Read in English
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.22)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Иван Щедров

Младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Политические и экспертные сообщества Индии и стран Центральной Азии долго находятся в состоянии неопределенности и предвкушения. За треть века современной истории стороны едва ли смогли переложить записанные на бумаге декларации о «хороших намерениях» и «тесных исторических связях» в практическую плоскость. Двусторонние контакты были спорадичными, а ранние попытки государственных нефтегазовых компаний участвовать в разработке энергетических ресурсов Казахстана, Туркменистана и Узбекистана не отражали уровень интереса всего бизнес-сообщества Индии. Крупные национальные конгломераты, составляющие «ядро» частного сектора экономики, не были заинтересованы в местных рынках. В последние несколько лет, впрочем, ситуация начиняет меняться. Представители индийских фирм совершают регулярные визиты в столицы постсоветских республик, а политические элиты встречаются с партнерами в рамках многосторонних форматов.

Для Нью-Дели создание собственной диалоговой платформы — не столько вопрос имиджа, сколько возможность обозначать экономические и стратегические интересы вне зависимости от позиции других игроков.

За современную историю политика Индии прошла несколько важных этапов. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. регион рассматривался исключительно с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Партия Индийский национальный конгресс (ИНК), находившаяся у власти в 2004–2014 гг., резко трансформировала подход и вывела на первый план экономические императивы. На повестке каждой встречи стояли энергетические потребности быстрорастущей экономики Индии. Подход текущей администрации Индийской народной партии (БДП) на начальном этапе впитал в себя избранные аспекты политики предыдущего правительства, однако впоследствии руководство приняло на вооружение, как его называют некоторые индийские эксперты, «ориентированный на развитие» подход с явной культурно-цивилизационной компонентой.

Характерная черта текущего подхода — расширение культурной повестки и увеличение индийской диаспоры в регионе.

Еще одна характерная черта — акцент на экономических вопросах по главным направлениям:

  1. Запуск цифровых инициатив.
  2. Развитие Международного транспортного коридора «Север — Юг» (МТКСЮ) с подключением иранского порта Чабахар.
  3. Реализация проектов, связанных с разработкой ресурсов.

Произошедшее в последние годы потепление отношений между Москвой и Нью-Дели ставит вопрос о необходимой реакции на активность Индии в географически и исторически близком к нам регионе. Насущной необходимостью представляется реализация трехсторонних проектов (Индия — Россия — страна Центральной Азии) в области разработки ресурсов, развития возобновляемой энергетики и новых технологий.

Политические и экспертные сообщества Индии и стран Центральной Азии долго находятся в состоянии неопределенности и предвкушения. Пятисторонний саммит, который впервые состоялся в начале 2022 г. по случаю 30-летия дипломатических отношений, должен был пройти в 2024 г., но снова перенесен на неопределенный срок. Поступающие из Индии сообщения о дате его проведения теперь указывают на весну 2026 г.

Довольно ординарное в любом другом контексте событие для региональной политики Нью-Дели имеет особое значение. За треть века современной истории стороны едва ли смогли переложить записанные на бумаге декларации о «хороших намерениях» и «тесных исторических связях» в практическую плоскость. Двусторонние контакты были спорадичными, а ранние попытки государственных нефтегазовых компаний участвовать в разработке энергетических ресурсов Казахстана, Туркменистана и Узбекистана не отражали уровень интереса всего бизнес-сообщества Индии. Крупные национальные конгломераты, составляющие «ядро» частного сектора экономики, не были заинтересованы в местных рынках.

В последние несколько лет, впрочем, ситуация начиняет меняться. Представители индийских фирм совершают регулярные визиты в столицы постсоветских республик, а политические элиты встречаются с партнерами в рамках многосторонних форматов. Попробуем определить, как изменилась политика Индии и к чему это приведет.

Повышая политическую устойчивость

Если ранжировать достижения администрации премьер-министра Н. Моди, то в контексте отношений со странами Центральной Азии на первое место следует поставить политическое взаимодействие. За десять лет нахождения у власти Индийская народная партия (БДП, Bharatiya Janata Party) смогла придать этим контактам иные качественные и количественные характеристики. В 2015 г., всего через год после избрания на свой первый срок, Моди совершил «исторический» визит в столицы региональных республик, а страна начала процесс вступления в ШОС в качестве полноправного члена. В Индии считали, что эти события позволят разрушить стеклянный потолок и помогут выбраться из изоляции на евразийском направлении — особо важная задача в условиях увеличения политико-экономической активности Поднебесной.

Однако планам политического руководства суждено было сбыться далеко не сразу. Долгое время продвигаемые модели взаимодействия не приводили к дипломатическим «прорывам». В ШОС, например, несмотря на совместное участие в Региональной антитеррористической структуре (РАТС), вопросы суверенитета и противодействия терроризму стали камнем преткновения в отношениях с Пекином и Исламабадом. Дефицит доверия сказался на характере дипломатического маневрирования: несколько лет подряд высшее руководство Индии предпочитало дистанцироваться от деятельности объединения, что сильно контрастирует с подходом Исламабада, публично придающего организации важное значение. Решение провести председательство в 2023 г. в онлайн формате и отказ участвовать в саммите в Астане в 2024 г. вызвали вопросы со стороны местной общественности, на которые, однако, вразумительного ответа так и не последовало [1].

Потепление отношений на саммите в Тяньцзине в 2025 г., куда Моди приехал лично, вселяет определенный оптимизм относительно развития индийско-китайских связей. Хотя о сломе тренда говорить пока преждевременно. Отказ министра обороны Индии Р. Сингха подписать совместное заявление, в тексте которого отсутствовало какое-либо упоминание произошедшего в апреле теракта в Пахалгаме, говорит о хроническом характере нерешенных проблем.

В то же время можно констатировать, что в последнее время позиция Нью-Дели стала более фактурной. Например, 18 ноября 2025 г. глава МИД Индии С. Джайшанкар подчеркнул, что организация должна «адаптироваться к глобальному ландшафту» и «реформировать свои методы работы». Такую позицию следует рассматривать с учетом изменения дипломатического подхода на Евразийском пространстве в целом и в Центральной Азии в частности.

Раньше Индия осуществляла взаимодействие с пятью постсоветскими республиками исключительно на двусторонней основе, а позиция к каждой стране вырабатывалась отдельно. Отношения с Таджикистаном носили политико-стратегический, с Казахстаном и Туркменистаном — энергетический, а с Киргизией — гуманитарный характер.

В последние годы очевиден переход к общерегиональному треку: Нью-Дели выводит на авансцену собственную повестку развития, формируя её на новой институциональной основе. С 2019 г. по линии МИД функционирует Диалог «Индия — Центральная Азия», с 2020 г. происходят встречи на уровне бизнес-сообщества в рамках делового совета, а с 2022 г. — на уровне глав государств, советов по национальной безопасности и министерств культуры.

Для Нью-Дели создание собственной диалоговой платформы — не столько вопрос имиджа, сколько возможность обозначать экономические и стратегические интересы вне зависимости от позиции других игроков.

Закон перехода количества в качество

За современную историю политика Индии прошла несколько важных этапов. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. регион рассматривался исключительно с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Он представлял собой площадку для политико-стратегического противостояния с Пакистаном, а также пространство для сдерживания исламского радикализма, исходящего с территории Афганистана. Партия Индийский национальный конгресс (ИНК), находившаяся у власти в 2004–2014 гг., резко трансформировала подход и вывела на первый план экономические императивы. На повестке каждой встречи стояли энергетические потребности быстрорастущей экономики Индии. Поэтому стимул получили отношения с Казахстаном.

Подход текущей администрации Индийской народной партии (БДП) отличается. На начальном этапе он впитал в себя избранные аспекты политики предыдущего правительства, однако впоследствии руководство приняло на вооружение, как его называют некоторые индийские эксперты, «ориентированный на развитие» подход с явной культурно-цивилизационной компонентой. В этом русле стоит рассматривать и сообщения об уходе Индии с территории её главного военно-стратегического ресурса — авиабазы Айни в Таджикистане, где Нью-Дели в разное время занимался реконструкцией инфраструктуры и обучением местных специалистов.

Характерная черта текущего подхода — расширение культурной повестки и увеличение индийской диаспоры в регионе, которая сегодня составляет около 50 тыс. человек [2]. Рост количества индийцев, приезжающих на учебу или на заработки, обусловлен упрощением визового режима и развитием авиасообщения. Нельзя не учитывать и влияние СВО: Украина перестала быть направлением для обучения в медицинских вузах, поэтому индийских студентов стали больше интересовать другие направления на постсоветском пространстве.

Еще одна характерная черта — акцент на экономических вопросах по главным направлениям:

  1. Запуск цифровых инициатив. За счет цифровизации правительство стремится упростить нахождение индийских граждан в Центральной Азии. Поэтому звучат предложения распространить систему Единый платежный интерфейс (Unified Payments Interface, UPI), которая позволяет моментально переводить деньги на банковский счёт без раскрытия реквизитов, а также сервиса DigiLocker, упрощающего хранение документов. Озвучиваются предложения в области искусственного интеллекта и новых технологий, однако о реализации конкретных проектов речь пока не идет.
  2. Развитие Международного транспортного коридора «Север — Юг» (МТКСЮ) с подключением иранского порта Чабахар. Более пристальное обсуждение проектов в транспортно-логистической сфере в Нью-Дели воспринимают в качестве стратегических. Реализация МТКСЮ поможет избавиться от дисбаланса в межрегиональной торговле, которая не превышает 2 млрд долл. Весомая часть товарного экспорта Индии приходится на капиталоемкие товары, транспортировка которых осуществляется по воздуху.
  3. Реализация проектов, связанных с разработкой ресурсов. Заслуживает внимание созданный в сентябре 2024 г. Форум по редкоземельным элементам (India-Central Asia Rare Earth Forum). Событие приурочено к подписанию соглашения о строительстве индийско-казахстанского предприятия по производству титана на территории Индии. Однако главным направлением инициативы все же видится именно регион Центральной Азии. Политическое руководство в Нью-Дели стремится снизить ресурсную зависимость от Китая в области критически важных полезных ископаемых. Для достижения этой цели в 2025 г. страна запустила Национальную миссию по критическим минералам (National Critical Minerals Mission). Ее целью значится поощрение инвестиций в разработку полезных ископаемых за счёт стимулирования государственно-частного партнёрства.

Что это значит для России

Алексей Чихачев, Александр Сабанцев:
МТК «Север — Юг»: через тернии к звездам?

Произошедшее в последние годы потепление отношений между Москвой и Нью-Дели ставит вопрос о необходимой реакции на активность Индии в географически и исторически близком к нам регионе. Отметим, что несмотря на различия в оценках действий Москвы, местное экспертное сообщество всегда рассматривало сотрудничество с Россией в качестве одной из немногих возможностей увеличить положение Индии в Центральной Азии. Однако за 30 лет до реализации конкретных проектов так и не дошло. Одна из причин — некоторое недоверие в середине 2000-х гг., вызванное сближением Нью-Дели и Вашингтона.

Новое время диктует иные задачи. Насущной необходимостью представляется реализация трехсторонних проектов (Индия — Россия — страна Центральной Азии) в области разработки ресурсов, развития возобновляемой энергетики и новых технологий. Инициативы дадут дополнительный импульс проекту МТКСЮ, так как увеличат внутренние стимулы для расширения капиталовложений в развитие транспортной инфраструктуры. В отсутствие существенных коммерческих интересов создание Евразийской транспортной хорды представляется труднодостижимым: для Индии участие в любых зарубежных проектах должно отвечать целям развития национальной экономики и повышения благосостояния граждан. На текущий момент уровень индийско-российской сухопутной торговли не позволяет обеспечивать эти потребности.

1. Решение не проводить заседание ШОС в Нью-Дели в очном формате в 2023 г. объяснялось ковидными ограничениями, а отказ от присутствия на встрече в Астане – необходимостью участвовать в первой сессии Нижней палаты парламента (Лок Сабха), которая, впрочем, завершилась за день до начала саммита. В 2019 г. настолько же плотный график не помешал премьер-министру посетить заседание ШОС в Бишкеке.

2. Согласно данным отчетов МИД Индии.


(Голосов: 9, Рейтинг: 4.22)
 (9 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju