Read in English
Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.29)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Куприянов

К.и.н., руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Индия имеет устойчивую и заслуженную репутацию одного из лидеров мировой IT-индустрии. Тем удивительнее, что до недавних пор индийские власти сравнительно мало внимания уделяли как внедрению кибертехнологий в систему управления, так и использованию их для противостояния киберугрозам со стороны хакеров, действующих по личным, экономическим и политическим мотивам.

Такое положение дел было вызвано рядом причин. Прежде всего — тем, что индийское руководство недооценивало размах противостояния в киберпространстве, полагая, что другие великие державы ограничиваются в лучшем случае незначительными по масштабу операциями по сбору информации.

Первые серьезные попытки Индии дать ответ на вызовы в сфере кибербезопасности можно датировать 2012 годом. На Мюнхенской конференции по безопасности индийские специалисты заявили, что ведут работы над созданием собственных микропроцессоров и планируют сокращение импорта программного обеспечения в военной области, спонсируя вместо этого собственные разработки. Кроме того, в том же году было предложено создать центр командования и контроля для мониторинга критической инфраструктуры и ликвидации брешей в киберзащите.

К настоящему моменту индийское руководство осознало возможные угрозы и развивает необходимые средства реагирования с учетом реалий кибервойн, которые ведутся без учета существующих границ и действия в которых не регулируется существующими пактами и договорами и позволяет государствам скрыть свою причастность к кибератаке на другое государство. Индийские власти уделяют все больше внимания проведению оборонительных и наступательных операций в киберпространстве, при этом стремясь снизить зависимость от инструментов зарубежной разработки, отдавая предпочтение перспективным продуктам отечественного производства.

В настоящий момент ключевыми противниками Индии в киберпространстве являются Пакистан и Китай. Неоднозначно складываются отношения с США. С одной стороны, Вашингтон публично именует Индию ключевым партнером в регионе Индийского океана; с другой — американские спецслужбы продолжают проводить кибероперации, угрожающие национальной безопасности Индии.

Россия — одна из немногих великих держав, имеющая интересы в регионе и не проводящая кибероперации против Индии. Это связано прежде всего с отсутствием конфликта интересов между странами и общей заинтересованностью России в налаживании сотрудничества со странами Евразии для формирования единого торгового пространства. Таким образом, сейчас для России представляется благоприятная возможность укрепить взаимодействие с Индией в этой сфере и заключить с ней пакт о ненападении в киберпространстве, а в перспективе и далее координировать с Нью-Дели усилия в этой сфере.

Индия имеет устойчивую и заслуженную репутацию одного из лидеров мировой IT-индустрии. Тем удивительнее, что до недавних пор индийские власти сравнительно мало внимания уделяли как внедрению кибертехнологий в систему управления, так и использованию их для противостояния киберугрозам со стороны хакеров, действующих по личным, экономическим и политическим мотивам.

Павел Карасев:
Кибербои без правил

Кибервойна спустя рукава

Такое положение дел было вызвано рядом причин. Прежде всего — тем, что индийское руководство недооценивало размах противостояния в киберпространстве, полагая, что другие великие державы ограничиваются в лучшем случае незначительными по масштабу операциями по сбору информации.

Серьезные трудности возникали в силу специфики самой индийской системы управления, отличительной особенностью которой до сих пор остается крайняя бюрократизированность и инертность в областях, которые не считаются приоритетными. Если в сферах, представляющих особый интерес, индийский бюрократический аппарат проявляет свои лучшие качества, обеспечивая быструю концентрацию ресурсов, мобилизацию и мотивацию персонала, минимизацию издержек и высокий уровень контроля, что позволяет с минимальными затратами добиваться выдающихся успехов (характерным примером является индийская космическая программа), то в областях, считающихся второстепенными, наблюдаются хронические проблемы.

Поскольку обеспечение кибербезопасности до недавнего времени не входило в число приоритетов индийского государства, то, как правило, профильные отделы в правительственных ведомствах и государственных организациях, а также в частных фирмах комплектовались по остаточному принципу. Так как работа в этой сфере не считалась важной или почетной, то сотрудникам, работающим в сфере IT-защиты, платили сравнительно мало, а их статус внутри организации был ниже статуса сотрудников, занятых в других отделах. В результате на эти должности нанимались люди, не обладающие достаточной квалификацией и слабо мотивированные. Негативную роль сыграла и система позитивной дискриминации низших каст, в результате чего отделы кибербезопасности стали местом, куда направлялись принятые по квотам сотрудники без необходимых навыков.

Как следствие, многие ведомства отдавали вопросы кибербезопасности на аутсорс, привлекая к их решению специализированные организации. В связи с нехваткой соответствующих организаций в Индии привлекались и зарубежные организации, в частности американские, что по понятным причинам не способствовало укреплению киберзащиты. Поскольку главными противниками Индии на киберфронте традиционно считались Пакистан и Китай, подобное положение дел воспринималось как приемлемое.

Лишь 8% индийских IT-менеджеров считают своих сотрудников достаточно компетентными для того, чтобы бороться с угрозами в сфере кибербезопасности.

Американский вызов

Первые серьезные попытки Индии дать ответ на вызовы в сфере кибербезопасности можно датировать 2012 годом. На Мюнхенской конференции по безопасности индийские специалисты заявили, что ведут работы над созданием собственных микропроцессоров и планируют сокращение импорта программного обеспечения в военной области, спонсируя вместо этого собственные разработки (в настоящий момент доля импортного военного ПО составляет в Индии около 70%). Кроме того, в том же году было предложено создать центр командования и контроля для мониторинга критической инфраструктуры и ликвидации брешей в киберзащите.

В следующем году ситуация начала существенно меняться. Необходимый толчок дали действия США, которые до того неоднократно заявляли о стремлении сотрудничать с Индией в сфере кибербезопасности. После того, как Эдвард Сноуден в 2013 г. опубликовал документы, свидетельствовавшие о том, что спецслужбы США ведут слежку за иностранными гражданами по всему миру, политики в Нью-Дели с изумлением обнаружили, что американские спецслужбы ведут кибервойну не только против вероятных противников, но и против стран, которых они считают союзниками или, во всяком случае, дружественными державами — включая Индию, в отношении которой АНБ проводит кибероперации с целью выявить основные стратегические и коммерческие интересы страны. В результате поднявшейся волны общественного возмущения была спешно принята «Национальная политика в области кибербезопасности», подготовленная Департаментом электроники и информационных технологий. В ней было дано определение киберпространства и сформулирована итоговая цель: защитить личную информацию граждан Индии, финансовую и банковскую информацию и данные, имеющие значение для государственного управления и безопасности, от кражи и кибератак. Для этого требовалось создать защищенную киберэкосистему в стране, добиться надежности работы ИТ-систем и их полномасштабного внедрения во все сектора экономики, что, в свою очередь, требовало создать постоянно работающий механизм, который бы позволил оценивать угрозы и риски кибербезопасности и обеспечивать адекватную реакцию. Для того, чтобы удовлетворить спрос на необходимые кадры, планировалось подготовить 500 тысяч профессионалов в течение последующих 5 лет.

Этого, однако, так и не произошло. Частично из-за того, что год спустя Индийский национальный конгресс проиграл выборы, правительство Манмохана Сингха ушло в отставку и новое правительство Нарендры Моди сосредоточилось на решении внутриэкономических задач; частично из-за отсутствия механизмов реализации программы и явной ее нереализуемости в кратчайшие сроки.

К настоящему моменту в целом ситуация не изменилась. Сети как государственных, так и коммерческих организаций чрезвычайно уязвимы; отсутствуют DLP-системы; пользователи и сами администраторы зачастую отключают файрвол и антивирус. Обычным делом является ситуация, когда сотрудники IT-отделов отсутствуют на рабочих местах, при этом двери в рабочие помещения открыты. Показательно, что лишь 8% индийских IT-менеджеров считают своих сотрудников достаточно компетентными для того, чтобы бороться с угрозами в сфере кибербезопасности. В целом на борьбу с киберугрозами индийские IT-специалисты в профильных отделах тратят около трети всего рабочего времени, но результаты по-прежнему достаточно скромные в силу недостатка средств, нехватки квалифицированного персонала и отсутствия современных технологий. Около 81% руководителей индийских IT-отделов полагают, что суммы, выделяемые их организациями на борьбу с киберугрозами, недостаточны.

В области кибернападений ситуация несколько более оптимистичная. Почти все индийские спецслужбы, включая внешнюю разведку и организации внутренней безопасности, МВД, аппарат советника по безопасности, военную разведку, имеют в своем составе отделы, занимающиеся кибероперациями. Сложно судить об их эффективности; однако известно, что они сталкиваются с теми же проблемами в сфере обеспечения кибербезопасности, что и другие госструктуры. Более того, высокопоставленные индийские чиновники в целом с недоверием относятся к новым компьютерным технологиям, включая работы над искусственным интеллектом. В мае 2018 г. председатель Организации оборонных исследований и разработок (Defence Research and Development Organisation, DRDO) С. Кристофер заявил, что необходимо соблюдать особую осторожность при разработке технологий ИИ, так как «лекарство может оказаться опаснее болезни».

Александр Зинченко, Анастасия Толстухина:
Мир или война в киберпространстве?

Индийская защита

В июле 2018 года было объявлено о начале формирования военного агентства по вопросам кибернетической безопасности, которое должно будет работать в тесном контакте с аппаратом национального советника по безопасности (этот пост был учрежден в 2015 г.) Планируется, что в составе агентства будут проходить службу более тысячи экспертов, которые обеспечат кибербезопасность армии, ВМС и ВВС страны, а также будут проводить наступательные операции в киберпространстве. В будущем эта структура должна превратиться в полноценное киберкомандование.

Свежесозданная структура получила название Оборонное киберагентство (Defence Cyber Agency, DCA). Ее руководителем был назначен контр-адмирал Мохит Гупта. В настоящий момент он и его аппарат заняты разработкой доктрины киберопераций. Пока сложно сказать, насколько эффективной окажется работа DCA с учетом традиционной автономии ВВС, ВМС и армии, которые неохотно делятся друг с другом оперативной информацией, а также сложностями с разработкой собственного программного обеспечения. Предыдущая попытка внедрить специализированную операционную систему Bharat Operating System Solutions (BOSS), разработанную Центром развития передовых вычислений, окончилась неудачей — индийские военные вынуждены были вернуться к использованию Windows.

В отсутствие необходимых продуктов у государственных разработчиков индийским властям придется обратиться к частным фирмам. Еще в 2018 г. Центральные резервные полицейские силы (CRPF) и Пограничная служба (BSF) подписали контракт со стартапом Innefu, штаб-квартира которого расположена в Нью-Дели. Перед этим продукция компании прошла своеобразный тест: ей были переданы около 1,5 тыс. документов, включая социальные профили участников протестов и посты о планируемых акциях. На основе этих данных Innefu удалось проследить связи протестующих и определить характер их взаимодействия, а также дать прогноз о возможных акциях в ближайшее время.

В настоящий момент Innefu предлагает полный набор готовых решений под названием Prophecy. Он состоит из нескольких инструментов, позволяющих анализировать большие массивы информации, мониторить социальные сети, идентифицировать людей по лицам, в том числе в режиме реального времени.

Таким образом, индийские разработчики создали продукт, который можно использовать в разведывательных и контрразведывательных целях для анализа огромных массивов информации. Он уже прошел проверку: по данным индийской прессы, полиции удалось с его помощью предупредить несколько акций протеста на основании анализа активности отдельных лиц в соцсетях, а также найти около 3 тысяч потерявшихся детей в Нью-Дели. К 2020 году планируется завершить разработку новой стратегии по кибербезопасности, которая должна обеспечить защиту важных данных в условиях внедрения формата связи 5G, который, по мнению национального координатора по кибербезопасности генерал-лейтенанта Раджеша Панта, полностью изменит положение вещей в этой сфере.

Война на три фронта

Таким образом, к настоящему моменту индийское руководство осознало возможные угрозы и развивает необходимые средства реагирования с учетом реалий кибервойн, которые ведутся без учета существующих границ и действия в которых не регулируется существующими пактами и договорами и позволяет государствам скрыть свою причастность к кибератаке на другое государство. Индийские власти уделяют все больше внимания проведению оборонительных и наступательных операций в киберпространстве, при этом стремясь снизить зависимость от инструментов зарубежной разработки, отдавая предпочтение перспективным продуктам отечественного производства.

В настоящий момент ключевыми противниками Индии в киберпространстве являются Пакистан, Китай и США. Возможности Пакистана вести кибервойну достаточно ограничены: как правило, пакистанские спецслужбы либо организуют взлом сайтов индийских ведомств и связанных с государством компаний (подобные операции наносят сравнительно малый ущерб), либо через интернет вербуют действующих сотрудников индийских силовых структур под видом девушек, желающих познакомиться с молодыми офицерами.

Китай проводит в отношении Индии полномасштабные кибероперации, которые приобрели такой размах, что характеризуются отдельными аналитиками как полномасштабная кибервойна.

Китай проводит в отношении Индии полномасштабные кибероперации, которые приобрели такой размах, что характеризуются отдельными аналитиками как полномасштабная кибервойна. Она приобретает разные формы — от взлома индийских сетей до содержания на китайских серверах сайтов различных повстанческих групп; тем не менее, масштабные кибероперации не мешают Пекину и Нью-Дели укреплять отношения в политической и военной сфере.

Неоднозначно складываются отношения с США. С одной стороны, Вашингтон публично именует Индию ключевым партнером в регионе Индийского океана; с другой — американские спецслужбы продолжают проводить кибероперации, угрожающие национальной безопасности Индии.

Россия — одна из немногих великих держав, имеющая интересы в регионе и не проводящая кибероперации против Индии. Это связано прежде всего с отсутствием конфликта интересов между странами и общей заинтересованностью России в налаживании сотрудничества со странами Евразии для формирования единого торгового пространства. Таким образом, сейчас для России представляется благоприятная возможность укрепить взаимодействие с Индией в этой сфере и заключить с ней пакт о ненападении в киберпространстве, а в перспективе и далее координировать с Нью-Дели усилия в этой сфере.

(Голосов: 14, Рейтинг: 4.29)
 (14 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju