Inc.» и тайваньская «Foxconn».

Уже в 2017 г. Индия может занять место самой быстро растущей экономики БРИКС.

Привлечение капитала невозможно без улучшения инвестиционного климата. В 2014 г. Индия заняла 142-е место в рейтинге простоты ведения бизнеса, составляемом Всемирным банком. Н. Моди пообещал к концу своего срока поднять Индию до 50-й строчки в данном рейтинге. С этой целью был запущен государственный интернет-портал eBiz, позволяющий сократить время на сбор справок для регистрации бизнеса, и развернута программа развития инфраструктуры. В планах правительства — создать около 100 «умных городов» и связать их между собой высокоскоростными железными дорогами и промышленными коридорами. Текущий объем энергетических мощностей и изношенная сетевая инфраструктура не могут обеспечить ежегодных темпов прироста ВВП на уровне 8%, заложенных в последнем федеральном бюджете. Поэтому государство попыталось демонополизировать угольный сектор и запустило амбициозную программу развития возобновляемых источников энергии. До 2022 г. Индия должна подключить к сети 100 ГВт солнечных и 60 ГВт ветряных электростанций. На первый взгляд эти планы невозможно реализовать в столь короткие сроки, но за год Индия уже превратилась в настоящий клондайк для энергетических компаний со всего мира, а еженедельные тендеры на установку солнечных панелей и ветряков стали нормой.

Это далеко не полный перечень всех экономических вопросов, на которые обратил внимание новый премьер-министр, однако и он представляется довольно внушительным для первого года правления. Проблема в том, что все вышеперечисленные преобразования носят скорее косметический характер. Их явно недостаточно для устранения фундаментальных проблем, которые сформировались за годы административно-командного регулирования и теперь препятствуют реализации индийского экономического потенциала.

Борьба с налоговым феодализмом

REUTERS/Adnan Abidi
Строительство жилого комплекса в
пригороде Нью-Дели. 20 августа, 2015

Одна из таких проблем — индийская система косвенных налогов, которая со времени обретения страной независимости так и не была унифицирована. Индийские штаты имеют право вводить собственные налоги, поэтому товары и услуги, перемещающиеся между ними, многократно облагаются налогами на разных стадиях производства и сбыта, что значительно удорожает цепочку поставок. Правительство Н. Моди предложило заменить все косвенные налоги штатов и федерального центра единым налогом на товары и услуги (GST), ставку которого будет определять Дели. Предполагается, что введение этого налога, которым будет облагаться только добавленная стоимость, позволит устранить проблему каскадного налогообложения и сделать производство в Индии более привлекательным.

Чтобы изменить налоговую систему, правительству потребуется внести поправки в конституцию. Для этого необходимо заручиться поддержкой 2/3 парламентариев и не менее трети индийских штатов. Поправка уже одобрена Локх Сабхой (нижней палатой парламента). Раджья Сабха (верхняя палата) пока не дала окончательного согласия. Но в целом, по заявлению министерства финансов, административно Индия уже готова перейти на новое налогообложение с 1 апреля 2016 г.

Парадокс предложенной им программы преобразований заключается в том, что она принесла положительные плоды, едва новый премьер приступил к ее реализации.

Однако поводов для оптимизма пока мало. Очевидно, что самое сложное для Н. Моди — склонить на свою сторону власти штатов. Промышленно развитые штаты-производители, включая родной для премьера Гуджарат, не заинтересованы в реформе. Согласно действующему законодательству, налог собирается по месту производства, а после вступления в силу поправки он будет собираться по месту продажи, т.е. при продаже товара в другой штат налог будет оседать в бюджете штата-потребителя. Чтобы сделать производителей более сговорчивыми, правительство предложило ввести временный дополнительный налог в размере 1% на торговлю между штатами и перераспределять его в пользу штатов-производителей. Кроме того, из единого налогообложения предлагается изъять такие ходовые товары массового потребления, как алкоголь и табачная продукция. Без подобных уступок одобрить проект поправки будет невозможно. Вместе с тем они ставят под сомнение экономический эффект от реформы, поскольку налоговые барьеры, пусть и незначительные, в торговле между штатами сохранятся.

Земельный вопрос

REUTERS/Anindito Mukherjee
Василий Шикин:
Бюджет несбывшихся надежд

Правительство Н. Моди столкнулось также с тем, что его амбициозные планы по развитию инфраструктуры и промышленности будет трудно реализовать без изменения закона о приобретении земельной собственности.

Текущая редакция предусматривает проведение обязательной оценки социального воздействия при покупке земли и требует для совершения сделки согласия не менее 80% бывших собственников, если речь идет о частном проекте, и не менее 70%, если земля приобретается в рамках государственно-частного партнерства. При этом выплаты денежных компенсаций бывшим собственникам, по закону, превышают рыночную стоимость участка.

Правительство Н. Моди предложило вывести из-под действия текущего законодательства пять групп проектов: военные проекты, сельская инфраструктура, доступное жилье, промышленные коридоры, инфраструктурные объекты.

В декабре 2014 г. кабинет министров, не дожидаясь согласия парламентариев, временно ввел президентским указом (подобная процедура предусмотрена индийской конституцией) изменения в действующее земельное законодательство и внес законопроект на рассмотрение парламента. Локх Сабха, где преобладают депутаты от правящей БДП, утвердила документ, убрав из списка исключений инфраструктурные проекты, которые дают слишком широкий простор для недобросовестного толкования. Однако в Раджья Сабхе преобладающая оппозиция отклонила законопроект как направленный против крестьян.

За год Индия уже превратилась в настоящий клондайк для энергетических компаний со всего мира, а еженедельные тендеры на установку солнечных панелей и ветряков стали нормой.

Так и не получив согласия парламента, кабинет Н. Моди дважды инициировал переиздание указа, вносящего поправки в действующее законодательство. Однако 31 августа 2015 г., когда указ в очередной раз утратил силу, после более чем полугодового противостояния премьер-министр официально объявил, что правительство не будет продлевать его действие в обход парламента, изменит свой подход и сделает законопроект более приемлемым для крестьян.

Очевидно, что кабинет не оставит попыток изменить земельный закон, но отказ от первоначального варианта поправок — это на сегодня самое ощутимое поражение Н. Моди на индийской политической сцене. Закон о приобретении земли занимает центральное место в экономической повестке индийского правительства, и отказ от предложенных поправок грозит срывом всей программы реформ. Реализация вышеуказанных программ, включая «Производи в Индии», создание «умных городов», промышленных коридоров, высокоскоростных железнодорожных магистралей и новых энергетических мощностей, упирается в приобретение земли под эти проекты. Текущая редакция закона в разы повышает стоимость инфраструктурных проектов, отпугивая частных инвесторов или вовсе делая их реализацию невозможной. Неудивительно, что Н. Моди, неоднократно вступая в жаркие споры со своими оппонентами с парламентской трибуны, обвинял противников поправок в том, что они выступают против экономического роста.

Проблема в том, что все вышеперечисленные преобразования носят скорее косметический характер. Их явно недостаточно для устранения фундаментальных проблем.

Что же заставило премьер-министра резко изменить риторику и начать поиск компромиссных решений? Вероятно, не столько сопротивление оппозиции, сколько давление со стороны однопартийцев. Индия вступает в новый политический цикл, и БДП активно готовится к предвыборной гонке в штатах, от исхода которых будет зависеть очень многое. Успех может гарантировать соратникам Н. Моди большинство в верхней палате, а значит, сдвинет законодательные инициативы кабинета министров с мертвой точки. В случае провала политический кризис рискует приобрести вялотекущую форму, и работа парламента будет парализована. Оппозиция обвиняет Н. Моди в лоббировании интересов корпораций, да и среди населения, занятого в сельском хозяйстве, законопроект не пользуется популярностью. А это почти 70% от общего числа избирателей и слишком большое количество голосов, чтобы пренебрегать ими накануне выборов.

Неотработанный аванс

Все реформы, которые действительно могли бы дать новый импульс для экономического рывка, включая пересмотр налоговой системы и изменение порядка приобретения земельной собственности, находятся в подвешенном состоянии. И надежд на то, что Н. Моди удастся сдвинуть ситуацию с мертвой точки, не так много.

За первый год правления индийскому премьер-министру удалось сделать немало, однако запуска программ стимулирования роста и борьбы с бюрократическими проволочками недостаточно для превращения Индии в новую мастерскую мира. Все реформы, которые действительно могли бы дать новый импульс для экономического рывка, включая пересмотр налоговой системы и изменение порядка приобретения земельной собственности, находятся в подвешенном состоянии. И надежд на то, что Н. Моди удастся сдвинуть ситуацию с мертвой точки, не так много.

Одержав победу на выборах в мае 2014 г., БДП завоевала абсолютное большинство в Локх Сабхе, что позволило новому правительству относительно беспрепятственно проводить свои законотворческие инициативы через нижнюю палату. Однако договориться с оппозицией по наиболее принципиальным вопросам в Раджья Сабхе партии власти так и не удалось. Не так много дивидендов действующее правительство смогло извлечь и из сложившейся в мире экономической ситуации. Вопреки ожиданиям, оно не решилось воспользоваться падающими ценами на нефть и сбросить с бюджета бремя топливных субсидий, которые съедают до 0,5% индийского ВВП.

Многообещающими экономическими показателями за первый год пребывания Н. Моди в кресле премьер-министра Индия обязана скорее благоприятным ожиданиям инвесторов. Они смогли по достоинству оценить рвение нового кабинета к кардинальным преобразованиям и выдали ему много авансов. Однако в будущем платить за высокие ожидания одними стремлениями к переменам вряд ли удастся. Эйфория от объявленной программы реформ подходит к концу, и чтобы закрепить достигнутые успехи в следующем году, индийской экономике потребуется уже не косметический ремонт, а капитальная перепланировка.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju